Полезен как начинающим музыкантам так и
В наше время каждый может заниматься музыкой дома, не покидая стен своей комнаты. Все, что нужно — это лишь наличие компьютера.
Но вот вопрос: как продвинуться дальше в своей работе после того, как появились базовые навыки записи и сведения аудиозаписей? Тем, кто решил заниматься музыкой дома и своими силами, мы предлагаем послушать некоторые советы начинающим музыкантам.
1. Знай оборудование, как свои пять пальцев
Что сказать в первую очередь, когда просят дать некоторые советы для начинающих музыкантов? Довольно легко начать думать, что собственная музыка зазвучит в разы лучше (на уровне Abbey Road, ага), если просто добавить пару-другую дорогостоящих, но нелегально скачанных из интернета плагинов.
Нет смысла гнаться за ассортиментом и держать в наличии огромное количество плагинов, которыми вряд ли придеться воспользоваться. Нужно уметь получать максимум от того, что уже есть. Иными словами, лучше досконально изучить те плагины, которые идут в комплекте с DAW и уметь применять их в различных ситуациях, чем постоянно поверхностно использовать разные продукты.
С вероятностью в 95% можно утверждать, что ты не знаешь и половины того, на что способны стандартные плагины.
2. Найди свой стиль
Очень часто мы хотим заниматься музыкой, которую больше всего любим. Это правильно и это хорошо, но не стоит опускаться до бездумного копирования чужих идей. Это главный совет в этом списке советов начинающим музыкантам.
Возьми за основу наработки своих кумиров, выясни, как они добились того саунда, который у них есть. А затем, на основе полученных знаний, выработай свой собственный стиль.
Нет, речь не идет о создании совершенно нового стиля музыки. Просто надо уметь оставаться собой вне зависимости от той музыки, которой занимаешься. Если это поп-рок, то он должен быть таким, каким ты его любишь, а не каким его делают твои любимые Maroon 5.
Представь, что было бы, если бы разные группы играли одинаково в одном и том же стиле. Весь кайф музыки в том, что каждый волен делать ее именно такой, какой он хочет ее слышать.
3. Найди единомышленников
Заниматься музыкой дома на своем компьютере — довольно личный процесс, в котором все задачи лежат на тебе. Но не стоит замыкаться на себе любимом. Почему бы не попробовать поискать тех, кто мыслит подобно тебе?
Обменивайся проектами через интернет. Приглашай людей помузицировать к себе домой. Попробуй поджемить с кем-либо в рамках онлайн-сессий. Заниматься музыкой с другими людьми не просто весело, это еще и полезно. Ведь никогда точно не знаешь, к каким результатам приведут ваши совместные действия.
4. Умей играть на чем-нибудь
Самое приятное в создании музыки в домашних условиях, что не нужно быть виртуозным музыкантом. Но умение играть на музыкальном инструменте может расширить возможности в области продюсирования записей.
Умение игры на каком-либо инструменте позволит придумать более интересные биты, последовательности аккордов и мелодии.
«Нельзя относиться к музыке, как к работе»
5. Доведи какой-нибудь проект до конца
Постоянно перескакивать с производства одного проекта на другой и не доводить ни один из них до конца — очень, очень плохо, приятель.
Нет, никто не говорит, что плохо, когда тебя распирает от идей в различных стилях. Но все-таки доводить до логического конца уже возникшие и частично записанные идеи позволит удовлетворить себя, как музыканта, композитора и продюсера. К тому же, полностью сочиненные композиции можно играть с друзьями.
6. Продолжай получать удовольствие от того, что делаешь
Никогда не забывай из-за чего, на самом деле, ты начал заниматься музыкой. Это второй по значимости совет в нашем материале. Никакие другие советы начинающим музыкантам не будут столь действенны, как этот. Кто бы что не говорил, в первую очередь ты делаешь это для себя, для собственного удовольствия. Кинь в человека камень, который говорит, что начал заниматься музыкой исключительно ради заработка. Так не бывает.
Хитрость в том, что если тебе повезет и твой материал станет интересен широкому кругу людей, то заработать на своем хобби станет проще. Нельзя относиться к музыке, как к работе. Создание музыки должно всегда приносить удовольствие. Если это не так, то нужно разобраться в ситуации и понять, в чем проблема.
