Живые организмы полезные для человека 5 класс

Живые организмы полезные для человека 5 класс thumbnail

Тема: Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В.

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 5 класс»)

Цели урока:
Обучающие:
• актуализировать знания учащихся о вредных и полезных для человека живых организмов; раскрыть важность сохранения природного разнообразия; охарактеризовать значение живых организмов для человека и природы. Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

Технологическая карта урока

Содержание

ДУ

Методы

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку

Приветствие учителя. (Ответ учащихся)
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, просит их прочитать отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:

Все-все,

Все на свете

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны все на свете!

ДУ 1

Д 1

Л4

Р1

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

Фронтальный опрос:

1. Какая наука изучает лишайники?

2. Почему лишайник называют симбиозом?

3. Приведите примеры лишайников с разными типами слоевищ?

4. Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?

5. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?

6. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?

ДУ 2

ДУ 8

Д 5

Л4

III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

  • Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

ДУ 3

ДУ 4

Д 5

Р2

IV. Объяснение нового материала

1. Животные и растения, вредные для человека.

Учитель организует работу учащихся по изучению животных и растений, вредных для человека и предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Какие организмы живут вокруг нас?

2. Каков состав пищи животных и человека?

3. Есть ли среди животных и растений вредные виды?

4. Почему некоторых животных называют вредителями?

5. Что означает слово “сорняк”, когда мы говорим о растениях?

Учащиеся структурируют знания о вредных растениях и животных, отвечают на вопросы, рассматривают коллекции насекомых – вредителей леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с изображением сорных растений и животных-вредителей, анализируют текст и рисунки с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР “Насекомые-вредители” 

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV

Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты посевов и урожая и делают вывод о важности и необходимости для природы всех видов организмов.

2. Живые организмы, полезные для человека.

Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных растениях, их использовании в медицине и ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71 “Лекарственные растения”, соответствующий слайд презентации, приводят свои примеры лекарственных растений, произрастающих в нашей местности.

После этого учащиеся просматривают ЭОР “Культурные растения”

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

“Домашние животные”

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm .

Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.

После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и слайд презентации о разведении ценных видов рыб человеком, восстановлении численности лососевых и осетровых рыб на рыборазводных заводах.

На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся по изучению значения бабочек тутового и дубового шелкопрядов, божьих коровок; подводит учащихся к выводу о биологических методах защиты растений как наиболее эффективных и безопасных.

Затем учитель предлагает учащимся проанализировать ЭОР, иллюстрирующие пример использования человеком знаний о живых организмах для решения инженерных задач на примере соломины злаков и телескопической трубы

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e
7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf

и демонстрацию применения знаний о строении живых организмов на примере Эйфелевой башни и моста Эйфеля

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27073181-70f1-4e9b-8155-
d26dacc601a3/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_03%5D.swf .

3. Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.

Учащиеся анализируют текст с. 71, 72 о взаимосвязи организмов в природе, важности изучения человеком связей между различными живыми организмами о необходимости сохранения природного и биологического разнообразия для выживания человека, необходимости охраны природы.

Учащиеся просматривают фотографии животных и растений, занесённых в Красную книгу РФ, ЭОР “Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу”

Читайте также:  Чем полезен свежий воздух для организма

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-
b606-0800200c9a66/index.htm

“Исчезающие виды растений” 
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-
8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

ФИЗМИНУТКА

ДУ 3

ДУ 7

ДУ 9

ДУ 8

О

Л4

Р4

Р5

К3

К6

Л5

V. Закрепление и проверка изученного материала

Проведем анализ стихотворения Б.В. Заходера:

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны,

ДУ12

ДУ14

Р6

П3

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

Все-все, все

На свете

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.

Вопросы тестового контроля:

1. Человек в своей жизни использует растения для … .

2. Животные, важные для человека … .

3. Сорняки – это … .

4. Для восстановления численности ценных пород промысловых рыб человек … .

