Законопроект об исполнителях общественно полезных услуг
Почему статус исполнителя общественно полезных услуг чаще всего остается только статусом.
Три с лишним года в России действует закон об НКО — исполнителях общественно полезных услуг. Закон призван поддерживать надежные социально ориентированные организации с качественными услугами: давать им длинные (от двух лет) субсидии, имущественную, информационную и другую помощь от региональных властей.
Призван, но мало где поддерживает реально.
ИОПУ без обязательств
Чтобы получить статус, организация, хорошо работающая как минимум год, не имеющая долгов и статуса «иностранного агента», подает в региональное профильное министерство/департамент документы, чтобы получить заключение о качестве услуг, с которыми она хочет войти в реестр ИОПУ. Это заключение вместе с пакетом документов подается в Минюст, Минюст добавляет организацию в реестр. Подробный механизм описан в памятке для НКО.
Статус дается на два года, его можно продлевать. Если организация не продлевает, то она автоматически исключается из реестра, но членство в нем можно возобновить. Исполнитель может оказывать только услуги, входящие в утвержденный правительством перечень.
Согласно закону №287-ФЗ, НКО-ИОПУ «имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами».
Права некоммерческих организаций на приоритетную поддержку в законе прописаны. А вот обязанность властей предоставить ее — нет.
Поэтому в некоторых субъектах РФ есть фора для ИОПУ на конкурсах региональных субсидий, а в других только участие на общих основаниях. Есть департаменты — например в Чувашии или Волгоградской области, — проводящие отдельные конкурсы среди организаций — исполнителей ОПУ. Но таких регионов единицы.
Могут или должны?
В Тюменской области входить в реестр, например, выгодно: там власти дают всю поддержку, описанную в законах.
«У нас в регионе есть отдельное постановление “Об утверждении порядка предоставления субсидии из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям”. По этому единому постановлению работают все департаменты социальной сферы. На конкурсах субсидий организация-исполнитель общественно полезных услуг получает плюс два балла», — комментирует АСИ Юлия Мясникова, начальник отдела поддержки и развития негосударственных организаций и общественных связей департамента социального развития Тюменской области.
По словам Мясниковой, все СОНКО-ИОПУ уже имеют помещения; чтобы их получить, статус не требовался. В Тюмени ведется реестр свободных городских помещений и некоммерческие организации могут на них претендовать. Также в регионе есть проект «Приходи и работай» для организаций, реализующих президентские гранты, которым помещения нужны разово, — они подают заявку и могут пользоваться подходящими площадями.
Высказать мнение, почему в разных регионах власти помогают ИОПУ неодинаково, тюменская чиновница затрудняется.
«Может быть, мы по-разному читаем законы… Но мы считаем, что если написано “НКО могут получать поддержку”, значит, [мы поддержать] должны… Наверное, это вопрос личной ответственности госслужащих».
В Белгородской области исполнителей общественно полезных услуг тоже стараются поддерживать. Но уровень поддержки зависит от района.
«Мы работаем в трех городах: Белгороде, Губкине и Старом Осколе. Закон оправдал себя не везде, но в большей степени. Вот администрации Старооскольского городского округа хочется сказать спасибо: буквально на днях нам предоставили на пять лет бесплатно помещение, которое мы раньше брали в льготную аренду, — рассказывает АСИ руководитель Центра абилитации детей-инвалидов и помощи молодым семьям «Свет надежды» Надежда Клубаева. — Каждый год мы получаем субсидии от правительства Белгородской области. Но в целом — закон будет работать, если его отшлифовать до совершенства, если в нем будет написано, что [власти на местах] должны [обеспечивать поддержку]».
Если в Тюменской области на момент публикации этого материала 13 исполнителей общественно полезных услуг, а в Белгородской — 10, то в Ярославской он один. Было два, но региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру» не стала продлевать статус.
