При записи многозначных чисел полезно отделять

При записи многозначных чисел полезно отделять thumbnail

Урок математики в 4 классе по программе Школа -2100

Гайнцевой Ольги Анатольевны

Тема: Чтение и запись многозначных чисел

Цели: 1) Обучающая: повторить с учащимися нумерацию чисел в пределах 1000;

продолжить знакомство обучающихся со II классом – классом тысяч;

формировать представление о роли разрядов и классов в записи натурального числа и навык представления натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых,

познакомить с правилами чтения и записи натуральных чисел.

2) Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

3) Воспитывающая: воспитать интерес к предмету математика, любознательность, наблюдательность.

О б о р у д о в а н и е: таблица разрядов и классов

Ход урока

I .Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

  1. Актуализация опорных знаний

-Урок математики

-Запишите дату

-Прочитайте число -468,

девочки увеличьте -на 3,

мальчики уменьшите – на 3.

-Какие числа записали?

-Расскажите о нем, всё что знаете.

(трехзначные, натуральные, четные или нечетные, разрядные слагаемые…, удобные слагаемые…, целые)

-Какие числа называются натуральными?

Мы уже знаем, что натуральные числа – это числа, которые используют при счёте. Любое  натуральное число  можно  записать  с  помощью  десяти   цифр.

Способ записи чисел, которым мы пользуемся, называется  десятичной позиционной системой счисления. Значение  цифры  зависит  от  ее  места (позиции)  в  записи  числа.

-Относится ли ноль к натуральным числам?

( При счёте число 0 (нуль) не используется, а означает оно «ни одного».  Поэтому число 0 не является натуральным)

-Как называются числа, состоящие из одной цифры? Приведи пример

– Как называются числа, состоящие из двух цифр? Приведи пример

-Как называются числа, состоящие из трех цифр? Приведи пример

– А это число 2387 из скольких цифр состоит?

-Как называются числа, состоящие из четырех цифр?

-Кто может прочитать это число?

2100 -сколько цифр использовали для записи числа?

-как это число называется?

5350

-9999

Как можем назвать эти числа?

(Многозначные натуральные числа – это натуральные числа, запись которых состоит из двух или трех или четырех и т.д. знаков. Говоря на математическом языке, многозначные натуральные числа – это двузначные, трехзначные, четырехзначные и т.д. числа.)

Учитель. До сегодняшнего урока мы с вами пользовались при вычислениях трехзначными числами. Вспомните, из каких разрядов состоят трехзначные числа?

Дети. Они состоят из 3 разрядов. Единицы III разряда – это сотни,

единицы II разряда – это десятки.

единицы I разряда – единицы.

Учитель. Верно. Попробуйте записать на доске и назвать числа, которые я сейчас вам продиктую: (3 чел у доски—ОТМЕТКА)

9 сот. 8 дес.;   8 сот. 6 дес.;

6дес. 3 ед.;      7 сот. 3 ед.

5 ед. III разряда и 2 ед. I разряда;

4 ед. III разряда и 1 ед. II разряда.

Учитель. – Прочитайте числа. (980, 860, 63, 703, 502, 410)

 Сколько единиц каждого разряда в числе?

-Сколько всего единиц в числе 502? (502 ед.)

-Сколько всего десятков в нем? (50 дес.)

-Сколько в нем всего сотен? (5 сот.)

Учитель. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ. СМАЙЛИК НА ЛЕСТНИЦЕ УСПЕХА

III. Постановка УЗ

Учитель. Ребята, мы с вами знаем, как образуются и называются числа от 1 до 1000, умеем их записывать, читать и сравнивать.

Представьте, что друг, который живет в другой стране, попросил вас рассказать о Башкортостане. Сколько в ней жителей в Башкортостане, сколько в нашем Янаульском районе?

– Как бы вы рассказали? (много)

-Это сколько больше 1000 или меньше 1000?

-Население нашей республики на 1 января 2013 года по данным отдела статистики

можно записать числом-4.060.957человек,

население Янаульского района –46.909 человек

-Кто может прочитать?

-А почему другие прочитать не могут?

– Хватит ли вам знаний о многозначных числах?

