Земная кора состоит из полезных ископаемых

Земная кора состоит из полезных ископаемых thumbnail

Цель урока. Закрепить знания учащихся о
формах и размерах Земли, ее внутреннем строении,
методах ее изучения, дать элементарные
представления о земной коре.

Ведущие понятия: сейсмограф, земная кора,
мантия, ядро, осадочные, метаморфические и
магматические породы, полезные ископаемые,
оболочки земли, атмосфера, литосфера, гидросфера,
биосфера, геосфера.

Основные положения. Как изучают земные
глубины. Из каких пород состоит земная кора, как
они залегают, чем отличается строение земной
коры под материками и океанами. Увеличение
температуры земных недр с глубиной. Мантия и
ядро.

Оборудование. Глобус, таблица “Внутреннее
строение Земли”, коллекция горных пород,
презентация “Что у Земли внутри”.

Методы и приемы.

  • Фронтальная беседа о форме и размерах Земли, о
    методах ее изучения.
  • Практическое занятие с коллекцией горных пород.
  • Воображаемое путешествие к центру Земли;
    составление графического конспекта,
    презентация, мультимедийное приложение к
    учебнику.

Межпредметные связи. Форма и размеры Земли.
Строение Земли. Горные породы.

Этапы урока

Организационный.

Объяснение учителя, сопровождающееся
просмотром презентации.

Основные понятия учащиеся записывают в тетрадь
при помощи учебника.

Строение Земли. Земные оболочки

Вам уже известно, что наша Земля – это планета,
маленькая частичка в огромной вселенной. Возраст
Земли
(по данным радиометрических определений
горных пород) – около 4,5 млрд лет.

Диаметр планеты Земля: экваториальный – 12755
км, полярный – 12714 км.

Изучая нашу планету в целом, ученые давно
выделили ряд присущих ей оболочек, или сфер (греч.
“сфера” – шар). Геосферы Земли – концентрические,
сплошные или прерывистые оболочки Земли,
различающиеся по химическому составу,
агрегатному состоянию и физическим свойствам.

Выделяют следующие геосферы:

Воздушная оболочка, или атмосфера (греч.
“атмос” – пар), связанная с ней силой тяжести и
принимающая участие в ее суточном и годовом
вращении; водная оболочка, или гидросфера (греч.
“гидор” – вода), включающая всю химически не
связанную воду, независимо от ее состояния
(жидкого, твердого или газообразного), и литосфера
(греч. “литос” – камень) – каменную оболочку
Земли мощностью 50 – 200 км, включающая земную кору
и верхнюю часть верхней мантии. Кроме этих
оболочек выделяют еще и биосферу – область
Земли, в которой развивается жизнь.

Вы знаете, что наука география – это наука о
Земле. Понятно, что невозможно понять Землю, не
изучив ее оболочки. Но география изучает не
только оболочки Земли, но и их взаимодействие
друг с другом.

Что находится внутри Земли?

1. Внутреннее строение Земли. Человечеству
давно хотелось узнать, что находится в глубине
Земли. Но выяснить это не так-то легко. Пока что
людям удалось пробурить скважину глубиной всего
15 км. Поэтому ученым приходится исследовать
глубины Земли с помощью различных приборов.

Как изучают земную кору. С давних пор геологи
изучают обнаженные горные породы, то есть места,
где видны коренные горные породы (обрывы, склоны
гор, крутые берега). В некоторых местах бурят
скважины. Самая глубокая скважина (15 км)
пробурена на Кольском полуострове. Изучить
строение земной коры помогают шахты, которые
роют для добычи полезных ископаемых. Из скважин и
шахт извлекают образцы горных пород. По этим
образцам узнают о происхождении горных пород, их
изменении, а также об их составе и строении. Но
эти методы позволяют исследовать только верхнюю
часть земной коры и лишь на суше.

