Зоны лесов и их полезные ископаемые

Зоны лесов и их полезные ископаемые thumbnail

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация по географии на тему “Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые”

ЛЕСНАЯ ЗОНА РОССИИ. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Подгот...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ЛЕСНАЯ ЗОНА РОССИИ. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Подгот

Описание слайда:

ЛЕСНАЯ ЗОНА РОССИИ. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Подготовила: учитель географии Котюсова Т.А.

2 слайд

Географический диктант « Что такое? Кто такой?» Объясните значение терминов:

Описание слайда:

Географический диктант « Что такое? Кто такой?» Объясните значение терминов: Ягель, лемминг, морошка, куропатка, чум, поморы, снеготопы, иглу

3 слайд

Отгадайте загадки. О чём идёт речь? О ЛЕСЕ Дом со всех сторон открыт. Он резн

Описание слайда:

Отгадайте загадки. О чём идёт речь? О ЛЕСЕ Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой, Ваню – хворостинкой!

4 слайд

Тема: Лесная зоны России ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЛЕСНОЙ ЗОНЫ Положение на карте Рельеф

Описание слайда:

Тема: Лесная зоны России ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЛЕСНОЙ ЗОНЫ Положение на карте Рельеф и полезные ископаемые Климат Реки, озёра и каналы Растительный мир. Хвойные леса (тайга) Смешанные и широколиственные леса Животный мир Пушные звери Значение леса Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России Особенности развития хозяйства Северо-Западной России Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

5 слайд

Положение зоны лесов на карте России Лесная зона протянулась широкой полосой

Описание слайда:

Положение зоны лесов на карте России Лесная зона протянулась широкой полосой с запада на восток – от Балтийского до Охотского и Японского морей, а севера на юг – от зоны тундры до зоны степей.

6 слайд

Зона лесов

Описание слайда:

Зона лесов

7 слайд

45% от площади России покрыто лесом, а это 20% лесного фонда мира! 80% площад

Описание слайда:

45% от площади России покрыто лесом, а это 20% лесного фонда мира! 80% площади лесов занимают хвойные леса – тайга

8 слайд

Здесь произрастают ценные породы деревьев сосна Грецкий орех каштан осина бук

Описание слайда:

Здесь произрастают ценные породы деревьев сосна Грецкий орех каштан осина бук

9 слайд

Найди отрывок в параграфе на стр.67 и восстанови текст Хвойные леса хорошо п

Описание слайда:

Найди отрывок в параграфе на стр.67 и восстанови текст Хвойные леса хорошо переносят и суровую зиму и прохладное лето, и большое количество осадков.

10 слайд

Рельеф Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Восточно-Европей

Описание слайда:

Рельеф Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Восточно-Европейская равнина

11 слайд

Найди в тексте на стр. 67-68 описание рельефа следующих объектов компоненты	В

Описание слайда:

Найди в тексте на стр. 67-68 описание рельефа следующих объектов компоненты Восточно-Европейская (Русская) равнина Западная Сибирь Среднесибирское плоскогорье рельеф На севере расположена Валдайская возвышенность, а южнее чередуются низменности и возвышенности редкие возвышенности и пологие склоны чередующиеся с обширными Низменностями. На равнине много болот. отличается разнообразным рельефом

12 слайд

Работа с картой. Найдите на карте перечисленные ниже объекты. Лесами покрыты

Описание слайда:

Работа с картой. Найдите на карте перечисленные ниже объекты. Лесами покрыты горы южной и северо-восточной Сибири (Алтай и Саяны), горные хребты Дальнего Востока, часть полуострова Камчатка, Курильский архипелаг и остров Сахалин

13 слайд

Курильский архипелаг* словарь на стр.171

Описание слайда:

Курильский архипелаг* словарь на стр.171

14 слайд

Зоны лесов и их полезные ископаемые

15 слайд

Месторождения полезных ископаемых лесной зоны Задание. Заполнить таблицу, раб

Описание слайда:

Месторождения полезных ископаемых лесной зоны Задание. Заполнить таблицу, работая с картой приложения и текстом параграфа на стр.69. Восточно-Европейская равнина Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Нефть (Башкирия) Нефть и газ (Самотлор, Уренгой, Ямбург) Бурый и каменный уголь (Тунгусский, Ленский, Иркутский, Канско-Ачинский бассейны) Торф (г.Шатура) Железная руда Платина и золото Алмазы Графит

16 слайд

Месторождения полезных ископаемых

Описание слайда:

Месторождения полезных ископаемых

17 слайд

Используемый ресурс Учебник по географии 7 класса Лифановой Т.М. https://kinde

Описание слайда:

Используемый ресурс Учебник по географии 7 класса Лифановой Т.М. https://kinder1.net/zagadki/zagadki_o_lese.html

Зоны лесов и их полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Зоны лесов и их полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Зоны лесов и их полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-238910

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема урока: Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, настенные карты: «Природные зоны России», «Физическая карта России», МУП, таблички с условными обозначениями полезных ископаемых, карточки с заданиями.  

Этапы урока

Содержание

Работа учащихся

Организационный этап

Приветствует учащихся.

Добрый день, ребята.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать. Не забудьте в течение урока встать за  конторку Базарного.

Приветствуют учителя. Дети встают за конторки Базарного.

Знакомство с темой урока

Знакомство с темой урока.

-Как называется наш округ?

-Какое событие отмечает наш округ сегодня?

-Как называется столица нашего округа?

-Перед вами карта «Наш край на карте Родины».

-Где расположен Ханты-Мансийский автономный округ?

-Какие реки протекают в нашем округе?

-А в какой природной зоне расположен наш округ? Чтобы ответить на вопрос, откройте карту «Природные зоны России» на с. 6-7 приложения к учебнику. Приложите контур нашего округа к карте. Ориентироваться мы будем на такие географические объекты, как река Обь и наш город Сургут.

В случае затруднения учитель подсказывает учащимся, что эта зона на карте обозначена зелёным цветом, и обращает внимание учащихся на легенду карты, где дети находят зелёный прямоугольник и читают название природной зоны.

Итак, сегодня начнётся наше длительное и очень интересное путешествие по лесной зоне. Прочитайте на слайде тему сегодняшнего урока.

Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 

Откройте рабочие тетради на странице 52 и напишите сегодняшнюю дату.

-Что мы должны узнать на уроке?

  1. Положение лесной зоны на карте.
  2. Рельеф (поверхность) лесной зоны.
  3. Полезные ископаемые, которые добывают в лесной зоне

Отвечают на вопросы учителя.

Прикладывают контуры нашего округа к карте. Определяют, что наш округ расположен в лесной зоне.

Формулируют с помощью учителя цели урока.

Актуализация опорных знаний

Итак, наступило время отправляться в путь. С нами хочет путешествовать ещё один ученик, Это Дима Любознайкин. Для начала он приготовил вам вопросы:

-Какое дерево изображено на слайде? Как называется лес, в котором больше хвойных деревьев?

-Какое дерево изображено? Как называется лес, в котором преобладают лиственные деревья?

-Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья вместе?

Отвечают на вопросы.

Основная часть

1.Положение на карте.

Работа с картой

Мы продолжаем работать с картой «Природные зоны России»

– В каком направлении от тундры находится лесная зона?

-Сравните её по размерам с зоной тундры.

Объяснение нового материала.

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась широкой полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японских морей, а с севера на юг – от зоны тундры до зоны степей. Она занимает почти половину территории нашей страны. Эта самая большая природная зона России.  Возьмите в руки карандаш и его незаточенным концом обведите лесную зону по контуру на своих картах.

А сейчас по карте совершим путешествие по лесной зоне с севера на юг. Расскажите, как меняется растительность.

Первичное закрепление знаний.

I и II группа – выполняют задание №1 на стр. 52;

III – задание №2 на стр. 53 в «Рабочей тетради по географии России»

Лесная зона расположена южнее тундры.

Лесная зона самая большая.

На севере – хвойные леса, затем – смешанные, на самом юге – лиственные.

Граница между Европой и Азией проходит через Уральские горы

Находят  изучаемые географические объекты на физической карте России (на стр. 2-3 в приложении к учебнику).

Восточнее Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина.

Выполняют задание по карточке.

