Очень полезная программа для всей семьи психолог

Очень полезная программа для всей семьи психолог thumbnail

Действительно ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ полезно! Спаси вас Бог за вашу работу! После передач появляется много новых идей и легче и спокойней становится …

Гирна Ксения

Гирна Ксения

Львов, 36 лет

12 сентября 2017просмотров: 780 0

Здравствуйте, Ксения. Благодарим Вас за такую высокую оценку наше передаче. Постараемся и в будущем выпускать программы такого же уровня. Желаем Вам и Вашим детям здоровья и больших успехов в учёбе!

Голдев Александр

Голдев Александр

2 года

13 сентября 2017

Здравствуйте, меня зовут Надежда! У меня четверо деток! Я очень хочу общаться с многодетными семьями, мне очень не хватает общения, …

Nadia197808

Nadia197808

15 ноября 2015просмотров: 1328 1

Дорогая Надя! Мы опубликовали твоё письмо, может кто-нибудь откликнется! География нашей передачи обширна. Нас смотрят и в России и за рубежом, нам пишут и с Тенерифе и из Америки.

посмотреть другие ответы

Голдев Александр

Голдев Александр

2 года

16 ноября 2015

Прекрасная, добрая, веселая программа – и, действительно, для всей семьи! Нам нравится в ней абсолютно всё. И опыт многодетных семей, и …

Морозова Виктория

Морозова Виктория

Берлин, 54 года

15 августа 2014просмотров: 1730 без ответа 0

Добрый день Вам!
Очень благодарна Вам за такой полезнейший канал!!
Хочу Вас спросить,вы отвечаете только на вопросы выбранные,а остальные …

лучик

лучик

7 лет

22 января 2013просмотров: 2131 0

Здравствуйте! Спасибо Вам за письмо! Мы никогда не удаляем письма телезрителей. Иногда удаляем некоторые сообщения, которые дублируются одним и тем же человеком (например, если пользователь не увидел, что его письмо уже появилось на сайте). Что касается конкретно писем Ваших детей, мы очень сожалеем, что их письма исчезли – это может быть связано с техническими работами, которые проводились в последние дни. Но есть ещё один вариант «исчезновения» писем – если вопрос находтся «на модерации», то видит его ТОЛЬКО автор вопроса (то есть он должен быть авторизован на сайте), а другие пользователи его вопроса не видят. То есть если Вы авторизованы на сайте под одним ником, а проверяете наличие своих вопросов под другим, то Вы их не увидите. Скорее всего так и произошло. А с получением ответов сейчас действительно приходится долго ждать. Пожалуйста, передайте детям, если их вопросов всё-таки нет на сайте, пусть заново пришлют их нам, а герои программ постараются побыстрее ответить! Спасибо Вам большое за терпение!

Зинаида Кудрина

Зинаида Кудрина

Руководитель интернет-проекта

22 января 2013

Спасибо за передачу от 17.06.2012. Про замечательную маму троих мальчишек. Совпадение это или Ваш отклик на мое пожелание, не знаю. Но благодарна …

Ангелина

Ангелина

17 июня 2012просмотров: 2034 без ответа 1

Добрый день. Очень симпатичная программа. Позитивная и уютная. Семейная. Прошу Вас, помимо многодетный семей, обратить также внимание на …

Ангелина

Ангелина

15 мая 2012просмотров: 2176 без ответа 0

Сегодня мы с детьми открыли для себя ваш канал! Это здорово! Программы на любой вкус! И все очень радостное и доброе! Спасибо вам огромное!

Букина Инна

Букина Инна

Москва, 53 года

3 марта 2012просмотров: 2244 без ответа 0

Источник

Ведёте ли вы ежедневник? Это популярное средство планирования своих дел привлекает многих перфекционистов. В ежедневниках можно записывать свои планы на неделю, месяц и даже год, отмечать важные события и просто творчески заполнять все страницы. Но что, если на заполнение ежедневника тратится львиная доля времени, а вести дела проще не становится? Для этого подойдут мобильные приложения, которые благодаря простому функционалу и оптимизированному интерфейсу позволяют легко управлять обязанностями.

Photo by Jess Bailey Designs on Pexels

Специально для наших подписчиков мы подобрали список наиболее эстетичных и функциональных приложений для ведения семейных дел.