7. Заведи аккаунты на популярных сайтах для музыкантов
Начни с SoundCloud. Как ни крути, SoundCloud стал настоящим оплотом музыкантов всех мастей — как профессиональных, так и нет. Именно сюда в первую очередь загружается практически вся музыка, которая создается людьми. Публика комментирует, профессионалы или знатоки дают конструктивную критику. Обратная связь это всегда хорошо.
К тому же, сюда можно загружать не только готовые композиции. Загружать демо-записи и какие-то идеи также приветствуется. Возможно, советы и идеи других пользователей со всего мира направят твои мысли в нужное русло и ты сможешь сделать воистину великолепный трек.
Можно также попробовать зарегистрироваться на BandCamp, Last.fm, ВКонтакте, в конце концов.
8. Научись правильно относиться к критике
Кстати, о критиках. Научись четко разделять конструктивную критику, которая может дать тебе больше в творческом плане, от мнения хейтеров. И это третий по важности совет начинающему музыканту. Всегда найдутся те, кто будет недоволен твоими результатами просто потому, что они сами не смогли добиться такого.
Не обращай на хейтеров внимания, но прислушивайся к адекватным советам более опытных музыкантов.
9. Никогда не прекращай учиться
Даже если у тебя уже имеется четкое понимание того, как устроена музыка и процесс работы в собственной студии, не останавливайся на достигнутом. Шерсти YouTube и различные тематические сайты на предмет чего-то неизведанного для тебя.
Или регулярно заходи к нам, уж тут ты точно найдешь что-нибудь эдакое для себя.
10. Не попади в колею
Если тебе покажется, что каждая новая песня начинает звучать точно также, как предыдущая, а процесс создания твоей музыки стал совершенно одинаковым, самое время что-то менять. Нужна встряска.
Попробуй изменить процесс записи, написать несвойственную тебе мелодию, применить какой-нибудь экзотический инструмент в аранжировке. Все, что раньше не попадало в твое поле зрения, пойдет на пользу. Даже если все это не приведет к значительным результатам, это позволит немного пересмотреть свое творчество, набраться сил и найти новые идеи.
11. Нарушай правила
В конце концов, ты лучше всех остальных будешь знать, что и как ты делаешь в своей студии. Не обращай внимания на выкрики со стороны, говорящие о том, что ты все делаешь неправильно. Если это приводит к нужному результату, значит все сделано верно.
Большая часть уроков и мастер-классов нацелена на то, чтобы дать лишь общие советы, пищу для размышлений. Многие музыканты преуспели на почве музыки как раз потому, что доверяли своему чутью и нарушали общепринятые правила.
В общем, если это звучит правильно — значит все правильно!
Даже если в детстве вас не отвели в музыкальную школу, то не стоит расстраиваться: благодаря интернету, доступности обучающих материалов, аппаратуры и мест для обучения музыкантом может стать любой. Рассказываем, где в Иркутске лучше учиться музыке, где — ее записывать и когда стоит идти к преподавателю.
С чего начать, если я хочу стать музыкантом?
Выбрать жанр, а для этого вам надо слушать больше музыки разных жанров. Так вы сможете понять, в каком направлении вам стоит развиваться. Можно начать с мировой классики и послушать альбомы из списка «500 величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone. В рейтинг, собранный в 2012 году, вошли лучшие альбомы, по мнению музыкантов, критиков, продюсеров и журналистов. Также можете ознакомиться со списком лучших альбомов разных лет по версии AllMusic, каждый год они публикуют новую подборку. Чтобы следить за новинками, читайте сайт Pitchfork, на котором ежедневно публикуются рецензии на свежие релизы. На сайте The Flow можно следить за релизами российских молодых исполнителей.
Можно также сходить на концерты. Например, только в октябре в Иркутск приезжают танцевальный электронный проект GSPD, рэп-музыканты Pyrokinesis и STED.D, поп-артист Тима Белорусских и инди-исполнительница Гречка.
Я выбрал, какую музыку буду играть. Что дальше?
