Закономерность размещения полезных ископаемых на материках
Илона Панёва
11 октября 2018 · 8,5 K
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…
Все полезные ископаемые находятся в природных скоплениях минеральных веществ, все они возникают в результате геологических процессов, образуются в недрах земли, чаще всего полезные ископаемые находятся в местах, где происходила геологическая активность в какой-то период времени, будь то миграция литосферных плит или образование горной складчадости.
Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ. Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.
Что находится в ядре земли и в каком виде? И как это определили?
Магистр геологии (МГУ Ломоносова). Специалист в науках о Земле. Знаток наукометрических… · instagram.com/1_xena
Действительно так и есть. Различные химические элементы (железо, никель, кремний, кислород, азот, углерод и т.д.) входят в состав так называемых геосфер. В каком виде, спрашиваете Вы. Ответ – в различном. Ближе к поверхности – литосфера (в твердом состоянии). Астеносфера – переходный слой к мантии. Мантия – расплав. А ядро Земли: внешнее ядро должно быть жидким, благодаря наблюдениям, а внутреннее ядро Земли из-за большого давления находится в твёрдом состоянии.
Определяют это различными геолого-геофизическими методами. Либо со составу пород (есть признаки развития минералов при определенных условиях), либо (как сказано выше) сейсмическими исследованиями – смотрят на время пробега сейсмических волн от землетрясений.
Прочитать ещё 16 ответов
В чем закономерность размещения полезных ископаемых по территории Северной Америки?
Магистр геологии (МГУ Ломоносова). Специалист в науках о Земле. Знаток наукометрических… · instagram.com/1_xena
Когда-то не было разделения на континенты. Был один суперконтинент. Потихоньку стали образовываться отдельные материки. Возникали моря и океаны. Так получилось, что территория Северной Америки обширная. И таким образом, “захватила” много геологических эпох. Поэтому там есть и золото, и нефть, и газ. А закономерность в чём проявляется? В том, что большие месторождения занимают большие площади? Ответ: ну так уж сложилось. Города стали появляться там, где были градообразующие мануфактуры/производства.
Почему рудные полезные ископаемые чаще всего встречаются в горах?
подумываю стать крутым программистом, но пока что просто пеку хлебушек
Рудные полезные ископаемые, или по-другому, магматические, поэтому так и называются, что, образовываясь преимущественно из магмы и ее горячих растворов, они поднимаются из недр земли и застывают на различной глубине. Такие ископаемые могут образовываться в том числе из магмы-лавы, которая быстро остывает после изливания.
А так как магма внедряется в основном в период активных движений тектонических плит, рудные полезные ископаемые и встречаются в горах наиболее часто.
Какими особенностями строения земной коры объясняется разнообразие полезных ископаемых?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Полезные ископаемые делятся на два типа по залеганию – осадочные и магматические. Месторождения их неравномерны и чаще встречаются в районах, для которых характерны складчатость земной коры, образование осадочных отложений, сейсмическая активность. Складчатость образуется при столкновении литосферных плит, в свою очередь являющееся причиной наслоения друг на друга твердых пород. земная кора опускается, происходит накладывание осадочных ископаемых, затем поднимается и эти осадочные слои сминаются. В результате расхождения плит происходят извержения вулканов, это дает начало месторождениям цветных металлов. Нефть, газ и уголь образуются там, где плиты не двигаются и остаются стабильными на протяжении многих веков.
Источник
Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует.
Основная закономерность – осадочные полезные ископаемые расположены в чехлах платформ, рудные полезные ископаемые – в районах складчатых поясов.
Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту.
Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.
Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.
Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.
При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.
К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.
Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.
В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды.
Полезные ископаемые платформ
На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.
Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.
Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.
Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.
Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.
Крупнейшими угольными бассейнами России являются:
- Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
- Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
- Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)
Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.
Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири – Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )
В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.
Вывод:
Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ.
Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.
Источник
Анонимный вопрос
30 марта · 2,1 K
Магистр геологии (МГУ Ломоносова). Специалист в науках о Земле. Знаток наукометрических… · instagram.com/1_xena
Когда-то не было разделения на континенты. Был один суперконтинент. Потихоньку стали образовываться отдельные материки. Возникали моря и океаны. Так получилось, что территория Северной Америки обширная. И таким образом, “захватила” много геологических эпох. Поэтому там есть и золото, и нефть, и газ. А закономерность в чём проявляется? В том, что большие месторождения занимают большие площади? Ответ: ну так уж сложилось. Города стали появляться там, где были градообразующие мануфактуры/производства.
