Сочинение на тему почему полезно читать стихи

Зачем читать стихи?

А зачем вообще читать стихи?

Тем более изучать их в школе?

С художественной прозой всё более или менее понятно. То, о чём мы читаем в романах, сопереживая героям, наполняет наш эмоциональный мир. Мы переживаем то, что не можем (а часто и не хотелось бы) пережить в жизни.

Как это у Стругацких в повести «Гадкие лебеди»: «машина эмоций, средство возбуждения фантазии, удовлетворенные потребности в сопереживании». Всё это нам дают романы и повести, вроде и стихи то же самое, но как-то по-особому …

Самое большое отличие чтения краткого стихотворения (о поэмах и романах в стихах пока говорить не будем) от большой книги прозы в том, что в стихотворение нужно «нырнуть» сразу. Моментально погрузиться в эмоциональный мир, передаваемый автором. То ли дело в прозе – это можно сделать не спеша, к середине книги. Но разговор о том, как помочь погрузиться читателю в стихотворение – это отдельно.

Передача же этого эмоционального мира в стихотворении идёт через поэтические текстовые приёмы, общее их название тропы, среди которых выделяют:

· метафоры (передача восприятия автором своих ощущений от одного явления или предмета через свойства других);

· метонимии (названия одним предметом свойств других примерно схожих по каким-либо особенностям);

· синекдохи (перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот);

· эпитеты (художественные эмоциональные определения);

· аллегории (передача общих свойств, абстрактных понятий через конкретный образ, его свойства, действия);

· гиперболы (преувеличения);

· литоты (преуменьшения);

· олицетворения (название человеческими признаками неодушевлённых предметов);

· перифразы (непрямое, художественное описание чего-либо, позволяющее угадать его по косвенным признакам) и прочие.

Конечно, всё это есть и в прозе, но(!) в поэзии, потому она и поэзия, поэтические формы речи стоят плотно, переходят одна в другую. Кроме того, усилены и связаны звуко-семантическими структурами. Не пугайтесь, это несложно. Семантика – это наука об образовании смысла в языке, значит звуко-семантика – это процесс образования смысла в звуке. Это как? Спросят некоторые. Без обозначения звуковым знаком, т.е. словом, чего-либо конкретного? Например, смысл слова «стол» – это обозначение предмета мебели, а словосочетания «дубовый стол» – это обозначение качества этого предмета. Прямо скажем, хорошего качества.

Но звук может обладать смыслом и без обозначения чего-либо. Не верите?

А мажорную от минорной музыки отличите? А это и есть самый общий смысл: мажор или минор.

В поэзии музыкальных тактов нет, но –

· есть ритмика слогов (чередование ударных и безударных в строчке);

· есть ассонансы (созвучие гласных букв в словах);

· есть аллитерации (созвучия согласных);

· и наконец, есть рифма (их сочетание).

И даже если автор отошёл от классической формы стихосложения, часто в тексте мы всё же можем найти буквенную музыку ассонансов и аллитераций, т.е. звуко-семантику. Хотя в тех же верлибрах это сделать бывает сложно.

Мы и в бытовой речи применяем всё это, но… в сильно разбавленном состоянии. Так может и ладно? Зачем такая плотность поэтических образов в малом тексте?

Но дело в том, что поэзия не собирает поэтические образы, она их вырабатывает, отражая эмоциональную историю общества. В стихах, в их образах, передаётся то, какими настроениями жили люди, что переживали. Потом это уходит в прозу и в бытовую речь.

Главное же, в том, что чтение стихов учит понимать переживания вложенные автором, сопереживать им и принимать. В психологии это человеческое свойство называется эмпатия – осознанное сопереживание другому. Без эмпатии люди часто будут говорить на одном языке, но не понимая друг друга.

Но ведь художественная проза тоже содержит поэтические образы, хоть и не так много – скажите вы. Но мы же говорили, что понимание эмоционального мира героев романов, может быть достигнуто к середине книги, часто весьма толстой. И книга подготовит к аналогичному в реальном общении? Это ж сколько нужно прообщаться с человеком! А стихи учат делать это быстро.

