Рабочая программа по общественно полезному производительному труду

Рабочая программа по общественно полезному производительному труду thumbnail

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                          «Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол  № 5  от  23.05.2012г.

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

_________ / Шипилова В.В.        /

15 августа 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №  1

___________  / О.Н.Викарчук

приказ  №  от_______2012 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Общественно полезный труд»

2-а класс

Учитель:Максимова Е.Б.

Квалификационная категория: первая

 2012-2013г

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                        Стр.

Пояснительная записка………………………………………………..…3-7

Поурочное календарное  планирование ……………………………….8

Лист корректировки…….………………………………………………  9

Прогнозируемые результаты……………….…………………………..10

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11

                                         Пояснительная записка

Внеурочная  деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа  рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно – распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Содержание  программы

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной  деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Содержание работы         

Форма работы        

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  поездки в музеи .

Программы и проекты

«Труд лечит, а лень портит человека»

«Хитрая бумага»

Форма  подведения итогов        

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В  программе заложены возможности формирования  у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной  деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

                                              3. Содержание программы

В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  1.  Вводное занятие. Режим дня школьника.
  2.  Организация дежурства в классе.
  3.  Генеральная уборка в классе.
  4.  Мои поручения дома.

1.5. Составить свой режим дня.

  1. Комнатные растения (6 ч.)

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы  ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных  и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных  и цветочно-декоративных растений.  

2.1. Комнатные растения в доме.

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

  1. Книжкина больница (5 ч.)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
  2.  Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
  3.  Изготовление закладок для книг.
  4.  Изготовление книжных обложек.
  1. Шефская помощь (5 ч.)

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  1. Изготовление елочных игрушек.
  2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
  3.  Проведение подвижных игр для дошкольников.
  4.  Мероприятие, посвященное  дню Книги.
  1. Берегите птиц (6 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  1. Зимующие и перелетные птицы.
  2.  Какую пользу приносят птицы.
  3.  Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
  4.  Экскурсия в березовую рощу.
  5.  Рисунок птицы.
  1. Школьный двор – лучший двор (5ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
  2.  Уборка территории школьного двора.
  3.  Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
  4.  Уход за многолетними растениями на территории школы.

                                   Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

1.

Режим дня школьника.

01.09

2.

Организация дежурства в классе.

08.09

3.

Генеральная уборка в классе.

15.09

4.

Мои поручения дома.

22.09

5.

Составление своего режима дня.

29.09

6.

Комнатные растения в доме.

06.10

7.

 Комнатные растения в классе.

13.10

8.

Цветочные растения на клумбе.

20.10

9.

Составление дизайна цветочной клумбы.

10.11

10.

Генеральная уборка в классе.

17.11

11.

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

24.11

12.

Мелкий ремонт книг.

01.12

13.

Уход за обувью.

08.12

14.

Изготовление закладок для книг.

15.12

15.

Изготовление книжных обложек.

22.12

16.

Изготовление ёлочных игрушек.

29.12

17.

Акция « Спешите делать добро»

12.01

18.

Проведение подвижных игр для дошколят.

19.01

19.

Классный час посвящённый дню Книги.

26.01

20.

Генеральная уборка.

02.02

21.

Беседа « Зимующие и перелётные птицы»

09.02

22.

Какую пользу приносят птицы.

16.02

23.

Акция «Помоги зимующим птицам».

02.03

24.

Изготовление кормушки из бросового материала.

09.03

25.

Разработка дизайна кормушки.

16.03

26.

Экскурсия в берёзовую рощу.

23.03

27.

Подбор корма для зимующих птиц.

06.04

28.

Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».

13.04

29.

Уборка территории школьного двора.

20.04

30.

Выращивание растений из семян для клумбы.

27.04

31.

Уход за деревьями на территории школы.

04.05

32.

Генеральная уборка в классе.

11.05

33.

Личная гигиена школьника.

18.05

34.

Гигиена одежды.

25.05

Итого: 34 часа.

