Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Что сказано в конституции об полезных ископаемых thumbnail

Одна очень крупная компания, занимающаяся добычей природных ресурсов, называет себя в рекламных роликах «национальным достоянием». И действительно, за счет добычи и продажи нефти, газа, угля, руды и других ресурсов пополняется бюджет, который впоследствии тратится на развитие инфраструктуры, воплощение в жизнь госпрограмм, заработную плату бюджетников и т.д. То есть добывается компаниями, пополняет бюджет государства и тратится в пользу народа.

А на одну лишь нефтегазовую отрасль приходится более 1/3 доходов бюджетной системы. Но какое отношение к ресурсам имеет сам народ, и кому принадлежат «национальные богатства»: всем гражданам, государству или отдельным лицам – собственникам? Ответ на этот вопрос можно найти в Конституции РФ и законе «О недрах».

Статья 9 Конституции

В первую очередь, следует обратить внимание на статью 9 Конституции РФ, в которой говорится, что земля и природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальных и иных формах собственности. То есть каких-то ограничений для частных собственников нет и ресурсами могут владеть все вышеперечисленные.

Статья 36 Конституции

В этой статье указано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно. То есть и здесь никаких ограничений нет – ресурсы могут находиться в частной собственности, и собственник имеет полное право распоряжаться ими как угодно.

Можно было бы на этом и закончить, но предлагаю заглянуть немного глубже.

Статья 1.2 закона РФ «О недрах»

Статья четко разграничат ресурсы, содержащиеся в недрах и добытые из них. Так, в части 1 указано, что все полезные ископаемые и природные ресурсы, содержащиеся в недрах, являются государственной собственностью. И государство может решать вопросы владения, пользования и распоряжения ими.

При этом во второй части отмечается, что участки недр нельзя покупать, продавать, дарить, наследовать и т.д. Право пользования регулируется исключительно федеральным законодательством.

Однако часть 3 той же статьи допускает возможность нахождения уже добытых природных ресурсов как в федеральной и муниципальной, так и в частной собственности.

Итог

То есть содержащиеся в недрах ресурсы находятся в ведении государства, которое может на свое усмотрение ими распоряжаться и допускать к их добыче компании. А те ресурсы, что уже были добыты такой компанией и едут в бочках/текут по трубам, находятся в ее собственности, и на них распространяются правила, установленные статьей 129 Гражданского кодекса РФ.

При этом указом Президента № 179 от 22 февраля 1992 года установлен перечень ресурсов, свободная реализация которых запрещена (например, уран и драгоценные камни).

Делаем вывод. Добыча природных ресурсов является одной из основных статей дохода в бюджет страны, и допускается она только с разрешения государства. Но осуществлять ее могут частные компании, которые становятся собственниками добытых ими ресурсов.

Народ получает с этого определенную пользу в виде отчислений на развитие инфраструктуры, социальные нужды и другие важные направления, но назвать его хозяином ресурсов не позволяет законодательство.

В начале этого года, когда разрабатывались поправки к Конституции, был поднят вопрос о включении в нее статьи по национализации недр. Он был раскритикован и отвергнут.

А что по этому поводу думаете вы? Делитесь своим мнением в комментариях.

Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав “ДА”.

Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.

Источник

Всех граждан просто бесит реклама о богатейших недрах России со словами: «Это достояние народа». На деле никакого достояния ни у каких рядовых граждан нет. Есть многомиллиардная прибыль кучки олигархов, которые почему-то единовластно управляют этими недрами. И в преддверии голосования по новому проекту Конституции всех нас волнует – будет ли что-то конкретное прописано в ней по принадлежности недр населению страны?

Как деформировалось понятие народное достояние

Россия – самая большая по площади страна в мире – 17 125 191 кв. км. И у нас большая часть мировых запасов природных ресурсов.

Россия по разведанным данным занимает 1-е место в мире по запасам газа, серебра и алмазов. 3-е по запасам угля и золота, по запасам нефти и урана РФ занимает 7-е место.

И что? Народ как был ни с чем, так и остался без недр и природных богатств.

В Конституции СССР было четко прописано, что все это – государственная собственность, имущество народа, а не отдельных лиц.

Вопрос, чтобы присвоить определенные природные богатства частным лицом, вообще не поднимался. Все было как по умолчанию, во власти народа.

