Свойства полезных ископаемых и металлических предметов старшая группа
Оксана Геннадьевна Гольская
Конспект НОД в старшей группе «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Беседа о Дне космонавтики»
Автор – составитель: Трухина Татьяна Алексеевна
студентка III курса,
специальность 44.02.01. Дошкольное образование
Руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна
Программные задачи: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов; формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла; быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции.
Материалы и оборудование: фотографии космоса и космических кораблей; обручи; магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о дне космонавтики, высказывают свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; активно участвует в подвижной игре.
Методические приемы:
1. Вводная часть.
1.1. Загадывание воспитателем загадки о Винтике и Шпунтике.
1.2. Создание игровой ситуации (Дети на волшебной площадке).
2. Основная часть.
2.1. Рассматривание полезных ископаемых на раздаточных столах.
2.2. Рассматривание песка/глины.
А. Какой песок? Назовите свойства песка.
Б. Сравнение песка с глиной.
2.3. Экспериментальная деятельность детей (глина не рассыпается, песок рассыпается)
2.4. Экспериментальная деятельность детей
А. Песок пропускает воду, глина – нет.
Б. Используется в обиходе полезных ископаемых.
В. Сравнение мела и угля.
Г. Где используется мел в повседневной жизни.
2.5. Экспериментальная деятельность детей.
А. Магнит притягивает металлическую пластину, а камни – нет.
Б. Словарная работа: металл, металлический, металлурги, металлолом, металлургический.
В. Подбор детьми слов, определяющих свойства «металла».
2.6. Экспериментальная деятельность детей.
А. Металл тонет, а дерево – нет.
Б. Рассказ воспитателя, что делается из металла.
В. Дидактическое упражнение «Выбери нужную картинку».
2.7. Исполнение детьми песни «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Коновой).
2.8. Беседа о Дне космонавтики.
А. Вопросы.
– Какого числа отмечается День космонавтики?
– Кто впервые совершил веток вокруг земного шара?
Б. Рассматривание иллюстрации.
2.9. Физкультминутка «»
3. Заключительная часть.
3.1. Подвижная игра «Космонавты»
3.2. Рефлексия.
Ход:
В: Сядьте красиво, как я. Я хочу поговорить с вами на интересную тему. А для начала отгадайте загадку:
Прокатиться они решили
С ветерком в автомобиле.
Правду в сказке вам сказали:
Сами они его создали!
Ведь такого нет нигде!
Ездит он на газводе,
И сироп в нем вместо смазки.
Кто такие, из какой они сказки?
Д: Винтик и Шпунтик из сказки о Незнайке.
В: Правильно, молодцы.
В: Сегодня мы с вами находимся на волшебной площадке, которая, как мановению волшебной палочки превратиться в мастерскую Винтиков и Шпунтиков, умело решающих разные трудности.
В: А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом – полезные ископаемые.
В: Найдите песок; глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.
Д: Песок – сыплется, не лепится. А глина – сыплется, лепится. Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
В: Молодцы.
В: Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а глина – частично.
В: А теперь берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина – нет.
В: А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки, в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод: вода свободно проходит через песок, а глина не пропускает. Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Д: В строительстве.
В: Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла (Белый). Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
В: Теперь сравните мел и уголь. Какой мел? Какой уголь?
Д: Мел – белый. Уголь – черный.
В: Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь – горит и тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном хозяйстве как топливо.
В: Рассмотрим ее один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни – нет.
Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлолом – металлургический.
Назовите свойства металла?
Д: Твердый, не ломается, тонет, плавится.
В: Молодцы. Много свойств металла знаете.
Д: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и бросаем в воду. Металл – тонет.
Сравните металл с деревом.
Д: Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит. Металл – твердый, тонет, не горит, плавится.
В: Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
А сейчас посмотрите на карточки у вас на столах; на них изображены различные предметы. Отберите предметы из металла. Назовите металлические предметы.
Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы.
В: Сейчас, давайте, немного отдохнем и прослушаем песню «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Кононовой).
Понравилась песня?
Д: Да, очень красивая.
В: А сейчас Винтик и Шпунтик расскажут нам о Дне космонавтики.
12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, более известный и почитаемый жителями бывшего СССР как просто – День космонавтики.
В этот день, 12 апреля, 1961 году гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Он совершил один виток вокруг земного шара, продолжавшийся 108 минут.
