Знания о рельефе геологическом строении и полезных ископаемых

Знания о рельефе геологическом строении и полезных ископаемых thumbnail

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.
Эти неровности называют формами рельефа. Рельеф сформировался в результате
взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) геологических
процессов.

Формы рельефа различают по размерам, строению, происхождению и т.д.
Выделяют выпуклые (положительные) и вогнутые (отрицательные) формы рельефа.

Территория России отличается очень разнообразным рельефом. Здесь находятся
высокие лоры и низкие равнины. Высшая точка России — гора Эльбрус (5642
м), а самая низкая — на Прикаспийской низменности (на 28 м ниже уровня
Мирового океана).

Большая часть территории России представляет собой амфитеатр, склоненный
к северу. По южным рубежам страны протянулся пояс высоких гор: Кавказ,
Алтай, Саяны, горы Забайкалья. Поэтому большинство крупных рек (Обь, Иртыш,
Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма) — текут с юга на север. Общий наклон
рельефа к северу связан с поддви-гом Африкано-Аравийской и Индостанской
литос-ферных плит под Евразиатскую. В зрне их контакта происходит воздымание
и смятие в складки осадочных слоев земной коры, образование высоких гор.
В зоне контакта плит происходят интенсивные подвижки участков земной коры.
Они сопровождаются землетрясениями.

На востоке нашей страны, в Прибайкалье и Забайкалье происходит взаимодействие
частей Евразийской литосферной плиты — Китайской и Сибирской платформ.
В зоне их контакта растрескиваются обширные участки земной коры, формируется
глубокая впадина озера Байкал.

Долиной Енисея Россия делится на две части — восточную приподнятую и
западную — с преобладанием низких равнин. Большую часть территории страны
занимают равнины. Это связано с тем, что в пределах России находится несколько
крупных платформ различного возраста: древние докембрийские Русская и
Сибирская платформы, а также более молодые (палеозойские): Западно-Сибирская,
Скифская, Туранская. Фундамент молодых платформ (плит) погружен на различную
глубину под осадочный чехол. В области древних платформ фундамент местами
выходит на поверхность, образуя так называемые щиты (Балтийский на Русской
платформе, Анабарский и Алданский — на Сибирской).

На Русской платформе расположена крупнейшая Восточно-Европейская равнина.
Поверхность ее характеризуется чередованием возвышенностей (Среднерусской,
Приволжской, Смоленско-Московской) и низменностей (Окско-Донская).

В междуречье Енисея и Лены расположено обширное Средне-Сибирское плоскогорье
(в среднем имеет высоты 500-800 м). Оно осложнено рядом крупных плато
и древних кряжей (плато Путорака, Енисейский кряж и др.). К северу плоскогорье
переходит в Северо-Сибирскую низменность, а к востоку — в Центрально-Якутскую
равнину.

Между Восточно-Европейской равниной и Средне-Сибирским плоскогорьем
лежит крупнейшая аккумулятивная Западно-Сибирская равнина. Она имеет низменную
заболоченную поверхность и вогнутую форму.

На юге к Русской равнине примыкает участок молодого альпийского геосинклинального
пояса. В рельефе он выражен Кавказской горной страной, в пределах которой
находится высшая точка России — г. Эльбрус (5642 м).

Всю территорию Сибири с юга также замыкает горный пояс, протянувшийся
вдоль границы России. Это в основном средние по высоте горные системы
— Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саяны,
горы Тувы, Прибайкалья, Забайкалья и Станового нагорья. Они образовались
в различное геологическое время (от конца протерозоя до конца палеозоя).

На северо-востоке России преобладает рельеф сильно расчлененного среднегорья,
приуроченный к массивам мезозойской складчатости (хребты Черского, Верхоянский,
Колымское и Колымское и Корякское нагорья).

Камчатка, о. Сахалин и гряда Курильских островов относятся к области
молодой тихоокеанской складчатости. Здесь находится около 200 уснувших
и действующих вулканов, а также ежегодно фиксируется много землетрясений.
Это свидетельствует о продолжающихся в наши дни интенсивных процессах
в земной коре на стыке Тихоокеанской и Евразийской литосферных плит.

Огромная территория, обилие форм рельефа и сложность геологического
строения России обусловили наличие большого спектра полезных ископаемых.

Крупнейшие и крупные формы рельефа обязаны своим происхождением внутренним
силам Земли. Но многие важные детали их современного облика созданы внешними
силами.

Почти повсеместно на территории России формирование современного рельефа
происходило и происходит под воздействием текучих вод. В результате появились
эрозионные формы рельефа — речные долины, балки и овраги. Овражно-балочная
сеть особенно густая на Среднерусской и Приволжской возвышенностях и в
предгорьях.

Рельеф многих прибрежных равнин связан с отступанием и наступанием моря.

Таковы равнины Прикаспийского, Приазовской, Печорской и северной части
Западно-Сибирской низменностей.

Покровные четвертичные оледенения создали специфические формы рельефа
в северной половине европейской части, а также (в меньшей степени) — в
Сибири.

Горные ледники также существенно повлияли на рельеф гор в четвертичное
время. На наиболее высоких горах есть ледники и теперь.

В некоторых районах России имеются формы рельефа, созданные деятельностью
ветра (Прикаспийская низменность, Калининградская область). 64% территории
России находятся в пределах зоны многолетней мерзлоты. С этой зоной также
связаны особые формы рельефа — бугры пучения, просадки фунта и т.д.

