Знаки береги полезные ископаемые знаки картинки

Знаки береги полезные ископаемые знаки картинки thumbnail

Значки месторождений, обозначающие полезные ископаемые, используются в географических атласах. Для каждой породы определены свои символы, что помогает избежать путаницы при проведении работ по добыче породы. Также они нужны для изучения учебной программы.

Условные обозначения полезных ископаемых на географических картах

Под полезными ископаемыми понимаются ресурсы в недрах земли, которые используются или могут быть использованы с пользой. Он и обозначаются на географических картах в виде определенных значков. Это нужно для понимания ситуации с ресурсами, ориентирования на местности рабочим добывающей промышленности, а также в образовательных целях.

Полезные ископаемые делятся на 4 условных группы:

  • неметаллические;
  • металлические;
  • драгоценные;
  • горючие.

Неметаллические полезные ископаемые

Общие принципы обозначения полезных ископаемых неметаллической природы:

  • большинство минералов наносятся на карту в виде закрашенных, заштрихованных или бесцветных квадратов и треугольников;
  • полудрагоценные породы символизирует круг, в который нередко вписываются фигуры – полосы, звезды, шестеренки.

Примеры символов, обозначающих месторождения полезных ископаемых:

  1. Каменная соль – трехгранный куб с белыми сторонами.
  2. Гауберова – 3 полностью закрашенных прямоугольника, из которых 2 лежат в основании, а 1 – сверху, посередине.
  3. Калийная – куб с 3 видимыми гранями, из 2 которых заштрихованы.
  4. Апатиты – зачерненный круг с узкой белой горизонтальной полосой в центре.
  5. Фосфориты – знак апатитов, повернутый на 90 °.
  6. Глина – квадрат, разделенный линией, которая проходит от верхнего левого к нижнему правому углу. Левый нижний угол закрашивается.
  7. Каолины – квадрат с аналогичной разделяющей полосой, но закрашивается верхний правый угол.
  8. Слюда – такой же квадрат с линией, но обе части остаются прозрачными.

Минералы обозначаются иначе:

  1. Сера – равнобедренный треугольник, размещенный одной стороной вниз. Вертикальная линия, проведенная сверху вниз, делит его пополам. Левая половина закрашивается черным цветом.
  2. Йод, бром – темный треугольник.
  3. Гранит – 2 треугольника, совмещенных основаниями и формирующие ромб.
  4. Асбест – символ похож на плюс, у которого горизонтальная перекладина располагается чуть выше, чем обычно.
  5. Графит – значок напоминает повернутый вверх заточенный карандаш.

Металлические полезные ископаемые

Данный вид полезных ископаемых принято наносить черным цветом, если оно имеет осадочное происхождение и красным, в случае магматической природы. Как обозначаются металлические полезные ископаемые на картах:

  1. Никель – треугольник, расположенный кверху основанием. В нем находится маленький белый треугольник, вершина которого смотрит вверх.
  2. Хром – квадрат, разделенным по диагоналям. Получившиеся 2 треугольника слева и справа остаются белыми, а верхний и нижний закрашиваются черным.
  3. Молибден – квадрат белого цвета, который находится внутри черного ромба.
  4. Алюминий – белый круг, вписанный в темный квадрат.
  5. Медная руда – вытянутый в горизонтальном направлении черный прямоугольник.
  6. Олово – белый овал с черным контуром.
  7. Ртуть – круг с толстым зачерненным контуром, но белый внутри.
  8. Железная руда – черный треугольник.
  9. Марганец – напоминает копытце, повернутое острыми частями вверх.
  10. Урановая руда – в темный квадрат вписана белая окружность с белой точкой внутри.

Драгоценные металлы

Иконки, обозначающие месторождения полезных ископаемых в виде драгоценных металлов на географических картах:

  1. Золото –круг, разделенный пополам вертикальной чертой. Левая часть полностью закрашена черным.
  2. Серебро – зачерненный круг, внутри которого вписаны 2 треугольника. Первый стоит на основании, второй расположен над ним основанием кверху. Вершины фигур соприкасаются.
  3. Платина показывается черным кругом, содержащим внутри белую звезду с 5 лучами.
  4. Титан – ромб, разделенный пополам Левая часть черная, правая белая.
  5. Вольфрам – белый квадрат с черным контуром.

Горючие ископаемые

В группу горючих полезных ископаемых включены следующие породы:

  1. Уголь. Каменный обозначается темным, полостью заштрихованным квадратом, бурый – тоже квадратом, но полосатым.
  2. Горючие сланцы. Значок месторождения – параллелепипед со скошенными боковыми сторонами, закрашенный черным цветом.
  3. Торф. Представлен 3 вытянутыми прямоугольниками, 2 из которых стоят рядом, а 3-й сверху, посередине. Значок остается не закрашенным, т. е. белым.
  4. Нефть. Выглядит как вытянутая вверх трапеция черного цвета.
  5. Природный газ. Такая же трапеция, но прозрачная.