Проникнуть гораздо глубже помогает наука
геофизика, а познать глубокие недра в наше время
позволяет сейсмология – наука о землетрясениях.
Внутреннее строение земли
изучается
геофизическими методами по распространению
сейсмических волн. Состав пород мантии и ядра
определяется по аналогии с составом метеоритов.

Все знания о внутреннем строении земли
базируются на изучении косвенных данных о
физических свойствах вещества.

В последнее время для изучения земной коры
стало возможным использовать информацию,
которая поступает со спутников из космоса. С их
помощью можно даже получить фотографии для
Мирового океана до глубины 600 – 700 м.

Внутреннее строение Земли сложное. На
сегодняшний день удалось установить, что земной
шар состоит из 3 частей: ядра в середине, огромной
мантии, занимающей 5/6 всего объема Земли, и тонкой
наружной земной коры.

Ядро – центральная часть Земли делится на 2
слоя: внутреннее ядро и внешнее. Внутреннее ядро
твердое, внешнее – жидкое, оно находится в
расплавленном состоянии. Составляет 16% объема
Земли и 34% ее массы. Температура ядра достигает 6000
градусов Цельсия (от 2000 до 5000). Ученые
предполагают, что оно состоит в основном из
железа и никеля. Радиус ядра около 3470 км. Ядро
покрыто мантией. С процессами в жидком ядре,
вероятно, связано происхождение постоянной
составляющей магнитного поля Земли. Площадь
поверхности ядра Земли составляет 148,7 млн км кв.,
что соответствует площади всех материков Земли.
Таким образом, Земля как бы уравновешивает свои
внутренние и внешние силы. Объяснить это явление
пока трудно, однако это явление кажется
неслучайным.

Мантия (в переводе с латинского языка
означает “покрывало”) – оболочка “твердой”
Земли между земной корой и ядром, составляет 83% от
объема Земли. Несмотря на высокую температуру (до
2000 градусов Цельсия), вещество мантии из-за
большого давления находится в твердом
пластичном состоянии, за исключение зоны
астеносферы. Мантия состоит из верхнего и
нижнего слоя. Правда, в верхней части мантии
имеется слой, который частично размягчен и
пластичен. Но над ним мантия снова становится
твердой. Условия существования вещества внутри
земного шара сильно отличаются от условий на
земной поверхности, поэтому вещество там имеет
особое состояние и может премещаться, но очень
медленно. Внутреннее тепло земли передается и
земной коре. Иногда вещество мантии изливается
на Земную поверхность в виде магмы (в переводе с
греческого “густая мазь”).

Астеносфера – слой пониженной вязкости в
верхней мантии. Основной источник магмы. Под
континентами находится на глубине около 100 км.
Под океанами – 250 – 300 км.

2. Земная кора. Верхняя твердая оболочка Земли
называется литосферой, а самая верхняя часть
литосферы это земная кора. Ее строение и толщина
на разных участках отличаются.

Земная кора составляет не более 1,2% объема Земли
и 0,7% ее массы. Отделяется от мантии поверхностью
Мохоровичича, которая определяется по резкому
изменению скорости сейсмических волн.

Если взглянуть на глобус, то бросается в глаза,
что суша и вода собраны в обширные пространства:
суша – в материки, вода – в океаны. Разделение
земной поверхности на материки и океаны не
случайно, она зависит от строения земной коры.

Материковая кора устроена иначе и отличается
по толщине от океанической. Ее толщина от 5 до 75
км, причем по материками она значительно толще,
чем под океаном (3 – 7 км). В материковой коре
выделяются 3 слоя: верхний – осадочный; средний –
“гранитный” (близкий по своим свойствам к
граниту) и нижний – “базальтовый” (состоит
главным образом из базальта). Океаническая кора
имеет только 2 слоя: осадочный и “базальтовый”.
Поверхность земной коры неровная: мы видим на ней
горы, равнины, холмы, овраги. Все неровности
земной поверхности называют рельефом (от
латинского “релево” – поднимаю).

