Живые организмы полезные для человека 5 класс
Тема: Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В.
(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 5 класс»)
Цели урока:
Обучающие:
• актуализировать знания учащихся о вредных и полезных для человека живых организмов; раскрыть важность сохранения природного разнообразия; охарактеризовать значение живых организмов для человека и природы. Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;
Технологическая карта урока
Содержание
ДУ
Методы
УУД
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку
Приветствие учителя. (Ответ учащихся)
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, просит их прочитать отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:
Все-все,
Все на свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
ДУ 1
Д 1
Л4
Р1
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся
Фронтальный опрос:
1. Какая наука изучает лишайники?
2. Почему лишайник называют симбиозом?
3. Приведите примеры лишайников с разными типами слоевищ?
4. Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?
5. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?
6. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?
ДУ 2
ДУ 8
Д 5
Л4
III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
ДУ 3
ДУ 4
Д 5
Р2
IV. Объяснение нового материала
1. Животные и растения, вредные для человека.
Учитель организует работу учащихся по изучению животных и растений, вредных для человека и предлагает учащимся ответить на вопросы:
1. Какие организмы живут вокруг нас?
2. Каков состав пищи животных и человека?
3. Есть ли среди животных и растений вредные виды?
4. Почему некоторых животных называют вредителями?
5. Что означает слово “сорняк”, когда мы говорим о растениях?
Учащиеся структурируют знания о вредных растениях и животных, отвечают на вопросы, рассматривают коллекции насекомых – вредителей леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с изображением сорных растений и животных-вредителей, анализируют текст и рисунки с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР “Насекомые-вредители”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV
Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты посевов и урожая и делают вывод о важности и необходимости для природы всех видов организмов.
2. Живые организмы, полезные для человека.
Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных растениях, их использовании в медицине и ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71 “Лекарственные растения”, соответствующий слайд презентации, приводят свои примеры лекарственных растений, произрастающих в нашей местности.
После этого учащиеся просматривают ЭОР “Культурные растения”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
“Домашние животные”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm .
Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.
После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и слайд презентации о разведении ценных видов рыб человеком, восстановлении численности лососевых и осетровых рыб на рыборазводных заводах.
На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся по изучению значения бабочек тутового и дубового шелкопрядов, божьих коровок; подводит учащихся к выводу о биологических методах защиты растений как наиболее эффективных и безопасных.
Затем учитель предлагает учащимся проанализировать ЭОР, иллюстрирующие пример использования человеком знаний о живых организмах для решения инженерных задач на примере соломины злаков и телескопической трубы
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e
7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf
и демонстрацию применения знаний о строении живых организмов на примере Эйфелевой башни и моста Эйфеля
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27073181-70f1-4e9b-8155-
d26dacc601a3/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_03%5D.swf .
3. Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.
Учащиеся анализируют текст с. 71, 72 о взаимосвязи организмов в природе, важности изучения человеком связей между различными живыми организмами о необходимости сохранения природного и биологического разнообразия для выживания человека, необходимости охраны природы.
Учащиеся просматривают фотографии животных и растений, занесённых в Красную книгу РФ, ЭОР “Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-
b606-0800200c9a66/index.htm
“Исчезающие виды растений”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-
8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
ФИЗМИНУТКА
ДУ 3
ДУ 7
ДУ 9
ДУ 8
О
Л4
Р4
Р5
К3
К6
Л5
V. Закрепление и проверка изученного материала
Проведем анализ стихотворения Б.В. Заходера:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
ДУ12
ДУ14
Р6
П3
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.
Вопросы тестового контроля:
1. Человек в своей жизни использует растения для … .
2. Животные, важные для человека … .
3. Сорняки – это … .
4. Для восстановления численности ценных пород промысловых рыб человек … .
5. Человечеству необходимо сохранять природное равновесие и биологическое разнообразие, потому что …
VI. Рефлексия
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)
-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?
Дополните предложение высказав своё мнение об уроке
Сегодня на уроке …. Было легко…
Я узнал Мне понравилось
Я научился Не понравилось
Было сложно Меня удивило
ДУ15
VII. Д/з
§16, вопросы в конце параграфа, рис по выбору
Творческое задание: написать краткое сочинение-эссе об участии в мероприятиях по охране природы своего региона или о заповедниках (либо заказниках), расположенных на территории своего региона .
Спасибо за урок!!!
ДУ16
Д 6
Л5
Р7
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии 5 класс “Что такое живой организм”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Вспомните! Что такое природа? Что называют живым организмом?
