Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается с разрешения

Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается с разрешения thumbnail

Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” внесены изменения в статью 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” (далее – Закон “О недрах”), предусматривающие при строительстве объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, исключение необходимости получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах, под участком предстоящей застройки, а также исключение необходимости получения разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.

В целях обеспечения единства применения законодательства Российской Федерации о недрах в сфере застройки площадей залегания полезных ископаемых сообщаем следующее.

1. Указанными поправками изменено наименование разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, которое переименовано на разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений.

В связи с этим Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденный приказом Минприроды России от 13.02.2013 N 53 (далее – Административный регламент), подлежит применению в части не противоречащей ст. 25 Закона “О недрах”.

2. Предоставление государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в соответствии с Законом “О недрах” Административным регламентом при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства не предусмотрено.

3. Нормы, предусмотренные ст. 25 Закона “О недрах”, не отменяют иных обязательных требований к осуществлению строительства или хозяйственной деятельности в границах территорий с особым режимом – лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” (далее – Закон “О природных лечебных ресурсах”) лечебно-оздоровительная местность и курорт относятся к используемым в лечебно-профилактических целях особо охраняемым территориям. В частности, Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462.

В ч. 3 ст. 16 Закона “О природных лечебных ресурсах” для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны с ограничением или запрещением осуществления различных видов хозяйственной деятельности исходя из установленных зон охраны.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

В связи с этим, независимо от нахождения территории с особым правовым режимом, в том числе лечебно-оздоровительной местности или курорта, в границах населенного пункта, осуществление на ней строительства и иной хозяйственной деятельности должно осуществляться с учетом установленных Законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” ограничений и запретов.

4. Необходимо учитывать особенности законодательства Российской Федерации в части застройки площадей залегания полезных ископаемых на земельных участках, предоставленных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Учитывая, что в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, приказами Минприроды России от 25.06.2010 N 218, от 08.07.2010 N 254 и от 27.10.2010 N 463 при подготовке и согласовании технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых рассматриваются, в том числе, вопросы размещения объектов обустройства месторождений.

Принимая во внимание вышеизложенное, при наличии у пользователя недр согласованного в установленном порядке технического проекта на разработку месторождения полезных ископаемых, самостоятельное обращение пользователя недр за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых, не требуется.

5. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и п. 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее – Положение о Роснедрах), разрешение на строительство объекта капитального строительства выдается Роснедрами или его территориальным органом в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).

Согласно ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса и п. 5.3.15 Положения о Роснедрах, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выдается Роснедрами, в случае, если разрешение на строительство, реконструкцию указанного объекта капитального строительства было выдано Роснедрами.

Таким образом, разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых и разрешение на строительство объекта капитального строительства и разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются самостоятельными документами и, следовательно, в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на участке недр, предоставленном пользователю для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) необходимо получение разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства.

Порядок получения указанных разрешений установлен Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), утвержденным приказом Минприроды России от 25.06.2012 N 162, и Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых было выдано Федеральным агентством по недропользованию, утвержденным приказом Минприроды России от 26.06.2012 N 167, соответственно.

4 августа 2018 г. вступили в силу поправки к ГрК РФ. Для строительства в границах населенных пунктов теперь не нужно получать заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Также не требуется разрешение на застройку участков залегания полезных ископаемых.

В отношении объектов, которые возводятся (реконструируются) на участке, предоставленном для ведения работ, связанных с пользованием недрами (кроме недр местного значения), необходимо получить разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Если у пользователя недр есть согласованный технический проект на разработку месторождения полезных ископаемых, то ему не нужно обращаться за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.