Но в редакции 2019 года статья 9 Конституции РФ уже звучала по-иному:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Получается, что народное достояние вполне себе может принадлежать частным физическим лицам. Но неужели этого не знает президент, который еще будучи премьер-министром заявлял нам с телеэкранов: «Я обращаюсь, уважаемые коллеги, ко всем вам – и к основным ключевым акционерам наших нефтяных компаний, и к менеджменту и хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации. Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это – общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством. Даже получая лицензию на недра, недра остаются собственностью российского народа, российского государства». Но ведь в ныне действующем основном документе однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности. Так будут ли изменения в новой редакции Конституции о принадлежности недр всему народу?

Пока еще есть закон «О недрах»

Закон РФ «О недрах» был принят в 1992 году и пока действует в нашей стране. В нем в статье 1.2. указано: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”.

Но аналитики склонны предполагать, что пункт единоличной государственной собственности может исчезнуть из нового закона «О недрах», и тогда недрами России будет распоряжаться по своему усмотрению любой частный собственник, в том числе и иностранные компании. По мнению академика РАСХН В. Кашина «содержание нового закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы». Он пишет: «Недопустима конструкция закона, низводящего Российскую Федерацию, одну из крупнейших стран мира, владеющую богатейшими природными ресурсами, в положение простого партнера гражданско-правовых отношений с недропользователями – добывающими компаниями и даже отдельными физическими лицами…

Уже сейчас участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Верните народу недра!

А мы постепенно утрачиваем свои права. Поэтому наше главное требование — вернуть в Конституцию России положение о том, что земля и недра принадлежат народу, а доходы, получаемые от их использования, гарантированно направляются в государственную казну.

То же самое недавно заявил глава КПРФ Геннадий Зюганов в эфире телеканала “Россия 24”, который, в частности, сказа: «Земля, недра, леса, природные ресурсы должны принадлежать народу, а не полутора десяткам упырей, которые их захватили и не хотят платить нормальные налоги. Это самый принципиальный вопрос, решения которого требует общество».

“Мы единственная страна, в которой в Конституции можно распродавать недра”, — подчеркнул Зюганов. Но мы не раз уже слышали пламенные речи Геннадия Андреевича. Так он смело называл пенсионную реформу – геноцидом против своего народа. И что? Геноцидная реформа воплощается в жизнь. Поэтому красивые речи совсем не значат дополнения в основной закон страны.

И пока такой поправки вообще нет в новой редакции. Недр нет, но вы держитесь… Зато есть 22 другие, которые в основном касаются расширения полномочий Госдумы и Совета Федерации, статуса Госсовета, сроков президентства. А насколько это все важно рядовым жителям страны? И стоит ли вообще идти 22 апреля и выражать свое мнение по этим 22 пунктам – не очень понятным и не всегда принципиальным для народа. И еще один вопрос – как можно одним скопом выразить мнение по нескольким совершенно разным статьям? К примеру, я за индексацию пенсий, но против расширения полномочий Госсовета? Так как мне голосовать? И вообще – как можно пустить оптом и в одну линию совершенно разные статьи новой Конституции? А ведь нам обещали референдум – и он просто необходим, ведь сейчас страна стоит на пороге принятия основного его закона, а потом нам будут говорить – вы же сами за него проголосовали – и нечего роптать.

Источник

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мне стало интересно разобраться в одном “очевидном” вопросе, а именно: “Кому принадлежат национальные богатства нашей страны?“.

Если честно, я как и многие люди, думал что – народу. Но увы, как оказалось, правда куда удивительнее, чем казалось на первый взгляд…

Готовы? Приступим.

Кому принадлежат природные ресурсы в России?

Россия и “национальное богатство”

Под термином “национальное богатство” принято считать все ресурсы нашей страны: земля, нефть, газ, уголь, лес, сырье и всё то, что находиться на территории России и может иметь какую-то стоимость или полезность.

Более 1/3 состава бюджета России состоит из доходов от нефтегазовой деятельности, так называемые НДПИ.

НДПИ – налоги на доход с полезных ископаемых

И вроде как, всё вполне очевидно, кому всё-таки принадлежат природные ресурсы в России. Если свыше трети бюджета РФ формируется от доходов с нефтегазовой промышленности, то и деньги получает государство.