Земная кора состоит из горных пород. Гранит,
известняк, каменный уголь, глина, песок – все это
горные породы. Они очень разнообразны по своему
цвету, блеску, температуре плавления и многим
другим свойствам. Хотя за ними закрепилось
название “горные”, они находятся и на равнинах
под слоем почвы. Горные породы бывают плотными и
рыхлыми. Плотные – достаточно прочные камни,
например гранит, известняк. Рыхлые – породы,
которые рассыпаются или легко разламываются
руками. Это глина, песок, торф.

Горные породы состоят из минералов. Например,
гранит состоит из 3 минералов – кварца, слюды и
полевого шпата. Это хорошо заметно, если
рассмотреть образец гранита под лупой.
Встречаются в природе горные породы, состоящие
из одного минерала. Так, известняк состоит из
минерала кальцита.

Маленькая экскурсия в мир камней

Магматические горные породы – гранит,
базальт и другие- составляют до 60% объема земной
коры. Они образовались из магмы в результате ее
остывания. Осадочные горные породы формируются
при накоплении обломков других горных пород или
остатков организмов на поверхности суши или на
дне океана. К ним относятся песок, глина, мел,
известняк.

Метаморфические горные породы образуются из
магматических и осадочных горных пород,
подвергшихся воздействию высокой температуры и
давления (мрамор, кварцит, гнейс и др.).

Горные породы и минералы, которые используются
человеком, называют полезными ископаемыми.
Земная кора – источник самых разнообразных
полезных ископаемых, которые интенсивно
используются человеком, со многими из которых вы
уже познакомились в младших классах. Однако
существует еще много вопросов, связанных с
использованием богатств земных недр, которые
требуют серьезного изучения Земли. Сравнительно
недавно было установлено, что земная кора и
расположенный под ней самый верхний твердый слой
мантии – не сплошные, а как бы составлены из
отдельных частей – плит. Плиты очень медленно (со
скоростью несколько см в год) движутся –
скользят по размягченному, пластичному слою
мантии. В результате материки перемещаются по
поверхности Земли. Конечно, мы этого не замечаем,
но на протяжении многих миллионов лет
расположение материков значительно изменилось.
В тех местах, где плиты смыкаются, часто
возникают землетрясения и извержения вулканов.

3) Проверь свои знания

1. Каково внутреннее строение Земли?

2. Что представляет собой земное ядро?

3. Какими свойствами обладает вещество мантии?

4. Как называются неровности земной
поверхности?

5. Что такое горные породы и минералы?

6. Что называется полезными ископаемыми?

7. Почему движутся материки?

8.Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?

9. Зачем нужно изучать строение Земли? Какими
способами это можно делать?

10. Дополните фразы. Температура вещества в ядре
достигает: Температура вещества мантии – до :
Земная кора имеет толщину:

11. Дополните схему Горные породы бывают плотные
(_______, ________) и рыхлые (___________, __________)

12. Покажите с помощью этой схемы состав гранита

_______________
_______________       _______________
_______________

13. Дайте определения

  1. Рельеф –
  2. Полезные ископаемые –

14. Приведите примеры горных пород и минералов,
которые встречаются в вашей местности.

15. Какие утверждения верны?

  1. Мантия – это верхняя оболочка Земли.
  2. Ядро состоит в основном из железа и никеля.
  3. Земная кора находится в центре нашей планеты.
  4. Слово “рельеф” в переводе с греческого
    означает “покрывало”.
  5. Земная кора состоит из горных пород.
  6. Горные породы состоят из минералов.
  7. Горные породы всегда образованы множеством
    минералов.
  8. Гранит – это минерал.
  9. Земная кора вместе с верхним слоем мантии
    сложена из подвижных плит.
  10. Материки совершенно неподвижны.

16. Выберите правильный ответ

16.1 Землю составляют

а) ядро и земная кора

б) ядро, мантия и земная кора

в) мантия и земная кора

16.2. Ядро земли состоит из

а) одного слоя

б) двух слоев

в) трех слоев.