Учащиеся отгадывают загадки и находят месторождения полезных ископаемых лесной зоны на физической карте России.

2.Рельеф 

Лесная зона расположена в европейской и азиатской  частях России. Вспомните, где проходит граница между Европой и Азией? 

Демонстрация Уральских гор на слайде. Показ на карте.

-Как называется часть России, расположенной от Западной границы до Уральских гор?

Почти всю  европейскую часть лесной зоны занимает Восточно-Европейская (Русская) равнина. Демонстрация на слайде. Показ на карте.

На севере равнины расположена Валдайская возвышенность. Найдите на карте.

Продолжаем наше путешествие  по азиатской части лесной зоны.

-Какая равнина расположена восточнее Уральских гор?

На Западно-Сибирской равнине редкие возвышенности и пологие склоны чередуются с обширными низменностями. Большая территория ХМАО расположена на Западно-Сибирской равнине.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Среднесибирское плоскогорье отличается разнообразным рельефом. 

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Лесами покрыты горы Алтай и Саяны.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Первичное закрепление знаний.

I и II группа

Рассмотри карту России. Впиши в таблицу названия равнин, обозначенных цифрами на карте.

Номер на карте

Название равнины

1

Валдайская возвышенность

2

3

4

Впиши в таблицу названия гор, обозначенных буквами на карте.

Номер на карте

Название гор

А

Алтай

Б

В

III группа:

Рассмотри карту России. Заполни перфокарту.

Номер на карте

Уральские горы

Среднесибирское плоскогорье

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская равнина

1

2

3

4

3.Полезные ископаемые.

Чтобы узнать, какие полезные ископаемые добывают в лесной зоне, отгадаем загадки.

1)Это горючее полезное ископаемое стало применяться гораздо позднее, чем торф и каменный уголь. Его используют главным образом для получения топлива для автомобилей, самолётов, ракет.

2)Это горючее полезное ископаемое летучее вещество без цвета и запаха, легче воздуха. Его запасы находятся глубоко под землёй, чтобы его добыть бурят скважины.

3)Горючее полезное ископаемое темно бурого цвета, рыхлое. Образовалось из остатков растений произрастающих на болотах.

4)Это горючее полезное ископаемое долго возгорается, но затем хорошо горит и выделяет много тепла. Оно образовалось миллионы лет назад из древних растений.

Бережное отношение к полезным ископаемым и к лесу!

Полезные ископаемые являются естественными ресурсами, поэтому люди должны к ним относиться бережно. Добывать ископаемые надо разумно, чтобы полностью не исчерпать все запасы.

Лесные растения обогащают воздух кислородом. Лес – зелёный друг человека, и его нужно беречь!

IV.Закрепление знаний

Где расположена лесная зона в нашей стране?

-Почему нужно бережно относиться к природным богатствам?

Отвечают на вопросы

Итог

– Что изучили на уроке?

Д/з– прочитать рассказ о географическом положении лесной зоны, поверхности, полезных ископаемых на с. 67-69 учебника;

I группа- подготовить пересказ об охране природных богатств;

II группа – выполнить задание № 5 (С.53);  III группа – №10 (с.54) в рабочей тетради.

1.Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. С приложением.  М: «Просвещение», 2013

2.Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс. М: «Просвещение», 2011

3.Т.М. Лифанова, .Е.В.. Подвальная. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. М: «Просвещение», 2013

Источник

ТЕМА: «ЛЕСНАЯ ЗОНА. ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ. ПОВЕРХНОСТЬ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ».

Цель урока:

– изучение географического положения лесной зоны России.

Учебные задачи:

– определить площадь лесной зоны посредством решения задач;

– знакомство с новыми понятиями (тайга и др.)

– закрепление навыков работы с различными источниками информации;

Коррекционные задачи:

– создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия,

произвольного внимания;

– развитие прослеживающей функции глаза;

– расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

– создать условия для повышения мотивации к обучению;

– воспитывать у учащихся необходимости бережного отношения к природе.

Учебно – наглядный комплекс:

Учебник географии 7 класс для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, карты России: физическая и природных зон, таблицы для работы, круговые диаграммы, рисунки учащихся, фотографии смешанных, широколиственных и хвойных лесов в разные времена года, звукозапись с голосами птиц леса.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Подготовка к изучению нового материала.

