Закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых
Учитель географии МАОУ СОШ № 7
ст.Полтавской Краснодарского края
Шахлович Анна Николаевна
Тема урока: ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ КРУПНЫХ
ФОРМ РЕЛЬЕФА И МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.
Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.
Ожидаемые результаты:
предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;
Коммуникативные: формирование умений работать в группах
Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.
Оборудование:
Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»
Атласы, учебник.
Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»
Методическое оснащение: И.В.Душина «География 7 класс», учебник
ХОД УРОКА
Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:
-что такое литосфера?
– Назовите типы земной коры
Чем отличаются материковая и океаническая земная кора
Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.
Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
Приведите примеры столкновения литосферных плит.
«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»
«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.
Изучение нового материала. Познавательная задача:
Заполнить схему: Рельеф Выступы материков
? впадины океанов— ?.. ( слайд3)
Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.
А) Работа со схемой «Образование равнин» (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.
ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.
ПЛИТА– молодой устойчивый участок земной коры.
Платформам соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.
Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.
СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ – активный, подвижный участок земной коры.
Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте. Привести примеры гор.
Область древнейшей складчатости – байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.
Область древней складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет
Область средней складчатости – мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.
Область новой и новейшей складчатости. – кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)
Проблемный вопрос: Почему ОЗК превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли). Почему горы превращаются в равнины?
Познавательная задача: Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)
-Из чего состоит земная кора? В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?
-Вспомните типы происхождений полезных ископаемых. (слайд)
Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.
Оценивание первичных успехов: Практическая работа. Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)
Назвать основные формы рельефа материка.
На какой тектонической структуре находится материк?
Возраст и свойства этой структуры.
С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?
Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?
Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.
Тесты – работа устно.(слайд)
Рефлексия.
Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.
Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?
Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.
Источник
Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Ответить на вопросы : • -что такое литосфера? • – Назовите типы земной коры • Чем отличаются материковая и океаническая земная кора • Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт. • Покажите на карте места расхождения литосферных плит. • Приведите примеры столкновения литосферных плит. • « Учёные с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссечённая трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн. лет. О чем свидетельствует этот факт? »
Рельеф – это все неровности земной поверхности, различающиеся по форме, высоте, происхождению, возрасту Формы рельефа Горы Равнины по высоте Низкие Низменности 1000 м от 0 м до 200 м Средние Возвышенности 1000 – 2000 м от 200 м до 500 м Высокие Плоскогорья более 2000 м более 500 м
Формы рельефа Западное нагорье плоскогорье низменность
Закономерность: равнины расположены на платформах, а горы приурочены к подвижным участкам – геосинклиналям или к складчатым образованиям разного возраста.
Записать в тетрадь: • ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры. • ПЛИТА– молодой устойчивый участок земной коры. • Платформам соответствуют равнины На малоподвижных платформах – сформировались равнины. Кристаллический фундамент выходящий на поверхность –это щит
Карта «Строение земной Физическая карта мира коры» Форма рельефа Абсолютная высота Северо-Американская Центральные равнины 200 -500 м платформа Южно-Американская платформа Восточно-Европейская платформа Сибирская платформа Китайско-Корейская платформа Индийская платформа
Карта «Строение земной Физическая карта мира коры» Форма рельефа Абсолютная высота Северо-Американская Центральные равнины 200 -500 м платформа Южно-Американская Амазонская низменность до 200 м платформа Бразильское плоскогорье 500 -1000 м Восточно-Европейская платформа Сибирская платформа Китайско-Корейская платформа Индийская платформа
