Занятия по практической полезной деятельности в саду

Занятия по практической полезной деятельности в саду thumbnail

Светлана Чопей
Практическая деятельность с дошколятами

Практическая деятельность с дошколятами

В своей группе провожу кружок “Нетрадиционные техники творчества”, на котором мы начали осваивать голландскую технику аппликации-” АЙРИС ФОЛДИНГ”.Iris Folding (айрис фолдинг) – заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Для техники существует множество схем, шаблонов и картинок. Принцип этой техники для дошколят не сложный.

-делаем шаблон;

-вырезаем рисунок по контуру;

– нарезаем полоски по ширине картинки и складываем пополам;

-в разном направлении наклеиваем;

Для оформления используется различной фактуры бумага: цветная бумага для аппликации, газетная, из различных журналов, гафрированная бумага, салфетки,также можно использовать разной ширины атласные ленты.

Наклеивать можно различным клеем, а также маленьким скотчем.

Такие работы мы делаем не только как подарки, но и на занятиях по художественному творчеству, по различным тематическим неделям.

Занятия по практической полезной деятельности в садуЗанятия по практической полезной деятельности в садуЗанятия по практической полезной деятельности в садуЗанятия по практической полезной деятельности в саду

Публикации по теме:

Мастер-классы как практическая форма взаимодействия с родителямиМастер-классы как практическая форма взаимодействия с родителями
«Мастер-классы», как форма взаимодействия с родителями. Работа с семьей является наиболее трудной частью в профессиональной деятельности.

Мастер-класс «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС» (фотоотчет)Мастер-класс «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС» (фотоотчет)
В качестве проведения практической части, воспитателям было предложено три вида проектов, для представления их в виде “Мыслительной карты”.

Мастер-класс «Рисуем гуашью зимние пейзажи с дошколятами»Мастер-класс «Рисуем гуашью зимние пейзажи с дошколятами»
i]Уважаемые коллеги, всем доброго времени суток. Совсем недавно познакомилась с “Мастер – классом для воспитателей, преподавателей ДШИ,.

Детская исследовательская работа «Рукавички» в рамках научно-практической конференции «Шажок в будущее»
Оглавление 1. Введение…3 2. Основная часть….5 3. Заключение…. 9 4. Использованная.

Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (практическая часть)
Практическая часть. Безопасность на улице предполагает раскрытие содержания, связанного не только с Правилами дорожного движения, но и с.

Опыт работы «Развитие положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей. Практическая часть»
Система работы по развитию положительных взаимоотношений старших дошкольников с ОНР и их родителей в процессе традиционных событий. Мы начали.

Опытно-практическая работа по развитию словесного творчества детей 5–6 лет в процессе обучения сочинению сказок
Цель мониторинга на данном этапе: выявление уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. При выборе методики.

Практическая консультация младшей-средней группы МБДОУ №24 на тему «Оборудование для игр с ветром, водой и песком»
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды»
Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

В Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференцияВ Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференция
С 26 по 27 ноября 2015 года в Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференция «Стандартизация образования обучающихся.

Источник

Наталья Кочурова
Конспекты занятий по трудовой деятельности

Конспект по трудовой деятельности в старшей группе.

1. Вид труда: самообслуживание.

2. Содержание труда: Формировать умение самостоятельно одеваться. Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Продолжать учить правильно употреблять вежливые слова.

3. Форма организации на труд: поручения.

4.Задачи:

а) Формировать умение видеть необходимость работы и ставит её цель по собственной инициативе.

б) Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения.

в) Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться.

г) Формировать привычку настойчиво добиваться цели, правильно оценивать результат своей работы.

д) Развивать интерес и привычку к работе. Формировать умение и желание помочь товарищу. Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда. Формировать интерес к труду взрослых.

5.Материал: зеркало, расчёски, заколки для девочек.

6.Методика руководства: Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово.

Организационно-методические указания: Дети, про какого человека можно сказать, что он вежливый? (Вежливый человек всегда благодарит за помощь, здоровается при встрече, говорит вежливые слова). А когда вас можно назвать вежливыми?

Мы используем вежливые слова, когда приходим в детский сад и когда уходим домой, а также когда встречаемся с друзьями.

А теперь, пожалуйста, все проверьте и поправьте свои прически.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Волос к волосу — коса,

Каждой девочки краса!

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров — приятный вид.

Дети расчёсывают свои волосы, воспитатель помогает делать причёски девочкам

7. Оценка труда: Детям предлагается полюбоваться на прически в зеркале.

Конспект по трудовой деятельности в старшей группе.

