Здоровый образ жизни школьников полезные советы
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
Основными задачами родителей и педагогов являются сформировать у учащихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни:
- Позитивных факторах, влияющих на здоровье, правильном (рациональном) питании, о полезных продуктах, рациональной организации режима дня учебы и отдыха, двигательной активности;
- Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, такие как (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.);
- Существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их вредном влиянии на здоровье;
- Влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач;
- Научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
Сформировать: представление об основных компонентах здорового образа жизни, потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Режим дня, учебы и отдыха
Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим – это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.
Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.
Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д.
Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым:
Каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Родители и педагоги должны понимать, что кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах, необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом;
- Соблюдение личной гигиены – обязательный компонент режима дня;
- Содержать свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы;
- Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи;
- Питаться надо 4-5 раз в день в строго определенное время.
Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его. Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.
Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.
Правильный режим дня школьника з залог крепкого здоровья и хорошей учебы.
7 апреля ежегодно отмечается Всемирный день здоровья. Он является уникальной возможностью мобилизовать действия в отношении какой-либо темы в области здравоохранения, волнующей людей во всем мире. Девиз кампании по проведению Всемирного дня здоровья 2017 г.:«Депрессия: давай поговорим».
Управление Роспотребнадзора обращает внимание, что одним из важнейших условий сохранения нравственного, психического и физического здоровья является поддержание здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно, для этого нужно соблюдать несколько основных принципов.
Хорошо высыпайтесь
Здоровый и правильный сон – залог хорошего дня и прекрасного настроения. Чтобы добиться крепкого, глубокого и полезного для организма сна, соблюдайте некоторые правила:
выспаться взрослому человеку необходимо 8 часов. Ложиться лучше в десять-одиннадцать вечера. В это время организм расслабляется и легко можно уснуть.
- ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Непосредственно перед сном можно употребить кисломолочный напиток, овощ или фрукт. Не стоит наедаться, но и голодным тоже не надо ложиться спать.
- перед сном нужно проветрить помещение. Также необходимо позаботиться и о температуре воздуха – в комнате должно быть прохладно (оптимальная температура для сна должна составлять +20-22 градуса).
- спальное место, на котором Вы спите, не должно быть слишком мягким или слишком твердым, Вам должно быть комфортно.
- кроме того, не рекомендуется перед сном смотреть фильмы и читать.
- для здорового сна ложиться спать и просыпаться полезней всего в одно и то же время.
Соблюдайте правила личной гигиены
Следите за чистотой тела, волос, ногтей и полостью рта. Содержите в чистоте одежду и обувь.
Правильно организуйте и соблюдайте режим дня
Режим дня – необходимый момент планирования собственной жизни. Рассмотрите свой режим дня по частям, с утра до ночного сна. Все 24 часа в сутки распределяются таким образом: 8 часов работы, 8 часов отдыха (но обязательно и активного) и 8 часов сна. Должно быть отведено время для физкультуры, водных процедур, прогулок на свежем воздухе. Проанализируйте свой режим дня, научитесь ценить время и использовать его для улучшения своего здоровья.
На зарядку становись!
Здоровый образ жизни невозможно представить без утренней зарядки, которая приведет Ваш организм в работоспособное состояние, устранит сонливость и вялость, поднимет настроение. Упражнения для утренней зарядки нужно подбирать с особой тщательностью. Отдавайте предпочтение упражнениям на гибкость, подвижность и дыхание. Утренняя зарядка должна проходить в медленном темпе без резких движений.
Режим питания нарушать нельзя!
Вести здоровый образ жизни – это значит соблюдать основные правила здорового питания. Приведем некоторые из них:
Питайтесь 4-5 раз в течение дня, желательно в одно и то же время.
- Используйте в своем рационе разнообразную пищу. В ежедневном меню должны присутствовать продукты из разных пищевых групп.
- Употребляйте хлеб и хлебобулочные изделия преимущественно из муки грубого помола и муки, обогащенной микронутриентами.