А государство тратит их на народ и национальные программы. То есть, вполне логично будет сказать, что опосредованно (через государство), доходами от нефти и газа России распоряжается народ.

Но тут не всё так просто. Давайте посмотрим, что об этом написано в Конституции РФ.

Кому принадлежат природные ресурсы в России?

Природные ресурсы России и Конституция РФ

Вот тут у меня наступил небольшой диссонанс, когда я начал собирать информацию по данному вопросу.

По идее, природные ресурсы России должны принадлежать народу, и соответственно, все доходы от продажи нефти и газа должны идти нам.

Но, вКонституции РФ всё написано довольно странно на этот счёт:

Взято из Конституции РФ. Глава 1, статья 9, пункт 2.

“Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”

Простыми словами написано, что земля и ресурсы могут находиться в собственности. И идет перечисление форм собственности.

Ключевое слово здесь: “могут“.

Это значит, что земля и ресурсы, априори, не принадлежат народу. Но при формировании прав формы собственности – могут получить такое право.

Взято из Конституции РФ. Глава 2, статья 36, пункт 1-3.

А вот в 36 статье Конституции РФ, идет расшифровка к девятой:

“Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно…”

То есть, в 9-ой статье написано что существуют формы собственности, при которых земля и ресурсы могут находиться в чьих-то руках.

А в 36 статье написано, что права на владение, пользование и распоряжением этой землей и ресурсами принадлежит их собственникам (отсылка в 9-ой статье и формам собственности).

Вот вам и “национальные богатства принадлежат народу“. Земля и ресурсы в России принадлежат их собственнику (который обретает права: владения, пользования и распоряжения), так записано в Конституции РФ.

Кому принадлежат природные ресурсы в России?

Вывод

Вот как то так получается, земля и ресурсы могут принадлежать народу, если тот сформирует некую фирму, которая сможет приобрести такие права собственности.

Но такой формы собственности как “народная“, “гражданская” или “национальная” – не существует.

В действительности, права на землю и ресурсы принадлежат их собственнику, о какой бы форме собственности мы не говорили.

И соответственно, прибыль от реализации нефти и газа получают собственники этой земли и ресурсов, а не кто либо другой.

Другое дело, что государство берет с этих “собственников” налоги, акцизы и взносы за добычу и продажу “национального богатства” и опосредованно, получает доход с собственника земли и ресурсов.

Поэтому, заявление о том, что “природные ресурсы России принадлежат народу” – некорректное, они принадлежат своему собственнику (коими могут быть граждане РФ).

Спасибо за внимание, оставляйте свои комментарии, ставьте “лайки“, делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал, если статья была для вас интересной и полезной.

Источник

Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Поговорим сегодня о природных богатствах и народном достоянии, что сказано об этом в Конституциях СССР и РФ.

Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Вот пожалуйста статья из Конституции 1977 года

Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Из Конституции СССР 1977 г.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса.

Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

В Конституции СССР все  понятно ясно и справедливо .Все это достояние Советского народа .Все для блага  простых людей

Что сказано в конституции об полезных ископаемых

А теперь  Конституции РФ  1993 года, и как еще её называют – „американская”.

Начнем со статьи 5 пункт 2. Конституции РФ.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

(Государство) , так написано в Конституции РФ. Непонятно, республика как государство? Имеет свою конституцию и законодательство. Это, не объединяет, а разъединяет государство.

О природных богатствах.

Статья 9 Конституции РФ, п 1.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Очень туманно и расплывчато это определение . И не отражает принадлежность природных ресурсов вообще кому бы то ни было. Ключевые слова – „используются и охраняются”.

Статья 9 Конституции РФ, п. 2.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Исходя из этого пункта, основного собственника нет , такое впечатление ,что наши богатства принадлежат всему миру, но не народу, а каким то мифическим формам собственности. Ключевые слова – „могут находиться”.

Ссылаться на Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 02.08.2019) „О недрах” можно,

но если учесть Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 52. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Тогда международный договор полностью „развязывает руки”.Получается ПМЖ в другом государстве – пропуск к нашим богатствам и дает почти неограниченные возможности.

Единственное что осталось у народа это лес, вроде как.

 Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Однако с этого тоже ничего не достается простому народу,нещадная вырубка леса доказывает, что и это пояснение – „закон – что дышло: куда повернул, туда и вышло”.

