Закономерности размещения полезных ископаемых 7 класс

Закономерности размещения полезных ископаемых 7 класс thumbnail

Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует.

Основная закономерность – осадочные полезные ископаемые расположены в чехлах платформ, рудные полезные ископаемые – в районах складчатых поясов.

Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту.

Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.

Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.

Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.

При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.

К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.

Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.

В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды.

Полезные ископаемые платформ

На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.

Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.

Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.

Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.

Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.

Крупнейшими угольными бассейнами России являются:

  • Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
  • Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
  • Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)

Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.

Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири – Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )

В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.

Вывод:

Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ.
Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.

Источник

Тема: «Рельеф Африки, его формирование. Полезные ископаемые и закономерности их размещения»

Цели урока: 1. Изучить особенности рельефа Африки

2. Выяснить причины, обусловившие эти особенности.

3. Выявить закономерности размещения полезных

ископаемых в Африке.

Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, таблицы для работы, карточка письменного опроса, фонозапись песни «Килиманджаро» в исп. М. Кристаллинской, учебники и атласы по географии 7 класса, книга «Фрегат «Паллада» Гончарова И.А.

Ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

1. Организационный момент

Организация класса на учебную деятельность

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы начали знакомство с Африкой. Насколько хорошо вы усвоили материал, выясним в ходе выполнения географического диктанта.

Географический диктант:

Задание. Выписать номера правильных ответов.

Ответы. (сл. № 3)

1. Килиманджаро 2. Мадагаскар

3. Гвинейский 4. Суэцкий

5. Д. Ливингстон 6. 30,3 млн. км2

7. Эль-Абьяд 8. Бенгальский

9. Альмади 10. Калимантан

11.мыс Рока 12. Экватор

13. Игольный 14. Сомали

15. Гибралтарский 16. Вавилов

17. Марьято 18. Рас-Хафун

19. 24, 2 млн. км2 20. Васко да Гама

1. Самый большой остров Африки.

2. Площадь Африки.

3. Крайняя северная точка.

4. Самая максимальная высота Африки 5895 м. Она называется …

5. Африка почти посередине пересекается …

6. Пролив, отделяющий Африку от Европы.

7. Крайняя южная точка.

8. Перешеек, соединяющий Африку с Евразией.

9. Самый крупный полуостров Африки.

10. Большой залив Африки.

11. Крайняя западная точка.

12. Пересёк Африку с запада на восток, исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение Конго, озеро Ньяса.

13. Крайняя восточная точка.

14. Собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.

Проверка правильности ответов./сл. №4

Скажите, какой компонент природы изучается всегда следующим после изучения ГП? Почему?

Читайте также:  Чем полезна красная смородина для печени

Ответы:

  1. 2

  2. 6

  3. 7

  4. 1

  5. 12

  6. 15

  7. 13

  8. 4

  9. 14

  10. 3

  11. 9

  12. 5

  13. 18

  14. 16

13-14 – «5»

11-12 – «4»

7-10 – «3»

Рельеф, т.к. он оказывает большое влияние на все остальные компоненты природного комплекса

3. Изучение новой темы

а) формулирование темы: Ребята, вы сможете сказать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

б) Что же мы должны сделать для изучения данной темы?

в) для успешного решения наших целей нужно знать и уметь

Дети формулируют тему

Пытаются сформулировать цели урока

Для решения первой цели нашего урока необходимо ответить на ряд вопросов:

1.Какие формы рельефа преобладают в Африке?
2. Какова их высота?

3. Есть ли в Африке низменности? Если есть, то где они в основном расположены?

Есть ли в Африке высокие и протяжённые горные цепи?

Какая точка Африки является самой высокой точкой материка?

Релаксация. Прослушайте песню, посмотрите на фотографии и ответьте на вопрос: «Почему Килиманджаро считают священной горой?»

4. На какие части по рельефу и высотам вы бы разделили материк? (должны выделить низкую и высокую части)

5. Чем вы объясните такое деление?

