Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых thumbnail

Новая редакция Ст. 7.4 КоАП РФ

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 7.4 КоАП РФ

1. Объект правонарушения в рамках комментируемой статьи – общественные отношения в сфере государственной собственности на недра и установленный порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Понятие “площадь залегания полезных ископаемых”, на застройку которой требуется разрешение, сформулировано в Положении о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 августа 1999 г. N 64. Это территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые, и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения. Кроме того, в это понятие включается акватория внутренних морей, озер и других водоемов, рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья. Площадь залегания полезных ископаемых – это также территория горного отвода месторождения лечебных минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а при его отсутствии – территория округа горно-санитарной охраны.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения Федерального агентства по недропользованию (см. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293) и только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Разрешение на застройку выдается на основе данных горно-геологического обоснования до начала проектирования намечаемого строительства объекта. Получение разрешения на застройку не исключает необходимости получения разрешения на строительство объектов недвижимости в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

Государственный геологический контроль по вопросам, связанным с предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых, осуществляет Ростехнадзор (см. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в двух противоправных деяниях: застройке площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения; необеспечении требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

Административная ответственность за застройку площадей залегания полезных ископаемых без разрешения наступает, если:

строительство (реконструкция) объектов на площадях залегания полезных ископаемых начато или ведется без получения официального разрешения компетентных органов;

разрешение получено с нарушением установленного порядка его приобретения;

застройка ведется с нарушением условий, на которых она была разрешена;

застройка ведется по разрешению, которое не переоформлено в случаях, когда такое переоформление является обязательным.

Соблюдение правил застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии разрешения на застройку не устраняет незаконности самой застройки.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

3. Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, обеспечивающие исполнение установленных требований к застройке площадей залегания полезных ископаемых, и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В ст.25 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. “О недрах” закреплено, что проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

2. Объектом комментируемого состава правонарушения является государственная собственность на недра и установленный порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых.

3. Объективная сторона правонарушения выражается в противоправных действиях: застройке площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения (порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых определяется Госгортехнадзором России); необеспечении требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

4. Субъектами данного правонарушения признаются граждане и юридические лица – пользователи недрами, а также должностные лица, обеспечивающие исполнение установленных требований к застройке площадей залегания полезных ископаемых.

5. С субъективной стороны рассматриваемые противоправные действия могут быть совершены только умышленно.

Источник

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 7.4 КоАП РФ

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 7.4 КоАП РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13176/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    Доводам лиц, участвующим в деле, дана соответствующая правовая оценка. Суды признали недоказанным наличие в действиях некоммерческого товарищества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суды руководствовались положениями Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7860/12, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Принимая судебные акты, суды исходили из того, что земляные работы по кладке коммуникаций, проводились обществом без соответствующего ордера, что влечет административную ответственность установленную частью 2 статьи 7.4 КоАП г. Москвы. Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено. В соответствие с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации…

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18493/13, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю (далее – административный орган, управление) от 11.01.2013 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей и признании незаконным и отмене представления управления от 11.01.2013 об Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: https://www.arbitr.ru/ (информация о движении дела, справочные материалы и др устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения…

Источник

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий к статье.

1. Под термином «площадь залегания полезных ископаемых» в рамках комментируемой статьи следует понимать территорию, непосредственно под которой располагаются залежи полезных ископаемых, и прилегающие к ней участки земной поверхности, попадающие в зону негативного воздействия результатов горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения, а также акватории внутренних морей, озер и других водоемов в случаях, если они являются полезными ископаемыми или служат источником их получения, горные территории месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, разрешение на застройку и размещение подземных сооружений на территориях залегания подземных ископаемых выдается указанным Федеральным агентством. При этом следует учитывать, что передача такого разрешения другим лицам без соблюдения соответствующей процедуры переоформления не допускается.

2. В рассматриваемой статье объективная сторона административного правонарушения может быть выражена застройкой территории залегания полезных ископаемых без наличия соответствующей лицензии либо при непринятии мер по обеспечению сохранности зданий и сооружений при недропользовании.

Незаконность застройки площади залегания полезных ископаемых может быть установлена при осуществлении строительства без получения специального разрешения, при нарушении порядка получения лицензии или ее переоформления, при несоблюдении условий, установленных специальным разрешением.

2. Осуществление застройки мест залегания полезных ископаемых без оформления лицензии влечет административную ответственность только при умышленной форме вины, тогда как ответственность за необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при недропользовании наступает и при неосторожной форме вины.

При наступлении в результате застройки мест залегания полезных ископаемых негативных последствий в виде причинения значительного ущерба деяния виновного лица будут квалифицироваться по ст. 255 УК РФ.

3. Рассмотрение дел указанной категории входит в компетенцию должностных лиц органов, осуществляющих государственный геологический контроль по вопросам, связанным с предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых.

Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря

Комментарий к статье 7.5

1. В качестве объекта административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают отношения по защите государственной собственности на недра в границах территории страны, в том числе подземные пространства, содержащиеся в них полезные ископаемые и другие ресурсы.

Предметом изучаемого административного правонарушения является янтарь — ископаемая природная смола минерального происхождения, относящаяся к классу органических соединений, от светло-желтого до коричнево-красного цвета, используемая для изготовления лекарственных средств и ювелирных изделий, предметов прикладного искусства.