- Ежедневно включайте в рацион молоко и молочнокислые продукты, предпочтительно с малым содержанием жира, с наличием добавок, таких как бифидобактерии (бифидокефир, биопростокваша и др.). Минимум 2 раза в неделю ешьте натуральный творог.
- Старайтесь заменить жирные виды мяса и мясопродуктов, в т.ч. высококалорийные колбасные изделия, на тощие сорта мяса, рыбу, птицу, яйца и бобовые.
- Ежедневно съедайте большое количество овощей, фруктов, соков, желательно 3-5 разных цветов. Каждому цвету соответствует определенный набор полезных компонентов.
Старайтесь ограничить количество употребляемой соли. Употребляйте только йодированную соль.
- Исключите из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчупы.
- Ограничьте употребление сахара, кондитерских изделий, сладких, особенно газированных напитков, исключите употребление карамели.
- В течение дня старайтесь пить больше чистой воды. Вода способствует выведению вредных токсинов из организма и необходима для нормального пищеварения.
- Отдавайте предпочтение блюдам, приготовленным на пару, отварным и запеченым кулинарным изделиям.
- Следите за тем, чтобы еда всегда была свежей. Лучше готовить еду небольшими порциями, при долгом хранении пищи в ней начинаются процессы гниения и брожения.
- При покупке продуктов обязательно обращайте внимание на срок годности.
Откажитесь от вредных привычек!
Отказаться от вредных привычек всегда не просто, но представить здоровый образ жизни с вредными привычками еще сложнее. Курение и алкоголь отрицательно отражаются на трудовой и творческой деятельности человека, влекут за собой заболевания и социальное неблагополучие человека.
Спорт – залог красоты и здоровья!
Регулярные занятия физкультурой являются залогом здоровья и долголетия. Физически активные люди меньше подвержены различным депрессивным состояниям, и не страдают бессонницей. Важно подобрать такой вид спорта, который подойдет Вам не только физически, но и будет приносить удовольствие.
Пусть здоровый образ жизни станет Вашим стилем жизни!
Почему сейчас для людей актуален вопрос здорового образа жизни? Потому что за последние годы существенно изменился наш повседневный ритм жизни, мы стали жить быстрее, и количество стрессовых факторов выросло. Сохранить здоровье и прожить долго в современных условиях — задача не из простых. Но если с детства и юности придерживаться здоровых привычек, то качество жизни значительно улучшится.
Что такое здоровый образ жизни
Под здоровым образом жизни понимают стиль жизни, включающий в себя здоровое питание, физические нагрузки, правильный режим сна и бодрствования, отказ от вредных привычек, контроль над мыслями и эмоциями.
Как вы думаете, от чего зависит ваше здоровье? Большое значение для него имеет климат и экология — это 20% успеха. Кто-то считает, что дело в хорошей наследственности или качественной медицине, но от них мы зависим на 20%. И на 60% наше крепкое здоровье зависит от образа жизни, от качества и стиля питания, двигательной активности и отказа от алкоголя и табака.
Основы здорового образа жизни включают в себя:
- Пребывание в благоприятной экологической обстановке;
- Правильное питание с учетом особенностей вашего организма;
- Двигательную активность с учетом физиологических особенностей;
- Отказ от спиртных напитков и табакокурения;
- Соблюдение правил личной гигиены;
- Позитивное интеллектуальное и духовное самочувствие.
Важную роль в распространении здорового образа жизни играет его пропаганда. Она заключается в трансляции соответствующих установок через масс-медиа и Интернет. Но важнее этого, конечно же, формирование здоровых привычек в семье и школе.
Почему для школьника важно заложить основы здорового образа жизни
Обучение в школе — особый период в жизни человека. Он становится достаточно самостоятельным, начинает изучать различные науки и приучается к дисциплине. Одновременно с этим возрастают нагрузки на растущий организм и на все его системы. Если ребенок посещает дополнительные занятия, например, по музыке, спорту или рисованию, то он и устает больше. Поэтому крайне необходимо соблюдать определенный распорядок дня, вовремя отдыхать и правильно питаться.