1. Cozi

Android/iOS

Данный ресурс работает исключительно на английском языке. Его развитый функционал позволяет не просто вести список дел на день для каждого члена семьи, но и составлять списки покупок, планировать праздники, записывать новые рецепты и пользоваться уже составленной базой рецептов. При регистрации можно сразу предоставить доступ всем членам семьи. Каждый получит свой цвет профиля, поэтому отслеживать обязанности и планы будет легко и просто.

2. Time Tree

Android/iOS

Работа в данном приложении полностью построена на календаре. Вы можете добавлять планы на конкретный день, либо записывать их в Memo, чтобы потом назначить конкретный день для их выполнения. В ленте есть возможность увидеть все изменения и посмотреть завершённые события. Есть возможность создания общего календаря со всеми членами семьи. Также здесь можно общаться в чатах и делиться друг с другом фотографиями с семейных праздников.

3. Flayk: Made for your family

Android/iOS

Данное приложение предлагает всё те же возможности, что и другие похожие проекты. Однако отличается Flayk тем, что можно вести журнал сразу по нескольким «семьям». То есть вы можете управлять планами своей семьи, друзей, команды по футболу и т.д. Также здесь есть система вознаграждения: за выполнение членами семьи каких-либо домашних обязанностей, вы можете назначать им баллы. После накопления определённой суммы баллов вы можете подарить им что-нибудь реальное. При таком подходе все останутся довольны!

4. Our Home

Android/iOS

Это приложение покорит каждого члена семьи своим простым и милым дизайном. Вы выбираете себе персонажа, роль, а также основные обязанности. Каждый день вам на выбор предлагается перечень дел, которые вы можете взять на себя. При этом вы ставите, за какое количество времени сможете выполнить это дело. В приложении также действует система вознаграждений. Однако есть и система наказаний, поэтому с Our Home вы сможете, наконец, приучить своих домочадцев к ответственности.

5. 24me

Android/iOS

Приложение 24me больше подходит для планирования собственных задач, однако в нём можно самостоятельно вносить планы членов своей семьи. Не перегруженный лишней информацией интерфейс обеспечивает выполнение самых необходимых функций: постановка ежедневных задач, событий и написание заметок. Есть возможность настроить ежедневные оповещения для какой-любо обязанности. Приложение понравится любителям минимализма.

Пользуетесь ли вы какими-либо приложениями для планирования? Делитесь с нами в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Источник

Чем раньше ребёнок учится делать обдуманный взвешенный выбор, тем устойчивей его самооценка, он реже попадает в трудные ситуации, но даже в них сохраняет уверенность и спокойствие.

Ребёнок реально мало что может что-то для себя решить всерьёз, даже чисто физически. В силу неразвитости нервной системы у него очень мало ресурсов, чтобы принимать решения. Но всё равно, именно ребёнок осваивает основы умения принимать решения — взрослый не может сделать это за него. Поэтому важно, чтобы маленькие дети были успешными в принятии решений.

В этой статье расскажем, как взрослые могут помочь ребёнку научиться принимать решения с раннего детства.

Фото с www.quo.es

Дайте ребёнку возможность делать посильный выбор

Конечно, не нужно предлагать трёхлетке решать, хочет ли он пойти в садик или не хочет. Ему и психологически сложно принять это решение, и вы не можете принять вариант «Не хочу!». Но в рамках более простых выборов, более предметных — выбор малышу по силам.

Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Взрослые могут выбирать из каких-то умозрительных вещей, ребёнок же мало что может себе представить. Поэтому первоначально его выборы должны находится внутри ситуации и быть наглядными.

— Ты наденешь эту шапку или эту?

— Что покупаем: машинку или конструктор?

— Что будешь есть: кашу или творог?

Начинать следует всегда с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Эти простые выборы в раннем детстве — основа для принятия гораздо более серьёзных решений в последующей жизни. Именно они запускают и развивают психологические механизмы. И если такое начало положено, то в более взрослом возрасте мы получаем человека, который умеет принимать классные решения.

Предоставьте опыт конструктивного неодобрения и одобрения

Если мы будем часто ребёнка ругать, то он будет бояться брать на себя ответственность. Когда малыш не знает, поругают его или не поругают, если он сталкивается с необоснованной критикой, то есть большая вероятность появления страха совершить ошибки и принять неправильное решение.