2 слайд
Описание слайда:
Живые организмы – это организмы, способные к самостоятельному существованию
3 слайд
Описание слайда:
Назовите царства живой природы и приведите примеры.
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Тема урока «Что такое живой организм»
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Какова цель сегодняшнего урока?
8 слайд
Описание слайда:
Прочитайте текст на стр. 7 Ответьте на вопрос: в чем сходство в строении тел живых организмов?
9 слайд
Описание слайда:
Основные признаки живого Обмен веществ (метаболизм)
10 слайд
Описание слайда:
2. Питание 3. Выделение
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
5. Развитие
13 слайд
Описание слайда:
6. Раздражимость
14 слайд
Описание слайда:
7. Движение
15 слайд
Описание слайда:
8. Размножение
16 слайд
Описание слайда:
И еще раз коротко о главном… ►
17 слайд
Описание слайда:
Работа в парах Используя текст учебника на стр. 10, заполните таблицу «Отличительные особенности растений и животных»
18 слайд
Описание слайда:
Задание Автомобиль обладает свойствами живого: «питание» Движение Выделение «обмен веществ» Почему автомобиль нельзя причислить к объектам живой природы?
19 слайд
Описание слайда:
Задание 2 Назовите признаки живого на картинках
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание § 1, вопросы *напишите рассказ «Если бы автомобиль был живым» используя признаки живых организмов
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-039353
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Цели урока.
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о вредных и
полезных для человека живых организмов; раскрыть
важность сохранения природного разнообразия;
охарактеризовать значение живых организмов для
человека и природы.
Воспитывать культуру поведения при
фронтальной, индивидуальной работе.
Формировать УУД.
Личностные: создать условия для мотивации к
учебной деятельности, опираясь на личный
жизненный опыт; проявлять личностное
(эмоциональное) отношение к живой природе;
принимать ценности природного мира; выделять
эстетические достоинства объектов живой
природы;ориентироватьсяв системе
моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы.
Регулятивные УУД: определять цель
деятельности и удерживать её до получения
результата; осуществлять целенаправленный поиск
ответов на поставленные вопросы; обнаруживать
учебную проблему совместно с учителем; выполнять
задания в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД: формулировать
собственные высказывания в рамках учебного
диалога, используя термины; обсуждать проблемный
вопрос о ценности биологического разнообразия
для природы и человека.
Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать
информацию о значении живых организмов,
полученную из различных источников
(научно-популярная литература, энциклопедии,
справочники, электронные диски, сеть Интернет);
структурировать знания; анализировать текст
учебника; работая с информацией, уметь
передавать её в сжатом выборочном виде.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная и
индивидуальная работа.
Основные понятия: лекарственные виды,
паразиты, биологическое разнообразие
Ресурсы: учебник, тетрадь, коллекции
насекомых – вредителей леса, поля, сада и
огорода; ЭОР “Насекомые-вредители”,
“Культурные растения”, “Домашние животные”,
“Соломина злаков и телескопическая труба”,
“Эйфелева башня”, “Редкие виды животных,
занесённые в Красную книгу”, “Исчезающие виды
растений”; презентация Значение живых
организмов в природе и жизни человека”.
Структура и ход урока (продолжительность урока
45 минут).
I. Актуализация знаний учащихся о лишайниках (8
мин.).
Фронтальный опрос:
1. Какая наука изучает лишайники?
2. Почему лишайник называют симбиозом?
3. Приведите примеры лишайников с разными
типами слоевищ?
4. Какие функции в организме лишайника
выполняют гриб и водоросль?
5. Почему лишайники могут жить в самых
бесплодных местах?
6. Почему лишайники могут играть роль
показателей чистоты воздуха?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
Учитель организует работу учащихся на уроке.Активизирует
деятельность учеников, просит их прочитать
отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:
Все-все,
Все на свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3
мин.).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы
урока, ставит проблему “Почему некоторые
организмы можно назвать спутниками человека?”.
(Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
IV. Изучение нового материала (20 мин.).
1. Животные и растения, вредные для человека.
Учитель организует работу учащихся по изучению
животных и растений, вредных для человека и
предлагает учащимся ответить на вопросы:
1. Какие организмы живут вокруг нас?
2. Каков состав пищи животных и человека?
3. Есть ли среди животных и растений вредные
виды?
4. Почему некоторых животных называют
вредителями?
5. Что означает слово “сорняк”, когда мы
говорим о растениях?
