Заполни схему по тексту учебника полезные ископаемые

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Источник
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Балаково Саратовской области
Февраль 2016 г.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Для учителя:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера, презентация, карта России, опорные карточки, условные знаки полезных ископаемых, плакат «Гора» .
Для учащихся: учебник для 3 класса О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова”Окружающий мир”-II часть, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы; коллекции полезных ископаемых;квадраты зеленого и красного цветов по 5 штук каждому ученику;
раздаточный материал для групповой работы; фломастеры; исследовательская карта «Лист юных исследователей», магнитные доски , фишки, карты для игры «Обучающий калейдоскоп»
-формирование исследовательской деятельности через знакомство с горючими и строительными полезными ископаемыми, умение определять их свойства, определять способы добычи и их использование в хозяйственных целях
Познакомить с понятиями «полезные ископаемые», «геолог», «месторождение»; «горючие и строительные полезные ископаемые» и их значением в жизни человека;
научить называть свойства песка, глины, известняка, мрамора, нефти, каменного угля, торфа.
Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
– развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
– способствовать развитию умения работать в группе;
– способствовать расширению словарного запаса детей;
– способствовать умению выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
– умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с презентацией, с таблицей;
-работать по предложенному учителем плану;
– умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ;
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации
Познавательные УУД:
– делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Межпредметные связи: литературное чтение.
Технологическая карта изучения темы «Полезные ископаемые»
Этап урока
Форма работы
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Формирование
УУД
I.Мотивация (самоопределение) учащихся к
учебной деятельности
1 мин.
фронтальная
С-1
Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» по сказке Павла Петровича Бажова
С-2
Информация учителя
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на гостей, поприветствуйте их. Я всем вам желаю интересного урока.
-Из какого фильма сказки этот эпизод?
-По мотивам уральских сказов какого писателя был создан этот фильм?
Фильм был создан в 1946 году. Сразу же после какого великого события?
И во время войны, и в послевоенные годы страна особенно нуждалась в подземных богатствах.
Почему?
Издавна тайны недр Земли интересовали человека
– А вам интересно, что там внутри нашей планеты?
1.Учащиеся настраиваются на позитивную работу.
2. Высказывают свое мнение:
Каменный цветок
Павла Петровича Бажова
Победы над фашисткой Германией
Для вооружения
Для восстановления после разрухи
Регулятивные УУД:
- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Личностные УУД:
- адекватная мотивация учебной деятельности;
- проявлять эмоционально-положительное отношения
к предмету.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- умение слушать и понимать речь других;
II.Этап актуализации и пробного учебного действия
3 мин.
Индивидуальная
Проверка знаний учащихся по теме
« Тайны недр Земли».
С-3
-Чтобы открыть новые знания, нам необходимо повторить пройденный материал.
(Зачитывает высказывания, которые начинаются со слов «Правда ли, что…»)
Высказывания:
- …не только горы, но и равнины, дно водоёмов сложены из горных пород? (зелёная)
- … горные породы не всегда твёрдые, бывают жидкие и газообразные? (зелёная)
- …гранит – осадочная горная порода? (красная)
- … базальт – магматическая горная порода, а каменный уголь – осадочная горная порода? (зелёная)
- … в состав гранита входит три минерала? (зелёная)
- … торф образовался из раковин морских животных? (красная)
- … из нефти делают взрывчатку?
Вывод.
Человек активно использует в своей жизни природные богатства
Работа с квадратиками красного и зелёного цвета. Если ученик согласен с высказыванием, то перед собой кладёт зелёный квадратик, а если не согласен – красный.
Самопроверка по контрольному листу
6 вопросов- 6 квадратиков
?
Дети затрудняются в ответе
Недостаточно знаний
Регулятивные УУД:
-активизация мыслительной деятельности, составление правильного ответа по плану, осуществление самоанализа
Личностные УУД:
-сознание потребности к новому способу действий
Коммуникативные УУД:
-умение определять свою точку зрения
Познавательные УУД
-умение осмысливать прослушенное
-умение анализировать с целю выделения существенных признаков
III.Этап выявления места и причины затруднения
2 мин.
IV Этап построения проекта выхода из затруднения
2 мин.
Фронтальная
С-4
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле
Дает возможность детям определить тему урока
Постановка проблемы
С-5
Выдвижение гипотез
С-6
Дает возможность определить цель .
Определение этапов построения работы над проблемой
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
– Что такое «полезное ископаемое»?
-Раз они полезные, значит, необходимы человеку?
А может быть человек может обойтись в жизни и без полезных ископаемых?
-Какую же цель определяем для себя на уроке?
-Что же для этого нам нужно знать?
1.Название полезного ископаемого
Уметь определять?