1. Вид труда: Коллективный хозяйственно-бытовой труд по уборке участка.

2. Содержание труда: Совершенствовать умение самостоятельно одеваться. Воспитывать опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Проявлять бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу.Закреплять понятия: изнанка, лицо, снаружи, внутри, спереди, сзади.

Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.

3. Форма организации на труд: коллективный труд.

4.Задачи:

а) Формировать умение видеть необходимость работы и ставит её цель по собственной инициативе.

б) Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения.

в) Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться.

г) Формировать привычку настойчиво добиваться цели, правильно оценивать результат своей работы.

д) Развивать интерес и привычку к работе. Формировать умение и желание помочь товарищу. Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда. Формировать интерес к труду взрослых.

5.Материал: картинки с заданиями, три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.

6.Методика руководства: Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово, совет, распределение обязанностей, напоминание, пример другого ребёнка.

Организационно-методические указания. Напоминаю правила пользования инструментами. Обращаю внимание на подготовленный инвентарь и предлагаю взять с собой три метелки, два веника, два совка, носилки, ведерки, лейки, тряпочки.

Предлагаю одеться, взять с собой оборудование и выйти на участок.

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет.

Поднимайся, детвора,

Уж гулять давно пора!

Будем сами одеваться.

На прогулку собираться.

Ребята подходят к своим шкафчикам. Побуждаю помогать друг другу застегивать пуговицы, молнии, пряжки, поправлять воротнички, одергивать платья и т. д. Обращаю внимание на тех, кто уже оделся, на то, какая у них опрятная, чистая, неизмятая одежда.Помогает детям сделать вывод: кто не пачкает вещи, аккуратно вешает, бережет их, тот всегда выглядит красивым и аккуратным.

Напоминаю взять с собой оборудование.

На участке.

Мы польем песок из леек

И дорожки подметем,

Пыль сотрем со всех скамеек,

А потом играть пойдем.

Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы, помогаю в организации, напоминаю порядок работы.

В это ведро мы бумажки соберем. Кому мы поручили это дело?

Наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу.

Саша веник возьмет

И веранду подметет.

Этой тряпочкой Наташа

Со скамеек пыль сотрет.

Подбадриваю ребят, помогаю советами и действиями, побуждаю помогать друг другу.

— Я вижу, что Коля и Вера уже хорошо полили песок. А теперь они возьмут лопатки и будут сгребать его в кучу, а Света с Олей будут им помогать.

По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, протереть ведра, отнести оборудование в группу.

7. Оценка труда: Какие мы молодцы! Хорошо сегодня потрудились! Смотрите как чисто кругом.

Конспект по трудовой деятельности в старшей группе.

1. Вид труда: Ручной труд

2. Содержание труда:

— познакомить детей со способами превращения бумаги в «колечко»,

«капельку», «арочку», и «листик»;

— учить проявлять творчество и фантазию, добавляя к основным формам

забавные детали (глазки, хвостики,ножки и т. п.)

— показать готовые изделия из полоски;

— вызвать желание научиться «превращению полоски»,

— научить из полоски делать «колечко», «листик», «арочку», «капельку,

— научить собирать изделие из отдельных деталей — полосок бумаги.

3. Форма организации на труд: коллективный (общий) труд

4.Задачи:

а) Формировать умение видеть необходимость работы и ставит её цель по собственной инициативе.

б) Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения.

в) Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться.

г) Формировать привычку настойчиво добиваться цели, правильно оценивать результат своей работы.

д) Развивать интерес и привычку к работе. Формировать умение и желание помочь товарищу. Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда. Формировать интерес к труду взрослых.

5.Материал: разноцветные полоски бумаги (2 см шириной) — каждому ребёнку но 3-4 шт. и 4 полоски зелёного цвета (2 см шириной, клей, образцы основных форм из полосок, готовая поделка — „гусеничка“.

6.Методика руководства: Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово, напоминание.

Ход :

1 часть. В.: — Ребята я вас приглашаю посетить необыкновенное место. Хотите? Тогда закрывайте глаза и представьте, что вы летите высоко, в лицо вам дышит свежий ветерок, вам легко и спокойно (в это время играет лёгкая инструментальная музыка, воспитатель раскладывает в группе изделия из цветных полосок)

— Открываем глазки, смотрите, видите ли вы что-нибудь необычное?

Д.: -отвечают, находят изделия из полосок.

В.: — Ребята, мы попали в страну „Волшебных полосок“»: А как вы думаете, кто жители этой страны?