                                        III. Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР

4. Прогнозируемы результаты

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

  • бережное отношение  к окружающему миру,
  • положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
  • умения применять навыки взаимопомощи,
  • формировать самостоятельность,
  • навыки работы в коллективе;
  • умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
  • подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

                                Литература ,используемая педагогом :

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

                            Литература ,рекомендуемая для детей и родителей :                                      

1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.

2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.

Источник

Тематическое планирование по общественно- полезному труду 4 «Б» класс

урока

Раздел

(кол-во

Часов)

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

(ЗУН)

Вид контроля

Дата

проведения

Приме

чания

План.

Факт.

I четверть

1

Вводное занятие. Чем я могу быть полезен другим людям?

1 час

Представление об основных целях и задачах дисциплины, понятие «общественно-полезный труд»

Текущий

2

Помоги тем, кто рядом

7 часов

Что такое «общественные поручения». Самостоятельное распределение общественных поручений.

1 час

Понятие

« обществен

ные поручения». Представление об обязаннос

тях, связанных с ними.

Текущий

10с

3

Помоги тем, кто рядом

7 часов

Вспоминаем про обязанности: дежурство по классу, столовой, по школе.

1 час

Представление о видах дежурства, их значении в организации жизни школы.

Текущий

17с

4-5

Предпраздничная подготовка

10 часов

Скоро День Учителя! (изготовление поздравительных открыток)

2 часа

Представление о предпраздничных приготовлениях, трудовые навыки, знание видов обращения к людям разного возраста, желание порадовать окружающих.

Текущий

24с

1окт

6

«Сохраним книгу!»

4 часа

Изготовление обложек и закладок для книг и учебников.

1 час

Понимание роли книги в жизни человека, знание правил бережного обращения с книгой, трудовые навыки.

Текущий

8окт

7

Добрые дела в школе и в классе

11 часов

Работа на пришкольном участке: уборка мусора, сухих листьев.

1 час

Знание инструментов и приспособлений для уборки на улице, трудовые навыки, желание оказать посильную помощь.

Текущий

15окт

8

Помоги тем, кто рядом

7 часов

Шефство над первоклассниками: посильная помощь в изготовлении наглядных пособий.

1 час

Понятие «шефство», понимание роли положительного примера для младших ребят, желание оказать посильную помощь. Трудовые навыки.

Текущий

22окт

9

Добрые дела в школе и в классе

11 часов

Генеральная уборка класса( самостоятельное распределение ролей)

1 час

Знание инструментов и приспособлений для уборки в помещении, трудовые навыки, желание оказать посильную помощь.

Текущий

29окт

II четверть

10-11

Добрые дела в школе и в классе

11 часов

Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала.

2 часа

Понятие «бросовый материал», представление о бережном использовании вещей, трудовые навыки.

Текущий

12ноя

19ноя

12

Добрые дела в школе и в классе

11 часов

Накроем стол к обеду (дежурство по столовой)

1 час

Представление о дежурстве по столовой, умение самостоятельно распределять роли, знание элементарных правил сервировки.

Текущий

26ноя

13

Предпраздничная подготовка

10 часов

Скоро, скоро Новый год!(праздничное оформление класса)

1 час

Представление о предпраздничных приготовлениях, способах праздничного оформления помещений, трудовые навыки, желание радовать окружающих.

Текущий

3дек

14-15

Предпраздничная подготовка

10 часов

Скоро, скоро Новый год! Изготовление новогодних поздравительных открыток.

2 часа

Представление о предпраздничных приготовлениях, трудовые навыки, знание видов обращения к людям разного возраста, желание порадовать окружающих

Текущий

10дек

17дек

16

«Сохраним книгу!»

4 часа

«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг.

1 час

Понимание роли книги в жизни человека,

знание правил

бережного обращения с книгой, представление

о профилактичес

ких мероприятиях ,трудовые навыки.

Текущий

24дек

III четверть

17

«Сохраним книгу!»

4 часа

«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг.

1 час

Понимание роли книги в жизни человека,

знание правил

бережного обращения с книгой, представление

о профилактичес

ких мероприятиях ,трудовые навыки.

Текущий

21янв

18

Добрые дела в школе и в классе

11 часов

Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала.