2.Свойства
Научиться находить их по чему?(карте)
3.Месторождение
Представлять, как добываются ПИ
4.Способ добычи
Изучить, как человек применяет полезные ископаемые в жизни?
5.Использование в жизни
Применять знания, чтобы сохранить полезные ископаемые
6.Охрана
О полезных ископаемых
Варианты ответов детей: полезное-приносит пользу для человека, ископаемое-выкапывают из земли .
Возможна ли жизнь человека без полезных ископаемых?
Дети выдвигают гипотезы:
1.Да. Но он будет жить как первобытный человек.
2.Нет. Современный человек не сможет жить без топлива, строительных материалов, машиностроения, электронной техники.
Какие полезные ископаемые человек добывает для своих жизненных потребностей?
1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в недрах Земли?
2.Какими свойствами обладает каждое полезное ископаемое?
3.Где оно находится?
4.Как его добывают?
5.Как люди используют его в своей жизни?
6.Как надо охранять полезные ископаемые?
Познавательные УУД:
–умение определять тему урока
Регулятивные УУД:
-умение синтезировать при формировании своего ответа
Коммуникативные УУД:
-умение определять свою точку зрения
Личностные УУД:
– осознание себя частью большого государства
Личностные УУД:
-устанавливать причинно-следственные связи, цепи рассуждений
Познавательные УУД:
-умение ставить цели определять способы их реализации по плану
Регулятивные УУД:-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания
V этап реализации построенного проекта
5 мин.
Фронтальная
Работа по учебнику-подготовительная работа
1.Словарная работа по учебнику
С-7
2.Первичное знакомство с полезными ископаемыми
С-8-15
- Слайд презентации
- Показ коллекции
- Условное обозначение на карте
Физминутка
-Чтобы всё понять нам необходимо пополнить словарный запас.
1.Полезное ископаемое ( учебник с. 16)
2.Геолог
3.Месторождение ( словарь учебника с.142)
4. Добыча: карьер, шахта, скважина.
5.Искусственные материалы (словарь учебника с.141) Работа с иллюстрацией с. 17
-Какое полезное ископаемое?
-Посмотрите коллекцию
-Посмотрите на карту России и определите, какое условное обозначение соответствует каждому полезному ископаемому?
-Выберите условное обозначение
-Мы сегодня будем изучать нефть, каменный уголь, торф, известняк, мрамор,песок и глину. –Все полезные ископаемые можно разделить на 3 группы. Горючие , строительные, рудные
Трудно, надо знать их основные свойства
Существует третья группа полезных ископаемых, отгадайте какая?
-Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зёрен. Главное свойство- плавкость.
-С рудными полезными ископаемыми мы познакомимся на следующем уроке.
-По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на правой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на левой ножке.
Стоп! Немножко отдохнём!
И работать мы пойдём!
Дети читают значение слов из словаря учебника с.142
Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд
Человек, занимающийся поиском и изучением полезных ископаемых
Место, где залегают полезные ископаемые
Карьер – место открытой разработки неглубоко залегающих полезных ископаемых. Шахта- место подземной добычи полезных ископаемых
Скважина- это горная выработка без доступа в нее человека.Верхняя часть скважины называется устье, нижняя – забой. Стенки скважины – это ствол скважины.
Искусственные материалы: материалы, которые создал сам человек.
Дети распределяют знаки полезных ископаемых в группы –затрудняются
горючие-нефть, каменный уголь, торф.
строительные: гранит, песок и глина
Условные обозначения:
известняк-
мрамор-
нефть-
каменный уголь- –
торф-
песок –
глина-
Железная руда-
Познавательные УУД:
–умение искать и выделять информацию из учебника, работать со словарем
Регулятивные УУД:
-умение вносить дополнения в план действий
Коммуникативные УУД:
-умение выдвигать и обосновывать гипотезы
Коммуникативные УУД:
-оценивание усваиваемого содержания
VI Этап
Реализация плана действий
10 мин.
Групповая
Учитель делит детей на группы по 5 человек-определяет нумерацию групп, названия полезного ископаемого, раздает, коллекции, материалы к практическим работам, исследовательские карты
Рассаживаемся по 5 человек
1 группа -нефть
2 группа-торф
3 группа-известняк и мрамор
4 группа-песок и глина
5 группа- каменный уголь
– Координаторы, распределите в группе обязанности. Все выполненные работы оформите на «Листе юного исследователя»
– Экспериментаторы, проведите необходимые практические работы , сделайте выводы о свойствах полезного ископаемого
– Иллюстраторы, оформите результаты работы в таблице, составьте опорную схему
-Аналитики,
-По учебнику с.16-25 найдите материал относящийся к вашему полезному ископаемому, изучите, попробуйте пересказать.