Учащиеся структурируют знания о вредных
растениях и животных, отвечают на вопросы,
рассматривают коллекции насекомых – вредителей
леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с
изображением сорных растений и
животных-вредителей, анализируют текст и рисунки
с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР
“Насекомые-вредители”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV
Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты
посевов и урожая и делают вывод о важности и
необходимости для природы всех видов организмов.
2. Живые организмы, полезные для человека.
Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных
растениях, их использовании в медицине и
ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71
“Лекарственные растения”, соответствующий
слайд презентации, приводят свои примеры
лекарственных растений, произрастающих в нашей
местности.
После этого учащиеся просматривают ЭОР
“Культурные растения”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
и “Домашние животные”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
.
Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания
о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.
После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и
слайд презентации о разведении ценных видов рыб
человеком, восстановлении численности лососевых
и осетровых рыб на рыборазводных заводах.
Знакомятся с деятельностью осетрового
рыбоводного завода “Лебяжий”, расположенного
на территории г. Нариманов. Мощность предприятия
позволяет выпускать в естественные водоёмы 19
млн. шт. молоди осетровых рыб ежегодно. На заводе
применяется метод прижизненного получения
половых продуктов. Самки доставляются в
операционную, где производится отбор икры.
Цех Лебяжьего ОРЗ способен одновременно
принять на инкубацию более 70 кг икры, или
около 40 млн. шт. икринок осетровых.[4]
На следующем этапе учитель направляет
деятельность учащихся по изучению значения
бабочек тутового и дубового шелкопрядов, божьих
коровок; подводит учащихся к выводу о
биологических методах защиты растений как
наиболее эффективных и безопасных.
Затем учитель предлагает учащимся
проанализировать ЭОР, иллюстрирующие пример
использования человеком знаний о живых
организмах для решения инженерных задач на
примере соломины злаков и телескопической трубы
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e
7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf и демонстрацию
применения знаний о строении живых организмов на
примере Эйфелевой башни и моста Эйфеля
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27073181-70f1-4e9b-8155-
d26dacc601a3/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_03%5D.swf .
3. Жизнь живых организмов в тесной связи друг с
другом.
Учащиеся анализируют текст с. 71, 72 о взаимосвязи
организмов в природе, важности изучения
человеком связей между различными живыми
организмами о необходимости сохранения
природного и биологического разнообразия для
выживания человека, необходимости охраны
природы.
Учащиеся просматривают фотографии животных и
растений Астраханской области, занесённых в
Красную книгу РФ, ЭОР “Редкие виды животных,
занесённые в Красную книгу”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-
b606-0800200c9a66/index.htm и “Исчезающие виды растений”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-
8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Дышим носом глубоко –
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд).
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот –
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки –
(Потягивания – руки вверх).
На зарядке ставим точку.
V. Закрепление знаний о вредных и полезных для
человека живых организмах, о роли живых
организмов в природе, о важности сохранения
природного равновесия и биологического
разнообразия для выживания человека. (5 мин.).
Учащиеся работают в парах и выполняют задания
1-4 рабочей тетради.[2]
Затем проводят дальнейший анализ
стихотворения Б.В. Заходера:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Формулирование вывода о том, что в природе
организмы не делятся на вредные и полезные: все
виды растений, животных, грибов, бактерий и
вирусов необходимы природе.
VI. Контролирующее задание (5 мин.).
Вопросы тестового контроля:
1. Человек в своей жизни использует растения для
… .
2. Животные, важные для человека … .
3. Сорняки – это … .
4. Для восстановления численности ценных пород
промысловых рыб человек … .
5. Человечеству необходимо сохранять природное
равновесие и биологическое разнообразие, потому
что … .
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2
мин.).
Технология “Ключевое слово”
Учащимся предлагается на маленьких листочках
бумаги, которые заранее учитель раздаёт каждому,
написать одно слово, с которым у них
ассоциируется содержание урока.
По истечении времени учитель собирает листочки
с записанными на них ключевыми словами.
После этого учитель проводит краткий анализ
полученных результатов.
VIII. Домашнее задание (2 мин.).
Изучить текст §16, ответить на вопросы
параграфа. [1]
Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради. [2]
Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74. [1]
Творческое задание: написать краткое
сочинение-эссе об участии в мероприятиях по
охране природы своего региона или о заповедниках
(либо заказниках), расположенных на территории
своего региона. [3]
Использованная литература
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва,
И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф,
2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для
учащихся общеобразовательных учреждений / О.А.
Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред.
проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80
с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.:
Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
4. https://narimanov.astrobl.ru/Default.aspx?id=2
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3