17. Зачем изучают строение Земли?

18. Как изучают строение Земли?

19. Что находится в центре Земли?

20. Чем отличается Земная кора материков от
океанов?

21. Почему температура горных пород
увеличивается с глубиной?

22. Почему при заполнении трещин в земной коре
мантия переходит в жидкое состояние?

Подумайте!

  • Почему одни участки суши медленно поднимаются,
    а другие – опускаются?
  • Как ученые изучают состав земной коры?

4) Обратитесь к диску

Изучите материал урока и выполните
предложенные задания

5) Практическая работа. Домашнее задание.

Составление схемы и описания внутреннего
строения Земли. Изучение коллекции горных пород.

Для определения характера залегания горных
пород можно использовать не только естественные,
но и искусственно подготовленные обнажения.
Можно предложить учащимся зарисовать окружающие
их формы рельефа, обнажения, показав с помощью
окраски различия в составе горных пород.

Выполнение работы можно начать с
характеристики и описания основных форм рельефа.
Для этого учитель заранее определяет место
экскурсии – холмистая поверхность, овраги,
искусственные углубления. В процессе выполнения
отрабатываются приемы измерения высоты холма
или глубины котловины. Отметки высот и глубин
учащиеся заносят в заранее подготовленную
таблицу. На основе полученных данных они могут
построить схему изображения холма или впадины с
помощью горизонталей.

Характеризуя окружающую поверхность, учащиеся
описывают основные формы рельефа, перечисляют
географические объекты, находящиеся в пределах
непосредственного наблюдения. Для работы по
описанию характера залегания пород на
естественном или искусственном обнажении
учащимся предлагается план:

Описание обнажения

1. Вертикальный размер обнажения.

2. Толщина и состав каждого слоя горных пород.

3. Цвет и структура каждого слоя горных пород.

4. Основные различия верхнего и нижнего слоев
обнажения (по толщине, составу, цвету).

6). Итоговая проверка знаний. Тест

Вариант 1.

1. Внутреннее строение Земли характеризуется
следующей сменой ее частей:

а) земная кора, ядро, мантия;

б) ядро, мантия, земная кора;

в) мантия, земная кора, ядро;

г) ядро, земная кора, мантия.

2. Горные породы, преобразованные в недрах земли
в результате опускания участков земной коры,
называются:

а) магматическими;

б) осадочными;

в) метаморфическими.

3. К магматическим горным породам относятся

а) кварцит;

б) песок;

в) известняк;

г) гранит.

4. В результате горизонтальных движений в
земной коре образуются

а) горсты;

б) грабены;

в) разломы;

г) складки

5. Возвышение, образованное продуктами
извержения вещества мантии на земную
поверхность, называется

а) вулканом;

б) гейзером;

в) кратером;

г) жерлом.

6. Какими числами на контурной карте
“Литосфера” обозначены:

а) Восточно-Европейская равнина;

б) Аравийское плоскогорье;

в) горы Анды;

г) Скандинавские горы;

д) вулкан Визувий;

е) гора Джомолунгма?

Вариант 2.

1. Толщина и температура мантии Земли
составляет

а) 5 – 80 км, 4000 – 5000 градусов

б) 3470 км, около 2000 градусов

в) 2900 км, 4000 – 5000 градусов

г) 2900 км, около 2000 градусов

2. Горные породы, состоящие из пород и минералов,
которые разрушались под действием ветра, воды,
ледников, называются:

а) магматические;

б) обломочные;

в) метаморфические.

3. К метаморфическим горным породам относятся:

а) мрамор,

б) песчаник;

в) калийная соль;

в) базальт.

4. При вертикальном движении участков земной
коры по разломам образуются

а) горсты;

б) грабены;

в) поднятия;

г) прогибы.

5. На полуострове Камчатка расположен самый
высокий из действующих вулканов России –

а) Ключевская Сопка;

б) Кроноцкая Сопка;

в) Шивелуч;

г) Корякская сопка.