-По хрестоматии с.80-84 дополните свои сведения о нефти и каменном угле
-Выберите условный знак полезного ископаемого
-Найдите месторождения на карте России, на карте Саратовской области
Исследователи, расскажите о применении полезного ископаемого.
-Подумайте, как можно охранять полезное ископаемое?
Дети рассаживаются по 5 человек. Распределяют обязанности:
1. Обсуждение задания.(координатор)
2. Выполнение практического задания (экспериментаторы).
3. Оформление результатов (иллюстраторы)
4. Формулирование выводов (аналитики)
5. Применение (исследователи)
Изучают полезные ископаемые.
Выполняют практическую работу по алгоритму
- по ЛОС (лист опорной схемы)
2-лос
3-учебник с. 22-23
4- учебник с.24-25
5-лос
Определяют свойства и заполняют исследовательскую карту
Определяют условное обозначение полезного ископаемого.
Находят на карте.
Познавательные УУД:
–умение искать и выделять информацию;
-умение анализировать объект с целью выделения признаков;
-умение строить логическую цепь рассуждений
Регулятивные УУД:
-умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
-умение работать по алгаритму;
-умение проявить волевое усилие по преодолению препятствий
Коммуникативные УУД:
-умение работать в команде;
-умение взаимодействовать со сверстниками
Личностные УУД:
-умение отстаивать свою точку зрения;
-умение работать по правилам коллектива;
-умение оценить свою и чужую работу, оказать необходимую помощь
VII Этап
реализации построенного исследования-защита исследовательских работ
15 мин.
Индивидуально-групповая
Слушает и корректирует выступления детей
Показ работ на документ –камере, обсуждение.
-Какое полезное ископаемое? Как отличишь от других олезных ископаемых?
В каком состоянии находится в недрах Земли?
Каким свойством обладает?
Как добывает это полезное ископаемое человек?
Как его использует человек ?
Как оно условно обозначается на карте?
К какой группе отнесем ваше полезное ископаемое?
Покажи на карте России , Саратовской области месторождения данного полезного ископаемого.
Что будет, если это полезное ископаемое исчезнет?
Вопрос координаторам
– Как работала твоя команда?
-Кого бы ты отметил как самого активного?
Отчет детей по самостоятельному изучению полезного ископаемого по группам согласно обязанностям и плану
Горючие, строительные
Познавательные УУД:
-умение синтезировать, восполнять недостающие компоненты;
-умение подводить свои выводы под понятие;
-умение строить логическую цепь рассуждений
Познавательные УУД:
-умение осознавать качество и уровень усвоения
Коммуникативные УУД:
-умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные УУД:
-умение осознавать свою роль в коллективной деятельности
VIII Этап включения в систему знаний, закрепление и повторение
6 мин.
Фронтальная
Возвращение к проблеме
С-13
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. Возможна ли жизнь человека без полезных ископаемых?
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Четверостишие читает ученик.
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Познавательные УУД:
-умение предъявлять доказательства;
делать выводы на основе примеров из жизни;
Регулятивные УУД:
-осознание важности изученного в жизни людей;
-осуществлять взаимоконтроль
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно выражать свои мысли
Личностные УУД:
-умение осознавать свою роль в бережном отношении к природным ресурсам
Работа парами
Игра «Обучающий калейдоскоп»
-О каком полезном ископаемом идет речь, фишкой отметьте правильный ответ.
1.Прочный камень белого или серого цвета, образовался из остатков морских организмов
2.Главное свойство этой породы-прочность. Состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды
3.Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла
4.Чёрный с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.
5.Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением
6.Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. Главное свойство-плавкость
7.Темная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут
8.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле
9.Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенный пузырьками газа
10.После полировки камень приобретает красивый узорчатый рисунок. Применяется в скульптуре, для отделки зданий и метро
Дети читают задания-фишкой определенного цвета и размера обозначают ответы.
Самопроверка-перевернуть карточку, сверить ответы.
Известняк
Гранит
Песок
Каменный уголь
Торф
Железная руда
Нефть
Глина
Пемза
Мрамор
Учитель объясняет домашнее задание
С-14-15
Прочитать из учебника с.16-21, подготовить пересказ Желающие могут подготовить презентации по изученным полезным ископаемым по группам
Дети записывают Д/З в дневнике
IX Этап Рефлексия
2 мин.
Индивидуальная
Оформление самооценки на плакате «Тайны Горы Знаний»
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке?
Кто считает, что он достиг этих целей в полном объеме, возьмите фишку зеленого цвета и разместите на территории горы Знаний.
Кто считает, что он не обо всех полезных ископаемых помнит, разместите красные фишки.
А кому было трудно и он по