Таким образом, можно смело утверждать, что чтение стихов учит человека сопереживать ближнему, то есть развивает эмпатию.

Насколько это нужно?

Простой пример – от чтения стихов до развития экономики можно составить комбинацию в три шага:

· первый шаг – собственно, изучение стихов и развитие через них эмпатии;

· второй – влияние развитости или неразвитости эмпатии в коллективах;

· третий – влияние корпоративного климата на качество производства в трудовых коллективах.

Уверен, что читатели знают о том, какие усилия прилагаются для развития корпоративного духа на многих предприятиях, но каким он может быть там, где у людей неразвита эмпатия, где нет возможности для психологического сближения людей.

Приобщать к поэзии, конечно, нужно в школьные годы, развитие эмпатии в это время наиболее конструктивно. Ведь учась СОЗНАТЕЛЬНОМУ приятию переживаний ближнего, мы учимся и сознательно отсеивать его некоторые эмоциональные состояния, выносить о них трезвые суждения, что в жизни так же необходимо.

Читайте также:  Что кушать полезного при гепатите ц

Вот только жаль, что школьное литературное образование сосредоточено на классике. Классика, конечно, важно, но приглашая современных авторов к учащимся, можно дать возможность школьникам видеть современную жизнь поэтического слова, что усилило бы педагогический эффект развития эмпатии.

Когда-то на рубеже веков я входил в поэтическую группу «Послушайте», она сформировалась в 1998 году, а в 2003 на её базе вырос театр поэтов с одноимённым названием. Мы ходили по учебным заведениям с выступлениями, состоящими из сценически оформленного чтения своих стихов. Внимание было всегда. Лет десять спустя, уже серьёзно занимаясь психолингвистикой, я понял, почему это было так – люди легче учились эмпатии через современное поэтическое слово.

Такова возможная роль приобщения человека к поэзии, а казалось бы, чего там… стишки читать.

До скорых встреч!

Подписывайтесь, если интересно.

Источник

Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения, но и познания. Ян Райнис

Добрый день, друзья! Что вы думаете о поэзии?

Большая часть людей считают чтение стихов абсолютно бесполезным и бессмысленным занятием. Зачем читать стихи? Они не несут полезной информации, не способствуют познанию.

Однако ученые выяснили, что при чтении стихов правое и левое полушария настраиваются в едином ритме, что приводит к более слаженному их взаимодействию, улучшению памяти, более глубокому пониманию времени, обострению чувства прекрасного и даже улучшению общей физиологической формы.

На правое полушарие головного мозга стихи действуют особенно сильно. Стихи активируют зону, отвечающую за автобиографические воспоминания. Читатель словно возвращается к своему прошлому и переосмысливает его. Переосмысление способствует снятию стресса, принятию себя, успокоению.

Чтение стихов повышает количество эндорфинов, гормонов радости. Улучшает настроение и способствует выходу из стресса. (Очень хорошо помню, как лет в 12-13, открыла для себя комедии Шекспира, смеялась в голос. Под впечатлением ходила несколько дней. Душа пела и настроение было отличным.)

Ученые обнаружили, что высокая поэзия вызывает избыточное возбуждение мозга, которое сохраняется длительное время. Обработав необычное слово мозг не возвращается к начальному состоянию, а сохраняет добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Получается, что хорошие стихи действуют на человека почти как наркотик.

Работа мозга ритмична. Поэзия создает трехсекундный ритм восприятия стихотворного размера, равный временному отрезку, за который мозг воспринимает и обрабатывает информацию. Так получаются необычные состояния сознания.

Доказано, что поэзия, так же как живопись и музыка «структурируют» мозг. Развивают вербальную память (способность запоминать тексты и слова). Причем поэзия, переведенная в обычный текст, теряет свой ритмический рисунок.