Основные негативные факторы, влияющие на здоровье школьника:
- Длительное пребывание в сидячем положении;
- Низкое качество школьного питания;
- Влияние сверстников на вкусы и образ мышления;
- Перестройка организма в период полового созревания;
- Стрессовые ситуации во время учебы;
- Конфликты с учителями и сверстниками;
- Неблагоприятная обстановка в семье.
Родителям школьников следует помнить о том, что детская психика отличается от взрослой, а организм растет. Насколько прочно укрепятся основы здорового образа жизни в будущем — зависит от семьи и школы. Уже с первых лет жизни ребенок копирует поведение родителей, а к первому классу школы оно перерастает в привычку. Если родители занимаются спортом, правильно питаются, не перегружают себя работой за компьютером или просмотром телевизора, то же самое будет делать и ребенок. Если же в их привычках — фаст-фуд и отсутствие спорта, то ребенок также станет малоподвижным, приобретет лишний вес и хронические заболевания.
Одним словом, родителям следует начать закладывать основы здорового образа жизни с себя. Конечно, в школьный период они заметно ослабляют контроль, но ответственность за ребенка они несут до 18 лет. Вот несколько простых советов, которые помогут приобщить ребенка к здоровому образу жизни:
- По возможности контролируйте режим дня;
- Старайтесь уменьшить дополнительную нагрузку;
- Не давите на пищевые привычки ребенка;
- Обеспечьте ребенку рабочее место;
- Контролируйте время просмотра телевизора и работы за компьютером;
- Старайтесь, чтобы ребенок больше занимался спортом, но не заставляйте насильно.
Человек, ведущий здоровый образ жизни со школьных лет, будет более успешен. Он будет грамотно распределять время работы и отдыха и, конечно, меньше болеть.
Спорт и питание — основа здорового образа жизни школьника
В современных условиях здоровый образ жизни школьника не так просто обеспечить. Нагрузки в школе растут, усложняется программа. Дополнительные занятия отнимают у школьников все больше свободного времени. К кружкам добавляются занятия с репетиторами по школьным предметам, поскольку школьники могут хуже справляться с программой. Современные дети перегружены гораздо больше, чем поколение их родителей. Добавьте к этому негативное влияние компьютеров и мобильных телефонов. Также оставляет желать лучшего и питание. Недостаточное время для принятия пищи, однообразие блюд и их несбалансированность не способствуют здоровым привычкам.
Тем не менее, вы можете помочь своему ребенку существенно улучшить здоровье, если сформируете соответствующий стиль питания и убедите его развить физическую активность.
По мнению диетологов, растущему организму необходимо 4-разовое питание. Обязательно есть горячие блюда на завтрак, обед и ужин.
Завтрак школьника должен включать в себя макароны и каши, а также продукты, богатые кальцием — творог или яйца. Также важно, чтобы в рационе ребенка был сахар. Он полезен для умственной активности, но злоупотреблять им не рекомендуется.
С обедом ситуация сложнее. Основные проблемы — низкое качество школьных обедов и отсутствие времени на них. И далеко не во всех школах есть микроволновые печи для того, чтобы подогреть обед, взятый из дома. Поэтому давайте ребенку еду с собой: горячие блюда можно положить в термос, способный удерживать тепло в течение нескольких часов. Для перекусов лучше давать несладкий йогурт или фрукты. Само собой, школьнику следует избегать чипсов и гамбургеров, как бы ни был приятен их вкус.
Ужин ребенка также должен быть полноценным и питательным. Он обязательно должен включать в себя отварную рыбу, мясо, овощи.
Важно помнить, что количество белков, жиров, углеводов и витаминов должно соответствовать возрастной норме. Недостаток тех или иных веществ в организме приводит к ухудшению умственной и физической активности и заболеваниям желудка.
Здоровый образ жизни школьника — это не только правильное питание, но и достаточная физическая активность. К сожалению, уроки физкультуры в школах не дают детям нужный уровень активности, а часто и вовсе внушают отвращение к спорту. Поэтому хорошо, если школьник посещает занятия по фитнесу или спортивные секции.