Если же ребёнка часто неконструктивно хвалят и говорят, что он молодец, то он будет сильно ориентироваться на внешнюю оценку и стараться угадать правильный ответ вместо того, чтобы принимать решение.

На тенденцию угадывать правильный ответ влияет и псевдовыбор. Это когда родитель задаёт вопросы ребёнку, но на самом деле показывает, что есть желательный и нежелательный выбор. И в этом случае мы учим ребёнка не выбирать, а угадывать правильные ответы. И это очень плохая услуга. Потому что он начинает искренне считать, что процесс принятия решений и выбора состоит из того, чтобы найти вышестоящего (учителя, руководителя), угадать то, что ему понравится и сделать так, как возможно (!) хочет другой человек. Научить ребёнка такому угадыванию — не очень хорошая услуга.

Любое общение с ребёнком должно быть конструктивным и уважительным. То же касается критики и похвалы: описывайте действия ребёнка, не трогая его личность; показывайте своё отношение к поступку.

— Я вижу, что ты помыл посуду и посуда чистая.

— Я вижу, что ты мыл посуду и та, которая не разбилась — чистая. Ещё вижу, что несколько тарелок разбилось и на полу острые осколки. Давай уберём их вместе (или — я уберу). Давай подумаем, как в следующий раз разбить меньше тарелок.

— О! Ты поставил тарелки, разложил ложки и вилки. Здорово! Всё готово для ужина. Можно звать папу.

Выражение одобрения с выделением сильных сторон учит ребёнка хорошо относиться к себе, не бояться действовать, а понимать: «Я могу действовать и мои решения могут оказаться хорошими».

А если не окажутся хорошими, то у него есть поддерживающий взрослый, с которым ребёнок может это обсудить, который поможет найти варианты, как можно поступить в будущем. Так любые ошибки превращаются в повод становиться лучше.

Когда ошибки — повод напасть на личность: «Откуда у тебя только руки растут!», «Ну что ты за бестолочь такая!», то ребёнок будет бояться настолько, что предпочтёт позицию: кто ничего не делает, тот не ошибается.

Позвольте ребёнку учиться на ошибках

В подготовленной среде мы окружаем ребёнка тем, что соответствует его возрасту и потребностям. Поэтому ребёнок находится в ситуации успеха большую часть времени: он окружён возможностями для каких-то посильных действий и выборов, и у него всё получается.

Если же не получается, то среда помогает заметить и исправить ошибку. И это тоже ситуация успеха — я понял, что что-то не так, начал искать, как поменять действия, чтобы получилось. Если я сам контролирую ошибки, то учусь их понимать, менять решения и пробовать сделать иначе.

Например, ребёнок пошёл на горшок, но не дошёл и намочил штаны. Казалось бы, ситуация неуспеха. Но он идёт переодеваться, надевает сухую одежду, убирает грязную в корзину и всё равно оказывается в ситуации успеха — успешно переоделся, укрепил навык самостоятельного одевания.

Наливал воду, разлил — взял губку и вытер.

Рассыпал песок мимо стола — взял совок с щёткой и подмёл.

Подготовленная среда помогает детям не бояться ошибок: ошибка — это просто информация, что можно принять другое решение и попробовать сделать иначе.

Дайте возможность заниматься тем, что нравится

Даже несмотря на благоприятность условий, есть дети, которые по природе очень чувствительны к неудачам. И они могут раздражаться на то, что с первого раза не получается.

Но и в этом случае помогает подготовленное пространство: ребёнок может оставить занятие и найти другое, которое ему по силам. Он будет этим заниматься столько, чтобы прийти в доброжелательное расположение, и тогда снова попробует сделать то, что не получается. Этот круг ребёнок может пройти несколько раз, но рано или поздно он преуспеет.

Это большое преимущество, которого нет в традиционной системе. Там если делают, то все вместе: лепят, клеят, читают. А один конкретный ребёнок не может вовлечься: у него что-то не получилось, он расстроен и вынужден оставаться в этой ситуации. Либо скучать, либо терпеть. От этого много недовольства, приходится ждать, когда это всё закончится. Ребёнок застревает в том, что не получилось, вместо того, чтобы заняться тем, что получается.

Устанавливайте чёткие правила

Правила помогают самостоятельно принимать решения. Когда ребёнок чётко знает, что нельзя и понимает, почему нельзя, он получает свободу принимать решения в рамках этих границ.