Реакция мозга на прозу не такая острая и длительная, как на высокую поэзию. При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слова. Особенно яркая реакция происходит на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет “безумный” в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово “яростный”, мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся.

На сегодняшний момент мы имеем возможность окунуться в творчество самых разных поэтов. Каждый найдет для себя созвучные состоянию собственной души строки. Лирический С.Есенин или бунтующий В.Маяковский, идеальный А.Пушкин, размеренно тяжелый М.Волошин, яркий и не стандартный Р.Рождественский, классика В.Шекспира или Гомера.

Поэзия привнесет в вашу жизнь новые краски, встревожит и успокоит душу, тронет самые глубинные струны вашей души. Вы станете совершеннее. Ваша личность приобретет новые интересные грани, станет более гармоничной. Удачи!

А если хотите получать “полезности в личных сообщениях” – подпишитесь на рассылку здесь: https://vk.com/onakarelina?w=app5748831_-27038661 Только полезный контент!

Запишитесь на бесплатный мастер-класс – https://vk.com/app5898182_-104705842#s=164985

#счастливый понедельник #happymonday #продатьза60 #аннакарелина #annakarelina #sreakercoach

Источник

Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия.

— Иммануил Кант

Многие относятся к поэзии, как к некой чужеродной субстанции, которая ну совсем никак не вписывается в концепцию нормального современного человека. «Господи, да кому эти стихи вообще нужны?! Разве что, пускай дети в школе учат, ведь это, вроде как, полезно», — вот так считает большинство, и фатально ошибается. И тут дело вовсе не в тяге к прекрасному, а в значимости стихотворений для нашего мозга.

Как показывают последние исследования в области нейробиологии, заучивание стихов наизусть существенно влияет на нашу способность запоминать и мыслить. Дело в том, что наша память — это не просто склад информации, это своеобразная сложная структура, где все, что мы запоминаем, служит строительными кирпичиками нашего интеллекта. Notagram.ru рассказывает, почему учить стихи полезно и нужно в любом возрасте.

10 причин полюбить поэзию и начать учить стихи

Фото: Kinga Cichewicz/Unsplash

  1. Стихи развивают память. У человека много видов памяти. Например, эмпирическая, нарабатывается только в детстве, и только с помощью заучивания чего-либо. От того насколько сильно мы ее развили в детстве, напрямую зависят наши интеллектуальные способности.
  2. Стихи тренируют память. Вместимость нашей рабочей памяти (необходима для мыслительной деятельности человека) напрямую зависит от того, сколько и чего мы пытаемся заучить или запомнить. Изучение иностранных языков и запоминание стихов — лучшие виды ее тренировки.
  3. Стихи развивают интеллект. Это со стороны, кажется, что мы просто выучили стихотворение. А в это время наш мозг выстраивает новые нейронные связи, задействуя все умственные способности: память, внимание, воображение, мышление, речь. Чем больше таких связей, тем наш IQ выше.
  4. Стихи позволяют нам бороться со страхом. Наши первые осознанные страхи тесно связаны с репрезентацией себя в социуме. Поэтому очень важно еще с детства заставлять детей рассказывать стихи перед публикой. Кстати, подобная практика и во взрослой жизни позволяет избавиться от многих социальных фобий.
  5. Стихи вырабатывают речевые навыки. Декламация помогает не только побороть страх перед людьми, но и поможет правильно овладеть собственным голосом. Рассказывая стихи вслух, даже когда мы наедине с собой, мы учимся правильно расставлять акценты, вырабатываем голос, тренируем дикцию.
  6. Те, кто цитирует поэтов, кажутся людям умнее. Исследования показывают, что те, кто вставляет в свою речь строки известных поэтов, кажутся нам гораздо более интеллектуально развитыми, чем те, кто этого не делает. Кстати, подобный метод очень часто любят использовать общественные деятели и политики.
  7. Стихи обеспечивают ментальное долголетие. «Благодаря» интернету, болезнь Альцгеймера молодеет. Сегодня для тех, кому слегка за 40, услышать такой печальный вердикт не редкость. Постоянное заучивание чего-то нового, существенно сокращает риск возникновения этого неизлечимого недуга.
  8. Стихи учат доводить дела до конца. Что может быть более легким и одновременно сложным, чем выучить стихотворение наизусть? Кстати, как показывают исследования, те, кто нашел в себе силы заучить до конца несколько стихотворений, с большой долей вероятности сумеет найти силы закончить любые начатые дела.
  9. Стихи расширяют кругозор и словарный запас. Как бы это печально не звучало, но среднестатистический человек использует в своей повседневной речи две-три тысячи слов. А вот если мы читаем и учим стихи наизусть, объем активного словарного запаса увеличивается до 10-20 тысяч слов.
  10. Стихи помогают нам понять друг друга. Одна из самых больших проблем нашей эпохи — это способность понимать друг друга. Поэзия позволяет нам заглянуть в глубину таких закрытых и ранимых сегодня душ. Она позволяет нам увидеть все то, что мы так боимся показать и сказать другим людям.
Читайте также:  Полезные для волос вещества в масках