Если в начальных классах дети достаточно активны, любят подвижные игры, много бегают, то старшеклассникам могут потребоваться физические нагрузки. Разумеется, они должны соответствовать личным интересам и состоянию здоровья школьника.
Что помогает двигаться больше, если не хватает времени на спорт:
- Прогулки на свежем воздухе с собакой или младшими братьями/сестрами (если есть);
- Пользование лестницей, а не лифтом при проживании в многоквартирном доме (насколько возможно);
- Катание на велосипеде или роликовых коньках;
- Выполнение обязанностей по дому: уборка квартиры, поход в магазин;
- 15-минутная зарядка после 45 минут неподвижности.
Идеальный вариант физической активности — семейные занятия спортом в выходные. Лыжи, коньки, велосипедные прогулки оздоравливают не только тело, но и душу. Единение с семьей и время, проведенное вместе, очень много значат для гармоничного развития ребенка.
Здоровый образ жизни школьника — основа его душевного, физического и умственного здоровья. Чем здоровее ребенок, тем лучше он учится. А полезные привычки перейдут и во взрослую жизнь.
Здоровый образ жизни
школьника
Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа
жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
В статье «Здоровый
образ жизни для детей» мы
делали акцент на критериях здорового образа жизни детей дошкольного возраста, когда нагрузка на ребенка еще относительно невелика и родитель играет определяющую роль в установлении поведения
своего малыша. В период школьного обучения ребенок попадает в совершенно иные условия жизни, к тому же он становится все более самостоятельным, поэтому здоровому образу жизни школьника мы
решили посвятить отдельную статью.
Актуальность проблемы
На здоровье человека оказывает
влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого
придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам,
когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.
Как показывает статистика, за время
обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на
максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано. О подходе к воспитанию здорового образа
жизни мы поговорим в отдельной статье, а пока определимся, какими критериями определяется здоровый образ жизни школьника.
В чем особенность школьного
периода жизни?
Говоря о здоровом образе жизни
школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.
1.Возрастающая учебная нагрузка в
школе.
2.Занятия в учреждениях дополнительного
образования.
3.Уменьшение контроля со стороны
родителей.
4.Становление личности ребенка и
формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.
5.Влияние сверстников на поведение,
предпочтения и устремления.
6.Половое созревание и связанное с ним
поведение.
7.Психологическая ранимость ребенка в
критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.
Здоровый образ жизни школьника:
основные принципы
В вопросе здорового образа жизни
школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:
1.создание оптимальных внешних условий
(питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);
2.составление гармоничного режима труда
и отдыха;
3.воспитание правильных представлений о
здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.
Здоровый образ жизни формируется из
множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.
Правильное питание
Питание школьника должно быть
полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково
вредны.
Рациональный режим дня
Сюда входит режим труда, подразумевающий
рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.
Оптимальная физическая
нагрузка
Любой ребенок, даже самый
«неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется
посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.
Закаливание
Закаливание является отличным средством
повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.
Соблюдение гигиенических норм
В эту группу входят все основные
гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.
Отказ от вредных привычек
Курение, алкоголь, любая форма
наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.
Благоприятная психологическая
обстановка в семье
Добрые дружеские отношения между всеми
членами семьи являются основой психического здоровья школьника.
Здоровый образ жизни школьника:
советы родителям
Знание общих принципов здорового образа
жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека:
«стричь всех под одну гребенку» неполезно, да и просто невозможно.
Как составить индивидуальный план
здорового образа жизни для школьника?
Надеемся, наши советы помогут
вам.
Учитывайте возраст ребенка
Это касается практически каждого аспекта
здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на основе потребностей и возможностей определенного возраста.
Помните о разном исходном запасе
здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника
Не секрет, что есть дети с разной
потребностью в движении, общении, отдыхе – обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.
Корректируйте образ жизни в
зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний
Если в один из переходных периодов вы
заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку.
