Знак как беречь полезные ископаемые 3 класс
Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и показать
необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых
и некоторыми их свойствами, способами их добычи; - Организовать исследование школьниками
основных свойств полезных ископаемых; - Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе
анализа строить гипотезы, выводы,
доказательства. - Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных
ископаемых; - Поддерживать осознание причастности каждого
школьника в результат совместной учебной
деятельности. - Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально
– групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый,
исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки,
гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический
настрой.
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте
товарищу хорошего рабочего настроения на весь
урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам
желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
Презентация.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и
разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства
находятся на поверхности Земли, другие спрятаны
глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах
пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
(слайд 4).
– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной
теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где
находятся? Как люди используют в своей жизни? Как
надо охранять полезные ископаемые? Как их
добывают?)
– Какую проблему ставим на уроке? (Почему
полезные ископаемые играют большую роль в жизни
человека?) (слайд5).
– Для чего нам необходимо это знать?
– Как будем узнавать неизвестное о полезных
ископаемых? Как будем работать? (работая в
группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
– Какой первый шаг, для слаженной работы в
группах надо сделать, чтобы найти ответы на все
поставленные вопросы? ( распределить роли в
группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
– Исследование. Что такое “полезные” и
“ископаемые” (слайд6).
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать
определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” – природные богатства,
которые люди добывают из глубины земли и её
поверхности и используют). (слайд7).
– Если мы знаем, что такое полезные
ископаемые, то чтобы знать как их использовать,
где применять, как вы думаете, что еще мы должны о
них знать? (свойства). (слайд8).
– Каждое полезное ископаемое обладает каким-
либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем
выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
Нефть | Жидкое; легкая; маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Каменный уголь | Твердое; тяжелый | черный | горючесть | топливо |
Гранит | Очень твердое тяжелый | красный, серый, белый | прочность | строительство |
Нефть (слайд9). Исследование. Показ
учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля.
Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её
поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.
Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого
свойства?
– Сравните эти два полезных ископаемых,
используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.
Определите, какого цвета и из чего состоит?
Подумайте, на какой фрукт похож и почему
называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля,
оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита.
Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит
след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Выводпо таблице о граните.
– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое
узнать.
– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что
мы теперь можем узнать? (где используют и как
добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:
Конверт №2. (см. в конце статьи)
– Как вы думаете, кто такие геологи?
– Сейчас каждая группа будет геологами –
разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и
через несколько минут расскажите нам о способах
добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут
учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание.
Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы
геологи только что вернулись с экспедиции….” В
помощь к вашему тексту есть еще дополнительная
информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд
14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и
поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и
на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения)
(слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
– Теперь по вашим рассказам составим небольшую
схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и
где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их
изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают
о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
– Может ли наша экономика обойтись без
природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей
жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные
ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по-
хозяйски использовать богатства подземных
кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.
Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и
охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не
бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
к подземным богатствам, которые не возможно
восстановить. А как мы с вами будем бережно
использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока
узнать больше о полезных ископаемых и
подготовить сообщение.
– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я
предлагаю вам приготовить сообщение о полезном
ископаемом Новосибирской области.
– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я
предлагаю приготовить сообщение о любом
полезном ископаемом.
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый
и его долгое время считали камнем. А на самом деле
уголь образовался из древних растений. Но вот
пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают
двумя способами: открытым – добыча в карьере, и
закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных
ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему
другу- человеку лекарства. Без угля нельзя
выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него
готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор
ученые не пришли к единому мнению по тому, как я
образовалась. Многие утверждают, что за сотни
миллионов лет вещества, составлявшие когда – то
водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без
нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.
Более тысячи веществ изготавливают из этой
маслянистой коричневатой жидкости. Например,
чистейший бензин, для авиации и смазочные масла
для машин. Из нефти получают духи, лекарства,
фотопленки, пластмассы, из которых можно строить
дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые
установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД,
содержащих различные металлы. Из руд чёрных
металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд
цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.
Как правило, изделия изготавливают не из чистых
металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас
металлических предметов: ножницы, ложки,
кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и
автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.
Все это из металлов! А металлы получены из РУД,
добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы.
Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из
мельчайших частиц. Это продукт разрушения
твердых пород. Незаменим в стекольном
производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный
материал. Кирпич делают из глины. А еще делают
красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина
образуется в результате выветривания различных
горных пород. В воде она намокает, становится
вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными
слоями. Обыкновенный камень белого или серого
цвета. Из него иногда состоят целые горы.
Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.
Белят стены. Используют при строительстве домов.
Источник
№
Этапы урока. Методы и приёмы
Хроно-метраж
Содержание урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1
Организационный момент.
словесный, наглядный.
1 мин
Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к окружающему миру. Учебник, тетрадь, ручка.
Начинаем урок окружающего мира с минутки синоптика. Что вы знаете о феврале? Какая погода за окном?
Готовить рабочее место.
Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.
3
Мотивационный.
7 мин
Отгадывание загадок
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк) показ + (слайд )
Он очень прочен и упруг,
Покрывают им дороги,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметней.(Гранит) показ + (слайд Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина) Где видели? слайд
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройках, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже (Песок) Где видели? Слайд.
Что общего у этих слов? (Это все полезные ископаемые). На доску.
Какие знаете еще?
Дома читали рассказ в хрестоматии? Какую тайну разгадал Михаил Васильевич Ломоносов? Рассмотрите рисунок отпечатка листа папоротника на угольном пласте? Что можете сказать? (Доказывает…)
Как люди научились использовать угол? А как у нас в Челябинской области используется уголь? Рассмотрите рисунок, обсудите в паре и скажите, как и кто использует нефть?
Решать кроссворд
Определять цели и пути их достижения.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
5
Решение учебных задач
Решите кроссворд «Полезные ископаемые»
- Места, где в глубинах земли или на ее поверхностях залегают полезные ископаемые?
- Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве?
- Открытый котлован?
- Жидкое полезное ископаемое?
Что такое свойство? Что такое полезное ископаемое? Что получится если объединить эти два понятия?(Свойства полезных ископаемых ).Так и будет звучать тема нашего урока. Сформулируйте цели.
Переходим к следящему этапу нашего урока. Посмотрим, что же нам предлагает учебник? Откройте учебники на с. 22. Что вы видите? Ребята вы понимаете, что не все опыты мы можем повторить. Поэтому я предлагаю вам свои опыты. Скажите что такое мел? (Переработанное полезное ископаемое) Как вы думаете, из чего он состоит? (Известняк + примеси)
1.Опустим кусочек мела в воду, что получилось? Какой вывод сделаем? Что об этом сказано в учебнике? Определим его твердость. Кто считает, что можно раскрошить мел или оставить на нем след поднимите руку? Проверим? Желающий проводит ногтем по мелу. Что можете сказать? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы!
2. Вспомните берег моря. Кто бывал у берега моря? Что вы знаете о песке? Какие у него свойства? Что об этом сказано в учебнике? Где используют песок? Молодцы!
3. Из чего делают посуду? (Чашки? Блюдца? Тарелки? глина). Какими свойствами обладает глина? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы!
Как образуются полезные ископаемые? Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых? Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот? Какие полезные ископаемые образовались из магмы?
На какие группы можно поделить все полезные ископаемые? (горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни) Расскажите, пожалуйста о горючих/рудных/строительных полезных ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область. Если предположить, что полезных ископаемых очень много, то стоит ли их беречь? Почему? Прочитайте первую часть статьи.(26-27)
Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых? Выскажите свои предположения.
Продолжаем читать. (27-28) В чем заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? По цепочке продолжаем чтение текста.(29) Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?(Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа и тд).
Тест в приложении!
Отгадывать загадки
Отвечать на вопросы.
Читать
Отвечать на вопросы.
П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
6
Итог урока
4 мин
Какую тему мы с вами изучили на уроке? А какие ставили цели? Встанут те ребята, которые считают, что они внимательно работали на протяжении всего урока и отлично поняли новый материал. Докажите, что вы работали на пять. Теперь встаньте те, кто работал на четыре и объясните, почему именно так.
Вы сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за урок!
Отвечать на вопрос
7
Домашнее задание
1 мин
С. 26-30П.т. с. 7 № 7, с. 8. № 9
Записывать д.з
Источник
Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и
исследовать их свойства.
