Занятие про полезные ископаемые в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Людмила» комбинированного вида
Организованная
образовательная деятельность.
Область «Познание»
(ознакомление с окружающим миром)
тема: «Полезные ископаемые»
(для детей подготовительной к школе группы)
г. Королёв
2014 г.
Цели и задачи:
Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов, где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, портновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: – Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.
Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка.)
Записка:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!
С уважением, Крот»
Воспитатель: – Что же находиться в коробке? (открывает её)
Дети: – Полезные ископаемые.
Воспитатель: – Почему они так называются?
Дети: – Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.
Воспитатель: – Какие виды полезных ископаемых вы знаете?
Дети: – Твердые, жидкие и газообразные.
Воспитатель: – Какими способами их добывают?
Дети: – Открытым (карьер) и закрытым (шахта).
Воспитатель: – Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке. Чтобы назвать их, нужно отгадать загадки.
1.Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Дети: – Гранит.
Воспитатель: – Какую пользу приносит гранит?
Дети: – Он используется в строительстве.
Воспитатель:
2. Раз огромнейший насос
Ухватил меня за нос.
Посадил меня в трубу
По трубе теперь бегу.
Прибегу я на завод –
Там меня нагреют.
Вот такие вот продукты:
Не конфеты и не фрукты.
Керосин, бензин, мазут…
Из меня произведут.
Без меня не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это?
Дети: – Нефть.
Воспитатель: – Что изготавливают из нефти?
Дети: – Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.
Воспитатель:
3.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Дети: – Уголь.
Воспитатель: – Какую пользу он приносит людям?
Дети: – Это топливо.
Воспитатель:
4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А чтобы сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
Дети: – Глина.
Воспитатель: – Для чего она используется?
Дети: – Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).
Воспитатель:
5.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
Дети: – Торф.
Воспитатель: – Какую пользу он приносит?
Дети: – Это топливо и удобрение.
Воспитатель:
6. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
Дети: – Известняк.
Воспитатель: – Где используется известняк?
Дети: – Используется в строительстве. Из него делают мел.
Воспитатель:
7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
Дети: – Газ.
Воспитатель: – Чем полезен газ?
Дети: – Это топливо, которое обогревает жилище, помощник в приготовлении пищи.
Воспитатель:
8. Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи…
Дети: – Это руда.
Воспитатель: – Что делают из железной руды?
Дети: – Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.
Воспитатель: – Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?
Дети: – Он притягивает железные предметы.
Воспитатель: – Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.
Физкультминутка
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолёт.
Воспитатель: – Вот мы и в волшебной стране магнитов. Давайте посмотрим что может магнит.
Опыты:
- Игра-опыт «Рыбалка»
Оборудование: Емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магнит.
Ход опыта:
В емкость с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.
Результат опыта:
Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: – Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Воспитатель: – Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
- Игра-опыт «Бумажные гонки»
Оборудование: Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
Заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), ножницы и скотч (можно клей и кисти), магниты.
Ход опыта:
Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши. Установить автомобили на старте. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.
Результат опыта:
Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: – Сила магнита действует через картон и бумагу.
Воспитатель: – Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
- Игра-опыт «Магнитная регата»
Оборудование: Кусочек пенопласта в виде лодочки, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); магнит, миска или таз с водой.
Ход опыта:
Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта.
Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Воспитатель: – Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети: – Сила магнита действует даже на расстоянии.
Воспитатель: – Благодаря свойству магнитов воздействовать на предмет можно на расстоянии и через растворы. Их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.
4. Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита.
Ход опыта:
Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Результат опыта:
В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Воспитатель: – Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения). Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).
Воспитатель: – Ребята, вам понравилось проводить опыты ?
Дети: – Да.
Воспитатель: – А теперь нам пора вернуться домой. Давайте снова встанем в круг и отправимся в детский сад.
Физкультминутка
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолёт.
Воспитатель: – Вот мы и вернулись. Понравилось наше путешествие?
Дети: – Да.
Воспитатель: – Ребята, мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: – Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.
Источник
Людмила Семенюта
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Полезные ископаемые»
Тема НОД : «Полезные ископаемые»
Воспитатель подготовительной к школе группы
Семенюта Л. А.
МДОУ ДС КВ № 30 пос. Октябрьский
МО Ейский район
Программные задачи:
Продолжать расширять знания детей об окружающем: о полезных ископаемых, познакомить с минералом мергель, рассмотреть нефть: какая она.
Закреплять знания, для чего необходимы полезные ископаемые, что из них производят. Опытным путем закрепить знания о воздухе.
Развивать связную речь: умение подбирать прилагательные к существительным. Отвечать на вопросы полным предложением, грамматически правильно строить предложения. Согласовывать движения со словами. Развивать мелкую моторику
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы. Пробуждать положительные чувства и эмоции при соприкосновении с природой.
Материал:
глобус, емкости с минералом мергель, песком, глиной, углем, мелом, минеральной водой, нефтью. Иллюстрации с изображением природных явлений, цветов, насекомых, животных. Сюжетные картинки с проблемным сюжетом. Два набора с изображением серии картинок посадки овощей и дерева. «Сундучек сюрпризов».