Только СОЦИАЛИЗМ , (который как нам сказали,официально и публично, вреден и убыточен )спасет нашу страну   и наше народное достояние для будущих поколений.

Что сказано в конституции об полезных ископаемых

А в  пресловутых поправках к Конституции , которые собираются принять и так широко сегодня рекламируют , будет что либо о природных богатствах  и народном достоянии? Хотя вопрос риторический , и так все понятно , в каком государстве мы живем.

Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Что сказано в конституции об полезных ископаемых

Источник

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Статье 9 Конституции РФ

1. С учетом включения положений комментируемой статьи в гл. 1 Конституции “Основы конституционного строя” они прежде всего должны рассматриваться как основополагающие юридические принципы, пронизывающие всю совокупность правовых отношений, возникающих при использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов, являющихся основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти принципы обязательны как для федерального, так и для регионального законодателя; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. “е” и “к” ст. 72 Конституции).

Часть 1 комментируемой статьи на уровне конституционного принципа закладывает основы конституционно-правового режима земли и других природных ресурсов. Сам по себе этот режим определяется с помощью большого количества конституционных положений, образующих подсистему конституционных норм. Частью указанного конституционно-правового режима является определение субъекта, достоянием которого Конституция объявляет землю и другие природные ресурсы. Это весь многонациональный российский народ. Следовательно, субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет РФ.

В настоящее время есть основания утверждать, что появился новый субъект конституционно-правовых отношений и это будущие поколения россиян. В преамбуле Конституции подчеркивается ответственность народа России за свою Родину перед будущими поколениями. А в сфере бюджетных отношений появились такие понятия, как “стабилизационный фонд”, “фонд будущих поколений”. Соответственно появляется новая публичная цель – защита экономических интересов будущих поколений россиян.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этой нормы следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Поэтому с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из ст. 9 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

Часть 1 статьи 72 Конституции относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. “в”), разграничение государственной собственности (п. “г”), природопользование (п. “д”), лесное законодательство (п. “к”) к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Федеральный закон как нормативный правовой акт общего действия, регулирующий те или иные вопросы (предметы) совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов государственной власти, и тем самым осуществляет разграничение этих полномочий. Из ч. 3 ст. 1, п. “в”-“д” и “к” ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 и ст. 94 Конституции следует, что Федеральное Собрание вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, относящихся к данным предметам совместного ведения, определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ. При этом, однако, должны быть соблюдены требования Конституции, в том числе ее ст. 9 и 36, относящиеся к праву собственности на природные ресурсы и к их использованию.

Допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция вместе с тем не обязывает к тому, чтобы лесной фонд как особая часть лесных природных ресурсов находился в этих различных формах собственности. Из конституционных положений (ст. 9, 36) также не следует, что право собственности на лесной фонд принадлежит субъектам РФ. Конституция не предопределяет и обязательной передачи лесного фонда в собственность субъектов РФ (Постановление КС РФ от 09.01.1998 N 1-П “По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации”*(37)).

В Конституции (ч. 3 ст. 36) содержится обращенное к законодателю требование принять федеральный закон, на основе которого должны определяться условия и порядок пользования землей. Из данного положения Конституции вытекает, что для регулирования земельных отношений приоритетное значение имеет именно этот закон, принимаемый в соответствии с гл. 2 Конституции “Права и свободы человека и гражданина”, который должен обеспечить защиту конституционных прав граждан на землю.

Вместе с тем Конституция содержит и нормы прямого действия. В сфере рассматриваемых отношений такой нормой является положение ч. 2 комментируемой статьи, согласно которому “земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. Данная норма применяется непосредственно, кроме случаев, когда ее реализация связана с законом, предусмотренным ч. 3 ст. 36 Конституции (Определение КС РФ от 04.11.1996 N 109-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Республики Татарстан о проверке конституционности статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”).

Конституционный принцип, содержащийся в ч. 1 ст. 9, преломляется в принципы, определяющие экологические основы регулирования земельных отношений, предусмотренные в ст. 1 ЗК РФ. В качестве первого принципа в ст. 1 (подп. 1 п. 1) ЗК предусмотрены учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ.