Источник

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Комментарий к статье 25
Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых подробно определены Положением о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденным Госгортехнадзором РФ 3 ноября 1995 г. и Госкомнедр РФ 10 ноября 1995 г. и согласованным с Роскомземом.
Положение устанавливает единый и обязательный для всех организаций порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также на размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых выдаются, как указано в Положении, органами Госгортехнадзора и территориальными подразделениями органов геологии, использования и охраны недр Министерства природных ресурсов (МПР) РФ. В тех случаях, когда проектирование и строительство государственных объектов осуществляются по программам федерального значения или объект намечаемого строительства пересекает территорию двух и более субъектов РФ (железные и автомобильные дороги, трубопроводы для транспортировки нефти, газа, воды и других веществ и материалов, линии электропередач и т.п.), разрешение на застройку выдается непосредственно Госгортехнадзором и федеральным органом геологии, использования и охраны недр МПР РФ.
Проектирование и строительство (реконструкция) промышленных комплексов и других хозяйственных объектов, в том числе и в пределах континентального шельфа России, до получения от территориальных органов МПР РФ заключения о наличии или отсутствии полезных ископаемых под участком предполагаемой застройки не допускается.
Если территория, намечаемая к застройке, не охвачена геологоразведочными работами на предмет выявления полезных ископаемых, то организация этих работ производится на условиях, определяемых органами МПР РФ, если иное не будет установлено законодательством РФ или субъектов РФ.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускается при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки при получении в органах Госгортехнадзора и МПР разрешения на такую застройку. При этом в проектах на строительство (реконструкцию) объектов должны быть предусмотрены, а при их строительстве (реконструкции) – осуществлены строительные, горные или иные меры охраны в соответствии с действующими нормативными актами. Кроме того, при застройке площадей залегания радиоактивных полезных ископаемых должны разрабатываться специальные санитарно-защитные мероприятия, которые в установленном порядке согласовываются компетентными государственными органами. При строительстве инженерных сооружений на подрабатываемых территориях должны учитываться рекомендации специализированных научно-исследовательских организаций, имеющих лицензию на такой вид деятельности, полученную в установленном порядке в Госгортехнадзоре.
Положение устанавливает, что горные, строительные и иные меры должны обеспечивать: возможность извлечения полезных ископаемых из недр; охрану объектов строительства и технологического оборудования организаций от вредного влияния горных работ путем применения специальных строительных и санитарно-защитных мероприятий, предусмотренных соответствующими нормативными документами по проектированию и строительству на подрабатываемых территориях; охрану горных выработок от вредного влияния объектов строительства и размещение этих объектов с учетом требований, предусмотренных проектом строительства и эксплуатации организаций по добыче полезных ископаемых и планами горных работ, в том числе и от проникновения вредных веществ в горные выработки; охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, подтопления, пожаров и от других факторов, связанных с его застройкой, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; охрану окружающей природной среды от вредного воздействия объектов строительства.
Для получения разрешения на застройку Положение требует соблюдения и других правил. Необходимы горно-геологические обоснования на стадии разработки ТЭО или проекта намечаемого строительства (реконструкции). При отсутствии полезных ископаемых под площадкой намечаемого строительства, что должно быть подтверждено заключением территориальных подразделений МПР, разрешения органов Госгортехнадзора и МПР на застройку не требуется.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Организации, намечающие к застройке акватории внутренних морей, озер и других водоемов (или отчленение их части путем сооружения дамб, плотин для сброса промышленных и других отходов), рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья, должны также в установленном порядке оформить разрешение на застройку в органах Госгортехнадзора и МПР по согласованию с заинтересованными организациями.
При выборе площадок для размещения намечаемых к строительству (реконструкции) объектов и мест размещения подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны быть соблюдены требования земельного, водного и природоохранного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов. Участие представителей органов Госгортехнадзора и МПР в комиссии по выбору площадки для строительства (реконструкции) объектов или места размещения подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, которой выбран вариант с застройкой площади залегания полезных ископаемых, не исключает необходимости получения разрешения на застройку в указанных органах до начала проектирования строительства (реконструкции).
Размещение объектов строительства на земной поверхности или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в массиве горных пород, под которыми извлечены полезные ископаемые, допускается только после окончания процесса сдвижения земной поверхности, продолжительность которого рассчитывается в порядке, предусмотренном правилами или указаниями по охране сооружений от вредного влияния горных разработок, и при отсутствии непогашенных горных выработок и пустот. Не допускается размещение объектов строительства на земной поверхности над отработанными месторождениями полезных ископаемых, если отсутствует заключение специализированной организации об окончании процесса сдвижения земной поверхности и справка об отсутствии непогашенных горных выработок и пустот, выданная пользователем недр.
Использование расположенных над выработанным пространством зданий и сооружений ликвидированной организации по добыче полезных ископаемых для целей, не предусмотренных ранее при их строительстве, а также их отчуждение другому юридическому лицу (организации) допускается после получения разрешения соответствующего органа Госгортехнадзора. Передача полученного в органах Госгортехнадзора и МПР разрешения на застройку другим организациям не допускается.