Здравствуйте, ребята! Мы вновь встретились, чтобы продолжить изучение природных зон России. Вспомните, что вам уже хорошо известно.

Послушайте описание природных зон и определите её название.

« Здесь долгая, суровая зима и короткое холодное лето. Скудная растительность состоит из мхов и лишайников. Обитатели природной зоны – белые медведи, моржи, тюлени».

( Арктическая пустыня)

« Природная зона, где грибы выше деревьев. Низко над землей растут карликовые берёзы и ивы. Стада диких оленей пасутся в поисках ягеля».

( Тундра)

А здесь ваши замечательные рисунки к природным зонам.

Давайте ещё раз вспомним расположение природных зон на карте.

( работа с приложением стр. 6 – 7).

Ребята, а какая природная зона находится южнее лесотундры? (Лесная зона)

Это – тема нашего урока.

Учащиеся записывают тему в тетрадях.

– Наверняка каждый из вас был в лесу. Составьте словосочетания со словом «лес».

(хвойный лес, зимний лес, непроходимый лес и т.д.)

В лесу дышится легко, там свежий прохладный воздух. А какую пользу приносит лес человеку! Грибы, ягоды. Лекарственные травы.

Лес человеку помощник,

Лес человеку друг.

О нем мы узнаем многое

В школе лесных наук!

У меня письмо из школы лесных наук. Наверняка, здесь сообщение о лесах нашей страны.

« Здравствуйте, ребята 7 В класса! В нашей школе лесных наук произошла большая неприятность: сведения, что мы собрали о лесах, исчезли. Вся надежда на вас! Пожалуйста, помогите собрать информацию!»

– Что делать будем? (Помогать!)

Задание 1.

Площадь России – 17 000 000 км². Известно, что площадь всех природных зон, кроме лесной, равна 10 000 000 км².

Определите площадь лесной зоны России.

Запись ответа в тетрадь

Задание 2.

Сравнение лесной зоны по карте с другими ПЗ.

Вывод: лесная зона – самая большая по площади в России.

Задание 3. Определить по карте состав лесов России.

Разгадать слово «тайга». На доске слово закодировано: а – круг; т – квадрат;

й– треугольник; г – прямоугольник.

В словаре «тайга» – хвойный лес.

Перерисуйте таблицу в тетрадь.

Запишите примеры древесных пород.

Хвойные леса

Смешанные леса

Широколиственные леса

Физминутка (звукозапись с голосами лесных птиц)

Задание 4 (устно)

Если взять весь лес России за 100%, то 20% из них – смешанные и широколиственные леса. Сколько процентов составляют хвойные леса?

(Учащиеся решают задачу)

Вклейте круговые диаграммы и отметьте топографическими знаками части (сектора) смешанных лесов и хвойных.

Рассказ учителя о формах рельефа лесной зоны с показом по физ. карте России:

Русская равнина

Западно – Сибирская

Среднесибирское плоскогорье

Задание 5. Работа по физической карте России (приложение стр. 2 – 3).

Полезные ископаемые, сосредоточенные в недрах лесной зоны.

Заполнение перфокарты: отметить «+» наличие полезных ископаемых

Место залегания

полезных ископаемых

Условные знаки полезных ископаемых

нефть

газ

уголь

золото

железо

алмазы

Восточно – Европейская равнина

Западно – Сибирская равнина

+

+

Среднесибирское плоскогорье

Уральские горы

Физминутка (упражнения под руководством учителя)

Что такое лес?

Сосны до небес, (тянем руки вверх)

Берёзы и дубы, ( руки в стороны)

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки, (шаги на месте)

Пригорки и низинки, ( наклон вниз)

Мягкая трава,

На суку сова. ( взмахи руками)

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый ( Вдох – выдох)

И родник с живой

Ключевой водой.

Вывод.

III. Закрепление

1. Где расположена лесная зона в нашей стране?

2. Какую площадь занимают леса России?

3. Каких лесов в Росси больше?

4. Работа с фотографиями в парах: определить, какой лес на снимке?