Задачи урока:
Образовательная:
- Продолжить ознакомление с разнообразием
полезных ископаемых и некоторыми их свойствами,
способами их добычи; областями применения; - Организовать исследование школьниками
основных свойств полезных ископаемых; - Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развивать познавательную активность детей,
интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать. - Развивать умение анализировать и на основе
анализа строить гипотезы, выводы,
доказательства.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных
ископаемых; - Поддерживать осознание причастности каждого
школьника в результат совместной учебной
деятельности. - Воспитание толерантности.
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности:
индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый,
исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран
, коллекция ископаемых .
Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.
Компетенции: воспитательная,
коммуникативная.
План урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа по теме урока.
а) практическая работа в группах.
б) объяснение учителя с презентацией
4. Физкультминутка
5. Индивидуальная проверка с помощью теста с
последующей самопроверкой
6. Закрепление. Работа в команде. Кроссворд.
7. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– 4 человека защищают свои проекты с загадками
про полезные ископаемые.
(выставляет оценки учитель)
– Как назвать все эти отгадки? (полезные
ископаемые)
– Ребята, а вам интересно узнать что-нибудь
новое о п.и.? А знаете ли вы кто такие
исследователи?
А что значит исследовать?
Исследовать – это значит осмотреть
(осматривать) для выяснения, изучения
чего-нибудь.
КАК вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?
Верно, мы сегодня будем исследовать различные п.и.
и их свойства.
III. Работа по теме урока.
Слайд 1 -В мире существует много полезных
ископаемых.
Для того, чтобы закрепить их свойства, я
предлагаю вам продолжить работу в группах и
провести исследовательскую работу с помощью
инструктивной карточки. Распределите роли для
работы в группе.
(В каждой группе учителем назначается
консультант, который будет направлять
деятельность всей команды.)
Заполнять карточки будете малыми группами (по
три человека) .
Приложение 1.
1 группа: гранит, известняк
2 группа: каменный уголь, глина.
3 группа: песок, железная руда.
4 группа: соль, торф.
Далее идёт обсуждение результатов. Командам
предлагается оценить работу другой команды.(Что
удалось, что можно дополнить)
Первая команда зачитывает свои ответы. Вторая
команда даёт свою оценку.
Презентацией “Полезные
ископаемые” учитель дополняет ответы детей.
Слайды 4,5 (1 группа) Гранит – горная
порода, состоящая из зёрен нескольких минералов.
В основном это полевой шпат, кварц и слюда.
Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого,
розового, красного цвета), полупрозрачные,
сверкающие – кварц, чёрные – слюда. “Зерно” по
латыни – “гранум”. От этого слова и появилось
название “гранит”.
Слайд 6. Перед вами гранитный массив
Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в
строительстве. Из него изготавливают памятники.
Слайд 7 Для пьедестала памятника с побережья Финского
залива был доставлен гигантский, гранитный
валун “Гром-камень”. Камень весил 1600 тонн, его
транспортировка, для которой было построено
специальное судно, вызвала огромные трудности.
Камень был доставлен в Петербург в 1770 году.
Слайд 8, 9 Гранит является одной из самых
плотных, твердых и прочных пород. Используется в
строительстве в качестве облицовочного
материала. Кроме того, гранит имеет низкое
водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и
загрязнениям. Вот почему он оптимален для
мощения как внутри помещения, так и снаружи. В
интерьере гранит применяется также для отделки
стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Слайд 10 Известняк – твердый, непрозрачный,
рыхлый, негорючий, белого цвета, серый или
желтоватый камень
– Состоит из остатков морских организмов
– Используется в строительстве для покрытия
улиц и дорог, получения извести.
Слайд 11 Известняки залегают в земле громадными
слоями. К известнякам относятся мел,
обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый
мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным
мелом белят стены
Слайд 12,13 Известняк — осадочная
горная порода органического, происхождения. В
малых количествах растворяется в воде.
Разлагаясь способствует образованию карстовых
пещер,
а также на больших глубинах под действием
глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных
вод.
Слайд 14 Известняк широко применялся в качестве
строительного материала, мелкозернистые
разновидности использовали для создания
скульптур.
Вторая команда зачитывает свои ответы.
