Закономерность размещения основных месторождений полезных ископаемых

Закономерность размещения основных месторождений полезных ископаемых thumbnail

Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует.

Основная закономерность – осадочные полезные ископаемые расположены в чехлах платформ, рудные полезные ископаемые – в районах складчатых поясов.

Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту.

Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.

Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.

Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.

При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.

К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.

Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.

В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды.

Полезные ископаемые платформ

На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.

Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.

Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.

Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.

Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.

Крупнейшими угольными бассейнами России являются:

  • Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
  • Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
  • Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)

Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.

Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири – Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )

В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.

Вывод:

Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ.
Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.

Источник

Тема урока. Закономерности размещения полезных ископаемых

на территории России

Тип урока: комбинированный

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию:

А) образовательная: продолжить формировать знания о полезных ископаемых страны, особенностей их размещения и образования, показать важное научно- познавательное и практическое значение тектонической и геологической карт – ценного источника знаний о геологическом строении и закономерностях размещения полезных ископаемых на территории страны;

Б) развивающая:продолжать развивать умения сопоставлять тематические карты для комплексной характеристики тектонического строения, рельефа, размещения полезных ископаемых на территории страны, продолжать учить работать с диском «Образовательная коллекция…», находить нужную информацию;

В) воспитательная: продолжать раскрывать перед школьниками идею длительного и постоянного развития рельефа в результате взаимодействия геологических процессов, отражение этих процессов на формирование полезных ископаемых и их размещения.

Методы: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: Компьютер. Диск «Образовательная коллекция. География. Россия. Природа и население».Карты: физическая, тектоническая, геологическая. Учебник География России. Природа. 8 класс. Баринова И.И. 17-е изд. Стер.-М. 2011

Атлас. Коллекции горных пород и полезных ископаемых. Рабочие тетради для выполнения практической работы.

Содержание и ход урока

2. Мотивирует деятельность учащихся.

Записывают тему и цели в тетрадь.

Актуализация знаний и умений

1 группа. Работа с контурной картой.

На контурную карту обозначить объекты.

2 группа. Работа с контурной картой.

По цифрам определите географические объекты (см. приложение №1)

3 группа. Отвечает на вопросы.

1. Что такое рельеф? Чем объясняется разнообразие рельефа России?

2. На каких плитах располагается территория России?

3. Что такое платформа? Какие платформы выделяются на территории страны?

4. Какие формы рельефа соответствуют платформам? Наведите пример.

5. Что такое складчатость? Какие формы рельефа соответствуют складчатостям? Наведите пример.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Первичное усвоение учебного материала.

Осознание и осмысление учебного материала.

1 Блок проблемных задач

Наша страна богата разнообразными полезными ископаемыми.

1.Дайте определение:

– полезные ископаемые,

– горные породы,

– минералы;

– месторождение;

– бассейн.

2. Как образовались полезные ископаемые магматического происхождения? Какие полезные ископаемые имеют магматическое происхождение?

3. Как образовались полезные ископаемые осадочного происхождения? Наведите пример.

2 Блок проблемных задач.

1. Используя текст учебника, расскажите, какие полезные ископаемые расположены в складчатых областях. Как они образовались?

2. Какие полезные ископаемые расположены на платформах? Как они образовались?

Ответ зарисуйте в виде схемы.

3 Блок проблемных задач

Используя диск «Образовательная коллекция…», определите районы распространения полезных ископаемых на территории России, заполните таблицу.

Словарная работа.

Запись в тетрадь:

Магматические полезные ископаемые:…………………..

…………………………………

…………………………………

Осадочные полезные ископаемые……………………

…………………………………

Полезные ископаемые

Магматические Осадочные

складчатости платформы

щиты плиты

краевые

прогибы

Марганцевые руды

Политические руды

Золото

Алмазы

Апатиты

Фосфориты

Соли: калийные

поваренная

глауберова

Применение знаний и умений.

Практическая работа.

Обозначение основных месторождений полезных ископаемых на контурной карте, объяснение причин из размещения.

