Знаки как надо беречь полезные ископаемые
К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.
Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.
Содержание:
- Опасность исчезновения природных богатств
- Пути сохранения
Опасность исчезновения природных богатств
По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.
Различают следующие виды скоплений ископаемых:
- жилы;
- штоки;
- пласты;
- гнезда;
- россыпи;
- иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).
По своему назначению добытые материалы делятся на:
- Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
- Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
- Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).
Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.
Полезные ресурсы служат для различных целей:
- Сырье для изготовления бытовых предметов.
- Строительные материалы или главная их составляющая.
- Основа для создания важной промышленной продукции.
- Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.
Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.
Пути сохранения
Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.
Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.
Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:
Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.
Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.
Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.
Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.
Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».
Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…
Источник
1. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Предметные: стремятся расширить знания и представления об использовании полезных ископаемых.
Метапредметные: стремятся развивать устную речь; учатся развивать внимание слушать; учатся обрабатывать воспринятую информацию.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н Федотова; рабочая тетрадь; презентация; раздаточный материал.
Этап
Методы и приемы
Время
Содержание урока. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Орг.момент
1 мин.
Здравствуйте! Садитесь. Я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
П:строят речевое высказывание
Мотивационный
Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с ребусом.
2-5 мин.
Для того что бы проверить как вы усвоили прошлый материал, проведем небольшой тест. Ребята, у вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите листочки в правом верхнем углу. Ответ нужно обвести кружочком. На эту работу вам дается 2 минуты.
Поменяйтесь листочками, с соседом. Плюсиком отметили правильные ответы, а минусиком неправильные. На доске ответы. У кого все ответы правильные? Молодцы, значит, дома вы хорошо подготовились к уроку. Сейчас сложили листочки в парах, передали на первую парту.
Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно будет разгадать ребус. Перед вами картинки. Вы должны угадать, что изображено на картинке, и подставить соответствующую букву, она написана под картинкой. (Например : Мрамор – на картинке, 3-я буква в этом слове – «А»)
Работа с карточками. Какая буква первая? (Б), Что изображено на 2 картинке? Какая буква зашифрована? (Е). На 3, 4, 5, 6?
Какое слово получилось? (БЕРЕЧЬ)
Как вы думаете, что в жизни нужно беречь? (природу, родителей и т.д.)
Давайте еще раз посмотрим на картинки из ребуса? Какой фразой можно объединить эти картинки? (полезные ископаемые) Да, правильно. Скажите, а нужно ли беречь полезные ископаемые? (да) Действительно, их нужно беречь. И тема сегодняшнего занятия: «Почему нужно беречь полезные ископаемые?»
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Взаимопроверка
Формулируют тему и задачу урока.
Отвечать на заданные вопросы учителя
Разгадывание ребусов
П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
К:формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: строят рассуждения
Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы.
Практический:
работа в рабочей тетради.
10-12
мин
Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? Молодцы.
А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?(песок, цемент …)
– А из чего делают автомобили, самолёты?(металл, сталь …)
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности очень важны.
Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?(ответы детей)
– К ним относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (работают машины самолеты, тепло в домах и т.д.)
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
Ребята. так где используются полезные ископаемые? (при строительстве домов, при их отоплении, топливо для машин, и машины делают из полезный ископаемых) То есть в нашей жизни полезные ископаемые незаменимы? (да)
Скажите, могут ли закончиться полезные ископаемые? (да)
Можно ли тогда все время их тратить? (нет ) И чем грозит их утрата? (мы останемся без тепла, света, топлива и др.) Правильно. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.
Добывать природные богатства становится всё труднее.
Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.
Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.
Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Как вы думаете, а можно ли чем – то заменить полезные ископаемые? (да) Правильно. У вас есть предположения, чем можно их заменить? (ответы детей) Действительно, ученые сейчас разрабатывают все новые и новые идеи, чтобы сохранить полезные ископаемые. Например, строят гидро- и электростанции, где используется сила воды, или ветра.
Как вы думаете, как можно охранять полезные ископаемые?
Отвечать на заданные вопросы учителя
П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами
П: строят рассуждения
П: строят речевое высказывание.
Физкультминутка
1-2 мин.
Давайте отдохнем.
Выполнять движения
Изучение нового материала
Словесный: ответы на вопросы; беседа
Как вы думаете, полезные ископаемые являются частью природы? (да) Вы бережете природу? (да) Молодцы, для того что бы охранять природу люди придумали специальные знаки. Вы их видите на экране.
