Значение полезных ископаемых в жизни людей конспект урока

Значение полезных ископаемых в жизни людей. познание мира,3 класс

 
Цель: Знать о роли полезных ископаемых в жизни людей. 
Задачи:1. Узнать о значении полезных ископаемых в народном хозяйстве. 
2.Развивать мышление, речь, внимание. 
3.Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым. 
Оборудование: презентация, дополнительные источники, листы А4. 
ход урока 

Этапы Содержание примечание

 
Психологический настрой Настройся на хороший рабочий лад, в этом нам поможет тренинг 

Объявление темы и цели. – Какой раздел познания мира изучаем?

 
– Какие знаете полезные ископаемые? 
– Где люди в жизни используют полезные ископаемые? 
– Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? 

Сегодня на уроке мы будем говорить о значении полезных ископаемых в жизни людей.

 
ЦЕЛЬ: Знать о роли полезных в жизни людей. 
– Какие задачи поставите при изучении данной темы? 

Повторение Блиц – турнир

 
Все материалы и сырье, добываемые из земли называются (Полезные ископаемые) 
Почему полезные? (дают человеку пользу) 
Почему ископаемые? (Выкапывают из земли) 
Скопление полезного ископаемого (Месторождение) 
Открытый способ добычи полезны ископаемых? (карьер, карьерный) 
Закрытый способ добычи? (Шахта) 
Это горная порода очень крепкий зернистый камень серого и красного цвета (Гранит) 
Горная порода из спрессовавшегося песка (песчаник) 
Нерудное полезное ископаемое сероватый камень залегает мощными слоями? (Известняк) 
Это полезное ископаемое придает пище особый вкус? (Соль) 
Это полезное ископаемое встречается на поверхности земли, он бывает белого, желтого, коричневого цвета? (песок) 
Это полезное ископаемое образует водоупорный слой? (Глина) 
Это жидкость темного цвета? (Нефть) 
Это полезное ископаемое черного цвета, блестит, хрупкий, ярко горит? (каменный уголь) 
Это чистое потливо при горении не образует вредных веществ? (природный газ) 
Это рудное полезное ископаемое похожее на камень, магнитится, плавится (железная руда) 
Вывод : все это полезные ископаемые 
Тест 
Твердая оболочка земли состоит из 
А)земли 
Б)горные породы 
В) камней 
В природе особенно распространены 
А)жидкие горные породы 
Б)рыхлые горные породы 
В)твердые горные породы 
При разрушении плотных горных пород образуется 
А) твердые породы 
Б)жидкие горные породы 
В) рыхлые горные породы 
Назови плотные горные породы 
А)Гранит 
Б) глина 
В) нефть 
К рыхлым горным породам относится 
А) мрамор 
Б)глина 
В) уголь 
6. Горючее полезное ископаемое 
А)Мрамор 
Б)уголь 
В)медь 
7.Нерудное полезное ископаемое 
А)нефть 
Б)известняк 
В)Алюминий 
8.Рудное полезное ископаемое 
А)свинец 
Б)нефть 
В)железо 
Физминутка ( выбор стикеров по цветам) 
Новый материал – Как вы думаете, могли бы люди обойтись без полезных ископаемых? 
– Это сейчас и докажем. На уроке будут работать службы по изучению значения полезных ископаемых в жизни человека. У каждой службы свое задание. 
1 служба Горняков и Шахтер 
2 служба Связи 
3 служба Статистов 
4 служба Нефтяников 
5 служба Строителей 
Время на работу 5-7 мин. 
Правила работы в группах 
Выбор эксперта-спикера 
Презентация каждой службы 
Служба Горняков и Шахтеров 
Почему так называется ваша служба? 
Учебник «Познание мира» 
Установите последовательность добычи полезных ископаемых 
Служба связи 
Назови полезное ископаемое? 
Определи его свойства 
Установите связь 
А) Город Рудный-данное полезное ископаемое 
Б)Данное полезное ископаемое и эти предметы. 
3.Служба статистов 

Предметы Соль Железная руда Нефть Песок

 
Мыло 
Стекло 
Краски 
Лекарство 
Продукты питания 
Заполните таблицу 
Какие полезные ископаемые входят в состав этих предметов 
Какое полезное ископаемое входит в состав всех предметов? 
Может ли человек обходиться без этого полезного ископаемого? (используйте сведения из энциклопедии) 
Сделайте расчет 
Человек за один день потребляет 20 гр. Соли. Рассчитайте, каково потребление соли вашей семьи в течении одной недели, если ваша состоит из 4 человек 