Значки ресурсов, применяемые для обозначения природных ископаемых в географии, отличаются разнообразием. Но люди, работающие в сфере горнодобывающей промышленности, быстро привыкают к условным символам, отмечая удобство их использования.

Какие значки природных ископаемых мы помните из школьного курса? Поделитесь статьей с друзьями и знакомыми

Источник

 1. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

 2. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал,   делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Предметные: стремятся расширить знания и представления об использовании полезных ископаемых.

Метапредметные:  стремятся развивать устную речь;  учатся развивать внимание слушать; учатся обрабатывать воспринятую информацию.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н Федотова; рабочая тетрадь; презентация; раздаточный материал.

Этап

Методы и приемы

Время

 Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

1 мин.

Здравствуйте! Садитесь. Я сегодня проведу у вас  урок окружающего мира.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

П:строят речевое высказывание

Мотивационный

Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с ребусом.

2-5 мин.

Для того что бы проверить как вы усвоили прошлый материал, проведем небольшой тест. Ребята,  у вас на столах лежат листочки  с тестами. Подпишите листочки в правом верхнем углу. Ответ нужно обвести кружочком. На эту работу вам дается 2 минуты.

Поменяйтесь листочками, с соседом. Плюсиком отметили правильные ответы, а минусиком неправильные. На доске ответы. У кого все ответы правильные? Молодцы, значит, дома вы хорошо подготовились к уроку. Сейчас сложили листочки в парах, передали на первую парту.

Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно будет разгадать ребус. Перед вами картинки. Вы должны угадать, что изображено на картинке, и подставить соответствующую букву, она написана под картинкой. (Например : Мрамор – на картинке, 3-я буква в этом слове – «А»)  

Работа с карточками. Какая буква первая? (Б), Что изображено на 2 картинке? Какая буква зашифрована? (Е).  На 3, 4, 5, 6?

Какое слово получилось? (БЕРЕЧЬ)

Как вы думаете, что в жизни нужно беречь? (природу, родителей и т.д.)

Давайте еще раз посмотрим на картинки из ребуса? Какой фразой можно объединить эти картинки? (полезные ископаемые) Да, правильно. Скажите, а нужно ли беречь полезные ископаемые? (да) Действительно, их нужно беречь. И тема  сегодняшнего занятия: «Почему нужно беречь полезные ископаемые?»

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Взаимопроверка

Формулируют тему и задачу урока.

Отвечать на заданные вопросы учителя

Разгадывание ребусов

П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

К:формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: строят рассуждения

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы.

Практический:

работа в рабочей тетради.

10-12

мин

Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? Молодцы.

А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?(песок, цемент …)

    – А из чего делают автомобили, самолёты?(металл, сталь …)

    – Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

    – Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности очень важны. 

Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?(ответы детей)

    – К ним относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

     – А какое значение имеет топливо? (работают машины самолеты, тепло в домах и т.д.)

     – При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

Ребята. так где используются полезные ископаемые? (при строительстве домов, при их отоплении, топливо для машин, и машины делают из полезный ископаемых) То есть в нашей жизни полезные ископаемые незаменимы? (да)

Скажите, могут ли закончиться полезные ископаемые? (да)

Можно ли тогда все время их тратить? (нет ) И чем грозит их утрата? (мы останемся без тепла, света, топлива и др.) Правильно. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.

     Добывать природные богатства становится всё труднее.

Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.

Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.

Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Как вы думаете, а можно ли чем – то заменить полезные ископаемые? (да) Правильно. У вас есть предположения, чем можно их заменить? (ответы детей) Действительно, ученые сейчас разрабатывают все новые и новые идеи, чтобы сохранить полезные ископаемые. Например, строят гидро- и электростанции, где используется сила воды, или ветра.

Как вы думаете, как можно охранять полезные ископаемые?

Отвечать на заданные вопросы учителя

П: овладение  базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между объектами и процессами

П: строят рассуждения

П: строят речевое высказывание.

Физкультминутка

1-2 мин.

Давайте отдохнем.

Выполнять движения

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы; беседа

Как вы думаете, полезные ископаемые являются частью природы? (да) Вы бережете природу? (да) Молодцы, для того что бы охранять природу люди придумали специальные знаки. Вы их видите на экране.

Отвечают на заданные вопросы учителя

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Работа в рабочей тетради

2 мин.

