Проект по окружающему миру полезные ископаемые
Частное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат № 18 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
ПРОЕКТ: «Полезные ископаемые.
Что это?»
Авторы: ученики 5 класса
Бебамуратов Денис,
Проскуряков Данила,
Куклин Владислав
Руководитель: учитель географии
Бессонова С.А.
Барабинск
2016
- Введение.
Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Нам стало интересно какие полезные ископаемые добывают в недрах нашей страны и как они применяются? Поэтому мы решили создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека, воспользовавшись коллекцией полезных ископаемых.
Цель проекта: создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека.
Задачи:
1. Подобрать материал в источниках информации.
2. Изучить свойства горных пород.
3. Выявить, какие виды промышленных изделий можно получить, используя изменённые свойства горных пород.
4. Создать буклет «Полезные ископаемые. Что это?»
Объект проекта: горные породы и минералы.
Предмет проекта: изменённые свойства горных пород
Методы:
- Работа с литературой.
- Поиск в интернете.
- Работа с коллекцией полезных ископаемых.
Проектным продуктом является буклет «Полезные ископаемые. Что это?
- Основная часть
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап:
- Изучение литературы по опыту создания буклета.
- Определение разделов буклета.
II. Основной этап:
- Создание буклета.
- Выпуск буклета.
- Апробация составления коллекции с использованием буклета.
III. Аналитический этап:
1. Выявление ошибок, недочетов в работе.
План действий по созданию буклета (октябрь 2015-январь 2016 гг.)
№ | Действия | Срок | Участники | Ожидаемые результаты |
1 | Выявление разделов буклета | Октябрь 2015 | Авторы проекта | Разработка разделов буклета |
2 | Сбор информации о свойствах горных пород (Приложение № 1) | Ноябрь-декабрь 2015 | Авторы проекта | Программа деятельности |
3 | Составление описания видов промышленных изделий, которые можно получить, используя изменённые свойства горных пород (Приложение № 2) | Ноябрь-декабрь 2015 | Авторы проекта | Описание видов промышленных изделий |
4 | Выпуск буклета (Приложение № 3) | Декабрь 2015 | Авторы проекта | Создание буклета |
5 | Апробация составления коллекции минералов и полезных ископаемых | Январь 2016 | Авторы проекта | Коллекция |
6 | Защита проекта | Январь 2016 | Авторы проекта | Утверждение проекта |
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта мы сможем:
- Рассказать о полезных ископаемых.
- Составлять коллекции минералов и полезных ископаемых.
- Осуществлять сбор необходимой информации и выпускать буклеты.
III. Заключение.
Работая над проектом, мы познакомились со свойствами полезных ископаемых, добычей их и применением. Работа над проектом расширяет знания об окружающей природе и ее охране, о труде людей, учит работать с информационными источниками, вести наблюдения. Благодаря созданному буклету, мы надеемся вызвать желание у одноклассников и учащихся начальной школы узнать больше о нашей прекрасной Родине. Считаем, что цель достигнута.
Выводы:
Подготовка проекта включала в себя сбор материалов по теме работы. Проведение проекта заняло несколько месяцев (октябрь-январь).
В результате работы создан буклет «Полезные ископаемые. Что это?»
Над проектом работали 3-е обучающихся.
Список используемой литературы и источников:
Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
www.priroda.perm.ru/mineral/ispmsr/vidytpi/ · 27 КБ
slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00060/79000.htm · 14 КБ
www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy; · 26 КБ
Elhow: https://elhow.ru/ucheba/geografija/kakie-est-poleznye-i
Приложение № 1
Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые добывают в недрах страны на данный момент? Всем известно, что в настоящее время уже на территории РФ обнаружено более 20 000 месторождение различных видов. Страна имеет крупные месторождения угля, золота, алюминиевого сырья, олова, платины, вольфрама, графита, никеля и других видов ископаемых. В данной статье мы с вами подробно рассмотрим, какие есть полезные ископаемые в России и их виды. Конечно, преобладающими полезными ископаемыми является твердые, которые располагаются практически на всей территории страны Большинство горных пород —твёрдые тела. Их основные свойства: постоянная форма, прочность.