Не переусердствуйте: постарайтесь не
давить на ребенка
Действуйте больше убеждением и
собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет другой
вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.
В ограничении вредных факторов будьте
разумны
Ничего страшного не случится, если,
например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу.
Будьте последовательны и
постоянны
Образ жизни только тогда будет здоровым,
когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только
навредить.
Автор врач Карташова Екатерина
Владимировна
Формирование здорового образа жизни школьника
В статье «Основы здорового образа жизни школьника» мы достаточно подробно говорили о каждом компоненте
здорового образа жизни применительно к периоду школьного обучения. Однако относительно многих моментов здорового образа жизни возникает закономерный вопрос: как обеспечить школьнику оптимальные
условия для осуществления того образа жизни, который мы считаем правильным и здоровым? В то время как с питанием все более-менее ясно, то вот, например, формирование оптимального режима дня может
оказаться настоящей проблемой.
Что включается в понятие
формирование здорового образа жизни?
Осведомленность относительно здоровья,
болезни и факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья человека.
Этот пункт подразумевает приобретение
знания об основных гигиенических навыках, правилах здорового поведения и элементарных закономерностях состояния организма человека.
Воспитание здорового образа жизни
школьника
Этой проблеме мы посвятили отдельную
статью , так как считаем вопросы мотивации на здоровый образ жизни у школьников крайне важными и определяющими течение дальнейшей жизни и состояние здоровья на долгие
годы.
Предоставление материальных возможностей
для осуществления здорового образа жизни.
Сюда отнесем собственно питание, одежду,
мебель, спортивные учреждения и т.п.
К сожалению, нередко именно этим и
ограничивается участие родителей в формировании образа жизни своего ребенка. Однако очевидно, что самая качественная одежда и возможность оплатить дорогостоящую спортивную секцию мало что дают сами
по себе – ими следует активно пользоваться и уметь «зажечь» школьника здоровым образом жизни. Только тогда материальная составляющая формирования здорового образа жизни окажется благотворным фактором
здоровья школьника.
Психологический аспект здорового
образа жизни
Здоровый человек – это еще и
стабильная уверенная личность, критически оценивающая свои способности и стремящаяся к самосовершенствованию. Для формирования такой личности требуется создать благоприятную психологическую атмосферу
в семье и научить ребенка самооценке и продуктивному общению.
От знания к пониманию и
навыкам
Источники получения знаний о здоровье и
факторах, на него влияющих, могут иметь самое разнообразное происхождение. Уроки валеологии в школе, беседы с родителями, научно-познавательные книги, развивающие передачи, участие в оздоровительных
мероприятиях – нужно постараться использовать максимальное количество источников.
Выбирать источники знания о здоровом
образе жизни нужно обязательно с учетом особенностей психологии школьника. Для детей младшего и среднего школьного возраста информация будет понятнее, если использовать игровую составляющую, а также
принципы наглядности и эксперимента. Рисуйте схемы, организуйте игры с включением понятий здорового образа жизни, наблюдайте вместе с ребенком изменения в его организме. Например, начиная утренние
пробежки, вы можете зафиксировать, сколько минут потребуется ребенку, чтобы пробежать вокруг дома – не забудьте записать полученный результат. Когда через месяц регулярных занятий вы сравните свои
достижения, то результат утвердит ребенка в его успехе: теперь он будет знать на опыте, насколько важна тренированность – а это отличный стимул к дальнейшим пробежкам.
Старшим школьникам важно мнение
авторитетов и мнение сверстников, поэтому для подростков уместным будет пример кого-то из известных музыкантов, актеров, успешных сверстников.
Организация правильного режима
дня
Режим дня школьника должен строиться на
балансе трех основных пунктов:
1. потребностей личности;
2. возможностей организма;
3. желаемых результатов.
Требования к современному человеку очень
высоки, поэтому понятно желание родителей нагрузить своего ребенка английским языком, занятиями с репетитором, уроками в музыкальной или художественной школе. Однако следует понимать, что возможности
ребенка ограничены – в конце дня он не должен чувствовать себя измотанным, истощенным.