Источник

                                   РАЗРАБОТКА УРОКА

          учителя  географии МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти

                      Коноваловой Натальи Александровны

Предмет: география

Класс: 8

Тема урока: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать  умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться  к уроку; способствовать формированию интереса к  предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока:  обобщение, повторение,  закрепление знаний, умений.

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.

                                                  ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.

 – Доброе утро, ребята! На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны и нашего края, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России и Самарской области, который я надеюсь,  останется в памяти надолго. А сегодня нам предстоит повторить, обобщить  наши знания по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», выделить главное в многообразии рельефа, геологического строения Земли, проверить  прочность наших знаний, выполняя различные задания.

–  Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.

– Начинаем урок!

II. Повторение  изученного материала.

1. Слово учителя. Видеоблицопрос

– Повторяем материал, закрепляем умения,

Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Задание : Дайте определение следующим понятиям …

 Рельеф – …

платформа – …

 складчатый пояс – …

 полезные ископаемые – …

месторождения – …

 бассейны – …

2. Фронтальная,  индивидуальная,  парная  работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.

Задание №1: Покажите на физической карте России формы рельефа: 

Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.

Задание №2: На  интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…

Задание 3: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…

3. Слово учителя. Проблемный диалог.

– При изучении  темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами  познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.

Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…

– На какие три основные формы рельефа делится территория Самарской области?

 -Какие месторождения полезных ископаемых Самарской области имеют промышленное использование?

 – Как образовалась Самарская Лука?

– Назовите самую высокую точку Самарской области.

4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная  работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.

– Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?

Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:  

Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.

6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»

Задание: Назовите стихийное природное явление…        

– Толчки и колебания с образованием смещений  и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в                    связи с перемещением магмы (вулканизм).

– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

 – Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

( лавина).

 – Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Дайте ответ толкованию понятий…

Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников.                                (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Молодая платформа. (Плита)

Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

Горы расположены в … областях. (Складчатых)

III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.  

– Сегодня на уроке  мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.

– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Ну вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценка деятельности учащихся.

IV. Домашнее задание.

 – Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.

Источник

Методическая разработка урока

учителя  географии ГБОУ СОШ №264г. Санкт-Петербурга

                      Хоменко Елены Юрьевны

Предмет: география

Класс: 8

Тема урока: Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать  умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться  к уроку; способствовать формированию интереса к  предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока:  обобщение, повторение,  закрепление знаний, умений.

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.

                                                  ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.

Повторение изученного материала.

2. Задание : Дайте определение следующим понятиям …

 рельеф – …

платформа – …

складчатый пояс – …

полезные ископаемые – …

месторождения – …

 бассейны – …

3.Конкурс «Географические имена…» –  нужно по устному описанию определить территорию.

Учитель читает описание территории:

А). Территория расположена  на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность.  Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении  (ответ: Восточно – Европейская (Русская) равнина).

Б). Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (ответ: Уральские горы).

В). Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы (ответ: Кавказ).

Г). Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озёр и болот (ответ: Западно-Сибирская равнина).

4. Слово учителя. Проблемный диалог.

– При изучении  темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами  познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.

Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…

– Какие формы рельефа на территория Ленинградской области?

 -Какие месторождения полезных ископаемых Ленинградской области имеют промышленное использование?

 – Как образовались Саблинские пещеры?

– Назовите самую высокую точку Ленинградской области.

5. Фронтальная,  индивидуальная,  парная  работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.

Задание №1: На  интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…

Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.

Задание № 2: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…

Русская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Балтийский щит

Герцинская складчатость

6.Проверочная работа

1 вариант

1.Определите координаты самой высокой точки в России.

2.Дайте характеристику палеозойской эры, на какие периоды она делится?

3.Установите соответствие:

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Кавказ

Восточно-Европейская равнина

Верхоянский хребет

Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?

Вывод:

4.Характеристика платформы.

2 вариант

1.Определите координаты вулкана Ключевская Сопка.

2.Дайте характеристику мезозойской эры, на какие периоды она делится?

3.Установите соответствие:

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Урал

Западно-Сибирская равнина

Верхоянский хребет

Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?

Вывод:

4.Характеристика складчатой области.

3 вариант

1.Определите координаты вулкана Ключевская Сопка.

2.Дайте характеристику кайнозойской эры, на какие периоды она делится?

3.Установите соответствие:

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Урал

Среднесибирское плоскогорье

Кавказ

Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?

Вывод:

4.Характеристика складчатой области.

4 вариант

1.Определите координаты самой высокой точки в России .

2.Дайте характеристику палеозойской эры, на какие периоды она делится?

3.Установите соответствие:

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Кавказ

Среднесибирское плоскогорье

Сихотэ-Алинь

Какая существует связь между рельефом и тектоническим строением?

Вывод:

4.Характеристика платформы.

7.Подведение итогов работы на уроке.

4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная  работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.

– Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?

Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:  

Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.

6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»

Задание: Назовите стихийное природное явление…        

– Толчки и колебания с образованием смещений  и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в                    связи с перемещением магмы (вулканизм).

– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

 – Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

( лавина).

 – Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Дайте ответ толкованию понятий…

Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников.                                (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Молодая платформа. (Плита)

Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

Горы расположены в … областях. (Складчатых)

III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.  

– Сегодня на уроке  мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.

– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Ну вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценка деятельности учащихся.

IV. Домашнее задание.

 – Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.

Источник