Когда правила нечёткие, малышу легко запутаться: сегодня можно подольше поиграть и пойти спать не в 9, а в 10; сегодня можно посмотреть мультфильм за едой, хотя вчера было нельзя; бабушка даёт мне дали конфету до обеда, а мама не даёт. Ребёнок всё время должен угадывать: в каком настроении родители, что получится сделать, а что нет.

Когда правила чёткие, ребёнок всегда знает, из чего он может выбирать: решить, чем заняться перед сном: поиграть в машинки или порисовать; съесть суп или котлету; потратить время на интересную игру, а не пытаться выпросить конфету у мамы. В рамках ребёнок всегда может выбрать то, что находится внутри этих правил.

Если малыш понял правила, то реже сталкивается с негативом в свой адрес: хотел как лучше, а получилось как всегда.

Например, ребёнок видел, как мама пересаживала растения и решил в её отсутствие сделать то же самое. В результате повредил корни, раскидал землю, а один цветок так и вообще сломал. Если же ребёнку заранее объяснили, как ухаживать за растениями, то такой ситуации не произойдёт. Он знает, что может полить цветок, побрызгать на него из пульверизатора, протереть листья.

Дети очень хотят помогать родителям. И если им показали, как можно действовать, то они не попадают впросак и могут дальше проявлять инициативу и предлагать свои решения. А если оказывается, что мир вокруг непредсказуем, то они быстро теряют инициативу и не будут уметь и любить принимать решения, так как инициатива была наказуема в их детстве.

Чёткие правила доступны для понимания. Одно дело, когда ребёнку непонятно, почему что-то запретили или разрешили. Другое ­— когда ребёнок понимает для чего накладывает на себя ограничения.

Например, когда у него есть свои вещи и требования не трогать чужие, то он понимает концепцию частной собственности (это доступно уже на втором году жизни) и когда это работает в обе стороны одинаково честно, то ребёнок понимает, что нужно самому уважительно относиться к чужому. Естественно, малыш, не формулирует так. Но ему хорошо от того, что он не трогает чужое, и никто трогает его вещи.

Это касается любых правил. Если они обеспечивают конструктивное сотрудничество со сверстниками или взрослыми, то малыш понимает, зачем эти правила нужны и соблюдает не когда заставили, а всегда. И в этом случае ребёнок снова свободнее в принятии решений, так как есть понимание того, зачем вообще правила нужны.

Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей

Статьи по теме:

Как хвалить детей
5 причин перестать говорить «Молодец!»
Как устанавливать правила ребёнку, чтобы не испортить с ним отношения
Выстраивание границ с ребёнком в Монтессори-стиле

Источник

Программа

психологического сопровождения семьи

«СЕМЬЯ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ»

Разработчик:

педагог – психолог МБУ ДО ДДТ

Покатилова Галина Серафимовна

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………. ….3

Блок 1.Консультативный…………………………………………………………6

    1. Темы семейного консультирования…………………………….. ………….6

    2. Темы консультаций для профессионального самоопределения……………7

Блок 2.Диагностический…………………………………………………………8

2.1. Методы диагностики семейной системы……………………………………8

2.2. Методы диагностики профессионального самоопределения……………..9

Список литературы………………………………………………………………10

Приложение ………………………………………………………………………11

Пояснительная записка

В последние годы в нашей стране растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи, так как современная семья претерпевает серьезные изменения. Сейчас обществом очень востребованы специалисты (врачи, психологи, социальные работники, педагоги), работающие с семьями. Специалист в области семейной психологии и психотерапии должен уметь работать с людьми разного пола и разного возраста: детьми, подростками и взрослыми. Он должен владеть навыками индивидуальной (помощь одному члену семьи) и «групповой работы» (помощь супружеской паре, детям и родителям, семье в целом).

Поэтому в Доме детского творчества открыты новые направления психологического сопровождения и коррекции: семейное консультирование и профориентация. Педагогом-психологом разработана программа психологического сопровождения семьи «Семья, в которой я живу». Программа ориентирована как на взрослых членов семьи (родителей), так и на подрастающее поколение.

– оказание психологической помощи семьям (консультирование, диагностика, коррекция и сопровождение разных типов семей);

– актуализация процесса профессионального самоопределения.

  1. Оказание помощи членам семьи в обучении новым навыкам поведения.

  2. Способствование развитию личности у консультируемого.

