Золотое правило механики коэффициент полезного действия механизма
Инфоурок
›
Физика
›Презентации›Презентация по физике на тему “Золотое правило. КПД” (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Давая выигрыш в силе или в пути, не дают ли простые механизмы выигрыша и в работе?
2 слайд
Описание слайда:
«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!» Для подъёма Земли всего на 1 см длинное плечо рычага должно было бы описать дугу огромной длины. Для перемещения длинного конца рычага по этому пути, например со скоростью 1 м/с, потребовались бы миллионы лет
3 слайд
Описание слайда:
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия §60-61, Пример. С.151 Билет № 13
4 слайд
Описание слайда:
Действуя на длинное плечо рычага, мы выигрываем в силе, но при этом во столько же раз проигрываем в пути При использовании рычага выигрыша в работе не получают Не дает выигрыша в работе и неподвижный блок Пути, проходимые точками приложения сил F1 и F2, одинаковы, одинаковы и силы, а значит, одинаковы и работы
5 слайд
Описание слайда:
Получая выигрыш в силе в 2 раза, проигрывают в 2 раза в пути и подвижный блок не дает выигрыша в работе
6 слайд
Описание слайда:
Геро́н Александри́йский греческий математик и механик I в. до н.э. «Золотое правило» механики Ни один из простых механизмов выигрыша в работе не даёт!!! Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии!!!
7 слайд
Описание слайда:
РАБОТА ПОЛЕЗНАЯ Ап ЗАТРАЧЕННАЯ Аз всегда < При равномерном подъеме (v=const) F=mg Aп=mgh При использовании простых механизмов дополнительная A (преодоление mg механизмов и Fтр)
8 слайд
Описание слайда:
Сборка экспериментальной установки Закрепите рейку трибометра в наклонном положении. Положите на рейку брусок, прикрепив к нему динамометр. Перемещайте брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной плоскости.
9 слайд
Описание слайда:
Определение затраченной работы Измерить силу трения (Fтр= F.). Измерить длину наклонной плоскости (l). Рассчитать затраченную работу (Aз=Fтр·l).
10 слайд
Описание слайда:
Определение полезной работы Измерить вес бруска (Р). Измерить высоту наклонной плоскости (h). Рассчитать полезную работу (Aп = P · h).
11 слайд
Описание слайда:
Коэффициент полезного действия Какая доля Ап от Аз?
12 слайд
Описание слайда:
η – эта (греч.) Коэффициент полезного действия так как всегда Ап<Аз всегда КПД<100%
13 слайд
Описание слайда:
Если Fтр мало и массой простых механизмов можно пренебречь, то Ап≈Аз
14 слайд
Описание слайда:
«Золотое правило» механики Ни один из простых механизмов выигрыша в работе не даёт!!! Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии!!! Конструируя механизмы, стремятся увеличить их КПД. Для этого уменьшают трение в осях механизмов и их вес Пример. С.151
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель физики
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-071797
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Автор Маргарита Малиновская На чтение 8 мин. Опубликовано 03.05.2020
Использование рычагов, подвижных блоков, винтов, так называемых простых механизмов, даёт получить прирост в силе. Но за этот выигрыш приходиться «платить». Изучив возникающие процессы и явления ещё в Древней Греции был сформулирован закон и получена формула «золотого правила» механики. На физике в 7 классе ученики узнают про этот важный принцип, заключающийся в том, что прирост силы зависит от расстояния.
Общие сведения о законе
Сила — физическая величина определяющая степень воздействия на тело со стороны других объектов или полей. Это вектор, зависящий от изменения скорости, появления деформаций и механических напряжений. Обозначают её с помощью символа F (fortis). Характеризуется параметр точкой приложения и линией действия.
Изучением простых сил занимались в своё время Аристотель и Архимед. Но существенный вклад в развития понятия внесла философская школа стоицизма. Исследование различных процессов заставляло задуматься философов и учёных о возможности увеличения приложенной силы. Так появились простейшие механизмы. Их назначение заключалось в преобразовании направления приводившее к умножению воздействия на тело.