Карта «Строение земной Физическая карта мира коры» Форма рельефа Абсолютная высота Северо-Американская Центральные равнины 200 -500 м платформа Южно-Американская Амазонская низменность до 200 м платформа Бразильское плоскогорье 500 -1000 м Восточно-Европейская до 200 м; платформа равнина 200 -500 м Сибирская платформа Китайско-Корейская платформа Индийская платформа
Карта «Строение земной Физическая карта мира коры» Форма рельефа Абсолютная высота Северо-Американская Центральные равнины 200 -500 м платформа Южно-Американская Амазонская низменность до 200 м платформа Бразильское плоскогорье 500 -1000 м Восточно-Европейская до 200 м; платформа равнина 200 -500 м Сибирская платформа Среднесибирское 500 -1000 м плоскогорье Китайско-Корейская платформа Индийская платформа
Карта «Строение земной Физическая карта мира коры» Форма рельефа Абсолютная высота Северо-Американская Центральные равнины 200 -500 м платформа Южно-Американская Амазонская низменность до 200 м платформа Бразильское плоскогорье 500 -1000 м Восточно-Европейская до 200 м; платформа равнина 200 -500 м Сибирская платформа Среднесибирское 500 -1000 м плоскогорье Китайско-Корейская Великая Китайская до 200 м платформа равнина Индийская платформа
Карта «Строение земной Физическая карта мира коры» Форма рельефа Абсолютная высота Северо-Американская Центральные равнины 200 -500 м платформа Южно-Американская Амазонская низменность до 200 м платформа Бразильское плоскогорье 500 -1000 м Восточно-Европейская до 200 м; платформа равнина 200 -500 м Сибирская платформа Среднесибирское 500 -1000 м плоскогорье Китайско-Корейская Великая Китайская до 200 м платформа равнина Индийская платформа плоскогорье Декан 500 -1000 м
Карта «Строение земной Физическая карта мира коры» Форма рельефа Абсолютная высота Северо-Американская Центральные равнины 200 -500 м платформа Южно-Американская Амазонская низменность до 200 м платформа Бразильское плоскогорье 500 -1000 м Восточно-Европейская до 200 м; платформа равнина 200 -500 м Сибирская платформа Среднесибирское 500 -1000 м плоскогорье Китайско-Корейская Великая Китайская до 200 м платформа равнина Индийская платформа
Карта «Строение земной коры» Физическая карта мира Форма рельефа Абсолютная высота Северо-Американская платформа Центральные равнины 200 -500 м Южно-Американская платформа Амазонская низменность до 200 м Бразильское плоскогорье 500 -1000 м Восточно-Европейская платформа Восточно-Европейская равнина до 200 м; 200 -500 м Сибирская платформа Среднесибирское плоскогорье 500 -1000 м Китайско-Корейская платформа Великая Китайская равнина до 200 м Индийская платформа плоскогорье Декан 500 -1000 м Вывод: древние платформы в рельефе соответствуют равнинным областям
Примеры гор: • Область древнейшей складчатости – байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил. плоск. • Область древней складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет • Область средней складчатости – мезозойской- Кордильеры, Гималаи, горы Северо-Востока Сибири ( Верхоянский хр. , хр. Черского, колымское нагорье), Сихотэ- Алинь. • Область новой и новейшей складчатости. – кайнозойской- Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…
Формы рельефа Гималаи Кордильеры Марианский желоб СОХ остров Кракатау
горы возраст Преоблад. Максим. высоты, м высота, м Анды Кордильеры Аппалачи
г. Аконкагуа
горы возраст Преоблад. Максим. высоты, м высота, м Анды от 30 млн. свыше 5000 м Аконкагуа, лет до 6960 м настоящего времени Кордильеры Аппалачи
г. Мак – Кинли
горы возраст Преоблад. Максим. высоты, м высота, м Анды от 30 млн. свыше 5000 м Аконкагуа, лет до 6960 м настоящего времени Кордильеры от 160 млн. 3000 -5000 м Мак-Кинли, до 70 млн. 6194 м лет Аппалачи
г. Митчелл
горы возраст Преоблад. Максим. высоты, м высота, м Анды от 30 млн. свыше 5000 м Аконкагуа, лет до 6960 м настоящего времени Кордильеры от 160 млн. 3000 -5000 м Мак-Кинли, до 70 млн. 6194 м лет Аппалачи от 460 до 230 500 -1000 м Митчелл, млн. лет 2037 м
горы возраст Преоблад. Максим. высота, м высоты, м Анды от 30 млн. лет до свыше 5000 м Аконкагуа, 6960 м настоящего времени Кордильеры от 160 млн. до 70 3000 -5000 м Мак-Кинли, 6194 м млн. лет Аппалачи от 460 до 230 млн. 500 -1000 м Митчелл, 2037 м лет Чем выше горы, тем они моложе
Строение земной коры Рельеф Полезные ископаемые Область новой Береговые хребты Полиметаллические, складчатости серебряные руды Область средней горы: Кордильеры, Урановые руды, складчатости Скалистые, Каскадные, золото, молибденовые Береговые хребты, руды, медные руды Сьерра- Невада, нагорья: Мексиканское, Большой Бассейн, плато Колорадо Северо-Американская равнины: Великие, Нефть, природный газ, платформа Центральные; каменный и бурый низменности: уголь, железные руды, Приатлантическая, медные руды Примексиканская, Миссисипская Область древней Аппалачи Железная руда, уголь складчатости Вывод: На платформах – равнины- преобладают, осадочные полезные ископаемые, в складчатых областях – горы – преобладают, магматические полезные ископаемые.