Служба статистов

 
Мрамор 
Ракушечник 
Мел 
Какой из видов известняка используется в школе? 
Учитывая график работы школы, подсчитайте. Сколько кусочков мела мы израсходуем за учебный год, если учесть что в день расходуем 1 кусочек. 
Подсчитайте общую массу израсходованного мела, если масса одного кусочка- 10 гр. 
График работы школы 
В году 365 дней 
Каникулы: 9 дней 
10 дней 
10 дней 
92 дня 
Воскресений: 39 дней 
Праздничные дни: 4 дня 
Служба нефтяников 
Назови полезное ископаемое? 
Определи его свойства 
В виде схемы, запишите, где используется это полезное ископаемое? 
Служба строителей 
Какие полезные ископаемые вы используете при строительстве дома? 
Вывод- использования полезных ископаемых 
Строительство 
Топливо 
Металлургия 
Пищевая промышленность 
Рефлексия Напишите СМС сообщение – на листочках о значении полезных ископаемых друг другу 
Выбирают лучшее и зачитывают. 
Итог урока – представьте, что полезные ископаемые исчезли. Что произойдет? 
Дз 1 уровень- по учебнику стр.98-99чт.воп 
2 уровень-сочинение о полезных ископаемых 
Засова Светлана Анатольевна КГУ «Средняя школа №12» акимата города Рудного»

Источник

Открытый урок: познание мира. Дата: 12.02.2014г.

Тема: Полезные ископаемые и их значение. Железная руда.

Цель: объяснить, что относится к полезным ископаемым; выявить и расширить знания учащихся о значении полезных ископаемых в жизни человека; познакомить с полезными ископаемыми Казахстана, Костанайской области; способах добычи полезных ископаемых; развивать умение работать по карте; расширять кругозор; воспитывать доброжелательные межличностные отношения.

Коррекционная :помогать в формировании понятий «полезные ископаемы», способствовать развитию построения логического мышления на уроках, самостоятельно находит ответ на поставленный вопрос.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: смешанный урок.

Оборудование: презентация, физическая карта Казахстана, физическая карта Костанайской области, контурные карты.

План урока:

Организационный момент. 1 мин

Сообщение темы и цели урока. 2 мин

Проверка домашнего задания.6 мин (работа в паре)

Актуализация знаний 6мин. (работа в группах)

Физ.минутка. 2 мин

Читайте также:  От чего полезна калина красная с сахаром

Введение новых понятий. 5 мин

Работа со статьей учебника.7 мин

Работа по физической карте Казахстана.7 мин

Знакомство с полезными ископаемыми Костанайской области. 2 мин

Работа с контурной картой. 4мин

Инструктаж по выполнению домашнего задания. 2 мин

Итог урока. Оценивание. 1 мин

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1,2)

  1. Сообщение темы и цели урока

(запись в тетрадь)

  1. Проверка домашнего задания (работа в паре)

3.1.Мини-Тест «Горные породы» (слайды 3 – 9)

1. Каких горных пород не бывает?

А) твёрдых

В) жёстких

С) жидких

D) газообразных

2. Эта твёрдая, плотная горная порода получила своё название от слова «зерно», «зёрнышко»

А) мрамор

В) песчаник

С) гранит

D) глина

3. Эта горная порода используется как строительный материал. Из неё также изготавливают жернова и точильные камни.

А) мрамор

В) песчаник

С) гранит

D) глина

4. К рыхлым горным породам относятся

А) песок и глина

В) глина и песчаник

С) мрамор и гранит

D) песок и известняк

5. Это водопроницаемая рыхлая горная порода

А) мрамор С) гранит

В) песок D) глина

3.2. Взаимопроверка (слайд 7)

1. В 2. С 3. В 4. А 5.

Критерии оценивания

«5» – нет ошибок

«4» – 1 ошибка

«3» – 2 ошибки

«2» – 3 и более ошибок

4.Актуализация знаний (работа в группах) (слайд 10-16). Класс делится на две группы 1 группа «Нефтяники» 2 группа «Шахтёры». За правильный ответ, ответов учитель отдает команде жетон с изображением буровой скважины для «Нефтяников» и жетон с изображением карьера для «Шахтёров»

.Физминутка. (слайд 17).

6.Введение новых понятий. Сообщение учителя.

  • Горные породы, содержащие металлы и их соединения называются рудой.

(слайд 18) (запись в тетрадях)

  • Полезными ископаемыми Казахстана. По оценке учёных ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов.

Казахстан одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов. (слайд 19)

  • По запасам вольфрама Казахстан занимает 1 место в мире

2 – по запасам хромовых и фосфорных руд

4 – по запасам свинца и молибдена

8 – по общим запасам железной руды (слайд 20).