Выполняют практическую работу.

Домашнее задание.

Подготовить ответы на вопросы:

Какие экологические проблемы связаны с добычей полезных ископаемых?

Назвать меры по сбережению полезных ископаемых.

Какими полезными ископаемыми богата территория нашего края?

Какая зависимость от форм рельефа и строения территории существует в их размещении?

Записывают вопросы в тетрадь.

Приложение №1.

Задание 1.

На контурную карту обозначить: Восточно-Европейскую равнину, Алданский щит, Воронежский массив, Срединный хребет, г. Казбек, Хребет Черского, Сихотэ – Алинь, Алтай, г. Народная, Западный Саян, Западно-Сибирскую плиту.

Приложение №2.

Материалы к уроку.

Это интересно…

Обнаружить месторождения полезных ископаемых геологам нередко помогают растения. Например, на Алтае растение качим хорошо растет на почвах, богатых медью. Однако возможен и «вариант наоборот», когда растения «не хотят» расти там, где повышено содержание какого-либо элемента. Так можно обнаружить месторождение бора и хрома. Нередко химические элементы меняют облик растений: никель обесцвечивает цветки, медь придает синий оттенок, цинк способствует развитию карликовых форм.

-Самый крупный алмаз на территории России (лимонно-желтого цвета размером с куриное яйцо) был найден в Якутии в 1980 году.

– Самый крупный из сохранившихся золотых самородков – «Большой треугольник» весом 36 кг 16 г был найден 26 сентября 1842 г. на Южном Урале около Миасса и хранится в Алмазном фонде Кремля.

Источник

Распространение
минеральных ресурсов подчиняется
геологическим закономерностям. Полезные
ископаемые осадочного происхождения
встречаются в пределах осадочного чехла
платформ, в предгорных и краевых прогибах.
Магматические полезные ископаемые — в
складчатых областях, местах выхода на
поверхность (или близкого залегания к
поверхности) кристаллического фундамента
древних платформ. Топливные имеют
осадочное происхождение, образуют угольные
и нефтегазоносные бассейны (чехол древних
платформ, их внутренние и краевые прогибы).
Крупнейшие угольные бассейны расположены
на территории России, США, ФРГ и других
стран. Нефть и газ интенсивно добываются в
Персидском заливе, Мексиканском заливе,
Западной Сибири.

К рудным относятся руды металлов, они
приурочены к фундаментам и щитам древних
платформ, есть и в складчатых областях.
Страны, выделяющиеся по запасам железной
руды, — Россия, Бразилия, Канада, США,
Австралия и др. Часто наличие рудных
полезных ископаемых определяет
специализацию районов и стран.

Нерудные полезные ископаемые имеют широкое
распространение. К ним относятся: апатиты,
сера, калийные соли, известняки, доломиты и
др.

Для хозяйственного освоения наиболее
выгодны территориальные сочетания
полезных ископаемых, которые облегчают
комплексную переработку сырья,
формирование крупных территориально-производственных
комплексов. Важно рациональное
использование ресурсов — извлечение
максимально возможного количества
ресурсов, более полная переработка,
комплексное использование сырья и т. п.

Полезные ископаемые формировались в
течение всей истории развития земной коры,
вследствие эндогенных и экзогенных
процессов. Вещества, необходимые для
образования Полезные ископаемые, поступают
в магматических расплавах, жидких и
газообразных растворах из верхней мантии,
земной коры и поверхности Земли.
Магматогенные (эндогенные) месторождения
подразделяются на несколько групп. Так, при
внедрении в земную кору и остывании
магматических расплавов образуются
магматические месторождения.

