Земельный участок из земель населенных пунктов для добычи полезных ископаемых

Земельный участок из земель населенных пунктов для добычи полезных ископаемых thumbnail

Полное описание

Если собственник (арендатор) желает использовать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых, необходимо перевести земельный участок в составе таких земель в земли промышленности.

Для этого заинтересованному лицу необходимо обратиться в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления с ходатайством.

Согласно ст. 8 Земельного Кодекса РФ «Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

– земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;

– земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;

– земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления».

Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории регулируется ФЗ « О переводе земель Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности необходимо подать ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения  в земли промышленности с приложением:

– выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории предполагается осуществить (выдается территориальным отделом федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата»);

– копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка  из единого  государственного реестра  юридических лиц  – для юридических лиц ;

– выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество  и сделок  с ним о правах на земельный участок (предоставляется по запросу заявителя территориальными отделами Главного управления Федеральной регистрационной службы);

– согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (если участок находится не в частной собственности);

– утвержденный в установленном порядке проект рекультивации сельскохозяйственных земель (выполняется проектными организациями, в составе рабочих проектов на разработку полезных ископаемых, либо в рабочих проектах строительства линейных объектов);

 – заключение департамента агропромышленного комплекса;

– копия лицензии на пользование недрами;

– заключение органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области охраны объектов культурного наследия с целью установления отсутствия объектов историко-культурного наследия на территории земельного участка, перевод которого планируется осуществить.   

Также необходимо проверить, не противоречит ли планируемое использование земельного участка (добыча полезных ископаемых) документам территориального планирования того поселения (населенного пункта), где расположен земельный участок.

Для этого необходимо подать соответствующий запрос в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Если будет установлено, что планируемое использование не соответствует документам территориального планирования – в удовлетворении ходатайства о переводе будет отказано.

Порядок рассмотрения ходатайства и принятия решения един независимо от категории земель и установлен в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Источник

Земли, расположенные вне границ населенных пунктов и предназначенные аграрных нужд, определяются Земельным кодексом РФ, как земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся не только аграрные угодья, но и земли дорог, коммуникаций, зданий и сооружений аграрного назначения, водных объектов и лесных насаждений.

Земли населенных пунктов — это территории, предназначенные и используемые для застройки, роста и развития городов и сел. Эти территории состоят из следующих зон: жилых, общественно-деловых, производственных, инфраструктурных (инженерных и транспортных), рекреационных, сельскохозяйственного использования и иных, регламентированных в ст. 85 ЗК РФ.

Градостроительный и Земельный кодекс определяют, что в совокупность зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • участки с многолетними насаждениями;
  • здания и сооружения сельхозназначения (которые используются для ведения сельского, дачного, личного подсобного хозяйства, садоводства).

Отличительной особенностью данных сельскохозяйственных участков является то, что в аграрных целях они используются до момента смены вида их пользования согласно генеральным планам населенных пунктов и правилами землепользования и застройки, одобренными органами местных администраций, исходя из потребностей поселения. Возможность изменения вида использования обусловлена нормативно закрепленным приоритетом застройки для развития и роста населенного пункта.

Так как зоны сельскохозяйственного использования располагаются в границах поселений, местная администрация (в рамках своей компетенции) имееет право руководить и распоряжаться данными участками земли, находящимися в собственности у муниципальных образований. Право распоряжения и управления распространяется и на землевладения, собственность на которые не дифференцирована.

Для земель сельхозназначения, находящихся в пределах населенных пунктов, характерен смешанный режим правового регулирования, так как, несмотря на то, что они входят в структуру земель поселений, данные участки не лишены экономического свойства – использования для потребностей сельского хозяйства.

Земли сельхозназначения обладают специфическим правовым режимом, так как основное предназначение таких территорий – производство продуктов питания, кормов и сырья. Государство заинтересовано в повышении плодородия почв на таких участках и сохранении этих земель в сельскохозяйственном обороте. При сельскохозяйственном производстве характерно не только использование угодий, но и прилегающих к ним дорог, коммуникаций и иных объектов.

