Занятия по превентивной программе полезные привычки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Табарсукская средняя общеобразовательная школа
Общеобразовательная
превентивная программа
для работы с несовершеннолетними
«Полезные привычки»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, – «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».
Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.
Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:
- Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
- Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
- Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).
Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность. Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.
Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
- Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
- Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 07.10.2009 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
- Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010 г.
Полезные привычки 1-4 класс.
Программа «Полезные привычки» предназначена для учащихся 1-4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующим возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
- Помочь школе и родителям в предупреждении приобщении учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Программа «Полезные привычки» содержит 32 урока. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по 2 урока в каждом. Первые тир блока (6 уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей (ЛСК), последние два урока 4 блока содержит информацию о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту.
Для формирования специфических жизненных навыков предусмотрено 12 уроков.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1 | Я – неповторимый человек. | Показать уникальность каждого ученика |
2 | Культура моей страны и Я. | Показать культурные традиции ЗОЖ |
3 | Чувства. | Дать представление о различных чувствах людей и возможность управления ими. |
4 | О чем говорят чувства. | Показать способы предупреждения и преодоление отрицательных чувств. |
5 | Множество решений. | Показать многообразие принимаемых людьми решений |
6 | Решения и здоровье. | Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как ценности. |
7 | Нужные и ненужные тебе лекарства. | Познакомить с понятиями «лекарства» и «яд» |
8 | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. | Дать информацию о вреде пассивного курения |
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/9 | Вкусы и увлечения. | Показать разнообразие вкусов и увлечений |
2/10 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. | Показать, что у одноклассников можно многому научиться |
3/11 | О чем говорят выразительные движения. | Познакомить с выразительными движениями как средствами невербального общения |
4/12 | Учусь понимать людей. | Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения. |
5/13 | Опасные и безопасные ситуации. | Обсудить опасные и безопасные ситуации. |
6/14 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | Способствовать рациональному принятию решений |
7/15 | Реклама табака и алкоголя. | Познакомить с рекламными приемами |
8/16 | Правда об алкоголе | Рассказать о действии алкоголя на организм |
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/17 | Мой характер | Способствовать анализу детьми собственных личностных качеств |
2/18 | Учусь оценивать себя. | Разговор о самооценке |
3/19 | Учусь взаимодействовать. | Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии с другими. |
4/20 | Учусь настаивать на своем. | Научить настаивать на интересах в неагрессивной форме |
5/21 | Я становлюсь увереннее . | Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе |
6/22 | Когда на меня оказывают давление. | Объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей |
7/23 | Курение (часть 1) | Показать вредное влияние табачного дыма на организм |
8/24 | Курение (часть 2) | Показать последствие курения на организм |
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Тема урока | Обоснование |
1/25 | Самоуважение. | Способствовать самоуважению детей |
2/26 | Привычки. | Способствовать анализу своих привычек |
3/27 | Дружба (часть 1) | Поговорить о дружбе |
4/28 | Дружба (часть 2) | Рассмотреть дружбу и влияние друзей |
5/29 | Учусь сопротивляться давлению | Обсудить давление и способы сопротивления давлению |
6/30 | Учусь говорить «НЕТ» | Научить отказываться в опасных ситуациях |
7/31 | И снова алкоголь. | Повторить информацию об алкоголе и его рекламе |
8/32 | Алкоголь в компании. | Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании |
Приобщение детей и подростков к употреблению
табака, алкоголя и других психоактивных веществ
(далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое –
это наличие определенных склонностей, черт,
свойств и качеств самого человека, включая
биологические, физиологические,
психологические, социальные и нравственные.
Этими качествами определяется спрос на ПАВ.
Второе – это доступность ПАВ в обществе.
Доступность тесно связана с предложением.
Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает
сочетание мер по сокращению спроса и
предложения. Превентивное обучение служит
средством сокращения спроса.
Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.),
“Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор”
(10-11-е кл.) – это современные программы
превентивного обучения, включающие элементы
трех моделей профилактики: образовательной,
медицинской, психосоциальной, являющиеся
универсальной (первичной) профилактикой
употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому
их целью является овладение учащимися
объективными, соответствующими возрасту
знаниями, а также формирование здоровых
установок и навыков ответственного поведения,
снижающих вероятность приобщения к употреблению
табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.
Данные программы создавались группой
российских специалистов (под руководством
кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по
инициативе Международной некоммерческой
организации Project HOPE. Апробация программ
осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 –
2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В
2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г.
“Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор”
были утверждены Федеральным Экспертным Советом
Министерства Образования РФ и получили гриф
“Допущено Министерством Образования РФ”.