Отвечают на заданные вопросы учителя
К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
Работа в рабочей тетради
2 мин.
Давайте посмотрим знаки, которые придумали члены клуба «Мы и окружающий мир», откройте рабочие тетради на стр .8, и рассмотрите 8 задание. Обсудите с соседом по парте, что они могут обозначать.
Как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей)
А теперь попробуйте нарисовать свой знак. Выполните задание 9 в рабочей тетради. На эту работу вам дается 5 минут. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Попробуйте отгадать, что пытался донести ваш одноклассник. Обсудите свое предположение с соседом по парте.
Я тоже приготовила для вас свой значок на эту тему. Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей)
Молодцы, вы хорошо рассуждаете. Так почему же нужно беречь полезные ископаемые?(ответы детей) Какие вы знаете полезные ископаемые, давайте еще раз их назовем. (глина, песок, известняк, торф и др.) Правильно.
Работа в рабочей тетради
К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого – ученика;
Закрепление изученных тем
2 – 6 мин.
А сейчас мы поработаем в парах. У вас на партах лежат кроссворды, вам нужно будет вместе его разгадать. На работу вам дается 5 минут. Если у вас есть затруднения, вы можете поднять руку, и я попытаюсь вам помочь. Молодцы, давайте проверим. Кто знает ответ на первый вопрос? Ответьте на второй вопрос? … Работа с кроссвордом – проверка. Поднимите руки, кто, не затрудняясь , правильно, ответил на все вопросы кроссворда? Молодцы, вы отлично усвоили эту тему.
Самостоятельная работа
Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом
Р: осуществляют итоговый контроль
Рефлексия
Практический: самоанализ
Домашнее задание
1-2 мин.
1 мин
Посмотрите, на партах у вас лежат пирамидки. По ним вы должны оценить то как вы лично работали на уроке, как работал класс, и насколько хорошо я усвоил(а) материал.
В виде египетской пирамиды :
1 ступень – «Я»: как работал? Допускал ли ошибки?
2 ступень – «Мы»: насколько мне помогли одноклассники?
3 ступень – «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
Учебник : стр. 25-28 краткий пересказ , раб.т. с 9, №10
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Производят рефлексию.
Источник
Технологическая карта
Учитель: Аносова Елена Викторовна
Предмет: окружающий мир
Тема: «Зачем нужно беречь полезные ископаемые?»
Задачи урока: закрепить знания учащихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; выявить понимание учащимися необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; формировать универсальные учебные действия — работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, коллекции полезных ископаемых.
Фронтальная работа «Разделите на группы» (горючие, рудные, строительные, драгоценные и поделочные камни)
Работа по карте Московской области
Организация работы в парах
Организует работу по закреплению знаний о полезных ископаемых
Беседа о полезных ископаемых Московской области
Работают в паре.
Осуществляют самопроверку
Делят полезные ископаемые на группы
Называют месторождения полезных ископаемых
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; умение работать в парах.
2) Этап включения в систему знаний и повторения.
Классическая беседа
Работа с учебником
Организовывает ряд вопросов с выходом на тему и цель урока
Организует работу по тексту учебника (1-4 абзацы)
Предполагают, называют тему урока
Читают текст по цепочке, отвечают на вопросы учителя. Формулируют предположения
Коммуникативные:высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные:ориентируются в своей системе знаний.
3) Этап локализации индивидуальных затруднений.
Работа с учебником (составление плана действий)
Продолжение чтения текста учебника
Читают, формулируют способы действий по сбережению полезных ископаемых и фиксируют в плане действий
Коммуникативные:
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
4) Этап реализации построенного проекта.
Диспут «Как сберечь полезные ископаемые»
Просмотр видео из учебника
задает ряд вопросов, поддерживающих беседу
Высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения.
Называют альтернативные источники энергии
Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Работа в группах
Организует работу в группах
Рисуют знаки, которые призывают беречь полезные ископаемые.
осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Составление коллажа
Давайте беречь полезные ископаемые
Выслушивает каждую группу
Представитель каждой группы защищает свой мини-проект
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа в рабочей тетради
Организует работу в рабочей тетради (задание 8,9,10)
Выполняют задание в рабочей тетради
умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи зависимости между человеком и природой.
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
Фронтальная работа
Беседа об актуальности данной темы
Высказывают свое мнение
проявление положительного отношения к учению.
