Что такое полезные ископаемые тема урока 4 класс

Что такое полезные ископаемые тема урока 4 класс thumbnail
  1. Орг. Момент.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. У нас будет не совсем обычный урок.  На нашем уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

  1. Сообщение темы урока.

На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая.

-А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, народом и т.д.).

 Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах, применении и охране. (появляется слайд с названием темы)

-Давайте сначала разберемся, а что же такое богатство? (…) Если не знаем значения слова, то мы обращаемся к толковому словарю. Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. ( Стр. 50 Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)

– Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые)  Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему полезные?(служат людям).

Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Давайте узнаем о первом полезном ископаемом.

3.Введение нового.

  1. ГРАНИТ.  Кто хочет прочитать загадку?

Слайд   Загадка: Он очень прочен и упруг,

                            Строителям надежный друг:

                             Дома, ступени, постаменты

                             Красивы станут и заметны.

– Кто догадался, что это? (..)

– По каким словам ты узнал?

Давайте посмотрим, что это. Это гранит. О каких свойствах гранита мы можем сказать исходя из загадки? (он прочный).  Рассмотрите гранит и передайте соседям на задней парте. Не забудьте, что нашим гостям тоже хочется его посмотреть. Пускаем гранит по рядам. Я к вам на урок принесла атлас-определитель. Его автор А.А.Плешаков, он же составил и учебник, по которому вы изучаете окружающий мир. Воспользуемся атласом –определителем, чтобы больше узнать о граните. (с.11, Гранит бывает серого, розового и красного цвета. Это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов.

– Как Вы думаете, где используется гранит?

  Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников..) 

– Какими же свойствами обладает гранит? (прочный, твердый, непрозрачный). Правильно. Давайте посмотрим, какими еще свойствами обладает гранит. Для этого проведем опыт. (опускаем гранит в воду)

-Какой мы можем сделать вывод? Что тяжелее вода или гранит? 

Слайд Оказывается гранит еще и не горит, полируется.

– Благодаря каким свойствам гранит часто используется в строительстве?

  Крупнейшим месторождением гранита в России является Челябинская область. Это на севере России. (прикрепляем табличку).

          – А кто знает, что такое месторождение? (скопление). На доске 2 понятия: место рождение и месторождение. Кто мне сможет объяснить разницу. (в первом случае это 2 слова, они обозначают место, где человек родился. Учитель открывает определение. Во втором, это сложное слово, образованное от двух корней. Оно обозначает залежи полезных ископаемых. Открываю второе определение).

Давайте познакомимся с еще одним полезным ископаемым.

2) ИЗВЕСТНЯК.

               Слайд    Загадка: Этот мастер белый-белый

                                             В школе не лежит без дела.

                                             Пробегает по доске,

                                             Оставляет белый след.

Поднимите руки, кто догадался, что это

– А кто знает, что такое мел? Сейчас мы все выясним.

Мы все держали мел в руках. Давайте попробуем сформулировать его свойства (непрозрачный, белого цвета, твердый, плотный). Учитель берет мел.

-А как вы думаете, что будет, если я опущу мел в воду? (…) Давайте попробуем. (Учитель опускает мел в стакан с водой. Мел тонет.)

– Какое свойство мы увидели? (…) Слайд (Мел тяжелее воды). Хотите узнать, что же такое мел? (атлас-определитель с.15. Мел – это особая разновидность известняка. Он образовался из остатков крошечных морских организмов).

-Итак, что же такое мел?

– Где применяется известняк? (…) Применение известняка в строительстве мы можем наблюдать даже у нас в классе. Рассматриваем класс.

-Кто догадается где? (потолок).

 Самое крупное месторождение известняка находится в Московской области.

               Прикрепляем табличку.

Давайте посмотрим, о каком следующем полезном ископаемом пойдет речь.

  1. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.

              Слайд     Загадка: По трубе течет

                                             Пироги печет.

                                                                        На кухне у мамы

                                                                  Помощник отличный.

                                                                  Он синим цветком

                                                                  Расцветает от спички.