Несмотря на то что янтарь по своему составу и процессу образования не относится к драгоценным камням, Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 был утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, в связи с чем на такие образования распространяется действие Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

2. В качестве объективной стороны рассматриваемого правонарушения рассматриваются два альтернативных запрещенных действующим законодательством действия:

— добыча янтаря без получения соответствующего разрешения;

— сбыт янтаря, добытого незаконным способом.

Незаконной добычей янтаря признается не только его извлечение из недр без наличия специальной лицензии, но и осуществление этой деятельности за пределами отведенного участка, на котором разрешена его добыча. При этом состав административного правонарушения будет усматриваться только в действиях лица, осуществляющего добычу янтаря в местах его месторождений или в местах промышленной разработки.

За сбыт янтаря ответственность наступает только в случаях, если этот янтарь является незаконно добытым, т.е. полученным без наличия специальной лицензии или с нарушением установленных в ней условий. Под сбытом понимаются любые действия, направленные на отчуждение в целях извлечения выгоды такого янтаря в натуральном виде или в форме ювелирных украшений или предметов прикладного искусства после его переработки.

Совершение рассматриваемых правонарушений возможно только в форме умысла физическими лицами, достигшими 16-летнего возраста, или должностными лицами юридических лиц, осуществляющих деятельность по добыче, переработке или сбыту янтаря. При этом незаконно добытый янтарь подлежит изъятию и зачислению в доход федерального бюджета.

Источник

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

Статья 7.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых.

Объект правонарушения – общественные отношения в сфере государственной собственности на недра.

В соответствии со ст. 25 Закона N 2395-1 строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, размещение подземных сооружений за границами населенных пунктов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Выдача такого разрешения может осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Самовольная застройка земельных участков, указанных в ч. 2 ст. 25 Закона N 2395-1, прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения Федерального агентства по недропользованию (см. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293) и только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Выдача заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (Приказ Минприроды России от 13.02.2013 N 53 “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений”).

Объективная сторона правонарушения состоит в двух противоправных деяниях:

застройке площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещении в местах их залегания подземных сооружений без разрешения;

необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения считается таковой, если:

строительство (реконструкция) объектов на площадях залегания полезных ископаемых начато или ведется без получения официального разрешения компетентных органов;

разрешение имеется, но получено оно с нарушением установленного порядка его приобретения;

застройка ведется с нарушением условий, на которых она была разрешена;

застройка ведется по разрешению, которое не переоформлено в случаях, когда такое переоформление является обязательным.

Под застройкой по смыслу ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается возведение на земельном участке зданий и сооружений в соответствии с требованиями градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” здание – это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную часть, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Сооружение представляет собой результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную часть, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, под застройкой понимается возведение объектов, обладающих признаками капитальности.

Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Пункт 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к недвижимому имуществу, помимо земельных участков, участков недр, все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Соблюдение правил застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии разрешения на застройку не устраняет незаконности самой застройки.

Судебная практика исходит из того, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.4 КоАП РФ, является длящимся (см., например, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 N 16АП-1326/2017 по делу N А63-5735/2016).

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, обеспечивающие исполнение установленных требований к застройке площадей залегания полезных ископаемых, и юридические лица.

Для признания субъекта виновным в совершении правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо установить наличие факта капитальной самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и осуществление противоправных действий именно данным субъектом.

ПРИМЕР.

В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 г. отмечено: “…предприниматель не является субъектом, который подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 7.4 КоАП РФ, поскольку административным органом не представлено доказательств осуществления предпринимателем деятельности по возведению сборно-разборных конструкций передвижных бытовых модулей за рамками арендованного земельного участка, а также возведения капитальных строений на земельном участке, входящем в площадь залегания запасов Первореченского месторождения порфирита (андезита, строительного камня, скального грунта) в г. Владивостоке. Административным органом не представлено доказательств осуществления строительства спорных объектов именно предпринимателем”.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

ПРИМЕР.

“…как правильно указал в жалобе заявитель, выбор земельного участка производится с учетом условий использования соответствующей территории и недр, в том числе при отсутствии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

До вынесения Постановления Главы администрации Городищенского муниципального района N 3139 от 29.12.2010 о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в отношении него проведены все установленные законом согласования и процедуры, такие как: определение вида разрешенного использования и присвоение почтового адреса, публичные слушания, межевание, кадастровый учет, топографическая съемка, все это подтверждается представленными заявителем документами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении.

14.02.2011 Галицким Д.О. было получено свидетельство о государственной регистрации права серия N на земельный участок, расположенный по адресу , категория – для ведения личного подсобного хозяйства, в котором отсутствовали сведения о каких-либо ограничениях в использовании данного земельного участка.

Заявителем также было получено разрешение на строительство объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома от 07.07.2011 N РУ 34503 101-224 сроком действия до 07.07.2021.

При выдаче разрешения на строительство со стороны Администрации Городищенского городского поселения в числе прочих не указывалось о предоставлении разрешения Федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Документы, необходимые для получения разрешения на строительство, им были представлены в Администрацию Городищенского городского поселения, все вопросы, связанные с выдачей данного разрешения, согласовывались с Администрацией Городищенского городского поселения.

Согласно сообщению Администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от 31.08.2015 N 2142 Галицкий Д.О. не ставился в известность о том, что земельный участок с кадастровым номером N (расположенный по адресу: ) находится на территории площади залегания полезных ископаемых, а именно на территории горного отвода Городищенского участка Волгоградского месторождения бишофита”.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в его действиях какой-либо формы вины, и, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения” (решение N 12-201/2015 от 29 октября 2015 г. по делу N 12-201/2015).

Источник