– О каких числах будем говорить на уроке?

-Выскажите свои предположения, что будем делать с многозначными числами?

-Где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?

-Сформулируйте учебную задачу.

– Чему будем учиться на уроке?

Ребята, сегодня будем учиться правильно читать и записывать многозначные числа.

IV. Работа над новым материалом.

1.Объяснение учителя

– Посмотрите на нумерационную таблицу. Вспомните, с каким классом познакомились на прошлом уроке.

Учитель показывает по нумерационной таблице I и II классы.

Класс тысяч

Класс

единиц

разряд сот.

разряд дес.

разряд ед.

разряд сот.

разряд дес.

разряд ед.

-Сколько классов выделили в таблице?

– Прочитай те название каждого класса. (I класс – класс единиц, II класс – класс тысяч.)

-Сколько разрядов в каждом классе? ( В каждом классе по 3 разряда)

– Назовите единицы I класса? ( Сотни, десятки, единицы.)

 Назовите единицы II класса? ( Сотни тысяч, десятки тысяч, единицы тысяч.)

-Давайте запишем в нумерационную таблицу число жителей Янаульского района

Учитель ставит в нумерационную таблицу число: 46.909

-А можем записать количество жителей Башкортостана? Почему?

-Прочитайте с помощью таблицы

145312, 700002, 61080.

– Почему на месте некоторых разрядов стоят нули?

2.) Самостоятельная работа

Запишите самостоятельно числа в таблицу—(1 ученик у доски)

594 376

602 407

900 050

800 351

Проверьте на доске.

Взаимопроверка в парах (СЛАЙД)

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ своего соседа. СМАЙЛИК НА ЛЕСТНИЦЕ УСПЕХА

Ф и з к у л ь т м и н у т к а (20мин).

V. Работа над пройденным материалом.

1.) –А как прочитать число, если таблицы нет?

-Какую работу надо выполнить? (Разбить на классы) 1 слайд

Читайте также:  Полезные свойства холодца из свиных ножек

-Как прочитать? (Начиная с высшего разряда) 2 слайд

Учитель. Правильно. Чтобы прочитать многозначное число, надо действовать по алгоритму:

1) разбить число на классы, отсчитывая справа по 3 цифры;

2) прочитать, сколько в числе единиц каждого класса, начиная с высшего разряда

2.) Работа с учебником

-Откройте учебник на странице 62 №1

-Прочитайте задание самостоятельно, вслух

-Значит, чтобы прочитать число, что вы должны сделать?

-Что советует учебник?

-Что интересного заметили в записи чисел? (цифры отделены промежутком)

-А мы с вами договоримся разбить число на классы, отсчитывая справа по 3 цифры и поставить точку.

-Прочитай число по цепочке 1 ряд.

-Запишите числа самостоятельно—(1 ученик у доски) –

209.036, 30.208, 620.000, 888.808

Проверьте. (СЛАЙД)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ. СМАЙЛИК НА ЛЕСТНИЦЕ УСПЕХА

5) -Ребята, мы с вами сегодня на уроке читали, записывали числа с новым классом. А сумеете ли вы выполнить действия сложения и вычитания с многозначными числами?

№5 Вычисли (по цепочке у доски с комментированием )

7) Работа над задачами №6

А) Прочитайте задачу самостоятельно, вслух.

-О чем говорится в задаче?

-Сколько таких вершин?

-Какова высота высочайших вершин мира?

-О какой вершине говорится в задаче? ( Чогори)

Справка: Вторая по высоте, но при этом самая сложная, вершина мира – Чогори, расположена в Центральной части хребта Каракорум в Пакистане
-Что известно о вершине Чогори?

-Как узнать высоту Чогори?

– Почему?

-Выполните схему

-Кто может решить задачу?

-Решите самостоятельно, 1 ученик у доски

Б)- Прочитайте задачу

-Как понимаете слово «впадин»?

Впадина в словаре Ожегова –1) ямка, углубление (глазная впадина)

2)понижение земной поверхности в пределах суши, моря

-О каких впадинах идет речь?

-Что сказано о Курило-Камчатской впадине? (на 2 м меньше)

-Что сказано о Филиппинской впадине? (10540м)

-Как узнать глубину Курило-Камчатской впадины? ( действием вычитанием)

-Почему вычесть?