Для начала хотя бы на базовом уровне вам нужно овладеть компьютерными программами или игрой на музыкальном инструменте. Есть два пути: пойти к педагогу или стать самоучкой. «Дома лучше заниматься, если не боитесь потерять мотивацию. В противном случае лучше пойти к преподавателю. Он даст необходимую базу для старта», — рассказал «ВЕРБЛЮДУ» гитарист рок-группы Nightly-Brightly Леонид Рузавин. «База» — элементарные правила игры на инструментах: правильная постановка рук, простейшие ритмы, аккорды и риффы. Леонид прошел оба пути и считает, что идеальный вариант — объединить домашние занятия и уроки с преподавателем. Он около года занимался в Rock City. Эта музыкальная школа рока обучает звукорежиссуре, вокалу и игре на гитаре, барабанах и фортепиано. Также в Иркутске есть школа с аналогичными направлениями — «Акцент». Евгений Лавров, основатель и преподаватель первой иркутской школы ударных DRUML.E.S, по его словам, на начальных занятиях дает ученикам базовые умения, а потом развивает их, учитывая стилистические пожелания. Он посоветовал начинающим музыкантам начинать с преподавателем, чтобы узнать основы техники. «Когда знаешь основы, то простые вещи лучше играть самому и обращаться к преподавателю только в самых сложных вещах, которые не поддаются самостоятельному разбору», — говорит он.
При этом не стоит переживать, если у вас нет слуха: это навык, который развивается при занятии музыкой. Подбираете партии, пишете музыку, понимаете, хорошо ли это звучит.
А если я не хочу посещать школу, как мне найти учителя?
Можно поискать в интернете. Например, на сайте Profi.ru есть удобный поиск репетитора по названию инструмента. При выборе преподавателя обратите внимание на игру его учеников, сложность и продолжительность композиций, которые они исполняют: чем сложнее, тем лучше преподаватель.
А вокал невозможно освоить без учителя, так как тебя должны слушать со стороны. «Преподаватель по вокалу должен сначала определить тип голоса. Нужно учитывать диапазон ученика, особенности речевого аппарата, тембр, дикцию. Педагог должен быть примером для своего ученика — показывать дыхание, показывать голосом распевки и упражнения», — рассказала «ВЕРБЛЮДУ» вокалистка Вика Хороших. Еще можно посмотреть материалы в интернете: например, на Youtube-канале Hellscream Academy RUS выкладываются видео-уроки по вокалу для начинающих.
Я все же решил заниматься самостоятельно. С чего начать?
Самый простой вариант — игра на гитаре. Если у вас отсутствуют базовые навыки, то можете поискать обучающие материалы. Например, на этом канале выкладывают разборы песен разной сложности, а также дают уроки, от самых основ. Когда вы научитесь играть простые мелодии, переходите к исполнению произведений. Александр Шубин, гитарист-самоучка, РАССКАЗАЛ «Верблюду», что лучше развиваться постепенно, а не пытаться играть песни довольно техничных групп. Он рекомендует смотреть на Youtube каналы Aturn3d и Chris Zoupa. В качестве первой гитары подойдут бюджетные (до 20 тыс. рублей) варианты электронных гитар фирм Yamaha и Ibanez.
Хочу писать электронную музыку. Что нужно для этого?
Электронным музыкантам достаточно ноутбука и программы. Рэп-музыкант Александр Бурцев советует освоить FLStudio и Ableton на Windows и Logic Pro на Mac OS. «На старте хватит компьютера или ноутбука, желательно мощного», — рекомендует Бурцев.
«Задавайте вопросы более опытным музыкантам или ищите информацию в интернете. В начале использования FruityLoops я все время читал wikisound», — рассказал «ВЕРБЛЮДУ» битмейкер-самоучка Радомир Зеленюк. Это сайт, на котором опубликованы переведенные пособия по освоению FLStudio. Электронный музыкант Александр Дубов для изучения программ по написанию музыки советует Youtube-каналы MUZBIZNESOFFICIAL и FL Studio PRO с мастер-классами и уроками по созданию треков.
Я научился писать и играть мелодии. А как быть с текстом?
