Законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества

Законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества thumbnail

Выбрать главу

257. В Лакедемоне рабы не могли требовать в суде никакого удовольствия; и несчастие их умножалося тем, что они не одного только гражданина, но при том и всего общества были рабы.

258. У римлян в увечье, сделанном рабу, не смотрели более ни на что, как только на убыток, причиненный чрез то господину. За одно почитали рану, животине нанесенную и рабу, и не принимали более ничего в рассуждение, как только сбавку цены; и то обращалося в пользу хозяину, а не обиженному.

259. У афинян строго наказывали того, кто с рабом поступал свирепо.

260. Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великого числа освобожденных.

261. Законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества.

262. Окончим все сие, повторяя правило то, что правление, весьма сходственное с естеством, есть то, которого частное расположение соответствует лучше расположению народа, ради которого оно учреждается.

263. Причем, однако, весьма же нужно, чтобы предупреждены были те причины, кои столь часто привели в непослушание рабов против господ своих; не узнав же сих причин, законами упредить подобных случаев нельзя, хотя спокойство одних и других от того зависит.

Глава XII

264. О размножении народа в государстве.

265. Россия не только не имеет довольно жителей, но обладает еще чрезмерным пространством земель, которые ни населены, ниже обработаны. Итак, не можно сыскать довольно ободрений к размножению народа в государстве.

266. Мужики большою частию имеют по двенадцати, пятнадцати и до двадцати детей из одного супружества; однако редко и четвертая часть оных приходит в совершенный возраст. Чего для непременно должен тут быть какой-нибудь порок или в пище, или во образе их жизни, или в воспитании, который причиняет гибель сей надежде государства. Какое цветущее состояние было бы сея державы, если бы могли благоразумными учреждениями отвратить или предупредить сию пагубу!

267. Прибавьте к сему и то, что двести лет прошло, как незнаемая предкам болезнь перешла к северу из Америки и устремилася на пагубу природы человеческой. Сия болезнь распространяет печальные и погибельные следствия во многих провинциях. Надлежит попечение иметь о здравии граждан: чего ради разумно бы было пресечь сея болезни сообщение чрез законы.

268. Моисеевы [законы] могут к сему служить примером.

269. Кажется еще, что новозаведенный способ от дворян – сбирать свои доходы – в России уменьшает народ и земледелие. Все деревни почти на оброке. Хозяева, не быв вовсе или мало в деревнях своих, обложат каждую душу по рублю, по два и даже до пяти рублей, несмотря на то, каким способом их крестьяне достают сии деньги.

270. Весьма бы нужно было предписать помещикам законом, чтоб они с большим paссмотрением располагали свои поборы, и те бы поборы брали, которые менее мужика отлучают от его дому и семейства. Тем бы распространилось больше земледелие и число бы народа в государстве умножилось.

271. А ныне иной земледелец лет пятнадцать дома своего не видит, а всякий год платит помещику свой оброк, промышляя в отдаленных от своего дому городах, бродя по всему почти государству.

272. При великом благополучии государства легко умножается число граждан.

273. Страны луговые и ко скотоводству способные обыкновенно мало имеют народа потому, что мало людей находят себе там упражнение; пахотные же земли большее число людей в упражнении содержат и имеют.

274. Везде, где есть место, в котором могут выгодно жить, тут люди умножаются.

275. Но страна, которая податями столь много отягчена, что рачением и трудолюбием своим люди с великою нуждою могут найти себе пропитание, чрез долгое время должна обнажена быть жителей.

276. Где люди не для иного чего убоги, как только, что живут под тяжкими законами и земли свои почитают не столько за основание к содержанию своему, как за подлог к удручению, в таких местах народ не размножается: они сами для себя не имеют пропитания, так как им можно подумать от оного уделить еще своему потомству?

Они не могут сами в своих болезнях надлежащим пользоваться присмотром, так как же им можно воспитывать твари, находящиеся в беспрерывной болезни, то есть во младенчестве? Они закапывают в землю деньги свои, боясь пустить оные в обращение; боятся богатыми казаться; боятся, чтоб богатство не навлекло на них гонения и притеснений.

277. Многие, пользуясь удобностию говорить, но не будучи в силах испытать в тонкость о том, о чем говорят, сказывают: чем в большем подданные живут убожестве, тем многочисленнее их семьи. Так же и то: чем большие на них наложены дани, тем больше приходят они в состояние платить оные; сии суть два мудрования, которые всегда пагубу наносили и всегда будут причинять погибель самодержавным государствам.