С этой точки зрения земля рассматривается в ЗК прежде всего как природный объект, т.е. часть природы. Другими природными объектами являются недра, вода, леса, растительный и животный мир, атмосферный воздух. Все эти объекты находятся между собой в состоянии естественной связи. Земля как природный объект не может принадлежать кому бы то ни было на каком бы то ни было праве. В литературе отмечено, что включение в ст. 1 ЗК рассматриваемого принципа в качестве первого означает экологизацию земельного законодательства, т.е. придание ему в большей степени черт публично-правовой отрасли.

Понимание земли как природного ресурса означает, что она является компонентом природной сферы, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (см. ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

2. Положение ч. 2 комментируемой статьи в системной связи с нормами ст. 36 Конституции определяет основы гражданско-правового режима земли как недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости). А в подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК в качестве принципа земельного законодательства рассматривается одновременное представление о земле как о природном объекте и как об объекте права собственности и иных прав на землю. Развивая “экологическое начало”, новое земельное законодательство в качестве второго принципа закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК).

Для разграничения гражданского и земельного права в регулировании имущественных отношений по поводу земли важнейшее значение имеет положение ч. 1 ст. 9 Конституции о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Опираясь на эту конституционную норму, земельное законодательство должно развиваться как совокупность прежде всего публично-правовых норм, устанавливающих рациональное использование и охрану земель, государственный контроль за совершением сделок по поводу земли, обеспечивающих недопустимость парцелляризации (дробления) земли при ее переходе по наследству и т.п. Данные публично-правовые нормы земельного законодательства, отражающие важные общественные интересы, действительно должны носить приоритетный характер. Это вытекает не только из Конституции, но и из ГК.

Однако в регулировании имущественных отношений, возникающих по поводу собственности на землю, сделок с землей, необходимо исходить из того, что земля – это недвижимость, объект гражданского права, вещь, находящаяся в обороте. Земельное законодательство не может устанавливать ограничение форм собственности на землю или же определять право субъектов РФ самостоятельно избирать те или иные формы собственности, поскольку это не допускается не только ГК, но и Конституцией *(38).

Характерно, что данный подход в целом воплощен в нормах ЗК. Согласно п. 1 ст. 3 ЗК РФ к земельным отношениям отнесены лишь отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, т.е. подлежащие регулированию нормами публичного права. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними вынесены за скобки земельных и, по общему правилу, должны регулироваться гражданским законодательством (п. 3 ст. 3 ЗК)*(39).

Представление о земле как о природном объекте и как об объекте права собственности, о недвижимости учитывалось Конституционным Судом РФ в Постановлении от 12.07.2007 N 10-П “По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего части первой статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна”*(40).

В Постановлении КС РФ от 23.04.2004 N 8-П “По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы”*(41) содержится правовая позиция, в силу которой земельный участок как объект гражданских прав не затрагивает суверенитет РФ и ее территориальную целостность:

“Исходя из предписаний статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство в области регулирования земельных отношений определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.

При этом, по смыслу конкретизирующих указанные конституционные предписания статей 260 и 261 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность”.

В данном Постановлении Конституционный Суд пришел к выводу, что сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками – постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК) – не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 2 ст. 9 и ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 62.

Осуществляя соответствующее регулирование (условия и порядок пользования землей), федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных выше статьях Конституции, а с другой – в ч. 1 комментируемой статьи, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить их вытекающего из ст. 9 и 36 Конституции приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета РФ, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю (ст. 15, п. 5 ст. 28 ЗК). Кроме того, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий ст. 8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (в ред. от 22.07.2008), ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (в ред. от 13.05.2008), Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации” (в ред. от 18.07.2008) и Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” (в ред. от 18.07.2008).

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права РФ на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым – реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П).

Положение ч. 2 комментируемой статьи в системной связи с нормой ч. 1 ст. 36 Конституции применялось Конституционным Судом при оценке в Определении от 12.05.2005 N 187-О*(42) конституционности п. 6 ст. 36 ЗК, в соответствии с которым исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Комментируемая статья, наряду с положениями, заключенными в ст. 36, 42, 58, 72 (п. “д” ч. 1), 114 (пункт “в”) образует конституционные основы экологического права в России. Данная конституционная норма закрепляет важнейший принцип правового регулирования отношений охраны окружающей среды – принцип приоритета публичных интересов в сфере окружающей среды*(43).

Источник