По мнению музыкантов, опрошенных «ВЕРБЛЮДОМ», нельзя загонять себя в стандарты построения песен (по типу куплет-куплет-припев-куплет) и правила использования рифм. «Мне достаточно придумать лишь начало куплета, а все остальное пишется без особых затруднений. Нужно писать как нравится, о том, что тебе нравится, не подстраиваясь ни под кого», — рассказал «ВЕРБЛЮДУ» участник объединения Mores Cult Александр Днепровский.
Песни готовы. Записываться и сводить можно дома или лучше в студии?
Это зависит от жанра и состава музыкантов в вашем творческом объединении. Если требуется записать целую группу с барабанами, гитарами и вокалом, то придется обращаться в студию со всем необходимым оборудованием для записи голоса и любых инструментов. Например в PARTIZAN PRO (час студийного времени — 900 рублей) или в Baikal-Records (1,5 тыс. рублей). Также звукозаписывающие студии оказывают услуги по сведению и обработке композиций. Например, в PARTIZAN PRO мастеринг и сведение песни стоит 2 тыс. рублей.
Если запись не предполагает ничего, кроме вокала и речитатива на готовую мелодию или бит, можете обойтись домашней студией. Новичку собирать ее смысла нет, достаточно обратиться в уже существующие. Для этого можете поспрашивать своих знакомых и найти умельца или ученика, который запишет вас и сведет бесплатно или за символическую плату. Начать поиски можете с этой группы.
Первые демо треков готовы. Как стать популярным?
Можно выступить на иркутских концертах и фестивалях. Для этого, как правило, достаточно отправить демо песен (или уже готовые треки) организатору мероприятия. В Metal Hail и Rock’n’roll pub часто проводятся концерты с новичками, можно следить за обновлениями сообществ Вконтакте. Если ваша музыка не совсем обычная, то обратите внимание на ПГ «Глотка» и «Черный квадрат». В этих точках ценят необычных и ярких музыкантов.
Также можете продвигать музыку в интернете. Обычно это требует финансовых вложений. Дешевле всего (от 20 рублей) создать бизнес-аккаунт в инстаграм и настроить показ видеорекламы с вашей песней. «В инстаграме получаешь охват и перенаправляешь людей в группу во „Вконтакте“, где представлены твои работы и ссылки на скачивание», — советует Дубов. Также можете покупать рекламу в тематических пабликах, таких как «Рифмы и панчи» или «Новый рэп». Реклама в них стоит около 15 тыс. рублей. Электронный музыкант Александр Обрубов рассказал «ВЕРБЛЮДУ», что продавать свои биты можно через группы Beatzone и DopeBeatz. Они также могут опубликовать биты и привести клиентов, сообщил он.
Еще вы всегда можете попытать удачу и отправить свои треки на лейблы. В России продвижением молодых музыкантов занимается, например, Universal Music Group.
Автор: Анастасия Блинова
Реалии современной музыкальной индустрии
Фото –
www.billboard.com
→
Ваши аудиозаписи — это реклама концертов. Фонограммы на физических носителях (CD, винил, аудиокассеты) — это сувениры для фетишистов, никакой практической функции у музыки на носителях нет. На стриминге и продаже треков через iTunes реально зарабатывает только один процент артистов. Для остальных суммы смехотворные. Также на продаже аудиозаписей зарабатывают не очень известные артисты, которые смогли выстроить уникальные взаимоотношения со своими поклонниками, но каждый такой случай – исключение из правил и пока не позволяет говорить о наличии какой-либо устойчивой системы, которая помогла бы каждому артисту монетизировать своё творчество таким же очевидным образом, как это было до изобретения широкополосного интернета.
Не надо быть луддитом, прогресс не стоит на месте. Не ждите волшебного пинка и не думайте, что, назвав себя «музыкантом», вы имеет право думать только о музыке — это не так, вам придётся понять и освоить множество навыков, никак не связанных с музыкой. Сам себе директор, букер, продюсер, пиарщик, звукорежиссёр — будет намного лучше, если вы начнёте стремиться контролировать всё это самостоятельно, а не ждать, когда появится кто-то, кто в вас «поверит».