Программа “Полезные привычки” направлена на
профилактику табакокурения и употребления
алкоголя. Долговременная задача следующих
программ – предупреждение употребления
наркотических, токсикоманических веществ и
ВИЧ-инфекции.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
ведутся с 1-го по 11-й класс, имеют полное
методическое оснащение и сопровождение,
включающее:
- пособие для учителя (с поурочными разработками);
- рабочую тетрадь для учащегося;
- комплекс пре– и пост– тестов (мониторинг для
оценки эффективности ежегодного курса); - книгу для родителей.
Необычность и новизна методологии
превентивного обучения (обучение в группах,
ролевое моделирование, задания в рабочей тетради
и т.д.) позволяет активизировать деятельность
учащихся, повышает их интерес к предмету
обсуждения, тем самым значительно увеличивается
эффективность уроков.
В программах имеются материалы для оценки
эффективности проведенного курса. С учетом
возрастных особенностей детей для каждого года
обучения разработаны тесты, которые проводятся
на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)
уроках учебного года. Увеличение числа
правильных ответов на 30% и более свидетельствует
об усвоении учащимися знаний по данным
программам, а также выявляет среди детей “группу
риска”.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
включают в себя и работу с родителями, т.к.
ребёнку необходимо получать единообразную
информацию по проблеме здорового образа жизни,
как в школе, так и в семье, чтобы не допустить
возможности возникновения конфликта ценностей у
детей.
Исходя из данных, полученных в ходе многолетних
исследований, из опыта профилактической
антинаркотической работы следует, что первичная
профилактика намного эффективнее среди тех, кто
ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам
начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их
употребления способствует предупреждению
употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели
программы достигнут, если будут введены с
первого класса. В этом случае реализуются
главные принципы программ: “системность” и
“спиральность”, т.к. параллельно с ростом,
развитием, увеличением объёма школьных знаний
ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся
ежегодно, расширяются и усложняются, а установки
и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются
на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит
здоровый выбор в 10-11-м классе.
Количество часов, отведённых для реализации
программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах
– 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт
внедрения программ показал целесообразность их
поэтапного введения.
Однако, возможно одновременное введение данных
программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при
условии изучения материала предыдущих ступеней
за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2
часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа
в год, в зависимости от уровня развития и
подготовленности учащихся.
Существует несколько вариантов определения
места данных программ в учебно-воспитательном
процессе ОУ. Первый вариант, предложенный
Министерством Образования РФ, внести отдельным
предметом в рамках
вариативности БУП за счёт часов школьного
компонента (обязательные занятия по выбору,
факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения
программ – это изучение в рамках учебного
предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а
также спецкурсов и факультативов, связанных со
здоровьесберегающими технологиями (психология
общения, и др.). Третий вариант (преимущественно
для инновационных ОУ) – введение программ
“Полезные привычки, навыки, выбор” через
классные часы.
Учитывая опыт внедрения данных программ в
нашей гимназии, оптимальная частота проведения
уроков – это 1 раз в месяц. Если программы
реализуются в рамках других предметов и
спецкурсов, то допускается ведение блоками,
исходя из содержания основного предмета.
Роль учителя в проведении уроков по программам
“Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень
важна и не совсем обычна. Превентивное обучение
представляет собой новую область педагогической
деятельности, в которой тесно переплелись
современная педагогика, практическая психология
и идеи медицинской профилактики. Методы
превентивного обучения не исчерпываются
традиционными, применяемыми в каждой школе и
хорошо известными учителю, поэтому обязательным
условием является обучение педагога на
семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по
данным программам. Это может быть
педагог-психолог, социальный педагог,
педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель
начальных классов, зам. директора по охране труда
и здоровья участников образовательного
процесса, учитель, интересующийся проблемой
здорового образа жизни.
Учитывая опыт ведения программ “Полезные
привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить,
что более эффективно для школы и учащихся
проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й
класс.
Результаты мониторинга по оценке
эффективности обучения по программам “Полезные
привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ
“Общеобразовательная гимназия № 6”,
свидетельствуют о несомненных улучшениях в
знаниях учащихся в сравнении с началом и
окончанием курса. Качественный показатель
увеличился в среднем на 57%, а количественный – на
60%.
Несмотря на существующие официальные
документы, профилактика употребления ПАВ в
рамках федерального, регионального или
школьного компонентов образовательных программ
не стала повсеместной и последовательной.
Профилактика в образовательных учреждениях чаще
всего осуществляется работниками медицинских
учреждений и учителями-предметниками, как
правило, эпизодически. При этом используется
преимущественно информационная модель в форме
индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и
отдельных уроков в рамках учебных предметов.