Учитель: Мы все вместе сделали большую работу: узнали много нового о лесах России и помогли школе лесных наук восстановить информацию о лесе.

Теперь мы можем отправить письмо в школу лесных наук.

IV. Д/З стр. 67 – 69

Источник

Леса составляют чуть больше 45% от площади России, и почти четверть от общей площади лесов мира. В европейской части страны их намного меньше, чем в азиатской. Чаще всего встречаются такие лесообразующие породы деревьев, как ель, лиственница, сосна, кедр, дуб, клен и граб. В лесах растет много ягодных кустарников, грибов, ценных трав, а также обитает бесчисленное множество видов фауны. Обезлесение приводит к сокращению лесных массивов и угрозе вымирания многих животных. В XXI столетии очень важно уметь воспроизводить лесные ресурсы, которые играют одну из главных ролей в регуляции климата на планете.

Зоны лесов и их полезные ископаемые

Карта лесистости территории России в %

Россия является крупнейшей странной мира, и по этой причине на ее территории разместилось множество природных зон, в которых произрастают различные виды деревьев. Леса России, в зависимости от преобладания определенных пород деревьев, подразделяются на четыре основных типа: 1) хвойные леса; 2) широколиственные леса; 3) смешанные леса; 4) мелколиственные леса. Ниже мы рассмотрим каждый из этих типов леса более подробно.

Характеристика хвойных лесов России

Зоны лесов и их полезные ископаемые

Хвойные леса расположены на территории природной зоны тайги, и занимают около 70% от всей площади лесов страны. Эта зона известна низкой температурой и влажным воздухом. Хвойные леса протянулись от западных границ России до Верхоянского хребта. Основными лесообразующими породами являются ель, сосна, пихта и лиственница.

В условиях суровой зимы чаще всего можно встретить смешанные леса: темнохвойные и светлохвойные. Хорошо развиваются вечнозеленые виды деревьев. Фотосинтез у них начинается весной с наступлением благоприятных погодных условий. Подлесок в тайге практически отсутствует. Здесь подзолистая почва и множество болот. Хвойные сбрасывают иглы, которые при разлагании выделяют в землю токсичные для многих растений соединения. Землю покрывают, как правило, мхи и лишайники. Кустарники и цветы в основном произрастают по берегам рек, в темных местах леса их очень мало. Встречается брусника, можжевельник, рябина, черника и лилия кудрявая.

Именно погодные условия определяют растительный мир России. В зоне хвойных лесов преобладает умеренно-континентальный климат. Зимы сухие и холодные, и длятся в среднем полгода. Короткое лето теплое и влажное, с многочисленными циклонами. На осень и весну, как правило, отводится всего один месяц. Хвойные не требовательны к перепадам температур.

Представители животного мира питаются мхом, лишайниками, корой и шишками. Высокая лесная крона защищает животных от ветров, а ветви дают возможность построить гнезда. Типичными представителями фауны хвойных лесов считаются полевка, заяц-беляк, колонок, бурундук. Из крупных млекопитающих можно отметить сибирского тигра, бурого медведя, рысь и лося, а из зоны лесотундры в хвойные леса приходит северный олень. В небе парят орлы и стервятники.

Хвойная древесина считается одной из самых ценных. Примерный ее запас составляет 5,8 млрд. кубометров. Кроме лесозаготовки на территории тайги ведется добыча нефти, золота и газа. Хвойные леса России — огромный лесной массив. Он страдает от лесных пожаров и неконтролируемой вырубки. Из-за негативной деятельности человека погибают редкие животные. Существует множество заповедников, но для полноценного восстановления лесов необходимо правильно организовать защиту и рационально использовать лесные ресурсы страны.

Характеристика широколиственных лесов России

Зоны лесов и их полезные ископаемые

Широколиственный лес/Wikipedia

Территория широколиственных лесов простирается от западной границы России до Уральских гор. Основными породами деревьев являются бук, дуб, вяз, липа, клен и граб. Леса многоярусные: верхний ярус сменяют полог и подлесок, которые, в свою очередь — травянистые растения и лесная подстилка. Почву покрывают мхи. Встречаются области, в которых пышные кроны полностью исключают подлесок. Листва, опадая, разлагается и формирует гумус. Земля в подлеске богата органоминеральными соединениями.