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, поход в парк, Рассматривание иллюстраций, беседы о природе.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети входят в группу.
В. Ребята, что это?
Д. Это глобус.
В. Да, это модель нашей планеты Земля. Много полезного есть на нашей Земле. А что полезного есть под землей?
Д. Под землей находятся полезные ископаемые.
В. Почему они так называются?
Д. Потому, что они полезны людям и их нужно выкапывать.
В. Какие полезные ископаемые есть под землей нашего края?
Д. Минерал мергель, песок, глина, нефть, газ, уголь, мел, минеральные источники.
В. Что делают из мергеля?
Д. Из мергеля делают цемент, он необходим для строительства домов, мостов и других сооружений.
В. Но что я слышу, наши ископаемые устроили спор, кто из них важнее, ценнее? Кто же это возмущается (показывает на песок?
Д. Это песок, его используют для строительства домов, добавляют почти во все растворы, посыпают площадки. Из особого песка делают стекло.
В. Где используют стекло?
Д. Вставляют в окна, Делают лампочки, посуду, украшения, люстры и др.
В. А это глина возмутилась. Решила, что ее забыли. Что же делают из глины?
Д. Из глины делают кирпичи, саман, посуду, вазы, статуэтки украшения. Фарфор – это тоже глина.
В. А это, ребята, нефть. Она залегает далеко под землей. На вид она черного цвета, густая, маслянистая жидкость. Рассмотрите ее. Что же делают из нефти?
Д. Нефть перерабатывают на специальных заводах и делают из нее бензин. керосин, солярку, мазут и другое топливо. Нефти! Требуют самолеты, корабли, тепловозы, трактора, электростанции, заводы и механизмы (им постоянно нужна смазка).
В. В наше время без нефти никак не обойтись и поэтому нефть называют черным золотом. А еще у нефти есть постоянный спутник и друг газ. Его так и называют сопутствующий газ. У него брат природный газ. А зачем нам нужен природный газ?
Д. На газе готовят пищу, обогревают дома.
В. А что это такое черное, блестящее?
Д. Это уголь. Им топят печи, обогревают дома.
В. А это что белое?
Д. Это мел. Им пишут на доске, рисуют, белят дома и даже используют в медицине.
В. Еще в нашем крае есть полезные минеральные источники. Зачем они нужны?
Д. Минеральная вода лечит многие заболевания и дает людям здоровье.
В. Молодцы! Давайте поиграем в игру «Угадай на ощупь» полезное ископаемое (коробочка с отверстиями для рук). Дети угадывают и называют.
В. А теперь поиграем в мяч, д/и «назови какой»:
Дом из бревен,какой?
– бревенчатый дом.
Карьер по добыче песка, какой?
– песчаный карьер.
Посуда из глины, какая?
– глиняная посуда.
Скважина по добыче нефти, какая?
– нефтяная скважина.
Труба для газа, какая?
– газовая труба.
Мебель из дерева, какая?
– деревянная мебель.
Ваза из стекла, какая?
– стеклянная ваза.
Дом из кирпича, какой дом?
– кирпичный дом.
Вода из родника, какая?
-родниковая вода.
Завод по производству цемента, какой завод?
– цементный завод.
Сарай из самана, какой сарай?
– саманный сарай.
В. Молодцы, ребята. Утомились? Давайте взбодримся!
Физкультминутка.
Проказник ветер прилетел
Густой листвой зашелестел
Подул немного посильней
И ветки закачал скорей
Совсем плутишка разошелся
И по стволам уже прошелся
Тут закачался целый лес
Не видно стало и небес
Скрипят, качаются деревья
И ветру действуют на нервы
Тогда шалить он перестал
И лес опять спокойным стал.
В. Ребята, а что такое ветер?
Д. Это быстрое передвижение воздуха.
В. Как долго можно прожить без воздуха?
Д. Совсем не долго, 1-2 минуты.
В. Какой он, воздух? И кто нам его дает?
Д. Воздух прозрачный, невидимый, легкий, без цвета и запаха.
В. Как можно почувствовать или увидеть воздух?
Д. Помахать веером, подуть через соломинку, опустить стакан в воду.
В. Где проводятся опыты?
Д. Опыты проводят в научных лабораториях.
(опыты с веером, со стаканом, с трубочкой).
В. Пузырьки это и есть воздух. Какой воздух полезен для здоровья?
Д. Чистый воздух.
В. Откуда берется чистый воздух?
Д. Деревья, трава, цветы, кусты дают нам чистый воздух. Листики забирают грязный воздух, перерабатывают его и отдают нам чистый кислород.
В. Правильно. (Выставить картинки с изображением природных явлений, цветов, насекомых, животных). Как одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
Д. Это природа.
В. Что такое природа?
Д. Все, что нас окружает и не сделано руками человека называется природой.