Занятия в бассейне. Фото: сайт ЯРООИ «Лицом к миру»
«Лицом к миру» была одной из первых НКО-ИОПУ в стране. Она получила статус еще в 2017 году, когда заключения о качестве услуг выдавали не региональные, а федеральные министерства. На оформление потратили почти полгода — и разочаровались.
«Только в конце прошлого года наши департаменты стали давать незначительное количество баллов [сверху] исполнителям ОПУ на конкурсах субсидий, — рассказывает Агентству социальной информации председатель совета ЯРООИ «Лицом к миру» Наталия Жужнева. — Больше преференций нет вообще никаких. В самом начале нашего пути, я считаю, статус помог нам получить помещение: [мы просили], говорили, что мы исполнители общественно полезных услуг, помогите нам, пожалуйста. Нам дали. И всё.
В законе прописано, что субсидии [для ИОПУ] должны предоставлять на срок от двух лет, но сколько бы мы ни говорили с нашими региональными властями — они нам отвечали: “Нет, должен быть отдельный конкурс среди исполнителей услуг, и в нем мы будем предусматривать два года. А в “обычном” конкурсе субсидий мы могли получать только поддержку на год, как и все».
«Нет обязанности у региональных и местных чиновников поддерживать СОНКО-ИОПУ. Нет модели взаимодействия, тиражирования лучших практик. Поэтому каждый [департамент] действует исходя из своего понимания», — комментирует директор Агентства социальной информации Елена Тополева.
Зачем нам статус ИОПУ, если есть гранты
Поддержка исполнителей общественно полезных услуг «пиарится» государством довольно слабо в сравнении, например, с поддержкой победителей конкурсов Фонда президентских грантов. Профит неясный, аббревиатура опять же не самая благозвучная. Стимул для самих чиновников отдельно финансировать ИОПУ тоже неочевиден — он скорее в плоскости личной ответственности и желания укреплять надежность и прозрачность организаций на своей территории. Отдельного рейтинга регионов по работе с ИОПУ в России нет, губернаторов и министров за эту работу не поощряют.
Фото: Фонд президентских грантов
В то же время у президентских грантовых проектов (и это хорошо) продвижение на хорошем уровне: и публикации в СМИ, которые НКО-грантополучатели прикладывают к отчетам, и раскрутка в соцсетях фонда, и внимание журналистов к раздаче-освоению крупных сумм денег, и прозрачный единый для всех и потому понятный извне механизм поддержки с четкими сроками и несложным документооборотом.
Также важно, что президентскими грантами поддерживаются не только услуги из определенного правительственного перечня, но и вся другая общественная деятельность: правозащита, природоохранная работа, сохранение исторической памяти, поддержка одаренных детей и др.
Если бы, например, статус ИОПУ гарантировал организациям возможность получить помещение от муниципалитета/района — это был бы крупный бонус и хороший пиар для реестра.
Еще лучше — если бы регионы гарантировали поддержку текущей, не проектной, деятельности исполнителей услуг в ситуации кризиса.
«Было бы правильно, например, если бы какие-то расходы организаций финансировались государством вне конкурсов субсидий. Если НКО оказывают востребованные услуги — по идее, государство должно их страховать, например, в случае неудачи в грантовых конкурсах. Во Франции, допустим, такой опыт уже применяется: в определенных некоммерческих организациях, которым доверяют профильные департаменты, государство обеспечивает возможность платить зарплаты ключевым сотрудникам», — говорит Елена Тополева.
Упрощает ли жизнь «упрощенка»
С 15 сентября 2020 года НКО, успешно реализовавшие президентские грантовые проекты, смогут входить в реестр исполнителей общественно полезных услуг без оценки качества их работы региональными министерствами. Федеральный закон об «упрощенке для победителей» Владимир Путин подписал 19 марта.
Фонд президентских грантов регулярно проводит оценку реализации «своих» проектов, получивших финансирование, ее результаты публикуются на странице оценка.гранты.рф. Именно эта оценка будет подтверждением качества работы потенциальных ИОПУ. Порядок, как это будет работать, Минюст пока еще разрабатывает.