“90 процентов чего-бы-то ни было – полная ерунда”
Закон Старджона
Оставьте попытки подписаться на мейджор-лейблы (Sony, Warner, Universal)
Фото –
www.lovethispic.com
→
Они вам не нужны, они вам не помогут. Без достойного бэкграунда в виде фан-базы, инвесторов и внушающего доверия attitude — вы им не интересны. Без этого вы можете даже не начинать рассказывать про свою музыку. У мейджор-лейблов нет никакой социальной ответственности перед молодыми артистами; это бизнес, и мейджоры вам ничего не должны. Вместо этого сконцентрируйтесь на своём творчестве и способах его монетизации как независимый артист — это вполне реально, если вы делаете что-то реально интересное. У мейджоров нет недостатка в новых артистах, но бывает, что есть нужда в авторах — возможно вам стоит развиваться в этом направлении, если, несмотря на всё вышесказанное, вы намерены с ними сотрудничать.
Лучший пиар — это ваша музыка, ваше творчество
Фото –
www.youtube.com
→
Пишите хиты. И не врите себе, если хит не получается. Хиты имеют свойство становиться вирусно популярными, люди рассказывают о них друг другу, делятся в соцсетях, шазамят. Если у вас нет хитов, то нет и популярности и, следовательно, меньше шансов монетизировать своё творчество. Спасибо, кэп.
Социальные сети: мне нравится, рассказать друзьям
Фото –
pinterest.com
→
Мы живём в эру самых технологически продвинутых сарафанных радио — социальных сетей. Развивайте своё комьюнити в социальных сетях — это важно и не требует больших денежных вложений. Лайки, шеры, аналитика вовлечённости аудитории и способность использовать преимущества каждой из самых популярных социальных сетей имеют сейчас решающее значение для карьеры независимого артиста. У каждого артиста есть возможность создать свою «секту» с помощью социальных сетей, но не все это понимают и не всем это удаётся.
Лучшее — враг хорошего!
По моим наблюдениям, людей, добившихся успеха в творчестве, нередко объединяет естественное стремление постоянно творить — на грани графомании. Они пишут, записывают, придумывают что-то постоянно. Прошло то время, когда новый артист мог себе позволить по три года записывать и переписывать новый альбом, вложив в него кучу денег и времени. Вы не будете жить вечно, у вас нет времени на перфекционизм: альбом может не выстрелить, даже если вам он наконец-то показался идеальным, а время будет потеряно. Лучше придумать и записать что-то новое.
Самая благодарная аудитория — это школьники и студенты
Фото –
www.billboard.com
→
Если вы смогли привлечь эту аудиторию, то сорвали джекпот. Если на протяжении 2-3 лет основной костяк ваших фанатов — это люди в возрасте от 15 до 21 года, то в долгосрочной перспективе это те, кто могут остаться с вами до глубокой старости. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к новому, и если вам повезло стать не просто модным, а популярным и культовым артистом среди подростков, то они будут любить вас всю жизнь. Они будут покупать билеты, футболки, диски, кассеты, а через несколько лет купят вип-билет и приведут своих детей на концерты.
Так как же всё-таки заставить людей любить мою музыку?
Фото –
risovach.ru
→
Никак. Вы не можете никого заставить полюбить свою музыку — вы можете только рассказать о ней тем, кто уже готов её полюбить. И для этого вам не нужны газеты и журналы. Как правило, о рекламе и пиаре просят те артисты, которым пиар не поможет.
Если говорить о пиаре с нулевым бюджетом, то это возможно только при непосредственном участии самого артиста, который готов на рискованные, дикие выходки, которые гарантированно привлекут внимание СМИ. Это не требуют больших инвестиций, но нет и гарантии, что такие действия привлекут новых поклонников.
Журналистам нужен инфоповод. Ваша музыка сама по себе не будет инфоповодом, пока она не популярна, не актуальна и не на слуху. Но я ещё раз повторюсь: вам не нужны СМИ, чтобы ваша музыка стала известной — вам нужны хиты. И/или вам нужно творчество, которое отражает ценности вашей целевой аудитории — их мировоззрение, то чем они дышат и живут.