5Добыча железной руды происходит в шахтах или открытым способом в карьерах. (слайд 21-23) (запись в тетрадях)

Способы добычи полезных ископаемых зависят от глубины залегания и свойств полезных ископаемых.

Если полезное ископаемое залегает недалеко от поверхности земли, то его добывают открытым способом из открытых карьеров

Если полезное ископаемое расположено глубоко в земле, то используют закрытый способ добычи, строят шахты.

Жидкие и газообразные полезные ископаемые добывают путём бурения скважин.

7.Работа с учебником. Работа со статьёй учебника (стр. 64 – 66) чтение и ответы на вопросы. (слайд 24-26).

  • Какого цвета алюминиевая руда, что из неё изготавливают? (серебристо-белого цвета, легкий металл. Посуду, при постройке самолётов и космических кораблей.)

  • Назови свойства медной руды? Что можно изготовить из меди?

– Что можно сказать о золоте? (драгоценный металл, желтого цвета , в природе встречается без примесей, используется для изделия ювелирных украшений.)

8. Знакомство с полезными ископаемыми Костанайской области. Сообщение учителя

(слайды 27-30)

Недра области богаты полезными ископаемыми: железные руды, бокситы, бурый уголь, асбест, огнеупорные и кирпичные глины, известняк, стекольный песок, строительный камень и др. Разведано около 400 месторождений полезных ископаемых и минерального сырья.

Горные породы, содержащие металлы и их соединения называются рудой

Соколовско – Сарбайское месторождение железной руды.

12 февраля 1949 года летчик Аятской экспедиции Михаил Сургутанов пролетал из Николаевки Тарановского района в Кустанай. Когда он пролетал над урочищем Сарбай, то обратил внимание на то, что компас самолета повел себя странно. Стрелка постоянно отклонялась. Через пару дней Сургутанов вновь пролетал над урочищем, компас снова что-то сбивало. Летчик доложил об этом. К урочищу была направлена экспедиция геологов и геофизиков. Они подтвердили, что в районе урочища Сарбай находится мощнейшее месторождение железной руды.

В 1955 году началось строительство горно-обогатительного комбината. Рядом с ним было предусмотрено строительство небольшого поселка, который получил название Рудный.

Сегодня Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат – крупнейшее в странах СНГ предприятие по добычи и обогащению железных руд. Ежегодная добыча приблизилась к 40 млн. тонн. Главная продукция предприятия железнорудные окатыши и железнорудный концентрат – сырье для доменного производства. Оно пользуется высоким спросом у металлургов Казахстана, России, Китая.

90% сырой руды добывается открытым способом. Глубина Сарбайского карьера – 460 метров, Соколовского – 480 метров, Качарского 315 метров. Есть и подземный рудник. Соколовский подземный рудник дает ежегодно 3 млн.тонн руды.

9.Работа с картой. Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых. Работа по физической карте Казахстана. (слайд 31)

Месторождения полезных ископаемых обозначаются на карте с помощью специальных условных знаков. Учащиеся повторяют уже изученные знаки: , и знакомятся с новыми: .

Учитель предлагает поработать по физической карте Казахстана.

– Покажите месторождения каменного угля в Казахстане

(центральный Казахстан, Караганда, Экибастуз).

  • Найдите и покажите на физической карте места разработки и добычи нефти и газа.

(юго-запад, Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау). (Месторождения нефти и природного газа наносятся на контурные карты и учащимися на доске.)

  • Найдите месторождения железных руд

(северный Казахстан, Костанайская область),

  • Медных руд

(Жезказган и Конырат),

  • Фосфоритов

(Каратау).

10.Практическая самостоятельная работа. На карте Костанайской области найти месторождение железных руд в Костанайской области. (слайд 33-34). Обозначить их на контурной карте.

Читайте также:  Полезные свойства гречневой каши для организма

11.Итог урока. Оценивание. (слайд 35). Рефлексия. (на вопрос учителя: «Понравился ли вам урок?», учащиеся поднимают зелёную карточку, если урок понравился и жёлтую, если не понравился урок.)

  • Что нового узнали сегодня на уроке?

  • Что особенно запомнилось?

  • Какую работу было выполнить легко, а какую сложнее?

Д/з. стр. 64-66. Нанесите месторождения полезных ископаемых Казахстана на контурную карту.(слайд 36)

Источник

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Полезные ископаемые”

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).

– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

– Для чего нам необходимо это знать?

– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

– Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”(слайд6).

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Нефть

Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

горючесть

топливо

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

черный

горючесть

топливо

Гранит

Очень твердое
тяжелый

красный, серый, белый

прочность

строительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод(слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;

  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

– Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

Читайте также:  Кумкват как его есть полезные свойства

– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

– Как вы думаете, кто такие геологи?

– Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

 

 Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

Источник