Почему география штатов США такая прямоугольная?
Историк, циник, социалист, агностик, законопослушный гражданин с советским…
И в США и в Африке прямые грницы это признак их искусственного происхождения. Естественные границы складываются веками, в войнах, спорах, договорах. В США границы рисовали по факту создания штатов и определенрия их территории. В Африке границы нарезали колонизаторы, порой деля территории племен между разными государствами. Отсюда проблемы и войны меду странами на континенте после получения независимости.
Прочитать ещё 2 ответа
Почему русские, имея 40% мировых запасов природных ресурсов, живут бедно, а японцы, имея 1/5000 часть суши и 0% природных ресурсов – 3я экономика мира?
А почему у русских ? Россия ведь многонациональная, как нам впаривают либералы, много кавказцев, евреев, в их руках львиная доля собственности в России, они живут не бедно. Это первое. Второе то, а почему у нас 40 % мировых запасов природных ресурсов, с какого бодуна вы это взяли ? Минералов у нас 18 % от мировых (18% газа, угля и железа, 9% меди,никеля,урана,свинца, 6% нефти и цинка). Гидроэнергии у нас 10 % от мировых, древесины 12 %, биоклиматических ресурсов для производства продовольствия и солнечных ресурсов процентов 4 от мира, Россия холодная северная страна. Складывая и деля на 4, получаем 11% от ресурсов планеты в России. Япония имеет не 1/5000 часть суши, а 1/400, занизили в 12 раз !. У них не 0 природных ресурсов, а есть по 2 % запасов гидроэнергии и лесов горной страны, цинка и серебра. Самое главное Япония обладает ШИРОКИМ ВЫХОДОМ В ТЁПЛЫЕ НЕЗАМЕРЗАЮЩИЕ МОРЯ – Главным ресурсом для развития экономики, которого в России меньше Японии. И Япония любимец Запада в борьбе против Китая и России и накачивалась всегда Западом.
Прочитать ещё 9 ответов
В США убили 100000000 индейцев, коренных граждан Америки. Почему США не говорят об этом? Почему умалчивают?
Давайте будем объективными. На территории, занимаемой США, не могло проживать столько народу в прошлом, даже во всей Северной Америке 100 млн. индейцев не насчитать. Производительные силы родо-племенного строя, на стадии которой находились коренные жители Америки, не могли обеспечить выживание такой массы людей. Предположительно индейского населения было раз в 10 меньше.
Вопрос риторический. Почему США не говорят о своих преступления: атомных бомбардировках Японии, выжигании напалмом и химикатами вьетнамской земли, нападениях на Ирак и Афганистан – не выгодно вспоминать об этом.
Индейцы больше вымирали от вторжения в их среду обитания, чем от применения оружия, а остатки индейских племён сохранились по сей день.
Прочитать ещё 9 ответов
Какая самая большая по площади равнина материка Северная Америка?
Астрономия, география, лингвистика, индийское кино, интересные факты.
Если посмотреть на физическую карту Северной Америки, легко заметить большой окрашенный зелёным цветом участок на юге США. Но если бы всё так просто! На самом деле это не 1 равнина, это Приатлантическая низменность, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, да ещё часть Великих равнин.
Да, равнины – это не только то, что на карте зелёное (то есть низменности), всякие возвышенности тоже считаются равнинами. Такие холмы бывают – разве это можно считать равниной? Географы считают.
А вот уже упомянутые Великие равнины (посреди США, да ещё немножко на юге Канады) – это и есть самая большая равнина Северной Америки. Да, именно так, во множественном числе, их на отдельные равнины вроде не разделяют. Ну, может, в США разделяют?
Что находится в ядре земли и в каком виде? И как это определили?
Магистр геологии (МГУ Ломоносова). Специалист в науках о Земле. Знаток наукометрических… · instagram.com/1_xena
Действительно так и есть. Различные химические элементы (железо, никель, кремний, кислород, азот, углерод и т.д.) входят в состав так называемых геосфер. В каком виде, спрашиваете Вы. Ответ – в различном. Ближе к поверхности – литосфера (в твердом состоянии). Астеносфера – переходный слой к мантии. Мантия – расплав. А ядро Земли: внешнее ядро должно быть жидким, благодаря наблюдениям, а внутреннее ядро Земли из-за большого давления находится в твёрдом состоянии.