Ошибкой многих родителей является
желание заполнить все свободное время школьника по своему усмотрению, однако в большинстве случаев такой подход является глубоко ошибочным. Даже взрослый сформированный человек нуждается в отдыхе,
причем таком, который приносит ему максимальное удовлетворение – кто-то читает книги, кто-то вяжет или занимается другим рукоделием, кто-то ходит на рыбалку, а кто-то предпочитает просто расслабиться
за просмотром художественного фильма. Условия, в которых человек отдыхает и оптимально восстанавливает свои силы, различаются в зависимости от особенностей конкретного человека – и ребенок не
является исключением. Скажем больше – школьнику требуется гораздо больше свободного от занятий времени, которое необходимо ему для формирования навыков социализации и выражения своей личности.
Большинство людей, и дети не являются
исключением, не способны длительное время работать в режиме критической интенсивности. Порог выносливости индивидуален, и попытки его превышения чреваты развитием нервных срывов и формированием
психосоматических заболеваний. Поэтому даже в период подготовки к экзаменам рекомендуется периодически переключать школьника на активный отдых, который не только полезен для здоровья, но и повышает
эффективность усвоения информации и облегчает процесс дальнейшего обучения.
Как определить допустимую загруженность
школьника? Как правило, в дополнение к основным занятиям в школе вполне достаточно какого-то одного полноценного дела с занятиями 3-4 раза в неделю. При необходимости можно добавить еще одно занятие
в неделю (например, дополнительные занятия по одному из предметов), однако при этом обязательно смотрите на самочувствие ребенка.
Как определить перегруженность
школьника?
У школьника нет свободного времени,
которое он мог бы посвятить любимому делу.
1. Он бледен, у него снижен
аппетит.
2. У него утрачен интерес к любимому
хобби.
3. Вы видите потерю жизнерадостности и
нормального детского любопытства.
4. Он необычно рассеян, не может
сосредоточиться на простом задании.
5. У ребенка появились навязчивые
движения и другие признаки невротизации – он теребит одежду или волосы, сосет пальцы, грызет волосы, у него нарушен сон или снятся кошмары.
Кроме разумной интенсивности нагрузки в
формировании правильного режима дня важно соблюдать принцип чередования умственных и физических занятий. Оптимально, например, если сразу после занятий в школе ребенок сможет побегать или погулять.
Даже полчаса такого отдыха ускорят и облегчат приготовление домашнего задания.
Компьютер и телевизор: за и
против
Широкие возможности, предоставляемые
сетью интернет и обучающими компьютерными программами, способствуют развитию современного школьника, однако не стоит забывать об отрицательной стороне занятий на ПК. Проблема в том, что большинство
современных школьников из всех доступных развлечений предпочитают именно компьютер – игры и общение в социальных сетях, которые при отсутствии родительского контроля способны поглотить практически
все свободное время школьника. В связи с этим педагоги и врачи настоятельно рекомендуют родителям правильно организовывать свободное время школьника, отдавая предпочтение отдыху активному,
подвижному, преимущественно на свежем воздухе. Школьникам младшего и среднего звена рекомендуется проводить перед экраном компьютера и телевизора не более 30-60 минут в день.
Родителям любителей онлайн-общения мы бы
посоветовали обратить внимание на возможные проблемы с социализацией у ребенка: нередко именно проблемы общения со сверстниками приводят к тому, что школьник часами может просиживать в социальных
сетях, игнорируя возможность реального общения с реальными друзьями.
Психическое здоровье – основа
здорового тела и успешной личности
Формирование психического здоровья
школьника многогранно и имеет разнообразные способы достижения результатов. Остановимся на некоторых, наиболее значимых моментах, оказывающих влияние на психологическое здоровье школьника.
Обстановка в семье
Главным правилом построения
взаимоотношений в семье должно стать взаимное уважение и любовь. Старайтесь советоваться с ребенком, особенно в тех вопросах, которые касаются лично его – выбор иностран