Многих интересует, какие полезные ископаемые в России стоят на первом месте в мире по подтвержденным общим запасам – это железняк – (264млрд т.). Залежи железной руды отличаются большой глубиной залегания, а также усиленной прочностью и сложным минеральным составом, который имеет в своем содержании 16-32% железа. Месторождения в основном сосредоточены в Европейской части страны. Одним из крупнейших бассейнов в мире считается – Курская магнитная аномалия. Российские месторождения представлены всеми генетическими типами и характеризуются промышленным содержанием титана, железа и ванадия, а также низким содержанием фосфора и серы. Магматические месторождения расположены на Урале, в Карелии, Горном Алтае, в Забайкалье и восточных Саянах.
Приложение № 2
Измененные свойства горных пород, их использование.
Из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.
Гравий, песок – используют в строительстве дорожных покрытий.
Из известняка и других горных пород производят цемент. А из цемента с водой и песком делают бетон, из которого изготавливают бетонные плиты, необходимые в строительстве.
Горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней—глина, из которой можно лепить и строить. Глиняные изделия после обжига приобретают прочность. Кирпич, древние сосуды, современная керамика, фаянсовые изделия—это всё глина!
При нагревании минеральные вещества плавятся. Расплавив песок, люди получили стекло.
Как находят и добывают
полезные ископаемые?
Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи.
Не трудно обнаружить гранитный утес, залежи торфа или соляное озеро. Иногда полезные ископаемые залегают у поверхности земли. Но чаще скрыты глубоко под землей. Геологам приходится бурить глубокие скважины и извлекать из них образцы пород, по которым и выявляют месторождения полезных ископаемых.
Крупные месторождения:
Железные руды—средний и южный Урал, север Иркутской области, Кольский полуостров;
каменный уголь— север Урала, остров Сахалин, Кемеровская область (юг р.Оби);
Нефть—Кавказ, Тюменская область (Обь около впадения Иртыша), слева от среднего Урала (Башкирия) и север Урала по р.Печоре, остров Сахалин (северная часть);
Природный газ— север Тюменской области, Обская губа, среднее течение Волги;
Апатиты—Кольский полуостров, фосфориты – Московская область;
Поваренная соль—низовья Волги, озера Эльтон и Баскунчак, Иркутская область (Усолье-Сибирское)
Золото— север Иркутской области (Бодайбо, по р.Витим), Урал, Дальний Восток
Вывод:
Используя свойства горных пород и минералов люди научились выделять из них нужные вещества. Такие как поваренная соль, природные красители, уже готовы к употреблению. Другие перерабатывают на заводах.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43»
Махачкала
Проектная работа
«Твердые полезные ископаемые»
Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи, организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых,
формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи;
формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Проблема:
Что такое «полезные ископаемые»? Вдумайся в словосочетание «полезные ископаемые». «Ископаемые» – значит, речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр.
Актуальность
Мы частенько называем своих детишек «почемучками». Когда ребенок начинает развиваться, его безумно интересует все вокруг: что и как происходит в этом неизведанном мире, как всё устроено, Когда-то люди пользовались только тем, что, лежит на поверхности земли. Они и не подозревали, какие несметные сокровища скрываются в ее толще.
Методический паспорт проекта:
По содержанию
предметный
По уровню освоения учебного материала
тематический проект
По форме организации
групповой
По срокам выполнения
краткосрочный
По результатам выполнения
практический
Ι .Мотивационный этап
Проблема: Как исследователи открывали неведомые земли? И одно из главных проблем это бережное отношение к планете.
Актуальность : Мы частенько называем своих детишек «почемучками». Когда ребенок начинает развиваться, его безумно интересует все вокруг: что и как происходит в этом неизведанном мире, как всё устроено, Когда-то люди пользовались только тем, что, лежит на поверхности земли. Они и не подозревали, какие несметные сокровища скрываются в ее толще.
Цель проекта: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи проекта: Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи, организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых,
формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи;
формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
ΙΙ .Планирующий этап
Работа с родителями . Провести с родителями беседу о важности этого проекта . Какие знания могут приобрести дети : знания о «полезных ископаемых», как их добывают , «Ископаемые» – значит, речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр. Оно может быть твердым (например, это может быть минерал), но может быть жидким и даже газообразным. «Полезные» – значит, речь идет о чем-то нужном для людей, о том, что приносит пользу.
Работа в группах:
1 группа получает задание ( Шамилова А, Абакаров К, Ибавова А, Исмаилов М, Ахмедов М, НурмагомедоваА) твердые полезные ископаемые – торф.
2 группа получает задание (Абдулкадирова Ф,Ибрагимов А,Ахмедова А,Алиев Р, Кебедулаева М, Шахрудинов М, ) твердые полезные ископаемые – каменный уголь.