Источник
Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые?»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить знания о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Планируемые достижения:
Предметные:
– научатся правильно расходовать полезные ископаемые.
Метапредметные:
Личностные:
У обучающегося будут сформирован интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные:
Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить, что такое полезные ископаемые, горные породы, минералы.
Показать необходимость охраны полезных ископаемых.
Развивающие.
1. развивать устную речь;
2. развивать логическое мышление, память, внимание.
3. закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
Осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
Уважение к мнению других учащихся;
Ресурсы: учебник по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть.
Здравствуйте ребята.
Навели порядок на партах.
Садитесь.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Словесный.
Повторение изученного
5
– Уже несколько уроков подряд вы работаете по теме «Полезные ископаемые».
– Давайте же вспомним, что такое полезные ископаемые?
– Почему их так называют?
– Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете?
– Что такое горные породы?
– Большинство из них какие?
– Приведите примеры твердых горных пород.
– Какие еще бывают горные породы?
– Приведите примеры жидких горных пород.
– Теперь примеры газообразных.
– Из чего состоят горные породы?
– Что такое минералы?
– Какой минерал является самым твердым?
– Как добывают полезные ископаемые?
– Кто занимается поиском полезных ископаемых?
Сейчас я вам загадаю загадки, а вам предстоит их отгадать.
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
5. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
6. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички.
7. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
– Молодцы, мы с вами повторили про полезные ископаемые.
– Полезные ископаемые- это горные. породы и минералы, которые. человек использует в хозяйстве.
– Потому что они приносят пользу.
– Осадочные, магматические и метаморфические.
– Это поверхность Земли.
– Твердые.
– Гранит, слюда, кварц, полевой шпат.
– Жидкие. – Газообразные.
– Ртуть, нефть.
– Природный горючий газ.
– Из минералов.
– Алмаз.
-Гранит;
– Песок
– Нефть
– Глина
– Уголь
– Газ
– Мел
Словесный: опрос, беседа
-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Изучение нового материала
15
– Откройте учебники на стр. 26.
– Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые.
– Кто желает прочитать текст?
– Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов?
– А какие из магмы?
– Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?
– Верно. На образование большинства полезных ископаемых по требовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования.
– Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
– Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст.
– Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?
– Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд?
– Как нам может помочь вторичное использование отходов?
– Какого?
– Как используются отходы при переработке нефти в бензин?
– Для чего создаются новые искусственные материалы?
– Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс?
– Приведите примеры.
– Отлично.
– Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля?
– На что их заменяют?
– Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС?
– Поднимают руки.
– Чтение абзацев.
– Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина.
-Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.
– Миллионы лет.
– Предлагают свои варианты ответов.
– Продолжают чтение.
– Новые способы выплавки железных руд;
– вторичное использование отходов; – создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых.
– Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными.
– В изготовлении строительного материала.
– Шлакобетона.
– В производстве полиэтиленовой плёнки.
– Для замены металлов и полезных ископаемых.
– Да.
– Пластиковые окна, горшки для цветов…
– Источниками тепла.
– На другие источники тепла.
– Например: строятся ГЭС или ЭС.
– За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла.
Словесные: опрос, беседа
допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Физминутка.
2
А теперь немножко отдохнем.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими старайтесь.
Садитесь.
Выполняют физминутку.
Наглядный.
Изучение нового материала
7
– Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых.
– Как вы думаете, каким образом?
– Ваши предположения верны.
– Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы.
– Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые.
– Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.
– Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги.
– Откройте свои тетради для самостоятельной работы.
– Найдите задание 8.
– Рассмотрите представленные знаки.
-Как вы думаете, что они означают?
– Молодцы.
– Теперь посмотрите на задание 9. Нарисуйте свои знаки.
Каждый учащийся презентует свои знаки.
– Предлагают свои варианты ответов.
– Представлен знак «Собирай металлолом»;
Знак «Не жги свет, когда светло».
– Рисуют знаки.
Словесные: беседа, опрос
Объяснение
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
Итог урока
Домашнее задание
5
Наш урок подходит к концу.
– Что мы сегодня повторяли?
– Что нового вы узнали?
– Задание № 10.
– Про полезные ископаемые.
– Про способы экономного использования полезных ископаемых.
– Записывают задание.
Словесные: беседа
Рефлексия.
2
– Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?
– У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?
– Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.
Самооценивание.
Источник