Поэтому данные программы превентивного
образования необходимы школьникам, т.к. имеют
систему формирования навыков социальной и
личностной компетентности, а также профилактики
употребления ПАВ.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский центр подготовки кадров «Логос»
Выпускная работа
слушателя курсов повышения квалификации
«Организация профилактической работы в образовательной организации», модуль «Реализация превентивных программ»
Результативность реализации превентивной программы «Полезные привычки»
Выполнила:
Васильева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №11
г. Боровичи
Великий Новгород
2017
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, – актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.
Охрана здоровья школьников требует от педагогов поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья.
Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачи: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа «Полезные привычки» является современной программой превентивного обучения, которая предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формируют здоровые установки и ответственное поведение. Программа превентивного обучения «Полезные привычки» разработана группой авторов ( канд. мед. наук Т.Б. Гречаная, канд. пед. наук Л.Ю. Иванова. Л.С. Колесова). Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа «Я» ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста, так как профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества.
Количество часов, отведённых для реализации программы, составляет 8 часов в год. Опыт внедрения программы показал целесообразность их поэтапного введения. Каждая тема повторяется из года в год на протяжении 4 лет.
Данная программа реализуется в 1В классе МАОУ СОШ № 11 г. Боровичи.
В 1В классе 25 учеников: 14 мальчиков и 11 девочек, из них 3 детей с ОВЗ. В полных семьях воспитываются 10 человек, в том числе живут с отчимами (мачехами) 11 человек, в многодетных семьях проживают 4 человека. Состоят на школьном учете как социально неблагополучные 3 семьи.
Класс средний по уровню обученности. Большая часть обучающихся имеет положительную учебную мотивацию, владеет навыками самооценки и взаимооценки, может организовать свою познавательную деятельность. Психофизиологические особенности детей, в основном, соответствуют возрастным нормам. В коллективе дети открыты к общению. Основная масса учеников доброжелательна к окружающим, готова помочь соседу по парте, товарищу. Микрогруппы, в основном, формируются по интересам, по личностным качествам. 100% учащихся вовлечены во внеурочную деятельность. Дети по выбору посещают занятия по разным направлениям: познавательному, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, гражданско-патриатическому.
Воспитательная работа в классе строилась в соответствии с планом воспитательной работы школы по следующим направлениям: «Общение», «Учение», «Здоровье», «Работа с родителями», «Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания». В течение учебного года в классе систематически проводились классные часы, направленные на развитие учащихся, расширение их кругозора, формирование здорового образа жизни через реализацию превентивной программы «Полезные навыки», занятия с педагогом-психологом и беседы с фельдшером школы.
Внедрение в образовательный процесс превентивной образовательной программы «Полезные навыки» направлено на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Работа по программе «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к негативным пагубным привычкам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Результативность опыта определяется по следующим направлениям:
1. Оценка эффективности изучения профилактической программы;
2. Отношение обучающихся к превентивному обучению.
Оценка эффективности профилактической программы не просто полезна, она необходима. Она нужна чтобы использовать все ресурсы более эффективно и главное:
· не требует материальных затрат;
· может быть проведена учителем (а не исключительно профессионалами);
· учитель может выбрать определенные аспекты своей работы.
Для оценки эффективности изучения профилактической программы я выбрала оценку изменений в знаниях, установках и поведении детей. Для этого использую пре – и пост – тесты. Тестирование проводится до начала обучения и после завершения обучения. Вопросники пре-тестов и пост-тестов различаются. Промежуточная аттестация по программе не предполагается. Тестирование проводится по методическому пособию: «Полезные расчеты» (составитель О.Л. Романова). Подготовленные вопросники (прет-тест и пост- тест) позволяют провести оценку эффективности превентивного обучения, т.е. оценить изменения в знаниях детей в результате проведенной работы.
Анализ ответов учащихся показывает, что большинство первоклассников (12 человек) не всегда умеют самостоятельно принимать решение. Небольшое влияние оказывают сверстники на 8 человек, только 5 человека уверены в том, что их мнение не зависит от мнения сверстников. Многие дети знают элементарные законы здоровой жизни (17 человек), но не пользуются ими в повседневной жизни и только 2 человека из класса ведут здоровый образ жизни, знают основные навыки сохранения здоровья.
В ходе реализации превентивной образовательной программы мне необходимо было продумать систему занятий, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве по овладению учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, обеспечивающими формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к пагубным привычкам.
Как показала практика превентивного обучения, эффективным методом является работа в группах. Использую следующие методы обучения:
Кооперативное обучение это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу;
Мозговой штурм. Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
•дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
• уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
• ослабить скрытые конфликты;
• выработать общее решение класса;
• повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале урока, а также для подведения итогов урока.
