Застройка площадей залегания полезных ископаемых это

Застройка площадей залегания полезных ископаемых это thumbnail
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий к статье.

1. Под термином «площадь залегания полезных ископаемых» в рамках комментируемой статьи следует понимать территорию, непосредственно под которой располагаются залежи полезных ископаемых, и прилегающие к ней участки земной поверхности, попадающие в зону негативного воздействия результатов горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения, а также акватории внутренних морей, озер и других водоемов в случаях, если они являются полезными ископаемыми или служат источником их получения, горные территории месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, разрешение на застройку и размещение подземных сооружений на территориях залегания подземных ископаемых выдается указанным Федеральным агентством. При этом следует учитывать, что передача такого разрешения другим лицам без соблюдения соответствующей процедуры переоформления не допускается.

2. В рассматриваемой статье объективная сторона административного правонарушения может быть выражена застройкой территории залегания полезных ископаемых без наличия соответствующей лицензии либо при непринятии мер по обеспечению сохранности зданий и сооружений при недропользовании.

Незаконность застройки площади залегания полезных ископаемых может быть установлена при осуществлении строительства без получения специального разрешения, при нарушении порядка получения лицензии или ее переоформления, при несоблюдении условий, установленных специальным разрешением.

2. Осуществление застройки мест залегания полезных ископаемых без оформления лицензии влечет административную ответственность только при умышленной форме вины, тогда как ответственность за необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при недропользовании наступает и при неосторожной форме вины.

При наступлении в результате застройки мест залегания полезных ископаемых негативных последствий в виде причинения значительного ущерба деяния виновного лица будут квалифицироваться по ст. 255 УК РФ.

3. Рассмотрение дел указанной категории входит в компетенцию должностных лиц органов, осуществляющих государственный геологический контроль по вопросам, связанным с предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых.

Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря

Комментарий к статье 7.5

1. В качестве объекта административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают отношения по защите государственной собственности на недра в границах территории страны, в том числе подземные пространства, содержащиеся в них полезные ископаемые и другие ресурсы.

Предметом изучаемого административного правонарушения является янтарь — ископаемая природная смола минерального происхождения, относящаяся к классу органических соединений, от светло-желтого до коричнево-красного цвета, используемая для изготовления лекарственных средств и ювелирных изделий, предметов прикладного искусства.

Несмотря на то что янтарь по своему составу и процессу образования не относится к драгоценным камням, Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 был утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, в связи с чем на такие образования распространяется действие Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

2. В качестве объективной стороны рассматриваемого правонарушения рассматриваются два альтернативных запрещенных действующим законодательством действия:

— добыча янтаря без получения соответствующего разрешения;

— сбыт янтаря, добытого незаконным способом.

Незаконной добычей янтаря признается не только его извлечение из недр без наличия специальной лицензии, но и осуществление этой деятельности за пределами отведенного участка, на котором разрешена его добыча. При этом состав административного правонарушения будет усматриваться только в действиях лица, осуществляющего добычу янтаря в местах его месторождений или в местах промышленной разработки.

За сбыт янтаря ответственность наступает только в случаях, если этот янтарь является незаконно добытым, т.е. полученным без наличия специальной лицензии или с нарушением установленных в ней условий. Под сбытом понимаются любые действия, направленные на отчуждение в целях извлечения выгоды такого янтаря в натуральном виде или в форме ювелирных украшений или предметов прикладного искусства после его переработки.

Совершение рассматриваемых правонарушений возможно только в форме умысла физическими лицами, достигшими 16-летнего возраста, или должностными лицами юридических лиц, осуществляющих деятельность по добыче, переработке или сбыту янтаря. При этом незаконно добытый янтарь подлежит изъятию и зачислению в доход федерального бюджета.

Источник

Вопрос: Кем выдаются разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами? В чьей компетенции находится выдача указанных разрешений в отношении площадей и объектов расположенных на территории субъекта Российской Федерации, сопредельных субъектов Российской Федерации, сопредельных федеральных округов, континентального шельфа Российской Федерации?  

Ответ. В соответствии с «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами» и приказом Роснедр от 01.06.2010 № 546 «О разграничении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений», указанные разрешения выдаются:

1.  Центральным аппаратом Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территории двух и более федеральных округов Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

2. Региональными департаментами Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях двух или более субъектов Российской Федерации одного федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента Роснедр, а также по объектам, строительство которых намечается на территориях федерального округа Российской Федерации, находящегося в сфере деятельности регионального департамента, не входящих в сферу деятельности отделов регионального департамента Роснедр или территориальных управлений Роснедр; 

3. Территориальными управлениями Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях  субъектов Российской Федерации, находящихся в сфере деятельности соответствующих территориальных управлений Роснедр.