Организация, осуществляющая по согласованию с пользователем недр строительство (реконструкцию) объектов, после его окончания обязана представить организации – пользователю недр, разрабатывающему месторождение полезных ископаемых, и организации, эксплуатирующей построенный объект, исполнительный план построенных объектов с координатами угловых точек; выписку из акта приемки объектов строительства (реконструкции) государственной комиссии о выполнении строительных мер, обеспечивающих сохранность указанных объектов от вредного влияния горных работ при их подработке в соответствии с проектом и с условиями, на которых разрешена подработка, а также выполнение мер по охраны окружающей природной среды.
Разрешение, выданное органами Госгортехнадзора и МПР на застройку, считается утратившим силу и может быть аннулировано в случаях:
несоблюдения условий, на которых разрешена застройка;
несоблюдения требований по сохранению запасов полезных ископаемых и их качества от вредного влияния работ, связанных с застройкой;
если застройка оказывает более вредное, чем предусмотрено проектом, влияние на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок, буровых скважин и других подземных сооружений;
невыполнения требований природоохранного законодательства и нормативных документов по охране природной среды.
Разрешение на застройку может быть пересмотрено по инициативе пользователя недр, органов Госгортехнадзора или МПР, а также по ходатайству заинтересованных организаций, осуществляющих строительство, в случаях:
выявления при проведении дальнейших геологоразведочных работ или при разработке месторождений полезных ископаемых существенных изменений в условиях залегания пластов, рудных тел и залежей, в характеристике свойств и качеств полезных ископаемых под площадью, разрешенной для застройки;
изменения сроков, направлений, систем и способов разработки месторождения полезных ископаемых под площадью, разрешенной для застройки, если эти изменения вызывают ранее не предусмотренное ухудшение условий застройки.
Положение подробно определяет порядок горно-геологических обоснований намечаемой застройки площади залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Они должны разрабатываться специализированной проектной организацией, имеющей лицензию, выданную органами Госгортехнадзора на этот вид работ, и состоять из различных документов и материалов.
Пояснительная записка и графическая документация подписываются руководителем организации, разработавшей горно-геологическое обоснование застройки, и заверяются печатью этой организации.
Если объекты строительства не представляют большой ценности (отдельные одноэтажные здания, дачные строения, объекты фермерских хозяйств и другие несложные сооружения и оборудование в них и т.п.) и в связи с этим не требуют применения строительных или горных мер их охраны от вредного влияния горных работ, содержание горно-геологического обоснования застройки площади залегания полезных ископаемых с согласия органов Госгортехнадзора России может быть упрощено.
Документы и материалы горно-геологического обоснования подписываются руководителем проектной организации и заверяются печатью этой организации. Органы Госгортехнадзора могут потребовать заключения независимой экспертизы представленных материалов.
Для получения разрешения на застройку площади залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, необходимо составление заявки. Организация, заинтересованная в строительстве, направляет ее соответствующим органам Госгортехнадзора и МПР с приложением горно-геологического обоснования с тремя экземплярами копии топографического плана. В заявке для получения разрешения на застройку должны указываться наименование организации, ее адрес, наименование застраиваемого месторождения полезных ископаемых и место расположения намечаемой застройки (по административному делению), а также сведения об организациях, которые будут осуществлять проектирование, финансирование и строительство объектов.
Органы Госгортехнадзора и МПР обязаны рассмотреть заявку и вынести решение в срок не более месяца со дня ее получения. При необходимости по требованию указанных органов организация, подающая заявку, обязана представить дополнительно справки, документы и обоснования по вопросам, связанным с намечаемой застройкой. В этих случаях решение принимается в срок не более месяца со дня получения дополнительных материалов. Заявка должна рассматриваться органами Госгортехнадзора и МПР с участием представителя организации, подавшей заявку, а также других заинтересованных организаций и оформляется протоколом.
Все выданные разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых должны подлежать обязательному учету и регистрации в специальных книгах учета таких разрешений, находящихся как в органах Госгортехнадзора, так и в территориальных подразделениях МПР (разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, горно-геологические обоснования и другие материалы подлежат постоянному хранению). О принятом решении сообщается всем заинтересованным организациям письмом за подписью руководителей органа Госгортехнадзора России и территориального подразделения Минприроды, принявших решение.
Самовольная (без разрешения органов Госгортехнадзора и органов МПР) застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов. Лица, виновные в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых и в самовольном размещении в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также в нарушении условий, на которых выдано разрешение на застройку, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (см. комментарий к ст. 49).
Ответственность за полноту и качество предусмотренных проектом строительных мер охраны несет организация, выполнившая строительство зданий и сооружений на подрабатываемых территориях. Ответственность за выполнение предусмотренных проектом горных мер охраны зданий и сооружений от вредного влияния горных работ, выданные величины ожидаемых (расчетных) деформаций горных пород и земной поверхности несет организация – пользователь недр. Ответственность за правильные технические условия эксплуатации зданий и сооружений, расположенных на подрабатываемых территориях, несет организация, в чьем ведении находятся эти объекты.

Источник