полную версию книги

Источник

НАКАЗ её императорского величества Екатерины II,
самодержицы Всероссийской, данный комиссии
о сочинении проекта нового Уложения (Выдержки)

1. Закон христианский научит нас взаимно делать друг другу добро сколько возможно.

6. Россия есть Европейская держава.

9. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать здесь сходно с пространством столь великого государства.

10. …Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медлéние, отдаленностью мест причиняемое.

11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно.

12. Другая причина – та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

13. Какой предлог самодержавного управления? – Не тот, чтобы у людей отнять естественную их вольность, а чтобы действия их направить к получению самого большого от всех добра.

15. Самодержавных правлений намерения есть слава граждан, государства и государя.

20. Законы, основание державы составляющие, предполагают малые протоки, чрез которые изливается власть государева.

32. Великое благополучие для человека быть в таких обстоятельствах, чтобы, когда страсти его вперяют в него мысль быть злым, он, однако, считает себе за полезное не быть злым.

33. Надлежит, чтобы законы, [насколько] возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина.

34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.

36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтобы делать все, что кому угодно.

38. …Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют. И ежели бы где какой гражданин мог делать законом запрещаемое, там бы уже больше вольности не было, ибо и другие имели равным образом сию власть.

39. …чтобы люди имели сию вольность, надлежит закону таковому быть, чтобы один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы
все одних законов.

41. Ничего не дóлжно запрещать законами кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу.

43. Для нерушимого сохранения законов надлежало бы, чтобы всяк несомненно был уверен, что он ради собственной своей пользы стараться должен, сохранить нерушимо сии законы.

57. Законоположение дóлжно применять к народному умствованию: мы ничего лучше не делаем, как то, что делаем вольно, непринужденно и следуя природной нашей склонности.

58. Для введения лучших законов необходимо … умы людские к сему приуготовить…

67. …наказание не должно происходить от прихоти законоположника … и не человек должен делать насилие человеку, но собственное человека действие.

83. Во всех областях не столько [стараться] наказывать преступление, как предупреждать оное; и приложить дóлжно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы во граждан, нежели привести дух их в уныние казнями.

98. Власть судейская состоит в одном исполнении законов и то, для того чтобы сомнения не было о свободе и безопасности граждан.

126. Надлежит, чтобы судимые в великих винах с согласия законов избирали себе судей…

127. Также надлежало бы нескольким из судей быть чина по гражданству такого же, как и ответчик, то есть ему равным, чтобы он не мог подумать будто бы он попался в руки таких людей, которые в его деле насилие во вред ему употребить могут.

183. Приговоры судей должны быть народу ведомы так, как и доказательства преступления, чтоб всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитой закона…

194. Человека неможно почитать виноватым прежде приговора судейского…

197. …пытка не может быть средством к познанию истины…

201. …законы не могут наказывать намерения…

205. [наказания] предписаны, чтоб воспрепятствовать виноватому, дабы он впредь не мог вредить обществу, и чтобы отвратить сограждан от соделания подобных преступлений…

222. Самое надежное обуздание от преступления есть не строгость наказания, но, когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан.

223. Известность и о малом, но неизбежном наказании сильнее впечатляет сердце, нежели страх жестокой казни, совокупленный с надеждой избыть оной…

224. Во всем государстве… не надлежит быть никакому месту, которое бы от законов не зависело.

245. Хотите ли предупредить преступление, сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми.

248. …самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.

250. Гражданское общество так, как и всякая вещь требует известного порядка: надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим, которые повинуются.

252. Итак, когда закон естественный повелевает нам по силе нашей [о] благополучии всех людей печься, то обязаны мы состояние сих подвластных облегчать, сколько здравое размышление позволяет.

253. Следовательно, избегать случаев, чтобы не приводить людей в неволю…

254. …надлежит, чтобы законы гражданские, с одной стороны, злоупотребления рабства отвращали, а, с другой стороны, предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти.

260. Не дóлжно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобожденных.

261. Законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества.

265. Россия не только не имеет довольно жителей, но обладает еще чрезмерным пространством земель, которые ни населены ни же обработаны…

269. Кажется еще, что новозаведенный способ от дворян собирать свои доходы в России уменьшает народ и земледелие: все деревни почти на оброке. Хозяева, не быв вовсе или мало в деревнях своих, обложат каждую душу … даже по 5 рублей, несмотря на то, каким способом их крестьяне делают сии деньги.