-Что это? (…). Вам трудно отгадать эти загадки, так как в основном у всех сейчас электрические плиты. Итак, это природный газ. Слайд 

-На каком из кадров изображен природный газ? (в 3-ем).

-О каких свойствах природного газа мы можем сказать по его виду? (Прозрачный).

– Какие еще свойства вы можете назвать исходя из названия и загадки? (Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу – помощь). Возвращаемся к слайду загадки. Газообразный, следовательно он легче воздуха.

Слайд Рассмотрим остальные свойства природного газа. Он не имеет запаха, газообразное, горючее, легче воздуха.  Мы уже сказали, что при помощи природного газа мы готовим пищу. Также это очень хорошее топливо. Так как газ используют в газовых плитах, ученые добавили туда…, чтобы при утечке газа люди могли его почувствовать. И еще газ используют в производстве пластмассы. Крупнейшим месторождением природного газа в России является Западная Сибирь.

    Прикрепляем на карту.

Давайте познакомимся со следующим полезным ископаемым.

  1. ТОРФ.

                  Слайд   Загадка:         Росли на болоте растения

                                                       Стали топливом и удобрением.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь?

Это торф.

-Что вы можете сказать о торфе?

Слайд (атлас-определитель, с. 13. Торф узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение, из которого образуется торф это торфяной мох – сфагнум. Кроме него в торфяные залежи попадают и другие растения.)

– На каком изображении показан торф? (на 3-ем).

Я покажу, что можно сделать с торфом, а вы подумайте, и сделайте вывод о его свойстве.

Учитель опускает торф в воду. Торф не тонет)

-О каком свойстве говорит нам этот опыт? (торф легче воды)

-Какими еще свойствами обладает торф? (…)Он твердый, легкий, впитывает влагу. Летом в России были очень крупные торфяные пожары. Вы все о них, наверное, слышали.   -Какое свойство способствовало этому? (горючесть). Надо быть очень осторожным с огнем.  Торфяные залежи тлеют до сих пор и до конца с этим справиться пока не получается. Слайд

– Для чего он служит? (для удобрения, подстилка для скота).

 Самые крупные торфяники находятся в Томской области. Но большое число торфяных залежей есть и в Подмосковье.

Прикрепляем табличку на карту.

 Переходим к следующему полезному ископаемому.

  1. НЕФТЬ.

                      Слайд     Загадка: Без нее не побежит

                                                     Ни такси, ни мотоцикл,

                                                     Не поднимется ракета

                                                     Отгадайте, что же это?

(бензин)

-А из чего делают бензин?

Нефть. Слайд  Где изображена нефть? (на 3-ей).

Учитель показывает колбу с нефтью.

-О каких свойствах нефти мы можем сказать? (непрозрачная, жидкая).

Слайд

–  Еще нефть обладает следующими свойствами: имеет резкий запах, маслянистая.

 Где применяется нефть? (получают жидкое топливо, волокна для изготовления синтетических тканей и многое другое).

Давайте проведем опыт. Посмотрите, что я сейчас сделаю.Учитель берет форму с водой, выливает туда нефть.

– Как вы думаете, как мы можем собрать эту нефть из воды? (..) Учитель собирает нефть опилками. Так мы можем очистить от нефти воду.

  Начинается мигание SOS.

Attention! Attention! There is a great ecological problem in America. The oil has got to the Mexican gulf. Fish, birds and animals are dying. They cannot breath! They cannot swim! They  cannot eat! Please, help! America is in danger!

– Ребята, что случилось? (…)

-Где это все произошло?

-Почему в этом тексте употребляется слово oil?(Слово на доске) Как оно переводится? (масло) Да. И также по-английски звучит нефть. Из-за какого свойства нефти, по-английски оно звучит как и масло?

  Слайды

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб. -Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

– Кто знает, почему?

– К чему это привело? (образовалась нефтяная пленка)

-Чем опасна нефтяная пленка? (нет света, нет воздуха). А значит нет жизни, гибнут живые организмы. Поэтому мы должны помнить, что за безопасность окружающей среды, за жизни живых существ отвечает прежде всего человек.

Самые крупные месторождения нефти в России находятся в Ханты-мансийском автономном округе, что на Севере.