К простым механизмам относят:
- наклонную плоскость — поверхность, расположенную под углом;
- клин — увеличивает давление за счёт концентрации силы на маленькой площади;
- винт — плоскость с резьбовой насечкой;
- рычаг — тело способное вращаться вокруг неподвижной опоры;
- ворот — устройство использующее тяговое усилие;
- блок — колесо с жёлобом укреплённое в обойме изменяющее направление и величину силы;
- поршень — приспособление использующее энергию газа или пара.
Простые механизмы помогают выиграть в силе. Например, человек не может поднять дом или сдвинуть гору. Но существует устройство, которое называется рычаг. На нём можно уравновесить грузы любого веса. По сути, с его помощью создаётся большее усилие на коротком плече по сравнению с длинным. Значит, теоретически подобрав рычаг правильной длины, можно будет поднять вес любой массы. Существует легенда, согласно которой Архимед, осознав возможность использования рычажного механизма, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!».
Однако, как оказалось, при использовании простых механизмов выигрыш в энергии получить невозможно. Связано это с законом природы, согласно которому она не возникает из ничего. Следовательно, выигрыша в работе тоже не будет. Таким образом, при получении прибавки в силе, в чём-то другом происходит уменьшение. Ответ на этот вопрос и даёт «золотое правило» механики. Оно гласит, что во сколько раз происходит выигрыш в силе, во столько же раз происходит проигрыш в расстоянии.
Некоторые эксперименты
Пусть имеется гидравлическая машина. Она не относится к простым механизмам, но тем не менее обладает интересным свойством. Состоит устройство из двух поршней — малого и большого. Первый перемещается на расстояние h1, при этом второй изменяет своё положение на h2. На меньший поршень оказывается воздействие F1, а больший выталкивается с силой F2.
При такой ситуации объём выдавливаемой субстанции равняется количеству вещества входящему в большой цилиндр. Опыты показали, что для такой системы справедливо соотношение: F1 / F2 = h2 / h1. То есть во сколько раз сила F2 превышает F1, во столько расстояние h2 меньше h1. Оказалось, что эта закономерность имеет общий характер применимый к любому механизму.
Можно провести лабораторный эксперимент. Для этого понадобится подготовить:
- блок;
- штатив;
- гирю.
Суть эксперимента заключается в выяснении расстояния, на которое переместится груз и точка приложения силы к верёвке. Для удобства начальное положение гири нужно выбрать так, чтобы она располагалась посередине длины верёвки. Причём вес груза для проведения опыта значения не имеет. Подняв гирю на эту половину, можно будет обнаружить, что высота подъёма будет равняться длине всей верёвке.
То есть подвижный блок, давая выигрыш в два раза, обеспечивает проигрыш расстояния в такое же количество раз.
Существует история, связанная с Архимедом. Согласно ей он сконструировав механизм и без напряжения смог самостоятельно вытянуть на берег тяжело нагруженный корабль. Так он продемонстрировал Герону могущество своего изобретения. Зная правило механики, можно проверить, насколько же правдива эта легенда.
Пусть корабль весил сто тонн, причём чтобы его вытянуть понадобилось приложить усилие в десять раз меньше. Используя блок, Архимед тянул за канат, привязанный к кораблю с силой, равняющейся десять килограммов. Тем самым выигрыш в усилии составлял тысячу раз. Руководствуясь законом механики, чтобы придвинуть корабль, изобретатель должен был вытянуть трос на длину в тысячу раз больше расстояния до судна. То есть длина каната бы составляла 10 километров. Такая работа бы заняла много времени. Поэтому правдивость истории вызывает сомнения.