Вопрос: Какими основными нормативно-правовыми документами регламентируются вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами?   

Ответ: Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы получения разрешений на застройку площадей полезных ископаемых, а также разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, являются:

1. Закон Российской Федерации «О недрах» (п.5 ч. 1 ст. 22, п.10 ч. 1 ст. 23, ст. 25).

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 36, 51, 55).

3. Федеральный Закон № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 9, 16.1, 20, 22).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.13, 222).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.3, 7.4, 8.17, 9.4, 9.5, 9.5.1).

6. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.

7. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами.

Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на застройку площадей полезных ископаемых и перечнем документов, необходимых для получения указанного разрешения?

Ответ: Порядок подачи заявления на получение разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых и перечень прилагаемых к указанному заявлению документов приведены в «Административном регламенте предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений». Данный регламент размещен в открытом доступе для ознакомления и получения копий на интернет-сайте Роснедр (https://www.rosnedra.com/article/3312.html).

Вопрос: Где можно детально ознакомиться с порядком подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами, и перечнем необходимых для получения указанного разрешения документов?

Ответ: Порядок подачи заявления на получение разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами и перечень прилагаемых к указанному заявлению документов приведены в «Административном регламенте предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами». Данный регламент размещен в открытом доступе для ознакомления и получения копий на интернет-сайте Роснедр (https://www.rosnedra.com/article/4389.html).

Вопрос: Каким документом в настоящее время регламентируется порядок выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного или капитально отремонтированного объекта, связанного с пользованием недрами? Кто должен выдавать указанное разрешение?

Ответ: Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и капитально отремонтированных объектов, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 данной статьи непосредственная выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом власти, выдавшим разрешение на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта.

Вопрос: Кому могут быть выданы разрешения на застройку площадей полезных ископаемых, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, связанных с пользованием недрами для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых? Может ли быть выдано данное разрешение дочернему предприятию, организации-подрядчику или оператору проекта, не являющемуся владельцем лицензии на право пользования недрами? 

Ответ: Указанные разрешения выдаются только непосредственным владельцам лицензий на право пользования недрами и не могут быть выданы иным организациям и предприятиям, осуществляющим какие-либо работы в рамках данного проекта на договорной, подрядной или иных основах.  

Вопрос: Требуется ли получение владельцем лицензии на право пользования недрами разрешения на застройку площадей полезных ископаемых в границах его лицензионного участка и горного отвода, предоставленного на основании лицензии на право пользования недрами?

Ответ:  В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка, либо горного отвода, площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия, получения разрешения на застройку площадей полезных ископаемых не требуется.

Вопрос: Чем вызвана необходимость получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых? В связи с чем может быть ограничена или запрещена данная застройка?

Ответ: Получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также ограничение, вплоть до полного запрещения, данной застройки, необходимы в целях недопущения возможности негативного взаимовоздействия не связанных между собой рамками целевых назначений объектов, а также различного рода техногенных факторов, сопровождающих функционирование этих объектов.  

Вопрос: Выдаются ли Роснедрами разрешения на проектно-изыскательские работы под объекты будущего строительства?

Ответ: Разрешительные функции в отношении проектно-изыскательской деятельности в сфере гражданского и промышленного строительства не входят в компетенцию Роснедр.

Вопрос: На какие виды строительства разрешения выдаются Федеральным агентством по недропользованию?

Ответ: ч. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает пределы компетенции Роснедр в части выдачи разрешений на строительство  объектами, «строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ». Возможность выдачи Роснедрами разрешений на строительство каких бы то ни было иных объектов действующим законодательством не предусмотрена.

Вопрос: В каких случаях не требуется получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых?  

Ответ: Получения разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых не требуется в следующих случаях:

1. При подтвержденном территориальным органом Роснедр отсутствии под участком предстоящей застройки месторождений полезных ископаемых.

2. В случае осуществления владельцем лицензии на право пользованиями недрами застройки в пределах границ своего лицензионного участка площади залегания того вида полезного ископаемого, на который предоставлена лицензия.

Вопрос: Каковы особенности застройки площадей залегания полезных ископаемых в пределах распределенного фонда недр, в числе линейно протяженными объектами – трубопроводами различного назначения, автомобильными и железными дорогами, линиями электропередач и т.п.?

Ответ: На основании п.5 ч. 1 ст. 22 Закона Российской Федерации  «О недрах) любая застройка площадей залегания полезных ископаемых на участках распределенного фонда недр, вне зависимости от вида, категории и целевого назначения объекта строительства, должна быть в обязательном порядке согласована с владельцами находящихся на указанных участках горных отводов, предоставленных на основании лицензий на право пользования недрами.