Леса расположены в умеренно-континентальной зоне. Погода здесь значительно теплее, чем в соседней тайге. Лето длится четыре месяца, средняя температура за сезон составляет +10°С. Это способствует произрастанию широколиственных пород деревьев. Климат влажный, выпадает много осадков. Среднемесячная температура в январе опускается до -16ºС. Максимум осадков выпадает летом, глубокого снежного покрова не бывает.

Листья не могут пережить холодный период года, и опадают в середине осени. Плотный покров из листвы, веток и коры защищает землю от чрезмерного испарения. Почва богата микроэлементами, она обеспечивает деревья всем необходимым. Опавшая на зиму листва прикрывает корневую систему, защищает ее от холодов и стимулирует корни к дальнейшему росту.

Состав животного мира в европейской части несколько отличается от дальневосточных лесов. Азиатские земли покрывают заросли папоротника, ильмени и липы. В дремучих зарослях обитает лось, гималайский медведь и уссурийский тигр. Щитомордник, гадюка и амурский полоз относятся к распространенным пресмыкающимся. Европейские широколиственные леса стали домом для кабана, лося, оленя, волка, ласки, бобра, ондатры и нутрии. Там же обитают мыши, ящерицы, змеи, кроты и ежи. Птицы представлены тетеревами, филинами, сычами, скворцами, ласточками и жаворонками.

Зона широколиственных лесов давно освоена человеком, особенно на западе России. Людям пришлось существенно сократить зеленую территорию ради выпаса скота, растениеводства и строительства городов. Деревья являются основным сырьем для лесозаготовительной промышленности. Налажена обработка вторсырья. Недра богаты полезными ископаемыми, а в крупных реках есть потенциал развития гидроэлектроэнергетики.

Лесная территория значительно сокращается, при этом леса вырубают в прежних масштабах. Из-за антропогенного влияния краснокнижные растения и животные вымирают. Недобросовестные предприниматели вырубают огромные площади лесов. Для сохранения природных комплексов было создано несколько заповедников и национальных парков, но этого мало. Широколиственные породы деревьев относительно быстро растут. Необходимо организовать высадку саженцев на территории вырубленных лесов, а также бережно использовать сохранившиеся лесные массивы.

Характеристика смешанных лесов России

Зоны лесов и их полезные ископаемые

Смешанные леса расположены в области Русской Равнины, Западно-Сибирской Равнины, Приамурья и Приморья. В этой зоне встречаются разнообразные породы деревьев. Для этих лесов характерна ярко-выраженная ярусность. К свету тянутся тополя, сосны и ели. Ниже них поднимаются клены, вязы, липы и дубы. Ярус кустарников представлен боярышником, шиповником, малиной и ежевикой. Почву покрывают лишайники, мхи и низкие травы.

Деревья смешанных лесов проще переносят тяжести климата, чем в соседних широколиственных. Растительность выдерживает морозы до -30ºС. Количество осадков зависит от региона. В европейских лесах снега больше, чем на Дальнем Востоке. Максимальное число осадков приходится на теплый сезон. Лето мягкое и влажное. Климат переходит от морского к континентальному, с запада на восток.

Беспрерывное обновление зеленой массы способствует подпитке деревьев и очистке земли от ненужных веществ. Обитатели леса используют ресурсы всех ярусов в качестве кормовой базы. Семена хвойных привлекают птиц, грызуны поедают орехи, личинки под корой являются пищей для насекомоядных птиц.

Многочисленные некогда животные подверглись истреблению в результате неконтролируемой охоты. Еще можно встретить косулю и кабана. Зубр и благородный олень сохранились только в заповедниках. Известным хищником смешанного леса является обыкновенная лисица. В европейской части обитает барсук. Белка, норка, соня, куница, лесная кошка, бурый медведь считаются распространенными представителями фауны смешанных лесов. Мир птиц тоже разнообразен, особенно много дятлов, глухарей, диких голубей, зябликов и зарянок.

Запасы ценной древесины находятся в азиатской части. Маньчжурский ?