1 час

Понятие «бросовый материал», представление о бережном использовании вещей, трудовые навыки.

28янв

19-20

Помоги тем, кто рядом

7 часов

Поможем зимующим птицам! Изготовление кормушек для птиц.

2 часа

Знание и различение зимующих пицц, представление об условиях их жизни в зимний период, трудовые навыки.

Текущий

11ф

21

Предпраздничная подготовка

10 часов

Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества

1 час

Представление о предпраздничных приготовлениях, трудовые навыки, знание видов обращения к людям разного возраста, желание порадовать окружающих

Текущий

18ф

22-23

Предпраздничная подготовка

10 часов

Изготовление поздравительных открыток ко Дню 8 марта

2 часа

Представление о предпраздничных приготовлениях, трудовые навыки, знание видов обращения к людям разного возраста, желание порадовать окружающих

Текущий

25ф

4мар

24-25

Помоги тем, кто рядом

7 часов

Шефство над первоклассниками: игрушки своими руками.

2 часа

Понятие «шефство», понимание роли положительного примера для младших ребят, желание оказать посильную помощь. Трудовые навыки.

Текущий

11мар

18мар

26

Добрые дела в школе и в классе

11часов

Генеральная уборка класса

1 час

Знание инструментов и приспособлений для уборки в помещении, трудовые навыки, желание оказать посильную помощь.

Текущий

1апр

IV четверть

27-29

Добрые дела в школе и в классе

11 часов

Расскажем о себе: оформление ученического портфолио.

3 часа

Понятие «Портфолио», анализ собственных достижений, трудовые навыки.

Текущий

8

15

22апр

30

«Сохраним книгу!»

4 часа

(IV Час )

Анализ состояния школьных учебников, необходимый ремонт.

1 час

Понимание роли книги в жизни человека,

знание правил

бережного обращения с книгой, представление

о профилактичес

ких мероприятиях ,трудовые навыки.

Текущий

29апр

31-32

Предпраздничная подготовка

10 часов

(XXI час)

Поздравим ветеранов: изготовление поздравительных открыток.

2 часа

Представление о роли ветеранов в судьбе Родины, представление о видах обращения к людям пожилого возраста, трудовые навыки, желание порадовать окружающих

Текущий

6мая

13мая

33

Добрые дела в школе и в классе

11 часов

Генеральная уборка класса

1 час

Знание инструментов и приспособлений для уборки в помещении, трудовые навыки, желание оказать посильную помощь.

Текущий

20мая

34

Итоговое занятие: что полезного я сделал за год?

1 час

Анализ полезных дел, совершённых в течении года, самооценка.

Итоговый

27мая

Источник

Аннотация к учебному предмету «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» 5–9 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования БМАОУ СОШ № 10, Примерной программы учебного предмета «Технология», включенной в Примерную основную образовательную программу основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. №1/15).

Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» включает разделы:

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
  • содержание учебного предмета с указанием форм и видов учебной деятельности;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Изучение курса «Сельскохозяйственный и ОПТ» в БМАОУ СОШ № 10 направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Учебный предмет «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса, изучается в 5-9 классах. Количество часов, отводимых на изучение – 9 часов в каждой классе.

Программой предусмотрено проведение летних практических работ:

♦ 5 класс – 20;

♦ 6 класс – 20;

♦ 7 класс – 25;

♦ 8 класс – 30;

Аннотация к учебному предмету «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» 5–11 класс

Рабочая программа по сельскохозяйственному и общественно-полезному труду (ОПТ) составлена для 5-11 классов на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Кальней В. А. «Трудовое обучение в сельской школе. Сельский дом и семья» – М.: Просвещение, 2016 с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Изучение курса «Сельскохозяйственный и ОПТ» в БМАОУ СОШ № 10 направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  • приведение примеров, подбор аргументов;
  • формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Количество часов, отводимых на изучение – 9 часов в каждой классе.

Программой предусмотрено проведение летних практических работ:

♦ 5 класс – 20;

♦ 6 класс – 20;

♦ 7 класс – 25;

♦ 8 класс – 30;

♦ 10 класс – 40.

Источник