Яркие успехи отечественной космонавтики – это результат самоотверженного труда многих тысяч людей, десятков трудовых коллективов, которые делали и делают все, от них зависящее, во имя прогресса космической отрасли.
В: Сейчас проиграем в игру «Космонавты» (по краям площадки раскладываю обручи – ракеты. Играющих на несколько больше, чем ракет).
Встаем в круг и беремся за руки. Идем по кругу и проговариваем слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре поворачиваются спиной друг к другу, плотно прижимавшись спинами и затылками, принимают красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов.
В: Отлично поиграли. Какое задание понравилось вам на занятии?
Д: Опыты, в которых определяли свойства. Игра «Космонавты».
В: Винтик и Шпунтик желают вам спехов.
Анна Борисова
Конспект НОД «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Опытно-экспериментальная деятельность»
Цели: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических
предметов; формировать стремление к самостоятельности в поиске способов
и средств воплощения двигательного замысла; быстроту и ловкость
ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции.
Материалы и оборудование: фотографии космоса и космических
кораблей; обручи; магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь,
песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Ход:
Воспитатель: Сядьте красиво, как я. Я хочу поговорить с вами на интересную тему. А для начала отгадайте загадку:
Прокатиться они решили
С ветерком в автомобиле.
Правду в сказке вам сказали:
Сами они его создали!
Ведь такого нет нигде!
Ездит он на газ воде,
И сироп в нем вместо смазки.
Кто такие, из какой они сказки?
Дети: Винтик и Шпунтик из сказки о Незнайке.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель:Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты как настоящие
механики Винтик и Шпунтик, которые умело решают разные трудности.
Воспитатель: А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих
столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом –
полезные ископаемые.
Воспитатель:Найдите песок; глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.
Дети:Песок – сыплется, не лепится. А глина – сыплется, лепится. Мокрый
песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из
глины сохранил форму. Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а глина – частично.
Воспитатель: А теперь берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина.
Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок
оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно.
Песок пропускает воду, глина – нет.
Воспитатель: А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки,
в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан, наливаем воду и
наблюдаем. Делаем вывод: вода свободно проходит через песок, а глина не
пропускает. Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Дети: В строительстве.
Воспитатель:Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла (Белый). Из глины
изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
Воспитатель: Теперь посмотрите у вас на столах лежит мел и уголь, сравните их.
Какой мел? Какой уголь?
Дети: Мел – белый. Уголь – черный.
Воспитатель:Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь – горит и
тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном
хозяйстве как топливо.
Воспитатель: Рассмотрим ее один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а
простые камни – нет.
Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл –
металлический – металлурги – металлолом – металлургический.
Назовите свойства металла?
Дети:Твердый, не ломается, тонет, плавится.
Воспитатель:Молодцы. Много свойств металла знаете.
Дети: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и
бросаем в воду. Металл – тонет.
Сравните металл с деревом.
Дети:Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит. Металл – твердый, тонет, не
горит, плавится.
Воспитатель:Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от
обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
А сейчас посмотрите на карточки у вас на столах; на них изображены
различные предметы. Отберите предметы из металла. Назовите
металлические предметы.
Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены
металлические предметы.
Воспитатель: Сейчас, давайте, немного отдохнем и прослушаем песню «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Кононовой).
Понравилась песня?
Дети: Да, очень красивая.
Воспитатель: А сейчас Винтик и Шпунтик расскажут нам о Дне космонавтики.
12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, более
известный и почитаемый жителями бывшего СССР как просто – День
космонавтики.
В этот день, 12 апреля, 1961 году гражданин СССР майор Юрий
Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире
совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых
космических полетов. Он совершил один виток вокруг земного шара,
продолжавшийся 108 минут. Яркие успехи отечественной космонавтики – это результат
самоотверженного труда многих тысяч людей, десятков трудовых
коллективов, которые делали и делают все, от них зависящее, во имя
прогресса космической отрасли.
Воспитатель:Сейчас проиграем в игру «Космонавты» (по краям площадки
раскладываю обручи – ракеты. Играющих на несколько больше, чем ракет).
Встаем в круг и беремся за руки. Идем по кругу и проговариваем слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре
поворачиваются спиной друг к другу, плотно прижимавшись спинами и
затылками, принимают красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие
выбирают самые красивые парные позы космонавтов.
Воспитатель:Отлично поиграли. Какое задание понравилось вам на занятии?