Ода музыкальной журналистике
Фото –
chernyshev2033.blogspot.ru
→
Пора перестать относиться к журналистам как к охранникам у калитки популярности — не они решают кому из артистов дать дорогу, а кому нет. Публикация в журнале потешит ваше самолюбие, но мало чем вам поможет.
Между тем претензии, которые сыпятся в сторону музыкальных журналистов, абсолютно не обоснованы. Мол, почему вы о них пишете, а о моём любимом армянском флейтисте с фри-джазом — не пишете. Есть редакционная политика, есть вопрос вкуса самого журналиста, есть актуальные артисты, а есть не актуальные, популярные и не популярные. Журналисты — тоже люди, и задачи писать обо всех перед ними не стоит. Ваши музыкальные пристрастия — это ваши музыкальные пристрастия, не переносите их на всех, вам никто не должен.
Профессиональных музыкальных журналистов, музыкальных критиков — мы говорим о тех, кто работает за зарплату, — осталось очень мало. Это вымирающий вид, который надо беречь. Зарабатывают они немного и, по-видимому, находясь уже в солидном возрасте, для своих ровесников являются изгоями. При этом они все как один хорошо образованные, начитанные люди — ходячие энциклопедии.
Жанр музыкальной рецензии мёртв. Нет смысла читать рецензию на альбом, который в интернете можно найти и послушать на дистанции двух-трёх кликов. Рецензии имели чисто утилитарное значение для массового слушателя: это был хороший способ понять, стоит ли тратить свои деньги на покупку CD или нет. Сейчас в этом нет никакого смысла. Прослушать альбом можно быстрее, чем прочитать рецензию. Вспомним цитату Фрэнка Заппы: «Говорить о музыке — это всё равно что танцевать об архитектуре». Теперь говорить и читать о музыке необязательно. Это очевидно для тех, кто родился после 1995 года, и неочевидно для остальных.
Единственное: было бы замечательно, если бы в музыкальных и развлекательных СМИ чаще появлялись рубрики «Новое имя в музыке» (прим.: загляните к нам сюда →), и в рамках этих рубрик происходило знакомство широкого круга читателей с новыми артистами. Сейчас таких изданий мало.
Те, кто производят буквы профессионально, в массе своей занимаются обслуживанием общественного вкуса и актуальной повестки дня. Требовать от них большего мы не имеем права — на этом и остановимся.
Ну так и что же дальше, падре?
Музыка перестала быть предметом, объектом дискурса, став необходимым воздухом, которым мы дышим, — это общий тренд. Возможно, так было и раньше, но по определённым причинам это стало реально заметно только в последнее время: осмысление, осознание музыкального творчества осталось уделом меломанов, редких оставшихся в профессии музыкальных критиков и блогеров. Способность музыкантов влиять на общество, менять мир также девальвировалась — музыка целиком и полностью захватила область наших эмоций, чувств, оставив разум для осознания других насущных проблем. Это может вам нравиться или не нравиться, но это реальность, с которой мы живём. И если вы музыкант, то чем раньше вы сможете осознать своё место в новой парадигме, тем лучше. Не тратьте время на иллюзии, если они ещё есть.
Полезные ссылки:
likeni.ru — увлекательное путешествие в мир SMM
Паблик вконтакте с полезными для музыкального самообразования видео
Паблик вконтакте с фильмами о музыкантах
insimple.ru — обучение и консалтинг в сфере музыкального менеджмента
3plet.com — амбициозный проект, продвигающий новый формат выпуска музыкальных альбомов
headhunter.ru — для тех, кому надоело «заниматься музыкой»
Внеклассное чтение:
paperpaper.ru — интересный текст Максима Семеляка о состоянии современной музыки
roem.ru — Стив Альбини о внушающем оптимизм состоянии музыкальной индустрии
guitartime.ru — статья Артёма Рондарева «Советы начинающим музыкантам» — древняя, но смешная и актуальная
tomhess.net — полезные статьи по организации музыкальной карьеры (английский язык, но есть тексты и на русском)
archives.colta.ru — статья Ильи Зинина «Как не надо писать пресс-релизы»