Вопрос: Возможна ли выдача разрешений на строительство скважин различного назначения для целей поисков разведки и добычи углеводородного сырья на основании привязки планируемых к строительству скважин к уже имеющимся утвержденным индивидуальным или групповым рабочим проектам на бурение скважин, как то предусматривается п.п. 2.2.2 и 2.2.3 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 56.

Ответ: Да, возможна.

Вопрос: Требуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта построенного (реконструированного, капитально отремонтированного) на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления после 1 января 2009 года. Как быть в этом случае?

Ответ: Частью 2 статьи 25 Закона  Российской Федерации «О недрах»  установлено, что «разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом». На этом основании и с учетом части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, являющееся в настоящее время федеральным органом управления государственным фондом недр, обладает, совместно с его территориальными органами, исключительными правами и всеми необходимыми полномочиями по выдаче указанных разрешений.

Вследствие этого, любые разрешения на осуществление строительных работ, связанных с пользованием недрами, выданные какими-либо иными органами после даты делегирования Роснедрам вышеуказанных прав и полномочий (начиная с 01.01.2009 года), могут быть признаны недействительными, а осуществляемая на основании этих разрешений деятельность будет рассматриваться как незаконная.

На этом основании в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию подобного рода объекта будет отказано.   

Вопрос: Требуется ли получение разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации объектов, связанных с пользованием недрами, если лицензией ее владельцу предоставлено право на проведение буровых работ, создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей и трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о градостроительной деятельности? 

Ответ: Не требуется (ст. 9, 16.1 и 22 Федерального Закона № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»). 

Вопрос: Какие объекты следует относить к категории связанных с пользованием недрами?

Ответ: В качестве объектов, связанных с пользованием недрами, следует понимать любые, находящиеся в пределах не подлежащих действию, либо установлению градостроительных регламентов территорий (ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), промышленные, технологические и инфраструктурные объекты основного и вспомогательного назначения  (в том числе объекты хозяйственно-бытового назначения и линейные коммуникации), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию которых предусматриваются утвержденной проектной документацией (технологическими схемами, проектами обустройства и т.п.) в целях обеспечения осуществления владельцами лицензий максимально эффективного и рационального пользования недрами в соответствии с условиями лицензионных соглашений.

Вопрос: Кем и за счет каких средств в настоящее время выполняются геологоразведочные работы по поискам месторождений нефти и газа?

Ответ: В настоящее время практически весь объем геологоразведочных работ на углеводородное сырье финансируется из негосударственных источников и выполняется предприятиями организациями негосударственного сектора экономики в соответствии лицензиями на право пользования недрами. За счет средств федерального бюджета Роснедрами, в рамках государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации, осуществляются лишь незначительные объемы региональных сейсморазведочных работ и параметрического бурения на нераспределенном фонде недр, с задачами определения общих перспектив нефтегазоносности новых слабоизученных территорий. Основная часть этих работ сконцентрирована в пределах Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа Российской Федерации.

Вопрос: Каковы возможности и перспективы использования нетрадиционных методов и технологий поисков месторождений полезных ископаемых при выполнении работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы?

Ответ: Федеральное агентство по недропользованию не считает возможным использовать для целей воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также рекомендовать к внедрению различного рода разработки, в основу которых положены гипотетические природные явления, не нашедшие какого-либо подтверждения в результате экспериментальных исследований. В то же время не существует каких-либо ограничений на использование субъектами предпринимательской деятельности указанных разработок в инициативном порядке, либо на договорной основе, при проведении геологоразведочных работ за счет негосударственных источников финансирования.

Вопрос:  Являются ли гидрогеологические скважины, проходка которых осуществляется при геологическом изучении недр объектами капитального строительства?

Ответ: Такие скважины не являются имуществом и, соответственно, объектами капитального строительства.

Вопрос: Какой вид проектной документации подлежит согласованию комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, при разработке месторождений питьевых и (или) технических вод?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (часть 1 подпункта «в» пункта 9) определено,  что при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проектная документация в виде проекта водозабора.

Вопрос:  Какие документы и в каких случаях должны прилагаться к проектной документации при согласовании проектов разработки месторождений подземных вод или использования недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых?

Ответ: К заявлению пользователя должны прилагаться копии:

– лицензии на пользование недрами;

– заключения государственной экспертизы запасов или геологической информации о предоставленном в пользование участке недр;

– в случае, если на согласование представлен проект водозабора или строительства и эксплуатации в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки, размещения отходов производства и потребления; захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов – заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

– в случае, если объект недропользования находится в пределах внутреннего моря, континентального шельфа, Мирового океана, на площади особо охраняемой природной территории или связан с размещением (захоронением) отходов – заключения государственной экологической экспертизы;

– в случае, если объект недропользования относится к опасным производственным объектам – заключение экспертизы промышленной безопасности.

Источник