Теоретическое обоснование
Допустим, есть рычаг, который можно повернуть вокруг точки опоры, причём он будет неравноплечий. При вращении он займёт новое положение. Пусть для этого необходимо приложить силу F1, причём плечо имеет длину L1. Воздействие направлено перпендикулярно рычагу для того, чтобы размеры плеча всё время сохранялись. Новое положение силы будет F1`. Для того чтобы рычаг находился в равновесии, к другому плечу нужно приложить F2. При повороте он примет значение, равняющийся F2`. Второе же плечо рычага составит длину L2.
Так как в определении фигурирует расстояние, то нужно ввести два параметра: S1 — промежуток, пройденный точкой приложения силы F1; S2 — длина изменения положения крайней точки второго плеча. Задача состоит в установлении связи величин: L1, L 2, S1, S2. Определить её, возможно, используя геометрические приёмы.
Если изобразить сказанное на рисунке, то можно отметить, что получается две фигуры. Причём один из них будет являться уменьшенной копией второго. Значит, эти геометрические фигуры подобны, поэтому во сколько раз одна сторона больше другой у одной фигуры, во столько же раз другая меньше чем у первой. Следовательно, справедливо записать отношение: (L2 / L1) = (S2 / S1).
Исходя из условия равновесия рычага, действия моментов, можно составить равенство: (F1 / F2) = (L2 / L1). То есть отношение модуля действия двух сил на плечи обратно пропорционально длине. Значит, используя выражение, полученное геометрическим методом, можно записать: (F1 / F2) = (S2 / S1), где:
- F1 / F2 — отношение показывающее во сколько раз первая сила меньше второй;
- S2 / S1 — выражение определяющее пройденное расстояние точками приложения сил.
Получается, что первое отношение в формуле это выигрыш в силе, а второе — проигрыш в расстоянии.
Значит, можно записать фразу, которая ещё была сформулирована в Древней Греции. Звучит она так: «во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько же проигрываем в расстоянии». Кстати, с этого утверждение часто начинают презентации, связанные с «золотым правилом».
После того как удалось открыть закон, какой установил зависимость силы от расстояния, получилось вывести важное следствие. Так как формула представляет собой пропорцию, то если решить её получится равенство: F1 * S1 = F2 * S2. С левой стороны стоит значение, характеризующее работу, затраченную на поворот рычага. Справа сила, действующая со стороны рычага на тело. Получается, что работа по приведению простого механизма в действие равняется совершаемой.
Решение задач
Следует отметить, что равенство A1 = A2 справедливо лишь для тех случаев, когда рычаг невесом и нет сил трения. При решении задач его можно использовать, если принимается идеализированная система. По факту же прикладываемая работа должна быть больше, чем полезная. Другими словами, выигрыш в силе будет меньше, чем проигрыш. Поэтому правильное утверждение «золотого закона» механики звучит так: выигрыш в силе при использовании простых механизмов не превышает проигрыш в расстоянии.
Вот пример двух задач рассматривающихся на уроках физики:
- Используя невесомый рычаг груз массой 150 килограмм перемещается вверх. Найти, на какую высоту он поднят, если известно, что на длинное плечо действует сила 450 Н. При этом точка приложения переместилась на 80 см. Трением пренебречь. В соответствии с законом можно составить пропорцию: F1 / P = h2 / h1. Из равенства: h2 = (h1 * F) / P, где вес P = mg. Тогда при объединении двух формул получится выражение: h2 = (h 1 * F 1) / m * g. После подстановки и расчёта в ответе должно получиться 24 см.
- Архимед с помощью рычага поднимает Землю на один метр. Рассчитать, какой получится проигрыш в расстоянии. Масса планеты составляет: M = 6 * 1024 кг. Изобретатель действует на плечо рычага силой 60 Н. Найти, на какую высоту опустится длинный конец механизма. Для выполнения вычислений нужно составить пропорцию: M / F = h2 / h1. Отсюда: h2 = M * g * h1 / F = 6 * 1024 * 10 * 1 / 60 = 1024 метров.