270. Весьма бы нужно было предписать помещикам законом, чтобы они с бóльшим рассмотрением располагали свои поборы и те бы поборы брали, которые менее мужика отлучают от его дома и семейства; тем бы распространилось больше земледелие и число бы народа в государстве умножилось.

274. Везде, где есть место, в котором могут выгодно жить, тут люди умножаются.

275. Но страна, которая податями столь много отягчена, что рачением и трудолюбием своим люди с великой нуждой могут найти себе пропитание, через долгое время должна обнажена быть жителей.

278. Зло есть почти не исцелимое, когда обнажение государства от жителей происходит от долгих времен по причине внутреннего некого порока и худого правления. Люди там исчезли через нечувствительную и почти в природу обратившуюся болезнь. Родившиеся в унынии и в бедности, в насилии или в принятых правительством лживых рассуждениях видели они свое истребление, часто не приметив причин истребления своего.

286. …надлежало бы больше сделать их [людей] жизнь сколько возможно выгодней, то есть подать рачительным и трудолюбивым случай к пропитанию себя и семей своих.

294. Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении или нерачительно производится.

295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.

296. Сие основано на правиле весьма простом: всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит, и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другие у него отымут.

297. Земледелие есть самый большой труд для человека…

313. Земледелие есть первый и главный труд, в котором поощрять людей дóлжно; второй есть рукоделие из собственного произращения.

314. Машины, которые служат к сокращению рукоделия, – не всегда полезны … машины, … уменьшающие число работающих, в многонародном государстве будут вредны.

317. Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснения, водворяется там, где ее спокойствие не нарушается.

321. Вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, что они захотят… Что стесняет торгующего, то не стесняет торговли…

330. …Благоразумно поступают в тех местах, где купцы – недворяне, но они могут сделаться дворянами… Нет у них другого надежного способа выйти из своего звания мещанского, как отправлять оное с крайним рачением или иметь в нем счастливые успехи… Противно существу торговли, чтобы дворянство оную в самодержавном правлении делало. Погибельно бы было сие для городов… Обыкновение, дозволившее в некоторой державе торги вести дворянству, принадлежит к тем вещам, кои весьма много способствовали к приведению там к бессилию прежде учрежденного правления.

348. Правила воспитания – суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами.

360. Дворянство есть нарицание в чести различающее от прочих тех, кои оным украшены.

361. …принято издревле отличать добродетельнейших более других служащих людей, дав им сие нарицание в чести, и установлено, чтобы они пользовались разными преимуществами…

369. …лишить дворянства никого неможно кроме того, который сам себя лишил оного своими основанию его достоинства противными поступками и сделался чрез то звания своего не достойным.

377. …в городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, торговле, в художествах и науках…

378. Сей род людей… есть средний.

379. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни ко хлебопашцам.

444. Под словом «законы» разумеются все те установления, которые ни в какое время не могут перемениться, и таковых числу быть неможно великому.

448. Всякий закон должен написан быть словами вразумительными для всех и при том очень коротко…

494. В столь великом государстве, распространяющем свои владения над столь многими разными народами, весьма бы вредным для спокойствия и безопасности своих граждан был порок запрещения или недозволения их обычных вер.

506. …государство разрушится, если начальное в нем переменится основание.

507. Два суть рода повреждений: первое, когда не наблюдают законов, а второе, когда законы так худы, что они сами портят. И тогда зло есть не излечимо, потому что оно в самом лекарстве зла находится.

515. …удобность в правлении, чтобы государь ободрял, а законы бы угрожали.

520. …мы думаем, … что мы сотворены для нашего народа…

Источник: https://www.studfiles.ru/preview/3000666/

Источник

Екатерина II. Наказ по составлению нового Уложения (1766 г.)

Страница 2 из 2

 

207. Чтоб
наказание произвело желаемое действие, довольно будет и того, когда зло, оным
причинямое, превосходит добро, ожиданное от преступления, прилагая в выкладке,
показывающей превосходство зла над добром, так же и известнось наказания
несомненную и потеряние выгод преступлением приобретаемых. Всякая строгость,
преходящая сии пределы, безполезна, и следовательно, мучительская.

222.
Самое надежнейшее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но
когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан.