  3. Обучение методам релаксации, снятию психоэмоционального напряжения.

  4. Сопровождение при осознании членами семьи собственных чувств и переживаний, связанные с изменениями в семье.

  5. Диагностика особенностей супружеских отношений.

  6. Обучение навыкам сознательного выбора профессии.

Формы работы с семьёй:

– работа с одним из членов семьи,

– с семейной парой,

– с вступающими в брак,

– с разводящимися парами.

Этапы работы психолога.

– Разработка проекта организации диагностики определенного типа семьи.

– Подбор диагностических методик к изучению различных сфер функционирования семьи.

– Разработка рекомендаций по результатам диагностики конкретной семьи.

– Разработка поэтапной методики изучения проблемной семьи.

– Подготовка программы исследования супружеской пары.

– Проведение диагностики детско-родительских отношений.

– Разработка проекта диагностической работы с проблемной семьей на разных этапах жизненного цикла семьи.

Психолог в своей работе применяет современные методы семейной диагностики, методы и техники системной и аналитико-системной семейной психотерапии, игровой семейной психотерапии и семейного консультирования; использует в работе клинический и эриксоновский гипноз.

Ожидаемые результаты:

  1. Гармонизация семейных отношений.

  2. Совершенствование общекультурного, нравственного уровня развития семьи.

  3. Принятие членами семьи ответственности за свои решения, развитие новых социокультурных компетенций, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях.

  4. Адаптация членов семьи к новым ситуациям, переоценка накопленного опыта, анализ своих возможностей.

  5. Позитивное воздействие на членов семьи личным примером на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни.

Посетив психолога, получив консультацию, члены семьи получают совершенно объективные представления о собственной семье как сложной системе; замечают факторы, ведущие к нарушениям её жизнедеятельности, раскрывают собственные личностные и профессиональные ресурсы.

Разделы и темы программы.

Предлагаемая программа состоит из 2-х блоков: консультационного и диагностического. В первом блоке представлены темы индивидуальных и групповых консультаций, во втором – диагностический инструментарий.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Компьютер.

  2. Программные диски.

  3. Сенсорная тропа для ног.

  4. Профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами.

  5. Зеркальный шар с приводом вращения.

Блок 1. Консультативный.

1.1. Темы семейного консультирования.

  1. Семья, как психологический феномен. Функции семьи. Структура семьи.

  2. Основные принципы организации семьи.

  3. Жизненный цикл семьи и психологические проблемы каждой из его

стадий.

  1. Динамика супружеских отношений.

  2. Нормативные кризисы в развитии семьи (подростковый период детей,

карьера родителей).

  1. Ненормативные семейные кризисы (развод, смерть близкого, болезнь

близких)

  1. Социальный смысл семейного благополучия.

  2. Супружеские взаимоотношения как основа семейного благополучия.

  3. Способы поддержания благоприятной атмосферы в семье.

  4. Типы неблагополучных семей – проблемные, конфликтные, кризисные.

  5. Объективные и субъективные причины семейного неблагополучия: социально-экономические условия, личностные особенности, отношения с родителями, измены, особенности взаимодействия и др.

  6. Развод как способ решения семейных проблем в кризисной ситуации.

Типы разводов.

  1. Последствия развода: нарушения психических и соматических состояний,

одиночество, изменение стиля жизни и др.

  1. Влияние развода на поведение и эмоциональные переживания детей.

  2. Проблемы взаимоотношений с детьми после развода.

  3. Уровни супружеских отношений: психо-физиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный и проблема совместимости. Психологическая совместимость – совпадение и контраст характеристик.

  4. Этапы адаптации супругов – первичная и вторичная адаптация.

  5. Психология формирования родительства.

  6. Влияние особенностей семьи, супружеских отношений, стиля семейного

воспитания на формирование личности ребёнка.

  1. Родительская любовь и её влияние на формирование личности ребёнка.

  2. Особенности родительско-детских отношений в зависимости от возраста

ребёнка.

  1. Влияние родительско-детских отношений на развитие ребёнка.

  2. Типы семейного воспитания.

  3. Стили неправильного воспитания как этиологический фактор

аномального развития личности.

  1. Нарушение внутрисемейных границ и дисфункциональные семейные

коалиции.

  1. Вовлечение детей в семейные особенности внутрисемейного общения как

фактор риска невротизации и психопатизации личности.