Чтобы оценить, насколько большая высота во второй задаче, нужно рассчитать, сколько Архимеду понадобится для этого времени. Если рычаг он будет опускать со скоростью один метр в секунду, то ему понадобится: t = 1024 / 1 = 1024 c = 32 * 1015 лет.
Приблизительно получается 32 квадриллиона лет.
Казалось бы, зачем нужны правила для идеализированного варианта, если в реальности они не выполняются? Но всё дело в том, что этот закон позволяет использовать различные упрощения, позволяющие приблизиться к пониманию явлений природы.
Благодаря простым механизмам было сформулировано «золотое правило» механики. Оказалось, что все перемещения в простых механизмах имеют определенную связь с силами, которые развивает машина. Что же называют «золотым правилом механики»?
Простые механизмы
На протяжении многих столетий человек использует для совершения механической работы различные предметы и приспособления – простые механизмы. Различают следующие простые механизмы: рычаг, блок, ворот, винт, наклонная плоскость.
Рычаг представляет собой твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы.
Рис. 1. Простые механизмы – рычаг.
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил: ${F1over F2}={l2over l1}$
А вот как сформулировал постулаты о рычаге сам Архимед:
1. Равные веса, находящиеся на равных расстояниях (от точки опоры), находятся в равновесии, а равные веса, находящиеся на неравных расстояниях, не находятся в равновесии, но перевес происходит в сторону того веса, который находится на большем расстоянии.
2. Если два веса, находясь на определенном расстоянии, уравновешивают друг друга и если к одному из этих весов что-нибудь прибавить, то веса уже не будут уравновешивать друг друга, но наклонятся к тому весу, который увеличили.
3. Если подобным же образом отнять что-либо от одного из весов, то весы не останутся в равновесии, но отклонятся к тому, от которого не отнимали.
Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, если момент силы, вращающий его по часовой стрелки, равен моменту силы, вращающему его против часовой стрелки.
Блок представляет собой колесо с желобом, которое укреплено в обойме.
Рис. 2. Простой механизм – блок.
Неподвижным блоком называют такой блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается. Неподвижный блок можно рассматривать как равноплечный рычаг, у которого плечи сил равны радиусу колеса. Такой блок не дает выигрыша в силе, но позволяет менять направление действия силы.
У подвижного блока ось опускается и поднимается вместе с грузом, он позволяет получать выигрыш в силе.
«Золотое правило механики»
Перемещения, пройденные точками приложения сил на рычаге, обратно пропорциональны приложенным силам – это и есть «золотое правило» механики, которое можно выразить следующей формулой:
$ {S1over S2}= {F2over F1}$
Пользуясь правилом пропорции, получаем из последнего выражения равенство работ, совершенных плечами рычага:
$A1=S1*F1=A2=S2*F2$
Золотое правило механики гласит: не один механизм не дает выигрыша в работе. Во сколько раз мы выигрываем в силе во столько же раз мы проигрываем в расстоянии.
Рис. 3. Золотое правило механики формула.
Что мы узнали?
Простые механизмы известны со времен Архимеда. В данной статье даны определения таких механизмов, как рычаг и блок. Используя простые механизмы, выигрываем в одном, например в силе, зато проигрываем в другом – в расстоянии.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Александра Зебильян-Бездудная
5/5
Антон Савочкин
5/5
Ben Ten
5/5
Оценка доклада
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 618.
7
класс. Тема. «Золотое правило» механики. КПД
Цель урока: объяснить
ученикам, что ни один простой механизм не дает выигрыша в работе.
Тип урока:
комбинированный урок.