-Чему равна глубина?

-Как записать решение задачи?

V. Итоги урока.

Учитель. Чему учились на уроке?

-С какими числами работали?

-Что мы с ними делали?

-Трудно ли читать и записывать многозначные числа? Почему?

-Что нужно помнить при записи?

-Как мы договорились отделять друг от друга классы?

-Как читают многозначные числа? Смогли ли прочитать число, которое обозначило количество жителей в Башкортостане? (нет)

-Почему?

Рефлексия

-Посмотрите на лестницу успеха, оцените свою работу

Если все смайлики  – то вы получаете 5,

Если 1 смайлик – то оценка 4 ,

Если 2 смайлика – то оценка3.

У кого нет  им нужно поработать дополнительно.

Домашнее задание: С.63 №7, расшифруй слово, №6(б)

Источник

Хочу поделиться опытом своей работы над темой
“Числа, которые больше 1000”. Преподавая по
традиционной системе, мне приходилось
сталкиваться с тем, что отдельные ученики долгое
время затруднялись записывать числа в пределах
миллиона: пропускали в записи многозначного
числа нули. Приходилось отрабатывать этот навык
после уроков. Традиционные задания делали эту
работу скучной, утомительной, малоэффективной.

Разнообразить и превратить в увлекательное
занятие изучение многозначных чисел я смогла
лишь после того, как начала преподавать по
развивающей системе Л. В. Занкова. В учебниках
“Математика. 3 класс” и “Математика. 4 класс”
авторы И. И. Аргинская и Е. И. Ивановская после
изучения Таблицы разрядов и классов предлагают
ученикам нетрадиционное задание: “В каждом
числе поменяй местами единицы первого и второго
классов. Запиши и прочитай новые числа”.
Это
задание мне и моим ученикам показалось
интересным, увлекательным. Результат такой
работы вносит в урок эффект неожиданности.
Запись нового числа может состоять из большего
или меньшего количества знаков: исчезают или
появляются новые нули, первоначальное число
увеличивается или уменьшается. Дети делают
маленькие открытия. Не у всех получается с
первого раза, но всем интересно узнать, что же
получится в результате таких преобразований!

Сильные дети понимают задание и к его
выполнению подходят творчески: предлагают свои
варианты работы повышенной трудности с
многозначными числами, разные способы их
решения, выполняют с числами арифметические
действия. Остальные же ученики добиваются
успеха, если их деятельность организовать по
принципу поэтапного формирования умений и
навыков.

Сначала мои третьеклассники выполняли
преобразования в Таблице разрядов и классов
(далее Таблица), перемещая карточки с цифрами из
класса в класс: из разрядов I класса в
соответствующие разряды II класса; затем на
наборном полотне, но с опорой на Таблицу, позже –
без неё. Ученикам нравилось добавлять или
убирать карточки с нулями, когда это было
необходимо. Детям, у которых недостаточно
развито пространственное представление, я
предлагала выполнить задание, оперируя
карточками с цифрами и вспомогательными точками
на доске (или в тетради), которые обозначали место
разрядов I и II классов. После перемещения
карточек с цифрами из класса в класс свободные
точки помогают быстро сориентироваться и понять,
единицы какого разряда (класса) отсутствуют, и
обозначить их нулями.

Например:

– Прочитайте число, поменяйте местами единицы
первого и второго классов. Запиши и прочитай
новое число.

5 700

. . . . . .

Ученик перемещает цифру “5” из разряда единиц
второго класса в разряд единиц первого класса,
цифру “7” из разряда сотен первого класса в
разряд сотен второго класса. В результате
перемещения получается запись:

7 . . . . 5

Свободные точки подсказывают, единицы каких
разрядов отсутствуют. Ученик с легкость точки
заполняет нулями. В итоге получается новое число:

700 005

Далее продолжается работа с этим числом на
усмотрение учителя или по предложениям
обучающихся.

