Железная руда 3 класс полезные ископаемые

Железная руда 3 класс полезные ископаемые thumbnail
  • Доклады и сообщения
  • Разное
  • Железная руда

Железо – это прочный металл, использовать который, люди начали еще много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Оно содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Так вот, самое большое содержание железа находится в железной руде. Поэтому получение железа из руды считается самым экономически выгодным.

Вся железная руда, в зависимости от ее месторождения, очень сильно отличается по своему химическому составу. В ней содержится разное количество вредных и полезных примесей. И доля железа в ней очень разная. Следуя из этого, руду разделяют на несколько видов. Та горная порода, содержание железа в которой превышает более 57- 65% называется богатой железной рудой. Если в ее составе примерно половина железа эта руда является рядовой или средней. Ну, а если руда содержит совсем мало железа то ее называют бедной. Самой богатой горной породой, является красный железняк. В его составе насчитывается более семидесяти процентов содержания железа и минимальное количество примесей.

Залежей железной руды на нашей планете очень много. Но ее начинают добывать только в том случае, если она содержит большое количество железа. Что бы добыча была экономически выгодна. Добывают это полезное ископаемое, как правило, открытым способом. Для этого разрабатывают карьеры, где на глубине примерно пол километра и происходит добыча. С помощью специального оборудования отделяют руду от ненужной породы. Грузят на машины и отправляют на дальнейшую переработку. Если месторождение находится на большой глубине, добычу ведут в специально построенных шахтах. Но это дорогой и очень опасный вид получения руды.

Металлургия – это основная отрасль промышленности, где применяют железную руду. Она является сырьем для производства чугуна. Который производят в доменных печах. Затем чугун поступает в мартеновские печи, где соединяясь с углеродом получается сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используется во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Машиностроение, легкая и пищевая промышленность, строительство – это очень маленькая часть отраслей, которые вообще не могут существовать без этих металлов. Поэтому мировая добыча железной руды интенсивно возрастает с каждым годом. Основными на рынке добычи этого полезного ископаемого есть такие страны как Россия, Украина, Бразилия, Австралия, Индия и Китай.

Доклад №2

Добывать руду люди стали очень давно. Переход к железному веку от бронзового произошел между II и I тысячелетий до нашей эры.

Железо – это распространенный элемент. В недрах планы его содержание доходит до 5 процентов. Железо в чистом виде не встречается, оно входит в состав железной руды.

Железная руда – это минеральный ресурс, содержащий железо, которое можно извлечь для промышленного применения. Содержание железа в руде неодинаково и имеет достаточно большой диапазон. Если в руде железо составляет меньше половины остальных элементов, то ее называют бедной. А если железа больше 50%, то называют богатой. Содержание железа в руде может доходить до 70%.

Видов железных руд довольно много. Чаще всего встречается красный железняк, содержащий минерал гематит. В нем содержится много железа. Эта руда имеет красный цвет. Она считается лучшей из всех железных руд, так как содержит мало опасных веществ и легко восстанавливается. Богатое месторождение такой руды находится в Кривом Роге. Часто встречается в виде кристаллов. Красные железные руды распространены в природе. Гематитовые руды используются для выплавки чугуна. Гематит может быть получен искусственным путем.

Бурый железняк содержит в составе воду. В его составе меньше железа, чем в красном. Чистый бурый железняк содержат разнообразные опасные примеси, такие как фосфор и сера, мышьяк. Бурый железняк удобен в добыче и легкоплавок, однако железо из него обычно получается невысокого качества. Встречается в форме порошка или плотных кусков.

Магнитная руда имеют в основе оксид, обладающий магнитными свойствами. В ней так же много железа, как и в красном железняке, но по своему количеству в природе она уступает ему. Магнитная руда имеет равномерную структуру. Месторождения таких руд имеют магматическое происхождение. Сначала железистая магма была жидкой, а затем со временем закристаллизовалась. Этот процесс очень сложен.

Сидериты – это бедные по содержанию железа руды. Разновидности этих руд можно встретить на Урале. Запасы сидерита невелики.

Железные руды неоднородно распределены на планете. Обычно  железные руды залегают среди древних геологических образований палеозойской и архейской группы. По форме залегания железные руды разнообразны. Встречаются залегания в виде жил, гнезд, пластов, залежей, поверхностных масс. Богатые месторождения есть в США, Канаде, Южной Африке, Индии, Австралии. На территории России тоже есть месторождения железной руды. На долю России приходится 18 процентов мировых запасов железа.