5. Человечеству необходимо сохранять природное равновесие и биологическое разнообразие, потому что …

VI. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)

-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке …. Было легко…

Я узнал Мне понравилось

Я научился Не понравилось

Было сложно Меня удивило

ДУ15

VII. Д/з

§16, вопросы в конце параграфа, рис по выбору

  • Творческое задание: написать краткое сочинение-эссе об участии в мероприятиях по охране природы своего региона или о заповедниках (либо заказниках), расположенных на территории своего региона .

Спасибо за урок!!!

ДУ16

Д 6

Л5

Р7

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии 5 класс “Что такое живой организм”

Вспомните! Что такое природа? Что называют живым организмом?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Вспомните! Что такое природа? Что называют живым организмом?

Описание слайда:

Вспомните! Что такое природа? Что называют живым организмом?

2 слайд

Живые организмы – это организмы, способные к самостоятельному существованию

Описание слайда:

Живые организмы – это организмы, способные к самостоятельному существованию

3 слайд

Назовите царства живой природы и приведите примеры.

Описание слайда:

Назовите царства живой природы и приведите примеры.

4 слайд

Живые организмы полезные для человека 5 класс

5 слайд

Тема урока «Что такое живой организм»

Описание слайда:

Тема урока «Что такое живой организм»

6 слайд

Живые организмы полезные для человека 5 класс

7 слайд

Какова цель сегодняшнего урока?

Описание слайда:

Какова цель сегодняшнего урока?

8 слайд

Прочитайте текст на стр. 7 Ответьте на вопрос: в чем сходство в строении тел

Описание слайда:

Прочитайте текст на стр. 7 Ответьте на вопрос: в чем сходство в строении тел живых организмов?

9 слайд

Основные признаки живого Обмен веществ (метаболизм)

Описание слайда:

Основные признаки живого Обмен веществ (метаболизм)

10 слайд

2. Питание 3. Выделение

Описание слайда:

2. Питание 3. Выделение

11 слайд

4. Рост

12 слайд

5. Развитие

Описание слайда:

5. Развитие

13 слайд

6. Раздражимость

Описание слайда:

6. Раздражимость

14 слайд

7. Движение

Описание слайда:

7. Движение

15 слайд

8. Размножение

Описание слайда:

8. Размножение

16 слайд

И еще раз коротко о главном… ►

Описание слайда:

И еще раз коротко о главном… ►

17 слайд

Работа в парах Используя текст учебника на стр. 10, заполните таблицу «Отличи

Описание слайда:

Работа в парах Используя текст учебника на стр. 10, заполните таблицу «Отличительные особенности растений и животных»

18 слайд

Задание Автомобиль обладает свойствами живого: «питание» Движение Выделение «

Описание слайда:

Задание Автомобиль обладает свойствами живого: «питание» Движение Выделение «обмен веществ» Почему автомобиль нельзя причислить к объектам живой природы?

19 слайд

Задание 2 Назовите признаки живого на картинках

Описание слайда:

Задание 2 Назовите признаки живого на картинках

20 слайд

Живые организмы полезные для человека 5 класс

21 слайд

Домашнее задание § 1, вопросы *напишите рассказ «Если бы автомобиль был живым

Описание слайда:

Домашнее задание § 1, вопросы *напишите рассказ «Если бы автомобиль был живым» используя признаки живых организмов

Выберите книгу со скидкой:

Живые организмы полезные для человека 5 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Живые организмы полезные для человека 5 класс

Курс повышения квалификации

Живые организмы полезные для человека 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Живые организмы полезные для человека 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-039353

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Читайте также:  Жуки полезные для сада и огорода фото и названия

Цели урока.

Образовательные:

актуализировать знания учащихся о вредных и
полезных для человека живых организмов; раскрыть
важность сохранения природного разнообразия;
охарактеризовать значение живых организмов для
человека и природы.

Воспитывать культуру поведения при
фронтальной, индивидуальной работе.

Формировать УУД.