6. Какими числами на контурной карте
“Литосфера” обозначены:

а) Западно-Сибирская равнина;

б) плоскогорье Декан;

в) горы Кордильеры;

г) Уральские горы;

д) вулкан Гекла;

е) вулкан Килиманджаро?

Вывод. Земля состоит из ядра, мантии и земной
коры. Земная кора образована горными породами.
Горные породы состоят из минералов.

Список литературы.

  1. Природоведение. 5 класс: учеб. для
    общеобразовательных учреждений/ А. А. Плешаков, Н.
    И. Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 174,
    (2) с.: ил.
  2. Герасимова Т. П. Начальный курс географии: Учеб.
    для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П.
    Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.:
    ил., карт.
  3. Природоведение: Рабочая тетрадь к учебнику 5
    класса / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – 5-е изд.,
    стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 64 с.: ил.
  4. Природоведение. 5 класс: учеб. для
    общеобразовательных учреждений/ А. А. Плешаков, Н.
    И. Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 1997. – 174,
    (2) с.: ил.
  5. Большой справочник по географии. – М.:
    “Олимп”, “Издательство Астрель”, “Фирма
    “Издательство АСТ”, 2000. – 368 с.: ил.
  6. Петров Н. Н. Начальный курс географии. 6 кл. – М.:
    Дрофа, 2001. – 136 с. – (Рабочая тетрадь для учителя)
  7. Сиротин В. И. Практические работы по
    географии и методика их выполнения (6 – 10 классы):
    Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:
    АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил. (Метод. биб-ка)
  8. Сиротин В. И. Сборник заданий и упражнений по
    географии. 6 – 10 ка. – 2-е изд., стереотип. –
    М.:Дрофа, 2004. – 256 с.: ил. – (Библиотека учителя).

Источник

Глоссарий

Астеносфера — расположенный на глубине около 150-200 км частично расплавленный, находящийся в вязком состоянии слой.

Лава — лишенная газов, застывшая на поверхности Земли магма.

Магма — огненная масса в слое астеносферы, расплавленная, содержащая большое количество газов.

Литосферные плиты — гигантские участки земной коры, свободно перемещающиеся по вязкому слою мантии.

Области складчатости — участки земной коры между плитами литосферы, находящиеся в относительном движении, в рельефе им соответствуют горные системы суши и дна морей.

Определение литосферы

Литосферой (λίθος – «камень» и σφαίρα – «шар») называют твердую земную оболочку, которая полностью покрывает планету, защищая ее от достигающей 60000 °С температуры раскаленного ядра. Литосфера расположена между атмосферой и гидросферой сверху и астеносферой снизу. Толщина твердой оболочки Земли не однородна, и на различных участках составляет от десятков до нескольких сотен километров.  

Пангея

Несмотря на солидный возраст, формирование планеты не окончено до сих пор. И тонкая поверхность коры, что является домом для человека, растений и животных, и горячие недра находятся в постоянном движении. Меняются очертания материков, рельеф местности, климатические условия.

Глядя на современные космические снимки планеты с очертанием шести отдельных континентов, сложно поверить, что около 250 миллионов лет назад на планете существовал единый сверхконтинент, носящий название Пангея.

В результате активных процессов в недрах планеты единый материк раскололся на современные континенты, которые, благодаря медленному, от 2.5 см до 7 см в год (по данным различных источников), движению тектонических плит за миллионы лет удалились на максимальное расстояние. Доказательства этой теории подробно изложены на странице 178 учебника «География. Землеведение 5-6 классы» под редакцией Климановой О. А.

Страница 178 учебника «География. Землеведение 5-6 классы»

Поднимаясь на царапающие облака горы или спускаясь в недра океана, человек считает себя покорителем природы, но ни один рукотворный небоскреб не сравнился по высоте с горами, и ни один батискаф не спустился в самую глубокую Марианскую впадину.