Преобладают равнины

От 200 до 1000 м и выше

Есть. Вдоль побережий океанов.

Нет. Имеются высокие, но не протяжённые горные цепи.

г. Килиманджаро, её высота … м

На низкую северо-западную часть и более высокую юго-восточную.

Скорее всего различным происхождением.

Действительно, особенности рельефа Африки объясняются историей развития материка. В его основе залегает древнейшая Африкано – Аравийская платформа. Северо-западная часть материка и юго-восточная развивались по-разному.

Выполните следующее задание.

Работают с учебником и заполняют таблицу.

Знаете ли вы, что в Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры?

Существует ли зависимость между происхождением горных пород и размещением полезных ископаемых?

Вам предстоит выполнить следующее задание

4. В завершении изучения я предлагаю повести игру:

Игра «Буквенная мозаика».

  • А – Африканская.

  • Б – Драконовы.

  • Д – осадочные.

  • Е – Кения.

  • Л – равнины.

  • М – Африкано-Аравийская.

  • Н – Великий разлом.

  • О – Атлас.

  • Р – Складчатая зона.

  • Т – Капские.

  • Ц – Килиманджаро.

  • Ч – платформа.

  • Ш – горы.

  • Ы – магматические.

  • Я – внутренние силы.

  1. Какая платформа находится в основании Африки? (Африкано-Аравийская – М.)

  2. Какие горы образовались в новую складчатость? (Горы Атлас – О.)

  3. Какая форма рельефа преобладает в Африке? (Равнины – Л.)

  4. Какие горы находятся на северо-западе материка? (Горы Атлас – О.)

  5. Какой вид полезных ископаемых залегает в чехле платформы? (Осадочные – Д.)

  6. Как называется самая высокая точка Африки? (Килиманджаро – Ц.)

  7. Какой вид полезных ископаемых залегает на юге и востоке материка? (Магматические – Ы.)

1. Какая платформа находится в основании Африки? (Африкано-Аравийская – М.)

2. Какие горы образовались в новую складчатость? (Горы Атлас – О.)

3. Какая форма рельефа преобладает в Африке? (Равнины – Л.)

4. Какие горы находятся на северо-западе материка? (Горы Атлас – О.)

5. Какой вид полезных ископаемых залегает в чехле платформы? (Осадочные – Д.)

6. Как называется самая высокая точка Африки? (Килиманджаро – Ц.)

7. Какой вид полезных ископаемых залегает на юге и востоке материка? (Магматические – Ы.)

5. Итог урока.

Подводят итог в соответствие с целями.

6. Дом. задание. § 25.

На конт. карте нанести основные формы рельефа и полезные ископаемые, которые имеются в Африке.

Создать синквейн по теме урока

Записывают в дневники дом. задание

Приложения.

Приложение 1.

Карточка для ответов к географическому диктанту

1.-

6.-

11.-

2.-

7.-

12.-

3.-

8.-

13.-

4.-

9.-

14.-

5.-

10.-

Всего –

Норма оценивания:

«5» – 14-13

«4» – 12-11

«3» – 10 -7

Приложение 2.

Таблица 1

Сравнительный анализ рельефа Африки

Преобладающие высоты

Территории Африки

Преобладающие формы рельефа

Низкая

Африка

Высокая

Африка

Приложение 3.

Таблица 2

Горные породы и полезные ископаемые

Горные породы

Полезные ископаемые

Северо-Западная

Африка

Юго-Восточная

Африка

Источник

                               Учитель географии МАОУ СОШ № 7

                        ст.Полтавской Краснодарского края

                            Шахлович Анна Николаевна

Тема урока: ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА.   ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ  КРУПНЫХ              

                                   ФОРМ   РЕЛЬЕФА    И  МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.

Ожидаемые результаты:  

предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;

Коммуникативные: формирование умений работать в группах

Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.

Оборудование:

Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»

Атласы, учебник.

Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»

Методическое оснащение:  И.В.Душина «География 7 класс», учебник

                                                           ХОД УРОКА

Читайте также:  Йерба матэ полезные свойства и противопоказания

Актуализация  полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:

-что такое литосфера?

– Назовите типы земной коры

Чем отличаются материковая и океаническая земная кора

Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.

Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

Приведите примеры столкновения литосферных плит.

«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»

«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.

Изучение нового материала.  Познавательная задача:

Заполнить схему:   Рельеф                    Выступы материков

                                                        ?  впадины океанов— ?.. ( слайд3)

Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.

А) Работа со схемой «Образование равнин»   (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.

ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.

ПЛИТА– молодой устойчивый участок земной коры.

Платформам  соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.

Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.

СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ  – активный, подвижный участок земной коры.

Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте.   Привести примеры гор.

Область древнейшей  складчатости –  байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.

Область  древней  складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет

Область средней  складчатости –  мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.

Область новой и новейшей складчатости. –  кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)

Проблемный вопрос:  Почему ОЗК превращается  в горы? (действуют внутренние силы Земли).  Почему  горы превращаются в равнины?

Познавательная задача:  Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)

-Из чего состоит земная кора?  В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?

-Вспомните типы  происхождений полезных ископаемых. (слайд)

Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.

Оценивание первичных успехов:  Практическая работа. Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)

Назвать основные формы рельефа материка.

На какой  тектонической структуре находится материк?

Возраст и свойства этой  структуры.

С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?

Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?

Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.

          Тесты – работа устно.(слайд)

Рефлексия.

Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.

Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?

                                             Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.

Источник

Урок 10. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Цели урока: установить закономерности размещения крупных форм рельефа; сформировать представление о разнообразии рельефа Земли как результата краткого и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов; раскрыть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в земной коре.

Средства обучения: карты мира (атлас): физическая, строения земной коры, полезных ископаемых; образцы основных полезных ископаемых; учебные картины (слайды, видеофильмы) о способах добычи полезных ископаемых.

Основные представления и понятия: разнообразие форм рельефа и их различия по размерам, происхождению, возрасту; причины этого разнообразия; щиты и плиты платформ; основные виды полезных ископаемых; закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Номенклатура: наиболее значимые месторождения полезных ископаемых.

Межпредметные связи: выветривание горных пород, виды выветривания, работа текучих вод, ветра, ледников; полезные ископаемые и их группы (природоведение, естествознание). Сила тяжести, энергия (физика).

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Закономерности размещения крупнейших форм рельефа Земли

Беседа. Как ученые объясняют размещение выступов материков и океанических впадин?

Практическая работа. Анализ и сопоставление физической карты мира с картой строения земной коры с целью выявления закономерностей размещения крупных равнин и складчатых горных поясов на каждом из материков.

2. Полезные ископаемые

Актуализация знаний. Виды полезных ископаемых; определение их по образцам из коллекции. Какие ископаемые используют как топливо, какие – в качестве строительных материалов?

Объяснение учителя. Образование магматических (в том числе, метаморфических) и осадочных полезных ископаемых; способы добычи полезных ископаемых из их месторождений.

3. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых

Объяснение учителя. Связь месторождений со строением земной коры и с формами рельефа.

Практическая работ. Анализ карты строения земной коры, карты полезных ископаемых и физической карты мира, установление закономерностей размещения месторождений. Нанесение на контурную карту значков месторождений полезных ископаемых, о которых упомянуто в тексте учебника (§ 9, стр. 38-40)

Закрепление изученного

Каковы закономерности расположения крупных равнин и складчатых горных поясов?

Читайте также:  Витамин е для чего полезен женщинам

Как на материках расположены относительно друг друга крупные равнины и горы? Каковы особенности размещения крупных форм рельефа в Евразии? Чем объясняются эти особенности?

Что называют полезными ископаемыми? По каким признакам их различают?

Где, как правило, размещаются месторождения магматических полезных ископаемых?

Как образуются осадочные ископаемые и где размещаются их месторождения?