3 группа получает задание (Ибрагимова С, Токаев Д, Юсупова А,Гаджиев Ш, Шахмурзаев Э) твердые полезные ископаемые – известняк..
4 группа получает задание (Якубова А,Курамагомедова Ж,Тайгибов Г, Магомедов Ш, Батырмурзаева Н) твердые полезные ископаемые – торф.
ΙΙΙ.Практический этап
Самостоятельная работа групп над проектом, его оформление.
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.
Подготовка к защите проекта.
Каждая группа готовит проект о полезных ископаемых. Для подготовки используете учебник по окружающему миру, картинки, материал из энциклопедий и других источников (Интернет-ресурсов)
– Проект оформляете на листе А4, а затем представляете и защищаете.
– Соблюдайте правила работы в группе. Выслушивайте друг друга, совещайтесь, не кричите.
– Я желаю вам успеха, у нас всё получится.
Рефлексивно-оценочный этап
Каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме рисунков, плакатов.
В ходе работы над проектом ребята узнали о разнообразии твердых полезных ископаемых , о пользе и использовании .
В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу: Одним из основных источников природных ресурсов является земная кора, содержащая множество веществ, часть из которых может быть использована людьми для производства различных благ. Такие вещества называются полезными ископаемыми.
Слайд 1
Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010
Слайд 2
Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?
Слайд 3
– Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? – Какие виды топлива вы знаете? – Как получают металлы? Где их используют? – Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:
Слайд 4
Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.
Слайд 5
Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.
Слайд 7
Песок Песок – это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.
Слайд 8
Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.
Слайд 9
Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.
Слайд 10
Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены . Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки .
Слайд 11
Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.
Слайд 12
Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.
Слайд 13
Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.
Слайд 14
Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.
Слайд 15
Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.
Слайд 16
Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.
Слайд 17
Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант – нефть, известняк. 2 вариант – гранит, глина. 3 вариант – железная руда, песок. 4 вариант – каменный уголь, природный газ. Практическая работа
Слайд 18
Задани я Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6 . Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.
Слайд 19
Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29
Слайд 20
Ресурсы Интернет: Песок https://nika-media.ru/news/3535/date2009-09-28.html Коллекция «Полезные ископаемые » h ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.html https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_06_01.jpg
Презентация+урок
Класс: 3
Программа: ПНШ
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)
2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Проведение психологического энергизатора – это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.
Массаж “Друг за другом”.
Дети становятся в круг друг за другом, глядя в затылок впереди стоящего. Проводится массаж по спине соседа:
Светит солнце (поглаживание)
Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)
Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)
Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)
Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)
Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.
– Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)
– Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)
– Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)
2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.
Вертикаль:
Горизонталь:
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
– На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)
1 вариант.
Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).
2 вариант.
Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)
Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)
– Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)
– Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)
– Минералогия –наука о минералах.
– Минералог – специалист по минералогии.
– Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)
Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.
3. Постановка цели деятельности
– Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты №11, ноябрь 2015. Зачитаю цитаты:
“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей. В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.
“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”
– Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?
(Горные породы полезны человеку)
– Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.
(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)
4. Изучение нового материала
– Чем полезны: – песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком )
– глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)
– известняк? (Мел, строительный материал)
– нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)
– природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)
– торф? (Топливо)
– гранит? (Памятники)
– Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти горные породы полезны. Дополним наши знания, используя учебник. Разделимся на семь групп.
1 группа – найдет информацию о песке;
2 группа – о глине;
3 группа – об известняке;
4 группа – о нефти;
5 группа – о торфе;
6 группа – об угле;
7 группа – о железных рудах;
8 группа – о граните
Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.
Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.
Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением
Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.
Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.
Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.
Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.
Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.
Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла. Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.
– Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)
– Такие горные породы называют полезными ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)
– А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением. От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)
– На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)
– Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)
– Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.
– Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.
Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.
– Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?
– Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?
– Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?
– Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Тест
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?
Шахта
Карьер
Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?
Из угля
Из гранита
Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?
Из угля
Из нефти
Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?
Гранит
Нефть
Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
Каменный уголь
Гранит
Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
Нефть
Глина
Газ
Ответы на тест
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?
Шахта
Карьер
Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?
Из угля
Из гранита
Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?
Из угля
Из нефти
Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?
Гранит
Нефть
Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
Каменный уголь
Гранит
Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
Нефть
Глина
Газ
6. Итог урока
– Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)
По ходу урока учитель показывает слайды из презентации “Подземные богатства земли”