План урока
Контроль знаний | 12 мин. | Самостоятельная работа № 17 «Энергия. Закон сохранения энергии» |
Демонстрации | 5 мин. | 1. Равенство работ при использовании рычага или блоков. 2. Подъем груза по наклонной плоскости |
Изучение нового материала | 20 мин. | 1. «Золотое правило» механики и закон сохранения энергии. 2. Коэффициент полезного действия |
Закрепление изученного материала | 8 мин. | 1. Контрольные вопросы. 2. Учимся решать задачи. 3. Поразмысли и ответь |
ИЗУЧЕНИЕ
НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. «Золотое правило»
механики и закон сохранения энергии
Давно прошло то время,
когда любую работу человек должен выполнять непосредственно своими руками.
Сейчас поднимать грузы, перемещать их по земле, воде и в воздухе, выполнять
строительные работы и много чего другого человеку помогают механизмы. На заре
развития цивилизации человек для своей деятельности использовала простые
механизмы — рычаг, блок, наклонную плоскость, клин, воротник. С их помощью были
созданы уникальные сооружения, некоторые из которых сохранились до наших дней.
И сегодня простые
механизмы имеют широкое применение как сами по себе, так и как части сложных
механизмов.
При использовании
простых механизмов можно получить выигрыш в силе, но он непременно
сопровождается проигрышем в перемещении. Можно и, наоборот, получить выигрыш в
перемещении, но тогда мы непременно проиграем в силе.
s1/s2=F2/F1
Действуя на длинное
плечо рычага, мы выигрываем в силе, но при этом во столько же раз проигрываем в
пути.
F1*s1=F2*s2,
т.е. A1=A2.
При использовании
рычага выигрыша в работе не получают.
Неподвижный блок не
дает выигрыша в работе.
Подвижный блок не дает
выигрыша в работе, так как, получая выигрыш в силе в 2 раза, проигрывают в 2
раза.
Архимед установил на
опыте, что при использовании простых механизмов мы или выигрываем в силе во
столько раз, во сколько раз проигрываем в перемещении, или выигрываем в
перемещении во столько раз, во сколько раз проигрываем в силе.
«Золотое правило
механики»:
Во сколько раз
выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии.
Это утверждение назвали
«золотым правилом» механики. Наиболее четко его сформулировал Галилей, уточнив,
что оно справедливо, когда трением можно пренебречь.
Долгое время «золотое
правило» механики рассматривалось как «самостоятельный» закон природы. И только
после открытия закона сохранения энергии выяснилось, что «золотое правило»
механики является одним из проявлений закона сохранения энергии:
при использовании
любого простого механизма нельзя получить выигрыш в работе.
Из закона сохранения
энергии вытекает и гораздо более общее утверждение, которое касается любых
механизмов,— не только простых, но и как угодно сложных: невозможно
существование так называемого «вечного двигателя», назначением которого было бы
вечно выполнять работу без затраты энергии.
Точку приложения
равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части тела, называют
центром тяжести.
Условия равновесия тел.
Устойчивое равновесие –
равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело вновь к нему
возвращается.
При устойчивом
равновесии центр тяжести тела расположен ниже оси вращения и находится на
вертикальной прямой, проходящей через эту ось.
Неустойчивое равновесие
– равновесие при котором выведенное из равновесия тело не возвращается в
начальное положение.
При неустойчивом
равновесии центр тяжести тела расположен выше оси вращения и находится на
вертикальной прямой, проходящей через эту ось.
Безразличное равновесие
– если при отклонении или перемещении тела оно остается в равновесии.
При безразличном
равновесии ось вращения тела проходит через его центр тяжести.
2.
Коэффициент полезного действия
Практически в любом
механизме, в каждой машине действует сила трения, на преодоление которого
расходуется часть энергии, передаваемой механизма. Эта часть энергии
превращается во внутреннюю, то есть она идет на нагревание тела. Итак, механизм
передает лишь часть энергии, полученной им от другого тела, поэтому телу,
которое он передвигает.
Работа, выполняемая над
механизмом для приведения его в движение, называется выполненной или полной
работой.
Пусть тело поднимают по
наклонной плоскости, прикладывая силу F, направленную
вдоль плоскости. Работа этой силы является потраченной (или полной).