Кадр из фильма на превью: Dead Poets Society/Touchstone Pictures

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Навигация по записям

Источник

Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Ученые наблюдали нейронную активность в сером веществе добровольцев, читавших шедевры классической поэзии. Они заставляли активизироваться зоны мозга, ответственные за воспоминания о прошлом опыте. Выходит, что читая “Евгения Онегина”, мы можем переосмыслить собственное прошлое?

Они не ошиблись. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота и других светил английской поэзии, экспериментаторы анализировали, как в это время работает их мозг. Чтобы сравнить, как реагировала бы ЦНС испытуемых на те же истории, рассказанные обычным языком, произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же добровольцам.

Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет “безумный” в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово “яростный”, мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся.

Но именно необычный эпитет “безумный” заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Причем этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Можно сказать, что хорошие стихи действуют на людей наркотически!

Читайте также:Изучение языков вызывает прирост мозга

Чтение поэзии, по словам ученых, активировало также правое полушарие мозга, а точнее — его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. Читатель словно обращался к пережитому личному опыту в свете только что полученных впечатлений. Получается, что читая “Гамлета” и “Вордсворта”, мы можем переосмыслить собственное прошлое. Интересно, возьмут ли психологи на вооружение эту методику. К примеру, людям, находящимся в кризисе, можно было бы рекомендовать ежевечерне читать классическую поэзию.

Читайте также:  Полезно ли ходить с распущенными волоса

Исследователи обещают проверить эту догадку, а заодно и то, не будет ли похожего эффекта от чтения прозы (ливерпульские ученые собираются проверить это на примере Диккенса и других своих соотечественников — корифеев).

Пока же можно сделать вывод о том, что искусство — это не просто сложение рифмованных слов, нот или беспорядочный хаос мазков на полотне. И теперь это подтверждено научно. Прошлые исследования доказывают, что и музыка, и живопись удивительным образом развивают и “структурирует” мозг.

Музыка, никак, казалось бы, не связанная с остальными школьными дисциплинами, помогает школьникам лучше учиться. После длительного исследования обнаружилось, что музыка развивает вербальную память (то есть способность запоминать слова и текст).

Эксперимент, подтверждающий это, был проведен в Гонконге. Китайские ученые набрали 90 мальчиков, половина из которых играла в школьном оркестре, а другая половина музыкой никогда не занималась. При этом все мальчики учились в одной школе, то есть качество образования, которое они получали, было одинаковым. Но ребята, которые играли на каком-либо инструменте, запоминали слова и фразы намного лучше, чем их немузыкальные сверстники.

Спустя год экспериментаторы попросили тех же мальчиков снова пройти тестирование. Из 45 участников оркестра занятия продолжили только 33 человека. А еще 17 школьников пришли на занятия музыкой, узнав о результатах первого исследования. Группа начинающих продемонстрировала худшую вербальную память, чем те, кто занимался уже долго.