С
интрузивами основного состава связаны руды
хрома, железа, титана, никеля, меди, кобальта,
группы платиновых металлов и др.; к щелочным
массивам магматических пород приурочены
руды фосфора, тантала, ниобия, циркония и
редких земель. С гранитными пегматитами
генетически связаны месторождения слюды,
полевых шпатов, драгоценных камней, руд
берилия, лития, цезия. ниобия, тантала,
частью олова, урана и редких земель.
Карбонатиты, ассоциированные с
ультраосновными — щелочными породами,
представляют собой важный тип
месторождений, в которых накапливаются
руды железа, меди, ниобия, тантала, редких
земель, а также апатита и слюд. 

закономерности размещения месторождений полезных ископаемых
Минералы.
Фото: Rodrigo Gomez Sanz

 
Осадочные месторождения формируются на дне
морей, озёр, рек и болот, образуя пластовые
залежи во вмещающих их осадочных горных
породах. Россыпи, содержащие ценные
минералы (золото, платину, алмазы и др.),
накапливаются в прибрежных отложениях
океанов и морей, а также в речных и озёрных
отложениях, на склонах долин. Месторождения
выветривания связаны с древней и
современной корой выветривания, для
которой характерны инфильтрационные
месторождения руд урана, меди, самородной
серы и остаточные месторождения никеля,
железа, марганца, бокситов, магнезита,
каолина.

В
обстановке высоких давлений и температур,
которые господствуют в глубоких недрах,
преобразуются ранее существовавшие
месторождения с возникновением
метаморфогенных залежей (например,
железной руды Криворожского бассейна и
Курской магнитной аномалии, золотые и
урановые руды Южной Африки) либо
образуются вновь в процессе метаморфизма
горных пород (месторождения мрамора,
андалузита, кианита, графита и др.).

Наша
страна богата разнообразными полезными
ископаемыми. В их размещении по территории
прослеживаются определённые
закономерности. Руды образовались в
основном из магмы и выделяющихся из неё
горячих водных растворов. Магма подымалась
из недр Земли по разломам и застывала в
толще горных пород на различной глубине.
Обычно внедрение магмы происходило в
периоды активных тектонических движений,
поэтому рудные полезные ископаемые связаны
со складчатыми областями гор. На
платформенных равнинах они приурочены к
нижнему ярусу – складчатому фундаменту.

Разные
металлы имеют различную температуру
плавления. Следовательно, от температуры
магмы, внедрившейся в пласты горных пород,
зависит и состав рудных скоплений.
Крупные скопления руд имеют промышленное
значение. Их называют месторождениями.
Группы близко расположенных месторождений
одного и того же полезного ископаемого
называют бассейнами полезных ископаемых.

Богатство руд, их запасы и глубина
залегания в разных месторождениях
неодинаковы. В молодых горах многие
месторождения находится под толщей смятых
в складки осадочных пород и обнаружить их
бывает трудно.

При разрушении гор скопления рудных
полезных ископаемых постепенно обнажаются
и оказываются близ поверхности земли. Здесь
их добывать легче и дешевле.

К древним складчатым областям приурочены
месторождения железных руд (Западный Саян )
и полиметаллических руд (Восточное
Забайкалье), золота (нагорья Северного
Забайкалья), ртути (Алтай) и др.

Особенно богат разнообразными рудными
ископаемыми, драгоценными и
полудрагоценными камнями Урал. Здесь
находится месторождение железа и меди,
хрома и никеля, платины и золота.
В горах северо-восточной Сибири и Дальнего
Востока сосредоточены месторождения олова
и вольфрама, золота, на Кавказе –
полиметаллические руды.
Полезные ископаемые платформ.

На
платформах рудные месторождения
приурочены к щитам либо к тем частям плит,
где мощность осадочного чехла невелика и
фундамент подходит близко к поверхности.
Здесь расположены бассейны железных руд:
Курская Магнитная Аномалия (КМА),
месторождение Южной Якутии (Алданский Щит).
На Кольском полуострове находятся
месторождения апатитов – важнейшего сырья
для производства фосфорных удобрений.
Однако для платформ наиболее характерны
ископаемые осадочного происхождения
сосредоточенные в породах платформенного
чехла. Преимущественно это нерудные
минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них
играют горючие ископаемые: газ, уголь,
горючие сланцы. 
Они образовались из остатков растений и
животных, накопившихся в прибрежных частях
мелководных морей и озёрно-болотных
условиях суши. Эти обильные органические
остатки могли накопится лишь в достаточно
влажных и теплых условиях, благоприятных
для повышенного развития растительности.