250.
Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известнаго порядка;
надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим, которые
повинуются.

251. И
сие есть начало всякаго рода покорности; сия бывает больше или меньше
облегчительна, смотря на состояние служащих.

252.
Итак, когда закон естественный повелевает нам по силе нашей о благополучии всех
людей пещися; то обязаны МЫ состояние и сих подвластных облегчати, сколько
здравое разсуждение дозволяет.

253.
Следовательно, и избегати случаев, чтоб не приводить людей в неволю, разве
крайняя необходимость к учинению того привлечет, и то не для собственной
корысти, но для пользы государственной; однако и та едва не весьма ли редко бывает.

254.
Какого бы рода покорство ни было, надлежит, чтоб законы гражданские с одной
стороны злоупотребление рабства отвращали, а с другой стороны предостерегали бы
опасности, могущия оттуду произойти.

255.
Нещастливо то правление, в котором принуждены установляти жестокие законы.

256. ПЕТР
ПЕРВЫЙ узаконил в 1722 году, чтобы безумные и подданных своих мучащие были под
смотрением опекунов. По первой статьи сего указа чинится исполнение; а
последняя для чего без действа осталася, не известно.

257. В
Лакедемоне рабы не могли требовати в суде никакого удовольствия: и нещастие их
умножалося тем, что они не одного только гражданина, но при том и всего
общества были рабы.

258. У
Римлян в увечьи, сделанном рабу, не смотрели более ни на что, как только на
убыток, причиненный чрез то господину. За одно почитали рану животине
нанесенную и рабу, и не принимали более ничего в разсуждение, и как только
сбавку цены: и то обращалоси в пользу хозяину, а не обиженному.

259. У
Афинян строго наказывали того, кто с рабом поступал свирепо.

260. Не
должно вдруг и чрез узаконение общее делать великаго числа освобожденных.

261.
Законы могут учредить нечто полезное для собственнаго рабов имущества.

262.
Окончим все сие, повторяя правило то, что правление весьма сходственное с
естеством есть то, котораго частное расположение соответствует лучше
расположению народа, ради котораго оно учреждается. 263. При чем однако весьма
же нужно, чтобы предупреждены были те причины, кои столь часто привели в
непослушание рабов против господ своих; не узнав же сих причин, законами
упредить подобных случаев нельзя, хотя спокойство одних и других от того
зависит.

277.
Многие, пользуясь удобностию говорить, но не будучи в силах испытать в тонкость
о том, о чем говорят, сказывают: чем в большем подданные живут убожестве, тем
многочисленнее их семьи. Также и то: чем больше на них наложено дани, тем
больше приходят они в состояние платить оные. Сии суть два мудрования, которые
всегда пагубу наносили и всегда будут причинять погибель самодержавным государствам.

293. О
рукоделии и торговле.

294. Не
может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где
земледелие в уничтожении, или нерачительно производится.

295. Не
может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственнаго.

296. Сие
основано на правиле весьма простом: “Всякий человек имеет более попечения о
своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не
прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другий у него отымет”.

297.
Земледелие есть самый большой труд для человека; чем больше климат приводит
человека к избежанию сего труда, тем больше законы ко оному возбуждать должны.

298. В
Китае Богдохан ежегодно уведомляется о хлебопашце, превозшедшем всех прочих во
своем искустве, и делает его членом осьмаго чина в государстве. Сей Государь
всякий год с великолепными обрядами начинает сам пахати землю сохой своими
руками.

299. Не
худо бы было давать награждение земледельцам, поля свои в лучшее пред прочими
приведшим состояние;

300. И рукоделам,
употребившим во трудах своих рачение превосходнейшее.

301. Сие
установление во всех земли странах произведет успехи. Оно послужило и в наши
времена к заведению весьма важных рукоделий.

302. Есть
страны, где во всяком похосте есть книги, правительством изданныя о земледелии,
из которых каждый крестьянин может во своих недоумениях пользоваться
наставлениями.

454. Слог
законов должен быть краток, прост; выражение прямое всегда лучше можно
разумети, нежели околичное выражение.

478.
Когда введено было много преступлений в оскорблении Величества, то и надлежало
непременно различить и умерить сии преступления. Так наконец дошли до того,
чтоб не прочитать за такия преступления кроме тех только, кои заключают умысел
в себе противу жизни и безопасности Государя, и измену против государства, и
тому подобныя; каковым преступлениям и казни предписаны самые жесточайшия.