  1. Психологические функции матери и отца в воспитании.

  2. Влияние эмоциональной депривации на развитие личности ребёнка.

  3. Формы вовлечения детей в семейные конфликты.

1.2. Темы консультаций для профессионального самоопределения.

  1. Осознание и представление профессиональных целей, убеждений.

  2. Определение готовности к профессиональному самоопределению и

мотивов выбора профессии.

  1. Планирование важных жизненных событий.

  2. Основы выбора профессии.

  3. Самопрезентация в профессии.

  4. Определение профессиональных интересов.

  5. Мои способности и возможности.

  6. Бренд по имени «Вы».

  7. Основы делового общения.

  8. Вербальные и невербальные средства общения.

  9. Тактика телефонных переговоров.

Блок 2. Диагностический.

2.1. Методы диагностики семейной системы.

  1. Тест Геринга.

  2. Генограмма семьи

  3. Методика «Семейная скульптура».

  4. Кинетический рисунок семьи.

  5. Тест Томаса.

  6. Методика «Ожидания и притязания в браке».

  7. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

  8. Факторный личностный опросник Кеттелла.

  9. Методика исследования детско-родительских отношений Рене-Жиля.

  10. Тест «Незаконченные предложения».

  11. Опросник САН

  12. Шкала оценки значимости эмоций.

  13. Методика «Оценка доверия к себе» (Скрипкина Т. П.).

  14. Проективный тест Розенцвейга.

  15. Цветовой тест Люшера.

  16. Тест детской апперцепции (САТ).

  17. Шкала самооценки (Спилбергер Ч. Д., Ханин Ю. Л.).

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов.

Блок психологических тестов «Родительско-детские отношения».

Название теста

1

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г.)

2

«Измерение родительских установок и реакций» — методика PARI, адаптированная в России Т.В. Нещерет.

3

«Диагностика родительской тревожности» (Прихожан A.M.)

4

«Экспресс-диагностика семейного состояния» (Овчарова Р.В.)

5

«Подростки о родителях» — модификация опрос­ника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» («ADOR»).

6

Опросник «Сенсорные предпочтения» (Васильева Н.Л.)

2.2. Методы диагностики профессионального самоопределения.

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов.

Блок психологических тестов «Профи».

Название теста

Профориентационная система «ПРОФИ-I»

1

Изучение профессиональной мотивации учащего­ся (Головей Л.А.)

2

Исследование мотивации к достижению/избеганию неудач А.Мехрабиана

3

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

4

Тест на определение уровня субъективного конт­роля Д. Роттера

5

Определение уровня общего интеллектуального развития

6

Изучение отношения к учению и учебным предме­там (ГН. Казанцева)

Профориентационная система «ПРОФИ-II»

1

Изучение мотивации обучения в ВУЗе.

2

Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации «Карта интересов»

3

Диагностика работоспособности по психомотор­ным показателям «Теппинг – тест»

4

Тест «Конструктивный рисунок человека из геомет­рических фигур»

5

«Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан)

6

Методика диагностики межличностных отноше­ний Т. Лири

7

«Профессиональная мотивация учащегося» (Головей)

8

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

9

Исследование самооценки по методике Дембо-Ру­бинштейн

Профориентационная система «ПРОФИ-III»

1

Типология личности но Дж. Холланду с использовани­ем «Опросника профессиональных предпочтений»

2

Типология мотивации О.Елисеева «Конструктивность мотивации»

3

Стремление к успеху/ избеганию неудач – методика Эллерса

4

Определение готовности к риску – методика Шуберта

5

Определение уровня общего интеллектуального разви­тия в целях профотбора – тест Вандерлика (КОТ)

6

Сфера профессиональных предпочтений – методика Йоваши

7

Психологический портрет личности – методика Кейрси

8

Определение направленности личности – ориентационный опросник Басса (авторы модификации В. Смекал и М. Кучера)

9

Оценка коммуникативных и организаторских склонно­стей (КОС) (автор Б.А.Федоришин).

Список литературы.

  1. Бейкер К., Варга А. Я. , ред. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Москва, Когито-Центр, 2005.

  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Москва, Речь, 2001.

  3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. Спб, Речь, 2000.

  4. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьёй. Москва, Класс,1997.

  5. Дружинин В. Н. Психология семьи. М. 2002 г.