Давайте посмотрим знаки, которые придумали члены клуба «Мы и окружающий мир», откройте рабочие тетради на стр .8, и рассмотрите 8 задание. Обсудите с соседом по парте, что они могут обозначать.

Как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей)

А теперь попробуйте нарисовать свой знак. Выполните задание 9  в рабочей тетради.  На эту работу вам дается 5 минут.  Поменяйтесь тетрадями с соседом. Попробуйте отгадать, что пытался донести ваш одноклассник. Обсудите свое предположение  с соседом по парте.

Я тоже приготовила для вас свой значок на эту тему. Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей)

Молодцы, вы хорошо рассуждаете.  Так почему же нужно беречь полезные ископаемые?(ответы детей) Какие вы знаете полезные ископаемые, давайте еще раз их назовем. (глина, песок, известняк, торф и др.) Правильно.

Работа в рабочей тетради

К: уметь обмениваться мнениями; слушать  другого – ученика;

Закрепление изученных тем

2  – 6 мин.

 А сейчас мы поработаем в парах. У вас на партах лежат кроссворды, вам нужно будет вместе его разгадать. На работу вам дается 5 минут. Если у вас есть затруднения, вы можете поднять руку, и я попытаюсь вам помочь. Молодцы, давайте проверим. Кто знает ответ на первый вопрос? Ответьте на второй вопрос? … Работа с кроссвордом – проверка.  Поднимите руки, кто, не затрудняясь , правильно,  ответил на все вопросы кроссворда? Молодцы, вы отлично усвоили эту тему.

Самостоятельная работа

Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом

Р: осуществляют итоговый контроль

Рефлексия

Практический: самоанализ

Домашнее задание

1-2 мин.

1 мин

Посмотрите, на партах у вас лежат пирамидки. По ним вы должны оценить то как вы лично работали на уроке, как работал класс, и насколько хорошо я усвоил(а) материал.

В виде египетской пирамиды :

1 ступень – «Я»: как работал? Допускал ли ошибки?

2 ступень – «Мы»: насколько мне помогли одноклассники?

3 ступень – «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?

Учебник : стр. 25-28 краткий пересказ , раб.т. с 9, №10

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Производят рефлексию.

Источник

Условные обозначения полезных ископаемых

На географических картах внимательный читатель наверняка замечал кружочки, квадратики, ромбики и другие значки. Эти условные обозначения показывают, какие полезные ископаемые встречаются на данной территории. Информацию об основных обозначениях вы найдете в данной статье.

Следует уточнить, что карты полезных ископаемых постоянно меняются и дополняются, ведь геологи регулярно открывают новые месторождения, а информацию об их расположении наносят на карты.

Виды полезных ископаемых

Большинство полезных ископаемых находятся в твердом состоянии, но есть и такие дары недр Земли, которые представляют собой жидкость или газ (рисунок 1).

Для каждого вида ископаемого предусмотрен свой значок. Часто их отмечают цветом (черным или красным), в зависимости от магматического или осадочного происхождения породы.

Все полезные ископаемые бывают:

  1. Рудными: к ним относятся черные, цветные и драгоценные руды и породы, которые используются в промышленности и ювелирном деле.
  2. Нерудными: к данной категории относят полудрагоценные, драгоценные и недрагоценные камни.
  3. Жидкими: кроме нефти, к полезным ископаемым относят и минеральные воды, которые обладают выраженными целебными свойствами.
  4. Газообразными: в данную категорию входят различные газы, в том числе и природный.

Виды полезных ископаемыхРисунок 1. Все полезные ископаемые делят на рудные, нерудные и топливные

Все полезные ископаемые формируются глубоко под землей. Часть из них образуется в результате гниения органики без доступа кислорода. Условные обозначения используются, чтобы точно показать расположение конкретной породы. Если бы все виды полезных ископаемых помечали буквами, разобраться в этой мешанине было бы чрезвычайно сложно.

Неметаллические

Группа неметаллических полезных ископаемых считается одной из самых многочисленных (рисунок 2).

Рассматривая условные обозначения для данной группы, можно заметить некоторую закономерность. Например, соль обозначают трехгранным кубом. Если это обычная каменная соль, куб не закрашивают, а если калийная – чистой оставляют только переднюю грань. Глауберова соль имеет свое обозначение, схожее с торфом.

Запомнить все обозначения будет проще, если выделить несколько закономерностей:

  1. Для обозначения минералов обычно используют квадрат с различными сочетаниями линий и закрашенных секторов. Например, для обозначения слюды квадрат делят пополам по диагонали (от правого верхнего до левого нижнего угла) и закрашивают черным верхний сектор. Для глины используют аналогичное обозначение, но линия проходит от левого верхнего до правого нижнего угла, а закрашивают нижний сектор.
  2. Полудрагоценные породы обозначают закрашенным кругом. Например, для обозначения апатитов используют такой круг, но по центру располагают толстую белую полоску, напоминающую дорожный знак «кирпич», а для фосфоритов эту полоску располагают вертикально.
  3. Треугольником обозначают многие минералы. Например, для серы он будет наполовину закрашен, а полностью черный треугольник используют для йода и брома, а для гранита – два треугольника, формирующих ромб с горизонтальной полоской по центру.