Способ добычи железной руды зависит от глубины ее залегания.

Самый распространенный способ добычи – карьерный. Он используется для добычи залежей с глубины до 300 метров. На карьерах используются экскаваторы и установки для дробления породы.

Шахтный метод применяется при залегании пластов руды на глубине до 900 метров. Из шахты порода подается с помощью транспортера.

Еще есть скважинная гидродобыча железной руды, которая в настоящее время почти не используется.

Железная руда применяется в металлургии. Из железной руды производят такие сплавы как чугун и сталь. Сплавы железа используются в автомобилестроении, военной промышленности, строительстве зданий, пищевой промышленности.

Для 3, 4 класса, по окружающему миру. Краткое содержание

Железная руда

Железная руда

Популярные темы сообщений

  • Атлантический океан

    Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.

  • Тысячелистник

    Поговаривают, что латинское название тысячелистника и подряда схожих с ним растений Achillea (Астровые, сложноцветкое) происходит от имени древнегреческого героя Ахиллеса. Возможно, это действительно так ведь по составу слова очень схожи.

  • Заповедники Африки

    Африка, несмотря на свой достаточно жаркий и засушливый климат, всегда радостно встречает приезжих гостей и туристов. Ее территория богата самыми удивительными уголками природы. Буквально каждой части Африки есть что показать и рассказать.

Источник

Тема: Полезные ископаемые.

1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

3. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых.

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Рабочая тетрадь на печатной основе  с. 25№3,4.

Слайд1

II. Сообщение темы и целей урока.

-Отгадайте загадки:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые».

Слайд 2

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.

Слайд 3-7

Железная руда. Свойства, цвет, использование.

Слайд 8-10

Нефть

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс,  красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.

Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Слайд 11-13

Гранит

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Слайд 14-15

Каменный уголь

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение  угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Слайд 16-18

Известняк

Осадочная горная порода органического,  происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь – древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Слайд 19- 22

Глина

В смеси с водой глина образует тестообразную  массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство цемента

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Слайд 23

Проверь себя.

Работа в рабочей тетради на печатной основе  с. 26№2,3,5.

Д/з стр.27 №4,6.

Источник

Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые).

 Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.

Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Средства (оборудование):

1)учебник по окружающему миру (УМК «Школа России» Плешаков !!!!!!!!);

2)проектор-компьютер;

3)коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого.

Материалы для проведения урока: образцы полезных ископаемых: глины, гранита, железной руды, известняка, каменного угля.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

I. Оргмомент.

-Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.(Слайд 1)

Девиз урока (Слайд 2)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Как называет раздел, который мы изучаем?

– Что такое экономика? (Слайд 3)

-На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд,капитал) (Слайд 4)

-Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные) (Слайд 5)

-Какой бывает труд? (Умственный и физический.)

III Этап мотивации к учебной деятельности.
– Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)
– Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы, равнины, овраги. На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди. (Слайд 6 Видео)

-Внутри (в недрах) – ?- (Слайд 7)

-Как вы думаете, о чем идет речь? ( Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…) (Слайд 8)

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– А что является богатствами, находящимися в недрах Земли?
( Полезные ископаемые)

I˅ Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин (Слайд 9)

-Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).

 – Наша республика очень богата полезными ископаемыми.

˅ Работа над новым материалом.

5.1. Беседа «Как добывают полезные ископаемые»

-Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми.

-Что такое “недра”?

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..

-Скажите, что означает выражение “разработка недр”?(Добыча полезных ископаемых.)

-Ребята, как добывают полезные ископаемые? (Слайд 10)

-Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.

-Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.

– Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

– Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

-Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? (Когда человек спускается в шахту.)

-Как вы думаете, почему? (В шахте может произойти обвал.)

-Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие.

Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

(Видео) (Слайд 11)

-А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых?(Геологи) (Слайд 12)

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

˅I. Физминутка.(Слайд 13)

По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»

 – А почему они ископаемые? И почему полезные?

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

 -Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?

 -Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

 Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

 2) отваливая землю, делать углубления

˅II Работа по теме урока.

7.1. Разгадывание загадок по теме.

 -Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и слайды.) и условный знак.

 1.Он очень прочен и упруг,

 Строителям -надёжный друг:

 Дома, ступени, постаменты

 Красивы будут и заметны. (Гранит) (Слайд 14)

 2. На кухне у мамы

 Помощник отличный.