Такие задания я систематически использовала на
уроках после изучения темы “Классы и разряды”.
Например, на уроке по теме “Умножение
многозначного числа на двухзначное” (Приложение
1). Сочетала их с элементами поисковой и
творческой деятельности. Постепенно дети
уходили от использования точек, преобразуя
многозначные числа. В результате такой работы
все мои ученики научились выполнять
преобразования многозначных чисел без
вспомогательных объектов. Они научились видеть
разряды и классы, обозначать отсутствие единиц
какого-либо разряда нулями, читать, записывать и
сравнивать числа, которые больше тысячи. В
дальнейшем мои ученики уже не испытывали
затруднений при изучении чисел в концентре
“Миллион”.

Читайте также:  Приготовить на ужин быстро просто полезно

Мои четвероклассники на уроках математики
ждали описанный выше вид работы, даже
“заказывали” на следующий урок похожие задания
и с удовольствием выполняли их. Дети сами стали
придумывать ряды чисел для подобных
преобразований.

Такая работа способствует глубокому
осмыслению младшими школьниками программного
материала по теме “Многозначные числа. Классы и
разряды”; учит читать, записывать и сравнивать
числа в пределах миллиона. Помогает осознать
поместное значение каждой цифры в записи
многозначного числа. Обеспечивает готовность
четвероклассников к дальнейшему изучению
классов миллионов и миллиардов.

Фрагмент урока по математике в 4 классе
на основе технологии развивающего обучения
Тема: “Нумерация многозначных чисел”

На доске записан ряд чисел: 1) 5034, 2) 534, 3) 34,
4) 500034, 5) 50034.

– Чем похожи все числа? (Многозначные, чётные, т.
к. оканчиваются цифрой 4)

– Что общего в записи этих чисел? (Для записи
чисел использовали одинаковые цифры: 0, 3, 4, 5)

– Запишите порядковые номера чисел на одной
строчке, не пропуская клеток между цифрами и не
ставя между ними запятых (один ученик работает за
классной доской).

  • число пятьсот тридцать четыре (2)
  • пятьсот тысяч тридцать четыре (4)
  • число, в котором пятьдесят три десятка (2)
  • число пятьсот тридцать (0)
  • 5 единиц II класса и 34 единицы I  класса (1)

– Какие номера вы записали?

У детей в тетрадях и на доске должна получиться
запись: 24201.

При повторном чтении, после самостоятельной
работы учащихся в тетрадях, коллективно
обсуждаем, номера каких чисел нужно было выбрать.
Дети делают исправления, если допустили ошибки.
Выясняем, кто из учеников не допустил ошибок.

– Какое число записали цифрами 2, 4, 2, 0, 1?
Прочитайте число по-разному.

(24201 – двадцать четыре тысячи двести один; 24 ед.
II класса и 201 ед. I класса)

– Какие задания можете предложить с записанными
цифрами? (Можно из цифр 2, 4, 2, 0, 1 составить на
наборном полотне наименьшее и наибольшее числа и
прочитать их)

– Число 24201 разбейте на классы (подчеркните
единицы I класса одной чертой, а единицы II класса
двумя чертами); поменяйте классы местами и
запишите новое число в тетрадь рядом с первым
через клетку. Прочитайте его. Почему в записи
нового числа появился ещё один ноль?

24201 201024

Сравните эти числа:

24201 < 201024

– Запишите общее количество десятков, сотен,
тысяч для каждого числа.

24201             201024

2420 дес.       20102 дес.

242 сот.         2010 сот.

24 тыс.          201 тыс.

– Числа из группы, номера которых мы не
записывали (34 и 50034), представьте в виде суммы
разрядных слагаемых. Запишите в тетрадь.

34=30+4

50034=50000+30+4

– Для чего мы выполняем такие задания? Чему
учимся?

Учимся узнавать, читать и записывать
многозначные числа; находить общее количество
десятков, сотен и тысяч. Повторили понятие
“разрядные слагаемые”.

Подобную работу можно проводить на любом этапе
урока и по любой программе, после изучения темы
“Таблица многозначных чисел”.

Примеры заданий для работы с многозначными
числами:

I. Дан ряд чисел: 1) 702, 2) 7002, 3) 2700, 4)
2007, 5) 7020.

– Чем похожи числа в ряду?