Практическая часть : Описать рельеф Южной Америки по плану : 1. Назвать основные формы рельефа материка. 1) На какой тектонической структуре находится материк? 2) Возраст и свойства этой структуры. 3) С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит? 4) Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж. Америки? 5) Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.
Домашнее задание § 10 учебника, по карте выучить размещение форм рельефа
Источник
Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует.
Основная закономерность – осадочные полезные ископаемые расположены в чехлах платформ, рудные полезные ископаемые – в районах складчатых поясов.
Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту.
Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.
Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.
Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.
При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.
К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.
Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.
В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды.
Полезные ископаемые платформ
На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.
Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.
Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.
Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.
Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.
Крупнейшими угольными бассейнами России являются:
- Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
- Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
- Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)
Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.
Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири – Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )
В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.
Вывод:
Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ.
Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.
Источник
Урок 10. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Цели урока: установить закономерности размещения крупных форм рельефа; сформировать представление о разнообразии рельефа Земли как результата краткого и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов; раскрыть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в земной коре.
Средства обучения: карты мира (атлас): физическая, строения земной коры, полезных ископаемых; образцы основных полезных ископаемых; учебные картины (слайды, видеофильмы) о способах добычи полезных ископаемых.
Основные представления и понятия: разнообразие форм рельефа и их различия по размерам, происхождению, возрасту; причины этого разнообразия; щиты и плиты платформ; основные виды полезных ископаемых; закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Номенклатура: наиболее значимые месторождения полезных ископаемых.
Межпредметные связи: выветривание горных пород, виды выветривания, работа текучих вод, ветра, ледников; полезные ископаемые и их группы (природоведение, естествознание). Сила тяжести, энергия (физика).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Закономерности размещения крупнейших форм рельефа Земли
Беседа. Как ученые объясняют размещение выступов материков и океанических впадин?
Практическая работа. Анализ и сопоставление физической карты мира с картой строения земной коры с целью выявления закономерностей размещения крупных равнин и складчатых горных поясов на каждом из материков.
2. Полезные ископаемые
Актуализация знаний. Виды полезных ископаемых; определение их по образцам из коллекции. Какие ископаемые используют как топливо, какие – в качестве строительных материалов?
Объяснение учителя. Образование магматических (в том числе, метаморфических) и осадочных полезных ископаемых; способы добычи полезных ископаемых из их месторождений.
3. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых
Объяснение учителя. Связь месторождений со строением земной коры и с формами рельефа.
Практическая работ. Анализ карты строения земной коры, карты полезных ископаемых и физической карты мира, установление закономерностей размещения месторождений. Нанесение на контурную карту значков месторождений полезных ископаемых, о которых упомянуто в тексте учебника (§ 9, стр. 38-40)
Закрепление изученного
Каковы закономерности расположения крупных равнин и складчатых горных поясов?
Как на материках расположены относительно друг друга крупные равнины и горы? Каковы особенности размещения крупных форм рельефа в Евразии? Чем объясняются эти особенности?
Что называют полезными ископаемыми? По каким признакам их различают?
Где, как правило, размещаются месторождения магматических полезных ископаемых?
Как образуются осадочные ископаемые и где размещаются их месторождения?
Что называют закономерностью? Какие из них вам уже известны?
Какие части материков богаты месторождениями магматических, какие – месторождениями осадочных полезных ископаемых? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку
Источник