480.
Слова, совокупленныя с действием, принимают на себя естество того действия;
таким образом, человек, пришедший например на место народнаго собрания
увещевать подданных к возмущению, будет виновен в оскорблении Величества по
тому, что слова совокуплены с действием, и заимствуют нечто от онаго. В сем
случае не за слова наказуют, но за произведенное действие, при котором слова
были употреблены. Слова не вменяются никогда во преступление, разве оныя
приуготовляют, или соединяются, или последуют действию беззаконному. Все
превращает и опровергает, кто делает из слов преступление, смертной казни
достойное; слова должно почитать за знак только преступления, смертной
достойнаго казни.

481.
Ничто не делает преступления в оскорблении Величества больше зависящим от толка
и воли другаго, как когда нескромныя слова бывают онаго содержанием; разговоры
столько подвержены истолкованиям; толь великое различие между нескромностию и
злобою, и толь малая разнота между выражениями, от нескромности и злобы
употребляемыми, что закон ни коим образом не может слов подвергнуть смертной
казни, по крайней мере не означивши точно тех слов, которыя он сей казни
подвергает.

482.
Итак, слова не составляют вещи, подлежащей преступлению; часто они не значат
ничего сами по себе, но по голосу, каким оныя выговаривают; часто пересказывая
те же самыя слова, не дают им того же смысла; сей смысл зависит от связи,
соединяющей оныя с другими вещьми. Иногда молчание выражает больше, нежели все
разговоры. Нет ничего, что бы в себе столько двойнаго смысла замыкало, как все
сие. Так как же из сего делать преступление толь великое, каково оскорбление
Величества, и наказывать за слова так, как за само действие? Я чрез сие не хочу
уменьшить негодования, которое должно иметь на желающих опорочить славу своего
Государя, но могу сказать, что простое исправительное наказание приличествует
лучше в сих случаях, нежели обвинение в оскорблении Величества, всегда страшное
и самой невинности.

483.
Письма суть вещь не так скоро преходящая, как слова; но когда они не
приуготовляют ко преступлению оскорблений Величества, то и они не могут быть
вещию, содержащею в себе преступление в оскорблении Величества.

484.
Запрещают в самодержавных государствах сочинения очень язвительныя: но оныя
делаются предлогом, подлежащим градскому чиноправлению, а не преступлением; и
весьма беречься надобно изьискания о сем далече распространять, представляя
себе ту опасность, что умы почувствуют притеснение и угнетение: а сие ничего
инаго не произведет, как невежество, опровергнет дарования разума
человеческаго, и охоту писать отнимет.

485.
Надлежит наказывать клеветников.

486. Во
многих державах закон повелевает под смертною казнию открывать и те заговоры, о
которых кто не по сообщению с умышленниками, но по слуху знает. Весьма прилично
сей закон употребить во всей онаго строгости в преступлении самаго высочайшего
степени, касающемся до оскорбления Величества.

496.
Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону
умягчает и самыя жестоковыйная сердца и отводит их от заматерелого упорства,
утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан.

523.
Может случиться, что некоторые, прочитав сей наказ, скажут: не всяк его поймет.
На сие не трудно ответствовать: подлинно не всяк его поймет, прочитав одиножды
слегка: но всякий поймет сей наказ, если со прилежанием, и при встречающихся
случаях выберет из онаго то, что ему в разсуждениях его правилом служить может.
Должно сей наказ почаще твердить, дабы он знакомее сделался: и тогда всякий
твердо надеяться может, что его поймет. Понеже

524.
Прилежание и радение все преодолевают: так как лень и нерадение ото всякаго
добра отводят.

525. Но
дабы сделать облегчение в сем трудном деле: то должно сей наказ читать в
комиссии о сочинении проекта новаго уложения, и во всех частных от нея
зависящих комиссиях, а особливо главы и статьи им порученныя, одиножды в начале
каждаго месяца до окончания комиссии.

526. Но
как нет ничего совершеннаго, что человеком сочинено, то если откроется в
производстве, что на какия ни есть учреждения в сем наказе правила еще не
положено, дозволяется комиссии о том НАМ докладывать и просить дополнения.

Подлинный
подписан собственного ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:

ЕКАТЕРИНА.

Екатерина
II. Сочинения. М.: Современник, 1990. С.22-31.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Powered by AkoComment 2.0!

Источник