Ролевое моделирование – это когда ученики пытаются действовать как в реальной жизни, или, по крайней мере, приближенно к жизненной ситуации.
Упражнения энергизаторы – средство преодоления спада энергии – короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы. Энергизаторы, или подвижные групповые игры, хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использования энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие удовольствие, снова чувствуют себя включенными в работу.
Обучение в группе — новая, быстро развивающаяся область современной педагогики. Авторы «Полезных привычек» заимствовали ее наиболее важные принципы и элементы.
Обучение в группе означает, что дети учатся: обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные УУД, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.
Объединенные для выполнения задания в группы ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы как таковой, и развивает коммуникативные УУД.
Наиболее эффективным методом считаю ролевое моделирование. Оно может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, радиопередач, телевизионных шоу и др. Это обучении практикой действий. Например: урок в 1 классе «Нужные и ненужные лекарства». Дети в классе сидят по 4 человека напротив друг друга (кооперативное обучение). Каждая группа получает задание: «Оживить иллюстрацию и инсценировать изображенную на картинке ситуацию».
Дети в группах рассматривают и обсуждают ситуацию, распределяют роли. Группа №1. Роли: ведущий, мальчик Сережа, девочка Марина, четвертый ученик делает вывод по ситуации. Дети составили такой сюжет. У Сережи были деньги. Он любил витамины и купил их в аптеке. Возле аптеки он встретился с одноклассницей Мариной и угостил ее витаминкой.
Марина: Спасибо, Сережа. Дай мне еще витаминчиков. Они как конфеты.
Сергей: Возьми, пожалуйста, у меня их много.
Ведущий: Сергей был добрый мальчик и дал еще не одну витаминку. А через час у детей заболели животы. Вызвали скорую помощь. Доктор сказал: «Сергей и Марина отравились витаминчиками.»
4 ученик: Витаминчики – это тоже яд, если их съесть много!
– Ребята, а как нужно было поступить Сереже?
Идет мозговой штурм. Все варианты ответов записываются на доске. Таких ситуаций – шесть. Очень важно вести хронометраж работы в группах. Это обязывает детей не расслабляться, работать слаженно и быстро, чтобы достойно представить работу группы.
В процессе такой работы дети деятельностным методом получают новые знания, совершенствуют коммуникативные навыки, развивают речь, занимаются творческой деятельностью. Урок проходит интересно, на эмоциональном подъеме. Ролевое проигрывание ситуаций и прогнозирование их исхода, коррекция действий, формулирование, проговаривание выводов – формирует алгоритм поведения детей в трудных ситуациях. Помогает сделать правильный выбор, принять правильное решение. Это своего рода прививка от плохих привычек.
Каждое занятие должно приносить чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание придти на занятие снова.
В процессе реализации превентивной образовательной программы «Полезные навыки» я столкнулась с определенными трудностями. В их числе отсутствие рабочих тетрадей, необходимых для продуктивного проведения занятий. Поэтому часть материалов приходилось распечатывать самой или обходиться без них. Отсутствие в полном объеме материально-технического оснащения не позволило мне организовать занятия на более продуктивном уровне. Сложность в обеспечении договоренности с родителями относительно здорового образа жизни также является весомым препятствием в реализации программы в данном классе.
После освоения превентивной образовательной программы «Полезные навыки» среди первоклассников вновь был проведен опрос с целью выявления эффективности реализации программы. Анализ ответов школьников позволил сделать вывод, что у детей сформировалось положительное отношение к курсу «Полезные привычки». Обучающиеся обобщают и получают новые знания о принятии ответственных здоровых решений. Анализ ответов школьников позволил сделать вывод, что учащиеся получили эмоциональное удовлетворение от проведенных занятий, получили навыки, способствующие безопасному и конструктивному взаимодействию с другими людьми, и знания, позволяющие делать правильный выбор.
Так, из 25 первоклассников, прошедших программу «Полезные навыки», могут назвать правила здорового образа жизни 18 человек, из них 5 человек ведут здоровый образ жизни. Умеют первыми начать общение – 14 человек, 10 – умеют поддерживать и завершать разговор и столько же – умеют договариваться. Умеют сопротивляться давлению в форме манипулирования – 11 человек.
Таким образом, я считаю, что превентивная образовательная программа «Полезные навыки» в моем классе подобрана адекватно в соответствии с запросами учащихся и их родителей и реализована качественно. Ежедневно в классе проводится утренняя зарядка одним из учеников (в порядке очереди), а также физкультминутки в течение уроков, дети с удовольствием принимают участие в общешкольных спортивных соревнованиях, 2 октября принимали участие в школьной акции «Всемирный день ходьбы». Ежегодно (2-3 раза в год) в школе проводятся Дни здоровья и чаще вс?