Поверхность литосферы не сплошная, а представлена отдельными плитами, которые в некоторых местах находят друг друга, образуя горные хребты или расходятся, формируя морские впадины.

В строении литосферы ученые выделяют восемь крупных плит и значительное количество более мелких. Плиты не зафиксированы неподвижно, а медленно передвигаются по горячей и жидкой астеносфере, образуя в местах стыков пластин зоны сейсмической активности.

География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник

География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник

Учебник адресован учащимся 5-6 классов и входит в линию учебников по географии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева. Методический аппарат учебника хорошо проработан и отражает замысел развивающего и личностно-ориентированного обучения; возможность параллельной работы с электронным приложением к учебнику способствует эффективному усвоению учебного материала. Учебник особенно подходит для гимназий и классов с углублённым изучением гуманитарных предметов.

Купить

Крупнейшие тектонические плиты:

  • Австралийская плита
  • Антарктическая плита
  • Африканская плита
  • Евразийская плита
  • Индостанская плита
  • Тихоокеанская плита
  • Северо-Американская плита
  • Южно-Американская плита

Строение литосферы

Если смотреть на Землю в поперечном разрезе вдоль полюсов, то можно выделить: земную кору, пограничный слой, мантию, ядро.

Строение Земли и земной коры

К литосфере относятся: земная кора, переходный слой и самый верхний, вязкий слой мантии.

Литосфера, о которой мы ведем сейчас речь — это всего лишь около 1% от радиуса земли, но именно этот 1% позволяет существовать жизни на планете.

Земная кора — самый верхний слой литосферы. В неоднородности земной коры можно убедиться, стоя на берегу и глядя на обрыв скромной реки, где слои различных пород находятся друг над другом. Найденные при раскопках полезные ископаемые (нефть, газ, железная руда, алмазы) рассказывают ученым о процессах, происходящих на планете миллионы лет назад.

Земная кора — не только самый верхний слой литосферы, но и самый тонкий — ее размер составляет от 80 километров на горных участках планеты до 30 км на равнинных. По типу земная кора делится на океаническую и материковую. Такое деление характерно только для Земли, на остальных планетах такого разделения нет, если верить показаниям космических зондов и планетоходов.

В коре материкового типа выделяют три слоя пород:

  • осадочный — сформирован породами осадочного и вулканического происхождения;
  • гранитный — сформирован породами метаморфического горного происхождения, которые представлен кварцем и полевым шпатом;
  • базальтовый — в формировании участвовали магматические породы.

Океаническая кора состоит из осадочного и базальтового слоев.

Под земной корой, в точности повторяя ее очертания, и отделяя ее от мантии, расположен пограничный слой или поверхность Мохоровичича. Граница Мохоровичича представляет собой тонкий слой из пепла, который образуется в результате электроразрядных молний, протекающих в верхнем слое мантии.

Огромное давление между мантией и земной корой привело к тому, что слой пепла спрессовался и при пропускании сейсмических волн ведет себя как плотное, практически монолитное вещество. Поверхность Мохоровичича выполняет гидро-, электро- и теплоизоляционную функции.

Мантия делится на два слоя:

  • верхний, который относится к литосфере;
  • нижний, окутывающий раскаленное ядро.

Ядро, жидкое снаружи и плотное внутри, состоит преимущественно из железа и никеля.

В верхнем слое мантии образуется раскаленная магма, ищущая свой выход через разломы в земной коре в местах соприкосновения тектонических плит. И именно в недрах обычный уголь под действием давления и температуры превращается в самый прочный (и к тому же драгоценный) камень — алмаз.

Способы изучения земной коры

Вы спросите, откуда ученым это известно? Ведь толщина земной коры составляет около 60-70 километров, а буровые установки, созданные человеком, достигли глубины чуть более 12 километров.

Про один из способов изучения земных недр рассказывается на странице 86 учебника «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией Климановой О.А.