  6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. Москва, Класс, 2006

  7. Нардонэ Д., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия. Москва, Издательство института психотерапии. 2006.

  8. Палаццоли М.С. Парадокс и контрпарадокс. Москва, Когито, 2002.

  9. Пэпп П. Семейная терапия и её парадоксы. Москва, Класс, 1998.

  10. Сатир В. Вы и ваша семья. Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2008.

  11. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 2005 г.

  12. Ткаченко Л.П. Профессионал. Быть или не быть? (Курс психологического сопровождения выбора профессии), Таганрог, 2004 г.

  13. Ткаченко Л.П. Путь к успеху, Таганрог, 2004 г.

  14. Харли, Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 2001 г.

  15. Хейли Д. Терапия испытанием. Москва, Класс, 1998.

  16. Холмогорова А. Б. , Ослон В. Н. Замещающая профессиональная семья и проблемы сиротства. Вопросы психологии, 2001, №3.

  17. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Москва. 1997.

  18. Шнейдер Л.Б. Семейная психология, Москва, Трикста, 2008.

  19. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. Питер,2000.

Приложение.

Упражнения в ходе консультирования с одним из супругов:

  1. Составьте генограмму вашей семьи.

  2. Психорисунки. Нарисуйте большой круг, а в нем в виде кружков с подписями нарисуйте себя и членов своей семьи. Нарисуйте на листе бумаги всех членов своей семьи, включая себя, делающих что-нибудь. Разделите лист бумаги на две половины, на одной нарисуйте счастливое семейное воспоминание, на другой – несчастливое. Нарисуйте свой «плохой» детский сон. Нарисуйте дом и дерево.

  3. Древо семейных ценностей. Нарисуйте на листе бумаги большое дерево, корни которого – ваши основные семейные ценности, ствол – менее важные и ветви – наименее принципиальные. Список ценностей: общие интересы, взаимное уважение, невмешательство в дела другого, любовь, преданность, доверие, автономия, достаток, та же национальность, благополучие в глазах других, дисциплина и порядок, выполнение всеми своих обязательств, сотрудничество, взаимопомощь, совместный досуг, «открытый» дом, много детей, родительский авторитет, здоровье.

В какой мере другие члены семьи учитывают ваши желания? Чего бы вы желали от других членов семьи, если бы имели больше влияния на них? Чего бы вы желали, если бы имели очень большой авторитет в семье? Чего бы вы хотели, если бы вам были очень обязаны (например, жизнью)?

Принесите генограмму и неподписанные рисунки, а также семейные фотографии на групповое занятие.

  1. Семейные роли. Составьте словесные портреты членов вашей расширенной семьи с помощью следующего примерного списка (каждое определение можно использовать только один раз). «Его превосходительство», создатель правил, сторонник дисциплины, отвечающий за все, распорядитель, организатор праздников, организатор домашнего хозяйства, закупщик продуктов, повар, накрывающий на стол, устроитель ужина, убирающий после еды, посудомойка. Укладывающий детей спать, купальщик маленьких детей, кормящий домашних животных, мойщик полов, садовник, мальчик на побегушках, плохой исполнитель всех своих обязанностей и т.п. Позитивные роли взаимодействия: говорящий правду, помогающий, понимающий, творческий, счастливый, дипломат и негативные роли взаимодействия: обвинитель, умиротворитель, компьютер, одинокий волк, сбивающий с толку, жертва, крикун.

  2. Стиль принятия решений в семье. Проанализируйте следующие вопросы:

  1. На каком основании власть была переждана одному человеку или как сложилось, что супруги стали использовать демократический подход в принятии решений?

  2. Эффективен ли стиль принятия решений для всей семьи в целом? Хорошо ли это для пары? Работает ли это в случае с детьми?

  3. Какому стилю принятия решений отдает предпочтение муж? Жена? Дети?

  4. Какое влияние оказал стиль принятия решений в родительских семьях на формирование стиля принятия решений в вашей собственной семье?

Упражнения в ходе консультирования с семейной парой:

Генограмма. Выберите участника группы, чем-либо напоминающего кого-то в вашей собственной семье или, наоборот, восполняющего, по вашему мнению, недостающее в ней звено. Постройте генограммы друг друга. Сравните полученные генограммы и отметьте совпадения, контрасты и возможную комплементарность.

Источник