Смена категории или вида разрешенного использования

Одним из основополагающих атрибутов земельного участка является вид разрешенного использования (ВРИ), который определяет способы использования участка и объекты, которые могут быть на нем возведены. Данные участки могут использоваться для сельхозпроизводства, ведения крестьянско-фермерского, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, животноводства, сенокошения и т.д. Сообразно своему назначению и ВРИ на таком участке разрешается строительство на основании градостроительных регламентов и иных нормативов.

Для использования земель в иных, отличных от аграрных, целей необходимо переведение из одной категории в другую. Применительно к землям сельскохозяйственного назначения – в категорию земель населённых пунктов. Данная процедура регламентируется специальным законом №172 от 21 декабря 2004 г.

Нормативный акт определяет, что эта процедура производится в особых случаях. П. 3 ч. 1 ст. 7 Закона гласит, что перевод участков земли из структуры земель сельхозназначения возможен по причине установления или изменения границ населенного пункта посредством утверждения (изменения) генеральных планов или схем территориального планирования.

Если кадастровая стоимость участков сельскохозяйственных земель более чем на 50% превосходит среднюю кадастровую цену по данной территории, а также, если землевладения принадлежат к особо ценным угодьям, то перевод в другую категорию не разрешается (кроме случаев изменения границ населенных пунктов [п. 3], строительства дорог [п. 6], обеспечения обороны [п. 7] и добычи полезных ископаемых [п. 8]).

Изменение ВРИ земельного участка во многих случаях носит более практичный и удобный характер. В отличии от перевода в другую категорию эта процедура менее сложна, так как решение об изменении принимается главой местной администрации. На практике вследствие отсутствия генеральных планов, ПЗЗ (правил землепользования и застройки) или противодействия чиновников могут возникнуть препятствия, которые, выражаются в запрете выдачи разрешений на строительство, непредоставлении участков земли для застройки из земель государственной и муниципальной собственности или запрете на изменение ВРИ.

Источник

30.03.2017

О добыче общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения

Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».

Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.

 Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.

Информацию подготовил государственный инспектор отдела земельного надзора Ханов Р. М.

Источник

Помогите с данной ситуацией. Общество с ограниченной ответственностью «Спутник» на основании выданной в установленном порядке лицензии на недропользование, осуществляет добычу полезных ископаемых – строительных песков на арендованном земельном участке, являющимся землями сельскохозяйственного назначения, предназначенными для сельскохозяйственного производства. В ходе выездной проверки административный орган в сфере государственного надзора за использованием землей привлек данное юридическое лицо к ответственности. Не согласившись с решением органа государственного земельного надзора, ООО «Спутник»

Какие нормы земельного законодательства, законодательства о недрах, в том числе Конституции Российской Федерации, были нарушены ООО «Спутник» в данной ситуации?

К какому виду ответственности может быть привлечено ООО «Спутник» за использование для целей добычи полезных ископаемых земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения?

28 Марта 2019, 17:35, вопрос №2307763
Ирина, г. Москва

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Ответы юристов (1)

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Уважаемая Ирина!

Из Вашего вопрос не совсем ясно по какому основанию административный орган привете ООО к ответственности и какой.

Согласно статье 40 Земельного кодекса 

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В соответствии со статьей 41 ЗК

1. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.

Ни ЗК, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не устанавливают ограничения по добыче полезных ископаемых на землях сельхозназначения.

Однако следует обратить внимание, что проектом освоения месторождения полезного ископаемого должен быть предусмотрен раздел о рекультивации земель. Т.е., если не предполагается перевод сельхоз земель в земли иной категории, например, в земли промышленности, то по окончании работ по добыче, земельный участок должен быть приведен в состояние, приходное для использования его для ведения сельского хозяйства.

Все услуги юристов в Москве

Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Источник