Личностные: создать условия для мотивации к
учебной деятельности, опираясь на личный
жизненный опыт; проявлять личностное
(эмоциональное) отношение к живой природе;
принимать ценности природного мира; выделять
эстетические достоинства объектов живой
природы;ориентироватьсяв системе
моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы.

Регулятивные УУД: определять цель
деятельности и удерживать её до получения
результата; осуществлять целенаправленный поиск
ответов на поставленные вопросы; обнаруживать
учебную проблему совместно с учителем; выполнять
задания в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД: формулировать
собственные высказывания в рамках учебного
диалога, используя термины; обсуждать проблемный
вопрос о ценности биологического разнообразия
для природы и человека.

Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать
информацию о значении живых организмов,
полученную из различных источников
(научно-популярная литература, энциклопедии,
справочники, электронные диски, сеть Интернет);
структурировать знания; анализировать текст
учебника; работая с информацией, уметь
передавать её в сжатом выборочном виде.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная и
индивидуальная работа.

Основные понятия: лекарственные виды,
паразиты, биологическое разнообразие

Ресурсы: учебник, тетрадь, коллекции
насекомых – вредителей леса, поля, сада и
огорода; ЭОР “Насекомые-вредители”,
“Культурные растения”, “Домашние животные”,
“Соломина злаков и телескопическая труба”,
“Эйфелева башня”, “Редкие виды животных,
занесённые в Красную книгу”, “Исчезающие виды
растений”; презентация Значение живых
организмов в природе и жизни человека”.

Структура и ход урока (продолжительность урока
45 минут).

I. Актуализация знаний учащихся о лишайниках (8
мин.).

Фронтальный опрос:

1. Какая наука изучает лишайники?

2. Почему лишайник называют симбиозом?

3. Приведите примеры лишайников с разными
типами слоевищ?

4. Какие функции в организме лишайника
выполняют гриб и водоросль?

5. Почему лишайники могут жить в самых
бесплодных местах?

6. Почему лишайники могут играть роль
показателей чистоты воздуха?

II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

Учитель организует работу учащихся на уроке.Активизирует
деятельность учеников, просит их прочитать
отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:

Все-все,
Все на свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3
мин.).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы
урока, ставит проблему “Почему некоторые
организмы можно назвать спутниками человека?”.
(Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

IV. Изучение нового материала (20 мин.).

1. Животные и растения, вредные для человека.

Учитель организует работу учащихся по изучению
животных и растений, вредных для человека и
предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Какие организмы живут вокруг нас?

2. Каков состав пищи животных и человека?

3. Есть ли среди животных и растений вредные
виды?

4. Почему некоторых животных называют
вредителями?

5. Что означает слово “сорняк”, когда мы
говорим о растениях?

Учащиеся структурируют знания о вредных
растениях и животных, отвечают на вопросы,
рассматривают коллекции насекомых – вредителей
леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с
изображением сорных растений и
животных-вредителей, анализируют текст и рисунки
с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР
“Насекомые-вредители”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV

Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты
посевов и урожая и делают вывод о важности и
необходимости для природы всех видов организмов.

2. Живые организмы, полезные для человека.

Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных
растениях, их использовании в медицине и
ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71
“Лекарственные растения”, соответствующий
слайд презентации, приводят свои примеры
лекарственных растений, произрастающих в нашей
местности.

После этого учащиеся просматривают ЭОР
“Культурные растения”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
и “Домашние животные”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
.

Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания
о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.

После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и
слайд презентации о разведении ценных видов рыб
человеком, восстановлении численности лососевых
и осетровых рыб на рыборазводных заводах.
Знакомятся с деятельностью осетрового
рыбоводного завода “Лебяжий”, расположенного
на территории г. Нариманов. Мощность предприятия
позволяет выпускать в естественные водоёмы 19
млн. шт. молоди осетровых рыб ежегодно. На заводе
применяется метод прижизненного получения
половых продуктов. Самки доставляются в
операционную, где производится отбор икры.
 Цех Лебяжьего ОРЗ способен одновременно
принять на инкубацию более 70 кг икры, или
около 40 млн. шт. икринок осетровых.[4]

Читайте также:  Красный перец и ее полезные свойства

На следующем этапе учитель направляет
деятельность учащихся по изучению значения
бабочек тутового и дубового шелкопрядов, божьих
коровок; подводит учащихся к выводу о
биологических методах защиты растений как
наиболее эффективных и безопасных.

