Какие полезные ископаемые вы знаете 4 класс

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

КГУ «Тимирязевская средняя школа»

Урок познания мира в 4 классе.

(использование технологии критического мышления)

Учитель начальных классов: Зима Светлана Ивановна.

Май 2015 год.

Тема: Полезные ископаемые (обобщение).

Цель: обобщить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении и использовании.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении и использовании;

  • Развивать речь, познавательную активность учащихся, умение анализировать, делать выводы, творческие способности: фантазию, воображение;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей страны.

Оборудование: карта РК, сигнальные карточки, кластеры, таблицы, ножницы, клей, цветная бумага, ватман, оценочные листы.

Ход урока.

1.Психологический настрой (создание коллаборативной среды, деление на группы).

2.Стадия вызова.

А) Мозговой штурм:

– криптограмма (зашифрована тема урока «Полезные ископаемые): групповая работа).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

И

М

С

Н

З

Л

Ы

Е

О

П

К

А

1 группа:

10

9

6

8

5

4

7

8

2 группа:

1

3

11

9

10

12

8

2

7

8

-Ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

-Мы изучили раздел «Полезные ископаемые». Давайте определим задачи нашего урока.

– блиц – опрос:

* что такое полезные ископаемые?

* назовите полезные ископаемые.

* найдите их месторождения на карте.

* на какие 2 группы делятся полезные ископаемые?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

ПОЧЕМУ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ?

3. Стадия осмысления.

А) кластер (групповая работа):

1я группа: составление кластера «РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»;

2я группа: составление кластера «НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ».

-защита работ.

Б) «Обучение сообща»: чтение текста, составление таблиц.

1я группа:

РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

НАЗВАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ

2я группа:

НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

НАЗВАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ

– обмен информацией.

В) игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО» (сигнальные карточки: зеленые-ВЕРНО, красные-НЕВЕРНО).

-песок, глина, мрамор – полезные ископаемые (верно);

-полезные ископаемые добывают в лесу (неверно);

-места разработки ПИ называют местожительством (неверно);

-железная руда – это газ (неверно);

-самое большое месторождение железной руды находится в Костанайской области (верно);

-место добычи угля называется забоем (верно);

-нефть – это маслянистая жидкость, но плохо горит и оставляет много пепла (неверно);

-Карагандинский угольный бассейн открыл Аппак Байжанов (верно).

Г) Беседа (использование «тонких» и «толстых» вопросов):

-Какие полезные ископаемые человек использует в хозяйстве?

-Как полезные ископаемые используются человеком?

-Почему люди используют полезные ископаемые?

-Как вы думаете, а нужно ли экономить полезные ископаемые? Зачем нужно экономить?

-А все ли богатства земли надо экономить? Почему? Приведите примеры.

Д) слово учителя: Мы построили большие города, получили новые материалы, которых нет в природе, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы. Роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной породы. При это местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

Д) дискуссия.

-А как отвечает нам природа?

4. Рефлексия.

При выполнении творческой работы каждая группа будет «строить» объекты. Прежде, чем, приступить к «строительству», подумайте, какие полезные ископаемые вы используете и в каком количестве.

* творческая работа (аппликация):

-1я группа: «строительство» школы;

-2я группа: «строительство» больницы.

Защита работ.

-Какие полезные ископаемые вы использовали при «строительстве» своих объектов?

-ПОЧЕМУ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ?

*синквейн.

5. Итог урока (самооценивание: индивидуально каждому).

На уроке

Я на уроке

итог

интересно

работал

Понял все

скучно

помогал

Узнал больше, чем знал

неинтересно

отдыхал

Не понял

Оценочный лист (для групп).

1.криптограмма

2.блиц-опрос

3.кластер «Гроздь винограда»

4. чтение текста, обмен информацией

5.игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

6.творческая работа

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

групповая работа).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

И

М

С

Н

З

Л

Ы

Е

О

П

К

А

1 группа:

10

9

6

8

5

4

7

8

2 группа:

1

3

11

9

10

12

8

2

7

8

кластер (групповая работа):

Рудные полезные ископаемые

Нерудные полезные ископаемые

1я группа:

РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

НАЗВАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ

2я группа:

НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

НАЗВАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ 9ДЛЯ КАЖДОГО ИНДИВИДУАЛЬНО)

На уроке

Я на уроке

итог

интересно

работал

Понял все

скучно

помогал

Узнал больше, чем знал

неинтересно

отдыхал

Не понял

Оценочный лист (для групп).

1.криптограмма

2.блиц-опрос

3.кластер «Гроздь винограда»

4. чтение текста, обмен информацией

5.игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

6.творческая работа

Источник

Конспект урока

ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Тип урока: Комбинированый

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.

Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.

Формировать УУД:

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения:  планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение;  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Этап урока,

время этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Садитесь.

Орешек знаний тверд,

Но все же

Мы не привыкли отступать!

Ученику всегда поможет

Простой девиз:

«Хочу все знать!!»

На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.

Приветствие.

Хочу все знать.

Ориентировочный этап

-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Можно ли назвать водоемы богатством земли?

-Что еще относится к природным богатствам?

– Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
– Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй – отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль земли, – говорит соль, – без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?

– Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – Интересуется уголь? – Без топлива в этом деле не обойтись.
– Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.

– Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

-Что же полезного есть в земле?

– Какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Какая цель нашего урока?

Давайте составим план нашего урока

  1. Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.

  2. Разнообразие полезных ископаемых.

  3. Полезные ископаемые нашего края.

  4. Свойства полезных ископаемых.

– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.

Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.

Полезные ископаемые.

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Поисково-исследовательский этап

– Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.

-Что нового необычного увидели на карте?

-Кто знает, что они обозначают?

-Все ли значки одинаковые? Почему?

– Какие полезные ископаемые уже знаете?

-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?

– А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?

-Почему?

– Как вы думаете, как мы можем назвать место, где  на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?

-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.

-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.

Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.

– А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.

-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.

Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.

-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.

Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем

– Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.

Значки

Полезные ископаемые

Нет, они разные

Нет

Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.

Затрудняются ответить.

Оценивают.

Ответы детей

Практический этап

– Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

– Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.  

В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!

-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.

Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

Выступление детей 1 группа

1. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

По трубе течет,
пироги печет. (Газ)

Выступление 2 группы

2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Выступление 3 группы

3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

Выступление 4 группы

4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Выступление 5 группы

5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

Выступление 6 группы

6.Белый камушек растаял.

На доске следы оставил. (Мел)

-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.

Геологи

Работа в группах, заполнение таблиц.

Рефлексивно-оценочный этап

-Какова была цель урока?

– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

– Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?

-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.

2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.

Для любознательных

Придумать сказку о полезных ископаемых.

-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.

-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?

-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?

-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?

-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Да.

Да.

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Нет

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Хлопок

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).

Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

Источник