Важно: реализованный грантовый проект должен относиться к тому же направлению помощи, что и услуга, которую организация хочет оказывать как ИОПУ.
Прежний механизм вхождения в реестр (через заключение от региональных министерств) тоже продолжит действовать. Просто у некоторых НКО появятся варианты, где запрашивать оценку качества — в администрациях или Фонде президентских грантов.
Для многих это хорошая новость, но по сути реформа спорная.
«Грантовый проект может быть уже или, наоборот, шире оказываемой услуги. Если проект и услуга совпадают — тогда понятно, но если проект реализуется не только в русле этой услуги, если он еще про что-то другое, — в этом случае неясно, как определить, что организация оказывает услугу надлежащего качества», — рассуждает Елена Тополева.
***
Статус исполнителя общественно полезных услуг стал «знаком качества» для НКО, и в этом его плюс. Например это важная «почетная грамота» в портфолио претендентов на гранты корпоративных фондов: обычно ИОПУ имеют хорошие отношения с властями.
Но если бы работа с исполнителями услуг велась как должно — тогда статус мог бы стать гарантией выживания надежных и прозрачных некоммерческих организаций.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.
Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.
Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
- Избранные документы со справками к ним
- Поиск по всем документам
Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”
Избранные документы со справками к ним
18 февраля, четверг
17 февраля, среда
16 февраля, вторник
15 февраля, понедельник
14 февраля, воскресенье
13 февраля, суббота
12 февраля, пятница
11 февраля, четверг
1
Календарь
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
2021
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом “Поиск”
Выбрать материалы текущего раздела за период
Архив
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 398 “Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
перечень общественно полезных услуг;
критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Перечень
общественно полезных услуг*
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 г. № 1096)
1. Предоставление социального обслуживания в форме на дому*.
2. Предоставление социального обслуживания в стационарной форме*.
3. Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме*.
4. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы:
оказание содействия молодежи в вопросах трудоустройства, социальной реабилитации, трудоустройство несовершеннолетних граждан*;
содействие трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы*;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования*;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест*;
психологическая поддержка безработных граждан*;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда*;
оказание содействия в трудоустройстве на оборудованные (оснащенные) рабочие места*;
организация сопровождения при содействии занятости инвалидов и самозанятости инвалидов.
5. Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:
оказание информационно-справочной поддержки гражданам по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств*;
проведение реабилитации или абилитации инвалидов при сложном и атипичном протезировании и ортезировании в стационарных условиях*;
проведение социально-средовой реабилитации или абилитации инвалидов*;
проведение социально-психологической реабилитации или абилитации инвалидов в амбулаторных условиях*;
проведение социокультурной реабилитации или абилитации инвалидов*;
проведение социально-бытовой адаптации*.
6. Услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению:
содействие в получении питания в месте временного размещения лицам, признанным беженцами в соответствии с Федеральным законом “О беженцах”;
содействие в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;
содействие в предоставлении жизненно необходимых товаров малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе “О государственной социальной помощи”;
содействие во временном отселении в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или временных жилых помещений;
содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи;
оказание медицинской (в том числе психиатрической), социальной и психолого-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации*;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников*.
7. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями с учетом анализа причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних из семей;
оказание содействия в организации поиска несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций;
организация оказания психологической и социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций;
содействие в получении медицинской помощи несовершеннолетними, самовольно ушедшими из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций;
вовлечение несовершеннолетних, учитываемых образовательными организациями, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в социально значимую деятельность.
8. Услуги по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав в части консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям детей и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.
9. Услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей:
содействие устройству детей на воспитание в семью*;
подготовка граждан, выразивших желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства*;
оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка*;
оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот*;
психолого-медико-педагогическая реабилитация детей*;
защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*;
выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства*.
10. Оказание помощи семье в воспитании детей:
формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
организация и проведение культурно-массовых мероприятий*;
осуществление экскурсионного обслуживания*;
показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок)*;
показ (организация показа) концертов и концертных программ*.
11. Услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе организация деятельности специализированных (профильных) лагерей:
организация отдыха детей и молодежи*;
санаторно-курортное лечение*.
12. Услуги в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей:
реализация дополнительных общеразвивающих программ*;
реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств*;
реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта*;
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников*;
организация и проведение олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности*;
присмотр и уход*.
13. Услуги по психолого-педагогическому консультированию, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников*;
реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования*;
психолого-медико-педагогическое обследование детей*.
14. Услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности.
15. Услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.
16. Услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни:
работы по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения*;
профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании*;
организация и проведение консультативных, методических, профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекций*.
17. Услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи, включая организацию оказания медицинской паллиативной помощи и содействие в ее получении:
патронаж семей, имеющих лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, организация обучающих мероприятий для членов семей лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, по вопросам принципов ухода, психологической поддержки и другое;
организация групп психологической поддержки и социальной адаптации для лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и их семей, а также семей, переживших утрату;
проведение мероприятий по адаптации помещений жилых домов для маломобильных граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями;
привлечение и обучение волонтеров работе с лицами, страдающими тяжелыми заболеваниями, координация работы волонтеров;
подготовка и выпуск буклетов, брошюр и других печатных изданий по вопросам медико-социального сопровождения лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями (осуществление ухода, оказание санитарно-гигиенических услуг), организация горячей линии (телефона доверия) по вопросам оказания помощи лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, и их семей, а также семей, переживших утрату;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий*;
показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок)*;
показ (организация показа) концертов и концертных программ*;
паллиативная медицинская помощь*.
18. Услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью:
медицинская реабилитация при заболеваниях, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования*;
услуги по социальной трудовой реинтеграции лиц, осуществлявших незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, страдавших алкоголизмом.
19. Услуги в области физической культуры и массового спорта:
спортивная подготовка по спорту глухих*;
спортивная подготовка по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями*;
спортивная подготовка по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата*;
спортивная подготовка по спорту слепых*;
спортивная подготовка по футболу лиц с заболеванием церебральным параличем*;
пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни*;
проведение занятий физкультурно-спортивной направленности по месту проживания граждан*;
организация и проведение официальных спортивных мероприятий*;
участие в организации официальных спортивных мероприятий*;
организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий*;
обеспечение доступа к спортивным объектам*;
организация развития национальных видов спорта*;
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО) (за исключением тестирования выполнения нормативов испытаний комплекса ГТО)*;
организация и проведение мероприятий по военно-прикладным видам спорта*;
организация и проведение мероприятий по служебно-прикладным видам спорта*;
организация и проведение всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе*;
организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения*;
организация и обеспечение экспериментальной и инновационной деятельности в области физкультуры и спорта*.
20. Услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляемые организацией-оператором в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования” в части популяризации системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и возможности участия в ней потребителей услуг, вовлечение граждан в независимую оценку.
_____________________________
* При оказании услуг, включенных в перечень общественно полезных услуг, являющихся государственными (муниципальными) услугами, применяется их детализация, соответствующая содержанию таких услуг, включенных в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ.
Критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 г. № 1096)
1. Соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления).
2. Наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг (далее – некоммерческая организация) и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц.
3. Удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания (отсутствие жалоб на действия (бездействие) и (или) решения некоммерческой организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций).
4. Открытость и доступность информации о некоммерческой организации.
5. Отсутствие некоммерческой организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.
Утвержден перечень общественно полезных услуг, оказываемых организациями, вошедшими в реестр некоммерческих организаций (НКО) – исполнителей общественно полезных услуг. Это позволит социально ориентированным НКО участвовать в оказании услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, обеспечивая их надлежащее качество.
В перечень включены услуги по оказанию содействия в трудоустройстве несовершеннолетних граждан; социальной адаптации безработных граждан на рынке труда; содействию занятост?