 Он синим цветком

 Расцветает от спички. (Газ) (Слайд 15)

 3.Без неё не побежит

 Ни такси, ни мотоцикл,

 Не поднимется ракета

 Отгадайте, что же это? (Нефть) (Слайд 16)

 4. Оно варилось долго

 В доменной печи,

 На славу получились

 Ножницы, ключи. (Железная Руда) (Слайд 17)

 5.Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу-

 Она понадобится сразу. (Глина) (Слайд 18)

 6.Покрыают им дороги,

 Улицы в селении,

 А ещё он есть в цементе.

 Сам он удобрение. (Известняк) (Слайд 19)

 7.Он чёрный, блестящий,

 Людям помощник настоящий.

 От него кругом светло,

 Помогает плавить стали,

 Делать краски и эмали. (Уголь). (Слайд 20)

Работа в группах

7.2.Работа по учебнику.

-Теперь мы знаем, что такое полезные ископаемые. Дадим определение.

-Какие полезные ископаемые вы знаете?(каменный уголь, каменная соль, нефть ,железная руда, гранит, глина, песок, природный газ, известняк,)

– Откройте учебник на с. 46, посмотрите на картинку с изображением некоторых полезных ископаемых. Повторите, на какие группы можно разделить полезные ископаемые? Приведите примеры

УЧАЩИЕСЯ. Поле́зные ископа́емые —богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. (Слайд 21)

7.3.Игра «Какая группа».

Твердые Желтая карточка

Жидкие

Красная карточка

Газообразные

Зеленая карточка

1.

7.

3.

2.

4.

5.

6.

8.

9.

1. Песок. 2.Соль. 3.Природный газ. 4 Каменный уголь. 5. Железная руда. 6.Глина.

7. Нефть. 8.Торф. 9. Известняки.

˅III. Практическая работа учащихся. 

1.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.

( Глина)

2. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)

3. .Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)
4. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)

5. А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)

6. Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )

7. Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )

8. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений (Золото).

9. Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)

10.____________– образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла. (Песок) 

-Дети ,где используют полезные ископаемые? Для чего добывают полезные ископаемые?

(Для использования в экономике)

IX. Игра «Где используют»

Показываю картинку полезного ископаемого, дети определяют для чего его используют и где.

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)

1.Золото-электроника,ювелирная отрасль, стоматология, медицина. (Слайд 22,23,24)

2. Соль-приправы, йодированная соль при недостатке йода в организме, удобрения, для дорог в зимний период. (Слайд 25)

3.Песок- строительство, изготовление стекла (из белого песка),цемент, медицина (псаммотерапия). (Слайд 26,27)

4. Торф-из болотных растений, используют в медицине (грязелечение), растен.удобрение, топливо. (Слайд 28)

X. Тест »Полезные ископаемые». (Слайд 29)

1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют: (Слайд 30)

а) камни;

б) полезные ископаемые;

в) вода.

2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

а) ножницы, ложки, вилки; (Слайд 31)

б) кирпич, бензин, известняк;

в) нефть, глина, торф.

3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

(Слайд 32)

а) психологи;

б) строители;

в) геологи.

4. Какие из полезных ископаемых служат топливом? (Слайд 33)

а) оловянная и медная руда;

б) глина, известняк;

в) каменный уголь, природный газ.

5. Из какого полезного ископаемого получают металлы? (Слайд 34)

а) из угля;

б) из гранита;

в) из руды.

6. Из какого полезного ископаемого получают бензин? (Слайд 35)

а) из угля;

б) из нефти;

в) из газа.

XI. Рефлексия (Слайд 36)

Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке

Я узнал…

Мне было интересно…

Сегодня я научился…

Меня удивило…

XII. Итог урока ( Слайд 38)

-На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы поговорили о важных полезных ископаемых, используемых в строительстве, топливе, из некоторых получают металлы. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе, но многие из них образовались из остатков живых организмов.

– (Выходит, растения и животные, которые жили давно, когда не было людей, не исчезли бесследно?) Выходит так. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком.

– А, как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (экономично использовать, оберегать от пожаров, соблюдать правила перевозки, заменять по возможности искусственными материалами, Собирать металлолом, не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.)

– И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Исследовательская работа. (Если осталось время) (Слайд 37)

Для того, чтобы познакомиться с их свойствами, я предлагаю вам продолжить работу и провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки. (Коллективная работа у доски)

Название полезного ископаемого ________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Источник