Работа, выполняемая
механизмом над перемещаемым телом, называется полезной работой.
При равномерном подъеме
тела по наклонной плоскости сила F, направленная
вдоль плоскости, перемещая брусок на расстояние l,
выполняет работу Авик = Fl.
При подъеме тела массой m на
высоту h производится полезная работа Ак = mgh.
Для определения
эффективности механизма надо знать, какую часть затраченной работы составляет
полезная работа. С этой целью вводят коэффициент полезного действия (КПД).
Коэффициентом полезного
действия называют отношение полезной работы Ак к затраченной Aз:
Коэффициент полезного
действия часто выражают в процентах, например, η = 0,7 можно записать также в
виде η = 70 %.
В большинстве случаев
полезная и затраченная работы выполняются в течение одинакового времени.
Поэтому КПД можно вычислить через полную и полезную мощности.
Из «золотого правила»
механики следует, что полезная работа равна затраченной. Но это выполняется
только при идеальных условиях: рычаги и блоки невесомые и в них, а также на
наклонной плоскости нет трения. В случае невыполнения этих условий полезная
работа всегда будет меньше, чем затраченная (полная). Поэтому КПД всегда меньше
100 %.
Всякую машину стремятся
сделать такой, чтобы ее КПД приближался к единице. Для этого уменьшают,
насколько возможно, силу трения и прочие потери в машине
Вопросы к учащимся в
ходе изложения нового материала
Почему рычаг не дает
выигрыша в работе?
Почему блок не дает
выигрыша в работе?
Какую работу называют
полезной?
Какую работу называют
потраченной (или повой)?
Почему полезная работа
на практике всегда меньше затраченной? Что показывает КПД? Как можно увеличить
КПД?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
МАТЕРИАЛА
1).
Учимся решать задачи
1. С помощью подвижного блока рабочий поднял контейнер на
высоту 2 м, прилагая к свободному концу веревки силу 600 Н. Какую работу он
совершил? Силой трения пренебречь.
№
469.
Дано:
Решение:
(так
как блок подвижный).
2. По наклонной
плоскости поднимают груз массой 60 кг, прикладывая к нему силу 250 Н,
направленную вдоль плоскости. Чему равен КПД плоскости, если ее длина равна 10
м, а высота равна 3 м?
Решение. Полезная работа AK = mgh, где m —
масса груза, h — высота наклонной плоскости. Затраченная
же работа Aэ = Fl, где F —
приложенная сила, l — длина наклонной плоскости. Итак, Проверив
единицы величин и подставив числовые данные, получим: Таким
образом, в этом случае КПД составляет 71%.
3. С помощью рычага
подняли груз массой 100 кг на 1 м. При этом сила, приложенная к другому плечу
рычага, выполнила работу 1,5 кДж. Чему равен КПД рычага?
Азатр= 1500 Дж, Ап=mgh=100*1*10=1000
Дж, КПД=1000/1500*100%=67%
4. При равномерном перемещении груза
массой 15 кг по наклонной плоскости динамометр, привязанный к грузу, показывал
силу, равную 40 Н. Вычислите КПД наклонной плоскости, если длина ее 1,8 м,
высота 30 см.
№798.
Дано:
Решение:
Груз
массой т был поднят на высоту Л. Поэтому полезная работа, затраченная на
подъем, равна
Общая
работа, совершенная силой F, равна произведению силы F на путь l вдоль
направления действия силы:
воспользуемся
полученной формулой для КПД наклонной плоскости:
2).
Поразмысли и ответь
1. С помощью рычага
получили выигрыш в силе в четыре раза. А в чем проиграли?(в пути в 4 раза)
2. С помощью наклонной
плоскости поднимают груз на некоторую высоту. КПД наклонной плоскости равен 85
%. Что это означает?
3. Каков КПД механизма,
если полезная работа составляет одну четверть от затраченной? Одну треть?
Д/з :определение
«Золотого закона механики. КПД». п.62-65