Третья команда даёт оценку.
Слайд 15 (2 группа) Каменный уголь – твердый,
непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета
Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но
хрупкий.
Он используется для отопления жилых помещений,
изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы,
духов
Слайд 16 Уголь был первым из используемых
человеком видов ископаемого
топлива
Каменный уголь — осадочная порода,
представляющая собой продукт глубокого
разложения остатков растений (папоротников,
хвощей и плаунов).
Большинство залежей каменного угля было
образовано примерно 300-350 миллионов лет тому
назад.
Слайд 17 Способ добычи угля зависит от глубины
его залегания. Разработка ведется открытым
способом в угольных
разрезах, если глубина залегания угольного
пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие
случаи, когда при все большем углублении
угольного карьера далее выгодно вести
разработку угольного месторождения подземным
способом. Для извлечения угля с больших глубин
используются шахты.
Самые глубокие шахты на территории Российской
Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200
метров.
Применение каменного угля многообразно. Он
используется как бытовое, энергетическое
топливо, сырье для металлургической и химической
промышленности. Из каменноугольной смолы делают
лекарства. Очень перспективным является сжижение
угля с образованием жидкого топлива. Для
производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного
угля. Из каменных углей получают искусственный
графит. Уголь используется также к качестве
поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце
каменный уголь не каждому подвластен.
Слайд 18 Глина — это вторичный продукт земной
коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в
результате разрушения скальных пород в процессе
выветривания
Слайд 19, 20, 21 Глина – бывает белая,
красная, коричневая, серая. Непрозрачная,
твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. В смеси с
водой глина образует тестообразную массу,
пригодную для дальнейшей обработки.
Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия
из обожжённой глины называются керамическими.
Слайд 22 Глина используется в медицине,
например, глина входит в состав некоторых
лечебных мазей.
В косметике глина является основой масок.
Белая глина может использоваться в качестве
противоядия благодаря своим сорбентным
свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят
глину как противоядие к ядовитым косточкам,
которые они очень любят).
Третья группа зачитывает свои ответы. А
четвёртая оценивает.
Слайд 23 (3 группа) Песок – это рыхлая, сыпучая
порода, состоящая из минеральных частиц разного
цвета (желтого, белого цвета), непрозрачный
Песок — это продукт разрушения твёрдых пород
под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего
песок образуется из кварца.
Используется в стекольном производстве; в
литейном деле, при плавлении металла; в
строительстве.
Слайд 24 Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное
ископаемое.
Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный,
ржавый красный.
Железную руду используют для изготовления
чугуна, который является одним из основных
сырьевых ресурсов для изготовления стали.
Слайд 25 Железная руда полезное ископаемое
очень плотное, негорючее, основное свойство –
плавкость. Из неё выплавляют металлы.
Слайд 26 Эта гора железной руды будет
использована в производстве стали
Слайд 27 Изделия из стали
Слайд 28 Доменная печь используется для
получения железа
Слайд 29 Изделия из металла
Четвёртая группа зачитывает свои ответы. А
первая команда их оценивает.
Слайд 30(4 группа) Соль
Слайд 30 Белая, серо-жёлтого цвета
Не горючее, растворяется в воде, твёрдая,
хрупкая
Раньше соль очень дорого ценилась, и за один
килограмм соли платили серебром. Слово “солдат”
произошло от сочетания “соль давать”, так
назывались вооруженные люди, охранявшие
караваны с солью.
Слайд 31 Торф — Торф – рыхлый, непрозрачный,
горючий, твердый, светло-коричневого цвета
Слайд 32 Когда остатки растений перегнивают
практически без кислорода, образуется торф. Торф
используется как топливо, а также как подстилку
для домашних животных.
Затем торф превращается в бурый уголь, потом —
в каменный уголь и затем в антрацит — уголь
самого высокого качества.
Слайд 33, 34, 35, 36 Нефть – жидкая, тёмная,
непрозрачная, с резким запахом. Нефть – это
масляная жидкость чёрного, бурого цвета с
зелёным или красноватым оттенком. Из неё
изготавливают топливо – бензин, керосин,
машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает
глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят
буровые установки, бурят глубокие скважины, в
которые опускают трубы. Затем по специальным
путепроводам она поступает к местам переработки
и потребления. Огромные запасы нефти и газа
залегают на морском дне.