– Узнайте числа и запишите их порядковые номера
на одной строке, не пропуская клеток и без
запятых (один ученик работает за классной
доской).

  • 7 единиц I класса и 2 единицы II класса (4)
  • число, в котором 72 десятка (0)
  • число, в котором 27 сотен (3)
  • 7 тысяч и 2 единицы первого класса (2)
  • двести семь (0)

– Проверим, какие номера вы записали?

Учитель читает второй раз задание и вместе с
детьми обсуждает, номера каких чисел нужно было
выбрать.

– Прочитайте число, которое у вас получилось из
записанных цифр по-разному (40320 – сорок тысяч
триста двадцать; 320 ед. первого класса и 40 ед.
второго класса). Что можете о нём рассказать?

– Разбейте число на классы. Поменяйте классы
местами. Прочитайте новое число (320040). Почему
нулей стало больше?

Сравните эти числа:

40320<320040

– Запишите для каждого числа общее количество
десятков, сотен, тысяч.

– Выпишите числа, номера которых мы не указали
(702 и 7020). Представьте их в виде суммы разрядных
слагаемых.

II. Из ряда чисел выбери те, которые я загадаю,
и запиши их порядковые номера в тетради на одной
строке без запятых, не пропуская клеток между
цифрами.

1) 52, 2) 502, 3) 2005, 4) 205, 5) 5020, 6)
25000

  • 5 ед. I класса и 2 ед. II класса (3)
  • Число, в котором 25 единиц (0)
  • Число, в котором 25 единиц II класса (6)
  • Наименьшее число в данном ряду (1)
  • Число, в котором 50 десятков (2)

– Проверим, какие номера вы записали? (3 0 6 1 2)

Учитель читает второй раз задание и вместе с
детьми обсуждает, номера каких чисел нужно было
выбрать.

– Прочитайте по-разному число, которое
получилось из этих цифр. Что можете о нём
рассказать?

– Какие задания можете предложить с данным
числом?

Разбить на классы; поменять классы местами (612030);
сравнить числа, выписать общее количество
десятков, сотен, тысяч; представить в виде суммы
разрядных слагаемых, записать предыдущее и
последующее числа. Из цифр, которыми записано
число 30612, составить и записать наименьшее и
наибольшее числа (63210, 10236).

Читайте также:  Чем полезен зеленый чай в пакетиках

III. Из ряда чисел выбери те, которые я загадаю,
и запиши их порядковые номера на одной строке без
запятых, не пропуская клеток между цифрами.

1) 600700, 2) 60700, 3) 7060, 4) 607, 5) 6070, 6)
60 070

  • число, в котором 6 ед. 5 разряда и 7 ед. 2 разряда (6)
  • число, в котором 67 десятков (0)
  • число, в котором 60 ед. I класса и 7 ед. II класса (3)
  • число, в котором 607 сотен (2)
  • число, в котором есть сотни I класса и II класса (1)

– Проверим, какие номера вы записали? (6 0 3 2 1)

Учитель читает второй раз задание и вместе с
детьми обсуждает, номера каких чисел нужно было
выбрать.

– Прочитайте по-разному число, которое
получилось из этих цифр. Что можете о нём
рассказать?

– Какие задания можете предложить с данным
числом?

Разбить на классы; поменять классы местами (321060);
сравнить числа, выписать общее количество
десятков, сотен, тысяч; представить в виде суммы
разрядных слагаемых, записать предыдущее и
последующее числа. Из цифр, которыми записано
число 30612, составить и записать наименьшее и
наибольшее числа.

IV. Из ряда чисел выбери те, которые я загадаю,
и запиши их порядковые номера в тетради на одной
строке без запятых, не пропуская клеток между
цифрами.

1) 30300, 2) 3030, 3) 330000, 4) 3003, 5) 300300

  • 3 единицы 6 разряда и 3 единицы 3 разряда (5)
  • число, в котором 300 сотен (0)
  • число, в котором 303 десятка (2)
  • число, в котором 330 единиц II класса (3)
  • число, в котором 30 единиц I класса и 30 единиц II
    класса (0)

– Проверим, какие номера вы записали? (5 0 2 3 0)

Учитель читает второй раз задание и вместе с
детьми обсуждает, номера каких чисел нужно было
выбрать.