Ребенок:
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой
Живут в нем птицы и цветы
Веселый звон ручья
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
В. Какая бывает природа?
Д. Природа бывает живая и неживая.
В. Отберите карточки с живой природой на одну доску, а с неживой природой на другую доску.
Д/и «Живая, неживая природа»
В. Как же нам сберечь природу и богатства земные?
Д. Нужно брать из кладовых Земли столько, сколько необходимо для жизни и ничего лишнего.
– Строить очистные сооружения на фабриках и заводах.
– Нельзя ломать деревья, бездумно рвать цветы, траву.
В. Посмотрите на картинки, подумайте и решите, какие поступки можно назвать хорошими, а какие плохими. Объясните, почему вы так решили?
Д. Рассматривают картинки с проблемными сюжетами и объясняют свою точку зрения.
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем
Крылышки сложим назад.
В. Если мы будем бережно относиться к природе, она щедро отблагодарит нас. Чем она может отблагодарить нас?
Д. Полезными ископаемыми, щедрыми урожаями зерновых культур, фруктов и овощей.
Д/И «Что сначала, что потом»
Дети раскладывают серии картинок по порядку, объясняют.
В. Вы хорошо потрудились сегодня, можно и отдохнуть.
Релаксация под муз. «Одинокий пастух»
Дети ложатся на спину на напольное покрытие, под голову кладут маленькие подушечки. Закрывают глаза, полностью расслабляются. Воспитатель под тихую музыку спокойным, умиротворенным голосом говорит следующий текст:
Я лежу на зеленой лужайке. Легкий ветерок играет ароматными травами. Теплый солнечный луч скользит по моей щеке. Легко, неслышно над цветами порхают яркие, разноцветные бабочки. Я вдыхаю чистый, ароматный, цветочный запах. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.
Открывайте глаза, вставайте. (Убирают подушки).
В. Красота, которую дарит наша природа, бесценна. Недаром говорят:
«Красота спасет мир».
Ребенок:
Если деньги накопить
Можно многое купить
Дом, одежду и завод
Самолет и пароход.
Ребенок:
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу
И не спрятать в кошелек
Родничек и тополек
Ребенок:
Дерево трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
В. А сейчас изобразите, какой вы хотите видеть вашу планету. Раскрасьте картинки в те цвета, которые вам нравятся.
Д. Садятся за столы и под тихую, спокойную музыку «Кондр пролетел», раскрашивают цветными карандашами черно-белые изображения пейзажей.
.
Источник
Надежда Шестернева
Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе
Предварительная работа
1. Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых» по Ф. Кривину;
2. Наблюдения на прогулке, опыты, творческие задания;
3. Дидактические игры «Определи какой знак», «Определи на ощупь», со схемами и другие;
4. Беседы на тему «Подземные сокровища Амурской области».
Материал:
1. Карточки – символы полезных ископаемых;
2. Карта Амурской области;
3.Образцы пород: глина и песок (стаканчики с образцами на каждого ребенка);
4. Лупы;
5. Стаканчики с водой;
6. Палочки или веточки.
Ход занятия:
Игра «Да – нет»
Воспитатель загадывает предметы, а дети отгадывают,классифицируя предметы по схеме: Природный мир или растительный, живая или не живая природа и т. д.
Одна из отгадок – полезные ископаемые. Воспитатель спрашивает, почему их так называют, затем предлагает каждому из детей взять по карточке и определить, какое полезное ископаемое обозначено на карточке.
Вопросы детям:
1. Скажите, как используются песок, глина, уголь, строительный камень?
2. Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.);
3. Люди, каких профессий добывают полезные ископаемые? (геологи, шахтеры);
4. Чем занимаются геологи? (исследуют недра, изучают камни, отправляются в экспедицию);
5. Чем занимаются шахтеры? (работают в шахтах, добывают уголь).
Воспитатель:
А теперь посмотрите на эту картинку. На ней изображена карта Амурской области. Выберите карточки с полезными ископаемыми нашего края. (дети выбирают из множества карточек с обозначениями полезных ископаемых, только те, которые есть у нас в области.
Вот видите, хоть область у нас и небольшая, но сколько богатств она хранит! Это и уголь, и железо, золото, глина, песок, строительный камень и т. п.
А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Мы поближе познакомимся с такими полезными ископаемыми как глина и песок. Тихонько пройдите за столы будем проводить опыты.
Опыт 1
С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок, как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые (белые или желтые в зависимости от разновидности песка) похожи ли эти песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?
А теперь рассмотрим таким же образом кусочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине слипшиеся, очень мелкие частички.
Опыт 2
Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком, потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она забралась в песок и «уютно» устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит, сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается, быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху на глине. Сажаем палочку во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.
Заключение
Мы с вами рассмотрели и провели опыты с песком и глиной, а как вы думаете, где используются эти полезные ископаемые? (в строительстве) и где они находятся? (в карьере под землей) В мире полезных ископаемых есть много других удивительных вещей. О них мы поговорим с вами на следующих занятиях.
Источник