За миллионы лет отмирающие остатки растений и
живых организмов разлагались в толще земной
коры. Под давлением земной поверхности
образовывались полезные ископаемые. Часто в
разломах земной поверхности появлялись
маслянистые пятна нефти. Но люди не сразу
научились использовать нефть в своих целях.
Только с изобретением двигателя внутреннего
сгорания люди стали использовать нефть и
нефтепродукты. Чтобы добыть нефть необходимо
пробурить скважину и откачать нефть из земных
глубин.
Потребность в нефти увеличивается не только с
целью повышения выработки топлив и масел, но и
как источника ценного сырья для производства
синтетических каучуков и волокон, пластмасс,
красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если
бы человечество вдруг лишилось черного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от
автомобиля — ведь бензин, без которого
“железный конь” не смог бы бегать, делают из
нефти. Да и не только он — практически любое
современное транспортное средство, за
исключением электрических, использует в
качестве топлива продукты нефтепереработки.
Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам
— авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам —
дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным
асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не
будет места, потому что асфальт делают из
остатков, образующихся при ее перегонке. Так что
вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним
автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные
проселки без асфальтового покрытия, ездить по
которым придется на телеге с запряженной в нее
лошадью.
Из нефти делают типографские краски — значит,
без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у
нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и
кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на
цифровые носители ничего записать бы не
получилось, так как и они — продукт переработки
нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения,
фотографии — вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже
стало бы ударом. Она активно используется при
изготовлении косметики и парфюмерии, так что
пришлось бы сказать “прощай” губной помаде,
туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам
для волос. Капроновые колготки, эластичное белье,
шубки из искусственного меха, модные куртки из
нейлона и других синтетических тканей — все это
тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек
просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это
пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты,
прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные
сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это
различные пластмассы, из которых производят
мебель, бытовую технику, компьютеры и многое
другое. Современный мир — это мир, созданный из
нефти в самом прямом смысле слова.
Слайд 37 -Какие материалы люди используют для
строительства? Где их берут?
– Какие виды топлива вы знаете?
– Как получают металлы? Где их используют?
– Люди каких профессий заняты при добыче
полезных ископаемых?
Слайд 38 Проверь себя
Слайд 39 Использование полезных ископаемых
Какие полезные ископаемые используют в …
- Строительство (песок, гранит, глина).
- Топливо (каменный уголь, торф, нефть.)
- Металлургия (руда).
Слайд 40 Какие полезные ископаемые мы сэкономим,
соблюдая правила?
1. Уходя, выключайте газовую плиту! (газ)
2. Берегите тепло! (Уголь)
- Как называют места, где в глубинах земли
или на её поверхности залегают полезные
ископаемые? (месторождениями). - Как добывают полезные ископаемые добывают ?
(по-разному: одни в открытых котлованах карьерах,
другие – в шахтах). - Как вы думаете, какой способ добычи более
опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.) - Люди какой профессии выполняют эту трудную и
опасную работу? (Шахтёры.) - Люди какой профессии изучают полезные
ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).
IV. Физкультминутка
Как живёшь? Вот так! (Дети встают и показывают
большой палец)
Как идёшь? Вот так! (Дети шагают на месте)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Как летишь? Вот так! (Дети машут кистями рук)
Как плывёшь? Вот так! (Махи руками)
Как шалишь? Вот так! (Прыжки на месте с поворотами)
Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место)
V. Закрепление. Дети самостоятельно отвечают
на вопросы теста с последующей самопроверкой.
Приложение 2
Проверим ваши работы . Дети по очереди
зачитывают ответы. Осуществляется самопроверка.
(Дети ставят себе отметки)
VI. Отгадывание кроссворда .Выполняется
командой. На доску вывешиваются кроссворды.
Оценивает один человек работу всей команды.
Проверка с помощью презентации.
Приложение 3
VII. Итог урока
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?
– Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
Домашнее задание
Узнать о полезных ископаемых в нашем регионе,
прочитать учебник с. 63–67, придумать плакат на
тему “Сбережём полезные ископаемые”, принести
идеи как использовать полезные ископаемые без
отходов.
Урок окончен.
Источник