– Как можно преобразовать число? (поменять
классы местами: 230050)

– Какое число получилось больше? Почему?

– Под каждым числом запишите общее количество
десятков, сотен, тысяч.

– Числа, номера которых вы не указывали,
замените суммой разрядных слагаемых.

Варианты математических диктантов с
развивающими заданиями:

I. Запишите числа в “столбик”: друг под
другом через клетку.

– число, в котором 8 ед. 3-го разряда и 6 ед. 1-го
разряда; 806

– 43 ед. I класса и 3 ед. II класса; 3043

– 1 ед. 5-го разряда, 1 ед. 3-го разряда и 7 ед. 1-го
разряда; 10107

– 208 ед. II класса и 15 ед. I класса; 208015

– Выберите верное утверждение:

а) числа в столбике расположены без всякого
порядка;

б) числа в столбике расположены в порядке
увеличения;

в) числа в столбике расположены в порядке
уменьшения.

– Подчеркните одной чертой единицы I класса,
двумя чертами единицы II класса. Сравните
количество единиц I класса с количеством единиц II
класса в каждом числе.

– В каком числе единиц I класса больше, чем
единиц II класса? (10107 , 3043 и 806)

– Что можно сказать о числе 208015? (В нём единиц I
класса меньше, чем единиц II класса)

– Преобразуйте каждое число, поменяв классы
местами, и запишите новые числа во второй
столбик. Сравните числа в парах.

– Что заметили?

806<806000

3043<43003

10107<107010

208015>15208

– Из чисел первого столбика составьте 2-3
разности и найдите их значение (это задание может
быть дано всему классу для самостоятельной
работы или отдельным учащимся индивидуально).

Например:

Можно предложить детям выполнить проверку
вычитания сложением, если позволяет время урока.

II. Прочитайте числа по-разному: 5180, 8170, 58340, 6800,
30040

– Как можно преобразовать эти числа?

– В каждом числе поменяйте классы местами и
запишите новые числа. Прочитайте их. Найдите
самое большое и самое маленькое, составьте с ними
разность и найдите её значение. Результат
вычитания проверьте сложением.

С данными числами можно провести работу
аналогичную той, что изложена выше.

III. Прослушайте текст и выпишите из него все
числа. Один ученик работает у доски.

Хобот слона состоит из сорока тысяч мускулов и
очень чуток. С помощью хобота слон может
поднимать груз до одной тысячи килограммов.
Бивни его достигают четырёх метров и весят сто
пятьдесят килограммов каждый. Это толстокожее
животное очень спокойно. Сердце его делает всего
двадцать пять ударов в минуту.

Получается ряд чисел: 40000, 1000, 4 м, 150 кг, 25
уд/мин.

– На какие 2 группы можно разделить эти числа?
(Именованные и неименованные)

– Число 40000 прочитайте по-разному. (40 ед. II класса;
4 ед. пятого разряда; 400 сотен; 4000 тыс. дес.)

– Расскажите о числе 1000 как можно больше.
(Наименьшее четырёхзначное; его соседи числа 999 и
1001; 1 ед. I класса; 1 ед. четвёртого разряда)

– Величины 4 м и 150 кг вырази в других единицах
измерения.

4 м=400 см=40 дм=4000 мм

150 кг=1 ц 50 кг

Систематическая работа с заданиями, описанными
выше, повышает эффективность изучения
многозначных чисел и может применяться учителем
начальных классов не только в рамках развивающей
программы, но и в традиционной. Ученики
овладевают определённым запасом понятий и
терминов, при этом у них развивается
устойчивость внимания, наблюдательность,
мышление, формируется умение анализировать,
рассуждать, повышается интерес к предмету.
Младшим школьникам предоставляется возможность
сделать открытие, поле для творческой
деятельности, что является стимулом учебного
процесса. Задания развивающего характера
помогают детям избежать ошибок при чтении,
записи и сравнении многозначных чисел. К концу 4
класса мои ученики не допускали ошибок при
записи многозначных чисел и легко
ориентировались в 9-12-тизначных числах.

Источник