Д.: ответы детей (поделки, игрушки из полосок)

В.: — Посмотрите, какие яркие и необычные жители страны нас окружают. И они сказали мне, для того, чтобы мы могли находиться и играть здесь, мы сами должны научиться волшебству — превращать полоску в «колечко», «капельку»,«арочку», «листик». Если мы научимся этому, то страна «Волшебных полосок» станет красивее.

2. Пальчиковая гимнастика.

-Мы дружные ребята? Конечно, ведь мы все вместе попали в «Волшебную

страну», никто не остался в группе.Так и наши пальчики дружат:

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(соединять пальцы в «замок»«)

С вами мы подружим

Маленькие пальчики

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями)

З. Конструирование:

І) из полоски бумаги любого цвета создаём «колечко» – один конец смазываем клеем, др. конец накладываем сверху;

2) делаем такое же «колечко» и в месте склеивания сжимаем пальчиками — Что получилось? («капелька»);

3) из «колечка» — снимаем пальчиками «колечко» и в месте скрепления, и с противоположной стороны. Что получилось? («листик»«);

4) «колечко» сжимаем пальчиками так, чтобы получилась «арочка» (место скрепления должно оказаться между сгибами)

В.: Молодцы! Вы настоящие волшебники! А теперь отдохнем.

4. Физкультминутка. «Бабочка» (как вариант)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз — росой она умылась;

Два — изящно покружились;

Три — нагнулась и присела;

На четыре улетела.

5. В.: Ой, ребята! Слышите, кто — то плачет! (появляется гусеничка)

— Что случилось?

-Всех моих подружек — гусеничек заколдовал. Он подул на них, когда они были на лесной полянке, и превратил их в полоски. А я успела спрятаться, поэтому я осталась цела. Но вы можете мне помочь.

В.: Как?

Г.: Вы можете расколдовать полоски и превратить их в гусеничек.

В.: Ребята, вы хотите помочь гусеннчке?

Д.: Да.

В.: Тогда мы должны рассмотреть из каких деталей состоит гусеничка

(«колечко» и 3 «арочки»«) А ещё вы можете украсить своих гусеничек, после того как соберете их (глазки, рожки, ротик).

6. Изготовление гусеничек.

І) Из 3 колечек изготовляются «арочки»«

2) «арочки» склеиваются между собой;

3) К 1 — ой «арочке» приклеивается «колечко» —голова:

4) Дети выполняют дополнительные детали — рожки, глазки, ротик и т. д.)

В.: Вот «гусеничка» и твои подружки!

Г.: Ах, какие красивые «гусенички»«! Летом они станут прекрасными

бабочками. Спасибо вам, ребята!

В.: Вот, какие мы молодцы! Помогли расколдовать «гусеничек»«! А теперь,

пора нам возвращаться в группу. Скажем дружно «До свидания!»» жителям

страны «волшебных полосок». Закроем глазки (воспитатель включает музыку, убирает игрушки из полосок). Ну вот, мы и вернулись в наш детский сад.

7. Оценка труда:

-Понравилось ли вам в стране волшебных полосок?

-Что вам запомнилось больше всего?

-С какими превращениями полоски мы познакомились?

-Хотели бы вы ещё туда попасть?

Рассмотреть работы, обратить внимание на отдельные детали, проявление творчества и фантазии (работы можно рассмотреть в любое свободное время).

Конспект по трудовой деятельности в старшей группе.

1. Вид труда: Труд в природе

2. Содержание труда: Уход за комнатными растениями. Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.

Словарь: рыхлить, опрыскивать, алоэ, хлорофитум, герань.

3. Форма организации на труд: коллективный (подгруппами).

4.Задачи:

а) Формировать умение видеть необходимость работы и ставит её цель по собственной инициативе.

б) Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения.

в) Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться.

г) Формировать привычку настойчиво добиваться цели, правильно оценивать результат своей работы.

д) Развивать интерес и привычку к работе. Формировать умение и желание помочь товарищу. Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда. Формировать интерес к труду взрослых.

5.Материал: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

6.Методика руководства: Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово, напоминание, распределение обязанностей.

Ход труда:

Дети подходят к воспитателю.Воспитатель начинает беседу:

– Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения) .

– Комнатные растения – это живые существа?

– Бывает ли им больно?

Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.

– Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание) .

– Как надо ухаживать за комнатными растениями?

Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

– А теперь отгадав загадки, вы узнаете, за какими комнатными растениями мы будем ухаживать.

Лист горбочком, желобочком

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечить нас в любой час (Алоэ)

Очищает воздух

Создают уют

На окнах зеленеют

Круглый год цветут (Герань)

С горы на паутинках

Свисают паучки

Зеленые пучки (Хлорофитум)

Дети подходят к комнатным растениям.

– Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит – это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

-Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

– Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за геранью, хлорофитумом, алоэ.) .

– Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

Во время труда играет тихо спокойная музыка.

Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.

Дети читают стихи:

Есть такой цветок – алоэ.

Оно целебное такое!

На ранку стоит капнуть сок

И заживет в кратчайший срок.

Вот цветок замысловатый,

Листья вниз свисают,

Хлорофитум пучковатый

Всем полезен, знаю!

На окне в такую рань

Распустилася герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши-

Так решили малыши.

7. Оценка труда:

– Вам понравилось трудиться?

-Ребята, зачем нам цветы в группе?

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.

-А что нужно, чтобы они и дальше радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

-Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

– Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на ковер, закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас от этого настроение?

Источник

Татьяна Закутняя
Организация практической деятельности дошкольников в природе

На сегодняшний день стал более жизнен вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важнейшее средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.Это важная задача и обязанность взрослых: родителей, педагогов.

Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее удачно и продуктивно будет усваиваться в условиях полного личностного раскрепощения, через различную практическую деятельность. Работая с детьми дошкольного возраста на протяжении многих лет, отметила, насколько живо дети усваивают знания, полученные в практической деятельности: работая в уголке природы, огороде, цветнике. Все, что они делают своими руками, усваивается ими гораздо крепче и быстрее, и является для детей наиболее ценным.

Первое, что я сделала – создала условия для экологического воспитания. Для этого организовала работу по созданию уголка природы в группе: посадила разнообразные комнатные цветы, пополнила инвентарь для трудовой деятельности. Также оформила календарь природы, который позволяет детям самостоятельно и систематически отмечать состояние погоды, время года и соответствующий месяц. В качестве наглядного материала в уголке подготовила коллекции семян, гербарии, фотографии представителей животного и растительного мира. Все это способствует расширению возможности ребенку прикоснуться к миру природы, научиться бережному отношению ко всему живому.

На участке имеется небольшой огород, цветник. Так же воспитанники имеют возможность наблюдать за разнообразными птицами, живущими неподалёку: это голуби, сороки, вороны, воробьи.

В работе активно использую практическую деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы, практическую работу и поисковую деятельность.

Комнатные растения помогают мне удовлетворить потребность детей в познании. Дети не только ухаживают за растениями, но и сами высаживают отростки комнатных растений в маленькие горшочки. Тем самым, делая настоящую живую красоту окружающего мира своими руками. Зимой с большим удовольствием дети участвовали в создании «Огорода на окне». Зелёный лук любят не все дети, но выращенный своими руками на окне этот полезный овощ, стал, любим многими. Родители рассказывали, что дети и дома предложили, а некоторые и заставили посадить лук.

С детьми и родителями организовали работу на огороде: сажали, поливали, пололи, а в конце сезона собрали урожай и передали его на кухню. Дети с большим удовольствием и гордостью уплетали салаты, супы из овощей, выращенных своими руками. Очень понравилось детям наблюдать за ростом кабачков и огурцов, они мерили их ладошками и отмечали, как вырос за день кабачок и огурец. Горох тоже стал фаворитом. Дети сами срывали стручки и лакомились ими.

Сколько удовольствия дети получили от работы в цветнике: установили очерёдность полива, прополки, сами звали меня к клумбе, где распускались первые цветы. После цветения собирали семена, активно обсуждали, где какие цветы посадят и зачем они нужны. Дети стали добрее, отзывчивее, перестали рвать цветы.

Птицы тоже не остались без нашего внимания: родители помогли нам изготовить кормушки, скворечники для птиц, дети выносили на прогулку хлеб, оставшийся после завтрака, и кормили голубей и воробьёв живущих неподалёку.

В заключении, хочется отметить, что эта работа проводилась и проводится не зря! Наблюдая за деревьями, растениями, и птицами, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательнее относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, не дают другим ломать растения, обижать птиц. Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек – часть природы и подчиняется ее законам, о самооценки природы, положительное отношение к ней, также выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Литература:

1. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой:Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: дошкольное образование – Минс, 2009.

2. Л. Бобылева, О. Дупленко. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1998. № 7

3. Ашиков В. И., Ашикова С. Г.Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М.: «ЭКСМО», 1997.

4. Рыжова Н. “Наш дом – природа“. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. № 7

5. Николаева С. Н.Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 1999.

6. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003.

7. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: «Просвещение», 1982.

8. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.: «Просвещение», 1980.

9. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М.: «Просвещение», 1989.

Источник