То есть чем дольше вы занимаетесь музыкой, тем лучше ваша память. У тех 12 учеников, которые бросили занятия, способности к запоминанию сохранились на прежнем уровне – не улучшились, но и не ухудшились. Можно предположить, что человек, который хотя бы несколько лет занимался музыкой в школьном возрасте, на долгие годы сохранит хорошую память.

Читайте также:Музыка синхронизирует умы

Эксперименты с живописью показали, что картины знаменитых художников отвечают некоему необъяснимому чувству гармонии, которое есть у большинства людей. Сотрудница Бостонского колледжа (США) Анджелина Холи-Долан решила проверить, правда ли, что современное искусство — мазня, подобная детским каракулям ли рисункам, которые создают животные. Ведь существует немало сторонников такой точки зрения.

Участники ее эксперимента рассматривали пары картин — либо творения известных художников-абстракционистов, либо каракули любителей, детей, шимпанзе и слонов — и определяли, какая картина нравится им больше, кажется более “художественной”.

Согласитесь, немногие обыватели узнают картины абстракционистов “в лицо”, поэтому повальное узнавание картин было вряд ли возможно. А чтобы еще больше запутать участников эксперимента, подписи имели только две трети произведений — причем некоторые таблички еще и сообщали ложную информацию. К примеру, подпись гласила, что зрители рассматривают “творения” шимпанзе, тогда как в действительности видели перед собой картины известного художника.

Но обмануть добровольцев не удалось. Люди чувствовали произведения, созданные художниками, и, невзирая на неправильно расставленные подписи, выбирали именно их в качестве “настоящих” картин. Объяснить причину своего решения они не могли. Получается, что художники, даже творящие в жанре абстракционизма, следуют некоему чувству визуальной гармонии, которое воспринимают практически все зрители.

Но не обманывают ли они сами себя, считая ту или иную комбинацию фигур и цветов совершенной? К примеру, на одном из полотен Мондриана большой красный квадрат уравновешивается небольшим синим на противоположной стороне. Есть ли в этом какая-то особенная гармония? Экспериментаторы при помощи компьютерной графики поменяли квадраты местами — и картина перестала вызывать у зрителей неподдельный интерес.

Наиболее узнаваемые картины Мондриана представляют собой цветовые блоки, разделенные вертикальными и горизонтальными линиями. Взгляд участников эксперимента останавливался на определенных частях картин, которые нашему мозгу казались наиболее выразительными. Но когда добровольцам предлагали перевернутые версии, они безучастно скользили глазами по полотну.

Впечатление от таких картин волонтеры впоследствии оценили намного ниже, чем эмоциональный отклик от оригинальных полотен. Заметим, что добровольцы не были искусствоведами, способными отличить “перевернутую” картину от оригинальной, и в оценке ее выразительности опирались исключительно на субъективные впечатления.

Похожий эксперимент провел Ошин Вартанян из Университета Торонто (Канада). Он переставлял элементы самых разных картин, от натюрмортов Винсента Ван Гога до абстракций Жоана Миро. Но оригиналы всегда нравились участникам больше.

В картинах великих мастеров были найдены и другие закономерности, которые “нравятся” мозгу. Алекс Форсайт из Ливерпульского университета (Великобритания) с помощью технологии компьютерного сжатия изображений установила, что многие художники — от Мане до Поллока — использовали определенный уровень детализации, который не был скучным, но и не перегружал мозг зрителя.

Читайте также:Почему одни любят Мане, а другие — Пикассо?

К тому же, многие произведения знаменитых живописцев имеют черты фрактальных узоров — мотивов, многократно повторяющихся в разных масштабах. Фракталы — распространенное явление в природе: их можно увидеть в зубчатых вершинах гор, в листьях папоротника, в очертании северных фьордов.

Источник