Дети: Опыты, в которых определяли свойства.
Воспитатель: Винтик и Шпунтик желают вам спехов.
Конспект НОД в старшей группе «Свойства
полезных ископаемых и металлических предметов »
Цели: познакомить со свойствами полезных
ископаемых и металлических предметов; сравнить, чем они отличаются. Продолжать
знакомить с богатством родного края.
Планируемые результаты: проявляет
любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: магнит, кусок породы
железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите кто такие
геологи?
Дети: Геологи — это люди, занимающееся
изучением и поиском полезных ископаемых.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня
будем геологами и будем изучать свойства полезных ископаемых.
В.: А сейчас давайте присядем за свои столы.
Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды,
а одним словом – полезные ископаемые.
В.: Найдите песок; глину. А теперь сравните
эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства
песка, глины.
Д.: Песок – сыплется, не лепится. А глина –
сыплется, лепится. Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина
сохраняет форму.
В.: Молодцы.
В.: Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок
и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и
рассыпался, а из глины сохранил форму. Если рассмотрим через лупу, песок
состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а
глина – частично.
В.: А теперь берем 2 стакана, в одном – песок,
а в другом – глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем
вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на
дно. Песок пропускает воду, глина – нет.
В.: А сейчас попробуем провести 3 опыт, в
котором мы возьмем 2 воронки, в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан,
наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод: вода свободно проходит через песок, а
глина не пропускает. Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Д.: В строительстве. В.: Правильно. А именно.
Песок для изготовления стекла (Белый). Из глины изготавливают: кирпичи,
черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
В.: Теперь сравните мел и уголь. Какой мел?
Какой уголь?
Д.: Мел – белый. Уголь – черный.
В.: Правильно. Мелом также можно писать и он
сыплется. А уголь – горит и тоже сыплется. Мел используют в строительстве,
уголь – в народном хозяйстве как топливо.
В.: Рассмотрим ее один опыт, возьмем магнит, и
определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе
металлическую пластину, а простые камни – нет. Давайте к слову «металл»
подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлолом –
металлургический. Назовите свойства металла?
Д.: Твердый, не ломается, тонет, плавится.
В.: Молодцы. Много свойств металла знаете.
Д.: Рассмотрим последний опыт. Берем
металлическую пластинку и бросаем в воду. Металл – тонет. Сравните металл с
деревом.
Д.: Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит.
Металл – твердый, тонет, не горит, плавится.
В.: Что изготавливают из металла? Из металла
делают очень многое – от обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
В.: Ребята, наше занятие подошло концу,
давайте подведем итоги. Что такое полезные ископаемые? Назовите их (уголь, мел,
глина, песок.). Какие мы с вами провели опыты?
Ответы детей.
Цели: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов; сравнить, чем они отличаются. Продолжать знакомить с богатством родного края.
Планируемые результаты: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: магнит, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите кто такие геологи?
Дети: Геологи — это люди, занимающееся изучением и поиском полезных ископаемых.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня будем геологами и будем изучать свойства полезных ископаемых.
В.: А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом – полезные ископаемые.
В.: Найдите песок; глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.
Д.: Песок – сыплется, не лепится. А глина – сыплется, лепится. Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
В.: Молодцы.
В.: Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму. Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а глина – частично.
В.: А теперь берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина – нет.
В.: А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки, в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод: вода свободно проходит через песок, а глина не пропускает. Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Д.: В строительстве. В.: Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла (Белый). Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
В.: Теперь сравните мел и уголь. Какой мел? Какой уголь?
Д.: Мел – белый. Уголь – черный.
В.: Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь – горит и тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном хозяйстве как топливо.
В.: Рассмотрим ее один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни – нет. Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлолом – металлургический. Назовите свойства металла?
Д.: Твердый, не ломается, тонет, плавится.
В.: Молодцы. Много свойств металла знаете.
Д.: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и бросаем в воду. Металл – тонет. Сравните металл с деревом.
Д.: Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит. Металл – твердый, тонет, не горит, плавится.
В.: Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
В.: Ребята, наше занятие подошло концу, давайте подведем итоги. Что такое полезные ископаемые? Назовите их (уголь, мел, глина, песок.). Какие мы с вами провели опыты?
Ответы детей.
Документы для скачивания:
42341_Konspekt NOD v starshey gruppe «Svoystva poleznyh iskopaemyh i metallicheskih predmetov ».doc
Формат: .doc