Страница 86 учебника «География. Землеведение 5-6 классы»

Вулканы — смертельно опасные, но в тоже время впечатляющие и завораживающие доказательства огненных процессов, происходящих в земных недрах. Преодолев сопротивление земной коры, на поверхность под давлением выбрасывается раскаленная магма, которая, остывая в атмосфере, превращается в реки лавы, несущие вулканические камни и газ, а с ними сведения для ученых о процессах, происходящих глубоко внутри Земли.

По линиям глубинных разломов земной коры расположены активные действующие вулканы. Тихоокеанское огненное кольцо, в которое входят вулканы Камчатки, Японии, Филиппинских островов, Индонезии, Мексики, Алеутских островов, Южной Америки и Огненной Земли дает ученым ответы на вопросы, а наблюдателям — незабываемое зрелище.

Земная кора состоит из полезных ископаемых

Но «дыхание» планеты и ее активную жизнь можно увидеть и на менее разрушительных примерах.

Среди древних городских развалин небольшого городка Поццуоли, расположенного на берегах Неаполитанского залива, в центре города есть остатки древнего храма и прилегающей к нему рыночной площади, построенных более двух тысяч лет назад, еще во времена Римской Империи. Даже невооруженным глазом заметно, что мраморные колонны изъедены морскими камнеточцами почти на 6 метров в высоту.

Земная кора состоит из полезных ископаемых

Из исторических хроник известно, что к XIII веку городская площадь опустилась ниже уровня моря. Однако произошло это не одномоментно, в результате землетрясения или другого катаклизма, а медленно, год за годом. В течение трех веков остатки зданий были затоплены,затем суша неспеша начала подниматься. К 1800 году руины вновь оказались выше уровня моря, и любознательные туристы могут своими глазами наблюдать уникальное явление брадисеймса, когда слой магмы настолько близко подходит к земной коре, что в результате подземных движений поверхность Земли поднимается и опускается.

География. Страноведение. 7 класс. Учебник

География. Страноведение. 7 класс. Учебник

Учебник предназначен для учащихся 7 классов и входит в линию учебников под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева. В учеьнике увеличена доля страноведческой информации, причём все страны и территории рассматриваются с учётом взаимосвязей природы и хозяйства, материальной и духовной культуры населения. Первостепенное внимание уделено странам Евразии — «родного материка» россиян; в числе стран Евразии рассматривается и Россия.

Купить

Методические советы

С помощью наводящих вопросов и наглядного материала в виде таблиц и схем ребята узнают о движении литосферных плит, указывая на карте их границы.

  1. Ребята схематически зарисовывают строение материковой и океанической коры.

  2. Затем рассматривают образцы минералов различного происхождения, определяют отличия между представителями разных литосферных слоев.

  3. Заключительный этап — тестирование по теме.

Темы докладов

  • От Пангеи до 6 континентов.Движение литосферных плит
  • Сокровища недр Земли
  • Три жизни углерода: от графита до алмаза
  • Чем богаты, тем и рады. Полезные ископаемые родного края

ТЕСТ

  1. Как называется твердая оболочка Земли?

    • литосфера +
    • наносфера
    • атмосфера
  2. Пангея — это…

    • имя древнегреческой богини плодородия
    • название единого континента, когда-то существовавшего на планете Земля +
    • название планеты в Крабовидной Туманности
  3. Что называют Тихоокеанским огненным кольцом?

    • пожары на нефтяных танкерах в Тихом океане
    • активные действующие вулканы,расположенные по линиям глубинных разломов земной коры +
    • рой светящегося планктона, видимый в Тихом океане ночью
  4. Какое еще явление свидетельствует о «дыхании» планеты?

    • космонавтика
    • тектоника
    • брадисеймс +
  5. Поверхность Мохоровичича расположена…

    • между земной корой и верхним слоем магмы +
    • между базальтовым и осадочными слоями земной коры
    • между нижним слоем магмы и земным ядром

#ADVERTISING_INSERT#

Источник