Что называют закономерностью? Какие из них вам уже известны?

Какие части материков богаты месторождениями магматических, какие – месторождениями осадочных полезных ископаемых? Почему?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку

Источник



1. Что такое платформа?

Платформа – малоподвижные обширные участки земной коры с двухъярусным строением.

2. Какие внутренние и внешние процессы изменяют рельеф? Приведите примеры.

На формирование рельефа влияют:

1) внутренние силы:

деятельность литосферных плит, то есть расхождение и столкновение; при расхождении литосферных плит образуются такие формы рельефа как хребты, впадины;

при столкновении — горы, нагорья и т.д.

2) внешние силы:

а) деятельность животных (создание, например, плотин бобрами)

б) выдувание

в) вымывание (образование оврагов)

г) ледники (и таяние ледников повышает уровень моря ,а те в свою очередь затапливают земли и т.д.)

д) морской прибой (изменение береговой линии)

3. Что называют полезными ископаемыми?

Полезными ископаемыми называют всё, что добывают из недр земли — газ, уголь, нефть, газ и т.д.

4. На какие группы и по каким признакам можно разделить полезные ископаемые?

Полезные ископаемые делятся на твердые (уголь, руда, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (природные горючие и инертные газы).

Вопросы и задания после параграфа

1. С какими процессами связано образование магматических, с какими – осадочных полезных ископаемых?

Магматические горные породы — горные породы, сформировавшиеся в результате остывания прорвавшегося в слои земной коры или на земную поверхность вещества мантии.

Осадочные горные породы — горные породы, существующие и образующиеся в результате накапливания на дне древних океанов, рек, озёр, болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных породах. А попадают они туда путём выветривания, разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех процессов одновременно.

2. Установите по карте, месторождения каких полезных ископаемых размещаются на равнинах и в складчатых горных поясах.

Титановые руды, железные руды, нефть и природный газ.

3. Приведите примеры территорий, где рядом расположены месторождения полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.

Недра Азербайджана, Урала содержат ценные полезные ископаемые: нефть и природный газ, медную руду и золото.

4. Приведите примеры месторождений полезных ископаемых, имеющихся в вашей местности. С какими породами связаны эти месторождения?

Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.

При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений.

Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились.

Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов.

Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.

Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.

Есть на Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил).

В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.

5. Люди каких профессий занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых?

Разведкой и добычей полезных ископаемых занимаются геологи. Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.

6. Предположите, в каких рельефообразующих процессах проявляется закон зональности.

Этот закон проявляется в эндогенных и экзогенных процессах.

Эндогенные (внутренние) процессы представляют собой процессы, которые возникают в недрах Земли. Благодаря этим процессам образуются горные породы. Например: тектоника, землетрясения (сейсмика), метаморфизм.

Экзогенные (внешние) процессы разрушают эндогенные процессы. Примером является: работа подземных и поверхностных вод, рек, морей, озер, ветра. Вследствие этого идет разъедание горных пород.

7. Сопоставьте картосхему (рис.44) и физическую карту атласа и установите, на каких территориях материков расположены месторождения нефти, на каких – угля.

Наибольшие скопления каменного угля наблюдаются на территории Северной Америки и Азии, а бурого угля – Европы. Большое количество месторождений находится в Китае, Индонезии, северных районах России. Из этого следует, что большая часть угольных бассейнов и месторождений находится в северном полушарии. В южном полушарии бассейны каменного угля находятся на территории Австралии, ЮАР, Бразилии, а бурого угля – только в Бразилии и Перу. Угольных месторождений здесь тоже на порядок меньше, в отличие от северного полушария. Все это говорит нам о том, что активное угленакопление во все периоды исторического развития было характерно именно для материков северного полушария.

Крупнейшие месторождения нефти расположены в районе Персидского и Мексиканского заливов, Каспийского и Северного морей, в Западной Сибири, в Северной Африке.

Источник