Определяют это различными геолого-геофизическими методами. Либо со составу пород (есть признаки развития минералов при определенных условиях), либо (как сказано выше) сейсмическими исследованиями – смотрят на время пробега сейсмических волн от землетрясений.
Прочитать ещё 16 ответов
Источник
Учитель географии МАОУ СОШ № 7
ст.Полтавской Краснодарского края
Шахлович Анна Николаевна
Тема урока: ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ КРУПНЫХ
ФОРМ РЕЛЬЕФА И МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.
Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.
Ожидаемые результаты:
предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;
Коммуникативные: формирование умений работать в группах
Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.
Оборудование:
Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»
Атласы, учебник.
Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»
Методическое оснащение: И.В.Душина «География 7 класс», учебник
ХОД УРОКА
Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:
-что такое литосфера?
– Назовите типы земной коры
Чем отличаются материковая и океаническая земная кора
Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.
Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
Приведите примеры столкновения литосферных плит.
«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»
«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.
Изучение нового материала. Познавательная задача:
Заполнить схему: Рельеф Выступы материков
? впадины океанов— ?.. ( слайд3)
Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.
А) Работа со схемой «Образование равнин» (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.
ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.
ПЛИТА– молодой устойчивый участок земной коры.
Платформам соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.
Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.
СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ – активный, подвижный участок земной коры.
Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте. Привести примеры гор.
Область древнейшей складчатости – байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.
Область древней складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет
Область средней складчатости – мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.
Область новой и новейшей складчатости. – кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)
Проблемный вопрос: Почему ОЗК превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли). Почему горы превращаются в равнины?
Познавательная задача: Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)
-Из чего состоит земная кора? В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?
-Вспомните типы происхождений полезных ископаемых. (слайд)
Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.
Оценивание первичных успехов: Практическая работа. Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)
Назвать основные формы рельефа материка.
На какой тектонической структуре находится материк?
Возраст и свойства этой структуры.
С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?
Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?
Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.
Тесты – работа устно.(слайд)
Рефлексия.
Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.
Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?
Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.
Источник
Урок 10. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Цели урока: установить закономерности размещения крупных форм рельефа; сформировать представление о разнообразии рельефа Земли как результата краткого и длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов; раскрыть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в земной коре.
Средства обучения: карты мира (атлас): физическая, строения земной коры, полезных ископаемых; образцы основных полезных ископаемых; учебные картины (слайды, видеофильмы) о способах добычи полезных ископаемых.
Основные представления и понятия: разнообразие форм рельефа и их различия по размерам, происхождению, возрасту; причины этого разнообразия; щиты и плиты платформ; основные виды полезных ископаемых; закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Номенклатура: наиболее значимые месторождения полезных ископаемых.
Межпредметные связи: выветривание горных пород, виды выветривания, работа текучих вод, ветра, ледников; полезные ископаемые и их группы (природоведение, естествознание). Сила тяжести, энергия (физика).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Закономерности размещения крупнейших форм рельефа Земли
Беседа. Как ученые объясняют размещение выступов материков и океанических впадин?
Практическая работа. Анализ и сопоставление физической карты мира с картой строения земной коры с целью выявления закономерностей размещения крупных равнин и складчатых горных поясов на каждом из материков.
2. Полезные ископаемые
Актуализация знаний. Виды полезных ископаемых; определение их по образцам из коллекции. Какие ископаемые используют как топливо, какие – в качестве строительных материалов?
Объяснение учителя. Образование магматических (в том числе, метаморфических) и осадочных полезных ископаемых; способы добычи полезных ископаемых из их месторождений.
3. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых
Объяснение учителя. Связь месторождений со строением земной коры и с формами рельефа.
Практическая работ. Анализ карты строения земной коры, карты полезных ископаемых и физической карты мира, установление закономерностей размещения месторождений. Нанесение на контурную карту значков месторождений полезных ископаемых, о которых упомянуто в тексте учебника (§ 9, стр. 38-40)
Закрепление изученного
Каковы закономерности расположения крупных равнин и складчатых горных поясов?
Как на материках расположены относительно друг друга крупные равнины и горы? Каковы особенности размещения крупных форм рельефа в Евразии? Чем объясняются эти особенности?
Что называют полезными ископаемыми? По каким признакам их различают?
Где, как правило, размещаются месторождения магматических полезных ископаемых?
Как образуются осадочные ископаемые и где размещаются их месторождения?
Что называют закономерностью? Какие из них вам уже известны?
Какие части материков богаты месторождениями магматических, какие – месторождениями осадочных полезных ископаемых? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку
Источник