Затем учитель предлагает учащимся
проанализировать ЭОР, иллюстрирующие пример
использования человеком знаний о живых
организмах для решения инженерных задач на
примере соломины злаков и телескопической трубы
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e
7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf и демонстрацию
применения знаний о строении живых организмов на
примере Эйфелевой башни и моста Эйфеля

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27073181-70f1-4e9b-8155-
d26dacc601a3/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_03%5D.swf .

3. Жизнь живых организмов в тесной связи друг с
другом.

Учащиеся анализируют текст с. 71, 72 о взаимосвязи
организмов в природе, важности изучения
человеком связей между различными живыми
организмами о необходимости сохранения
природного и биологического разнообразия для
выживания человека, необходимости охраны
природы.

Учащиеся просматривают фотографии животных и
растений Астраханской области, занесённых в
Красную книгу РФ, ЭОР “Редкие виды животных,
занесённые в Красную книгу”

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-
b606-0800200c9a66/index.htm и “Исчезающие виды растений”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-
8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Дышим носом глубоко –  
Дышим носом глубоко, 
Поднимаемся легко. 
Наклоняемся вперёд, 
Прогибаемся назад. 
Как деревья ветер гнёт, 
Так качаемся мы в лодке 
(Наклоны взад-вперёд). 
Головой теперь покрутим –  
Так мы лучше думать будем. 
Поворот и поворот, 
А потом наоборот –  
(Вращения головой в стороны). 
Встанем, дети, на носочки –  
(Потягивания – руки вверх). 
На зарядке ставим точку.

V. Закрепление знаний о вредных и полезных для
человека живых организмах, о роли живых
организмов в природе, о важности сохранения
природного равновесия и биологического
разнообразия для выживания человека. (5 мин.).

Учащиеся работают в парах и выполняют задания
1-4 рабочей тетради.[2]

Затем проводят дальнейший анализ
стихотворения Б.В. Заходера:

Нужны все подряд –  
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников –  
Злых и свирепых. 
Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы всё-таки ОЧЕНЬ 
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется…
Все-все, все

На свете 
На свете нужны, 
И это все дети 
Запомнить должны!

Формулирование вывода о том, что в природе
организмы не делятся на вредные и полезные: все
виды растений, животных, грибов, бактерий и
вирусов необходимы природе.

VI. Контролирующее задание (5 мин.).

Вопросы тестового контроля:

1. Человек в своей жизни использует растения для
… .

2. Животные, важные для человека … .

3. Сорняки – это … .

4. Для восстановления численности ценных пород
промысловых рыб человек … .

5. Человечеству необходимо сохранять природное
равновесие и биологическое разнообразие, потому
что … .

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2
мин.).

Технология “Ключевое слово”

Учащимся предлагается на маленьких листочках
бумаги, которые заранее учитель раздаёт каждому,
написать одно слово, с которым у них
ассоциируется содержание урока.

По истечении времени учитель собирает листочки
с записанными на них ключевыми словами.

После этого учитель проводит краткий анализ
полученных результатов.

VIII. Домашнее задание (2 мин.).

Изучить текст §16, ответить на вопросы
параграфа. [1]

Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради. [2]

Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74. [1]

Творческое задание: написать краткое
сочинение-эссе об участии в мероприятиях по
охране природы своего региона или о заповедниках
(либо заказниках), расположенных на территории
своего региона. [3]

Использованная литература

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва,
И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф,
2012. – 128 с.: ил.

2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для
учащихся общеобразовательных учреждений / О.А.
Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред.
проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80
с.: ил.

3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.:
Вентана-Граф, 2013. – 80 с.

4. https://narimanov.astrobl.ru/Default.aspx?id=2

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Источник