Неметаллические полезные ископаемыеРисунок 2. Неметаллические ископаемые и их обозначения

Есть и более оригинальные обозначения. Знак графита внешне напоминает обрезанный на верхушке карандаш, а месторождения асбеста обозначают греческим крестом, напоминающим обычный плюс.

Металлические

Условные обозначения для металлических полезных ископаемых создают по тому же принципу, но одна особенность все же есть. Значок может быть не черным, а красным, если ископаемое имеет не осадочное, а магматическое происхождение (рисунок 3).

Все железные ископаемые обозначают равносторонним треугольником, а на тип породы указывают дополнительные значки. Например, для никеля используется знак черного треугольника с основой вверху, а внутри находится перевернутый белый треугольник.

Урановые руды, алюминий и вольфрам обозначают квадратами, а такие металлы, как ртуть и золото – кругом. Оригинальный знак у олова: это овал с утолщенным черным контуром и белой серединой.

Рудные полезные ископаемыеРисунок 3. Так обозначают металлические (рудные) ископаемые

Горючие

К горючим ископаемым относятся сланцы, торф, бурый и каменный уголь, нефть и природный газ (рисунок 4).

Запомнить условные обозначения для этих ископаемых достаточно просто:

  1. Значок угля – это квадрат. Для каменного он полностью закрашен черным, а для бурого – полосатый.
  2. Горючие сланцы обозначают параллелепипедом, полностью закрашенным в черный цвет.
  3. Торф обозначают тремя прямоугольниками. Два формируют основание, а третий находится сверху. Они не закрашены, в отличие от глауберовой соли.
  4. Нефть и газ обозначают высокой призмой. Для нефти она закрашены черным, а для газа – прозрачная. Если в какой-то местности встречаются оба полезных ископаемых, призму просто делят пополам вертикальной линией, и закрашивают только одну половину.

Горючие полезные ископаемыеРисунок 4. К группе горючих ископаемых относят нефть, газ, уголь, торф и сланцы

Драгоценные

Драгоценные полезные ископаемые встречаются нечасто, поэтому и условных обозначений для них не так уж много (рисунок 5).

Знак алмаза напоминает остроконечную шестеренку. Этим же знаком обозначают сапфиры, рубины и изумруды. Дело в том, что химический состав этих камней примерно одинаковый, а отличаются они исключительно по цвету.

Драгоценные полезные ископаемыеРисунок 5. К драгоценным дарам недр Земли относят не только золото, серебро и платину, но и драгоценные камни

Для обозначения золота используют круг, разделенный пополам вертикальной линией. Правая половина закрашена. Серебро тоже обозначают кругом, но внутрь него вписаны треугольники. Похожий знак и у платины, но в круг вписаны не треугольники, а звезда.

Условные обозначения полезных ископаемых на географических картах

Месторождения полезных ископаемых обозначают не только на геологических, но и на общегеографических и экономических картах.

Раньше школьников заставляли заучивать наизусть эти обозначения, но сейчас к этим знаниям относятся весьма лояльно, ведь большинству эта информация вряд ли пригодится в будущем. При этом следует знать, что все обозначения являются общепринятыми, и используются во всех странах мира. Также значки являются внемасштабными, то есть, размер обозначения не отображает объем месторождения.

Карта полезных ископаемых России

Россия – самая большая страна мира, а на ее территории сосредоточено огромное количество полезных ископаемых (рисунок 6).

Если внимательно рассмотреть карту, можно сделать вывод, что в каждом конкретном регионе встречается свой вид ископаемых.

Карта полезных ископаемых РоссииРисунок 6. Россия – очень богатая полезными ископаемыми страна

Например, на Урале разведаны огромные месторождения медных, железных, марганцевых и других руд, поделочных камней, золота и платины. На Алтае много ртути и полиметаллических руд, а в регионе Забайкалья есть месторождения золота и урана.

В Прикаспийской низменности и на предгорьях Урала добывают калийные соли, которые активно используются в промышленности, а в Западной Сибири много нефти и газа. Несмотря на то, что на территории России уже разведано много месторождений, ученые считают, что большая их часть до сих пор скрыта в недрах Земли.

Больше информации о полезных ископаемых и их обозначении на картах вы сможете узнать из видео.

Источник