Прикрепляем к карте.

4)Физминутка.

      Снимаем таблички.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

  Посмотрите на нашу карту.

-Кто запомнил, в какой части России находится самое большое месторождение нефти? (..) природного газа? Гранита? Торфа? Известняка? Дети прикрепляют таблички.

– Кто помнит, какие из них используются в строительстве? (гранит, известняк) Почему?

– Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (природный газ)

-Какое свойство способствует этому?

– Какое из них относится к жидким? (нефть)

– Какие подземные богатства обладают горючестью? (нефть, природный газ, торф).

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.Возьмите в руки таблицу №1. Самостоятельная работа.

2.Рассмотрите ее.  Что находится в 1, 2,3 колонке?

3. Возьмите в руки зеленые карандаши и линейки.

4. Вам необходимо соединить название, группу свойств и применение.

           5. Поменяйтесь работами с соседом по парте. Рассмотрите таблицы.

           6. Возьмите в руки синие ручки.

На доске появляется заполненная таблица.

            5.Проверьте и исправьте ошибки в работах.

      6. Если вы не сделали ни одного исправления, поставьте 5, если 1 или 2 исправления – 4. У кого более двух исправлений, поставьте +.

             7. Верните работы.

Поднимите руки у кого 5,4.

  1. ИТОГ.

– О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили? ( о подземных богатствах).

– Как сказать по-другому? (полезные ископаемые)

– Почему они называются ископаемые? (добываются из-под земли)

– Почему их называют полезными? (служат человеку)

Откройте учебники на странице 20. Посмотрите, о каких полезных ископаемых мы сегодня не говорили? (песок и глина, уголь, железная руда). Дома вы прочитаете про эти полезные ископаемые и заполните Таблицы №2«домашнее задание». А ваш учитель на следующем уроке их проверит.

Поднимите руки, кто сегодня для себя открыл что-то новое.

В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.

Источник

Конспект урока

ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Тип урока: Комбинированый

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.

Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.

Формировать УУД:

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения:  планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение;  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Этап урока,

время этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Садитесь.

Орешек знаний тверд,

Но все же

Мы не привыкли отступать!

Ученику всегда поможет

Простой девиз:

«Хочу все знать!!»

На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.

Приветствие.

Хочу все знать.

Ориентировочный этап

-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Можно ли назвать водоемы богатством земли?

-Что еще относится к природным богатствам?

– Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
– Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй – отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль земли, – говорит соль, – без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?

– Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – Интересуется уголь? – Без топлива в этом деле не обойтись.
– Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.

– Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

-Что же полезного есть в земле?

– Какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Какая цель нашего урока?

Давайте составим план нашего урока

  1. Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.

  2. Разнообразие полезных ископаемых.

  3. Полезные ископаемые нашего края.

  4. Свойства полезных ископаемых.

– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.

Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.

Полезные ископаемые.

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Поисково-исследовательский этап

– Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.

-Что нового необычного увидели на карте?

-Кто знает, что они обозначают?

-Все ли значки одинаковые? Почему?

– Какие полезные ископаемые уже знаете?

-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?

– А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?

-Почему?

– Как вы думаете, как мы можем назвать место, где  на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?

-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.

-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.

Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.

– А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.

-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.

Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.

-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.

Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем

– Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.

Значки

Полезные ископаемые

Нет, они разные

Нет

Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.

Затрудняются ответить.

Оценивают.

Ответы детей

Практический этап

– Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

– Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.  

В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!

-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.

Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

Выступление детей 1 группа

1. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

По трубе течет,
пироги печет. (Газ)

Выступление 2 группы

2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Выступление 3 группы

3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

Выступление 4 группы

4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Выступление 5 группы

5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

Выступление 6 группы

6.Белый камушек растаял.

На доске следы оставил. (Мел)

-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.

Геологи

Работа в группах, заполнение таблиц.

Рефлексивно-оценочный этап

-Какова была цель урока?

– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

– Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?

-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.

2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.

Для любознательных

Придумать сказку о полезных ископаемых.

-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.

-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?

-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?

-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?

-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Да.

Да.

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Нет

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Хлопок

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).

Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

Источник