Крупнейшими
угольными бассейнами России являются:
– Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя
Сибирь)
– Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых
частях гор Южной Сибири)
– Печорский, Подмосковный (на Русской
равнине)

Месторождения нефти и газа сосредоточены в
приуральской части Русской равнины. От
побережья Баренцева до Каспийского моря, в
Предкавказье.
Но самые крупные запасы нефти – в недрах
центральной части Западной Сибири –
Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой,
Ямбург и др.)
В жарких засушливых условиях в мелководных
морях и прибрежных лагунах происходило
накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии
и в южной части Западной Сибири имеются их
крупные месторождения.



Источник

Урок 24

Тема урока: Полезные ископаемые, их классификация. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Основные месторождения полезных ископаемых и их размещение на территории России

Цель урока: 

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами ;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс делится на три группы по 10 человека.

Приветствие. Организация рабочего места.

-Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть вас и ваши улыбки! Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем хорошее настроение и радость общения. Откройте тетради, запишем число, классная работа.

Нарисуйте цвет настроения, с которым вы пришли сегодня на урок.

Напоминаю:

Красный – вы раздражительны, агрессивны;

Желтый – вы настроены на умственную деятельность, оптимистичны, радостны;

Зеленый – уверенны в себе, состояние душевного равновесия;

Черный – негативно настроены на работу;

Серый – вам все равно.

Объявление темы и целей урока.

Учитель:

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать природу России и урок у нас необычный урок- исследование.

Тему нашего урока вы узнаете, прослушав придание:

Отправляясь в 1696 г. на штурм Азова, Пётр І остановился на привал возле казачьей станицы Черкасск на Дону. Пётр сидел у большого костра в окружении ближайших сподвижников. Подошли казаки и принесли в мешках колотый камушки, бросили их в костёр. Все ощутили нестерпимый жар. И тогда, по преданию, Пётр сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».

Цели урока

III. Актуализация опорных знаний и умений.

1.Метод «географический практикум»

Работа с контурными картами.

2.Метод «Ты мне я тебе»

ІІІ. Мотивацияучебной и познавательной деятельности.

Приём «З-Х-У»

С тем, что такое «полезные ископаемые» и какое значение они имеют для человека, вы познакомились во время изучения естествознания и общей географии. Целью сегодняшнего урока является изучение полезных ископаемых России, ознакомления с новой информацией по их многообразие, закономерности размещения, связи с геологическим строением, выяснение необходимости их рационального использования и сохранения

Основные районы

При разработке ПИ возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

Что бы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться вам в экспедицию

IV. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами будем геологами и экологами.

-А давайте вспомним, кто такие геологи, чем они занимаются и экологи?

1 группа Геологи

1.Сравнить карту полезных ископаемых с тектонической. Влияют ли тектонические процессы на формирование и распределение горных пород?

Закончит

ГОРЫ —►СКЛАДЧАТОСТЬ —► ? _______ ГОР. ПОРОДЫ

РАВНИНА—►ПЛАТФОРМА)

? ?

? ГОР.ПОР ? ГОР.ПОР

2 группа Геологи

1.Что такое полезные ископаемые? Классификация полезных ископаемых?

полезные ископаемые

2. Дать определение «месторождения», «бассейн»

3. Основные район и месторождения полезных ископаемых России.

3 ГРУППА ЭКОЛОГИ

1. При разработке полезных ископаемых возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

2. Определить пути решения экологических проблем связанных с добычей ПИ.

V. Физминутка

VI. Закрепление новых знаний и умений.

Метод «Экспресс тест»

І вариант

1.Какое утверждение о полезных ископаемых является верным?

А. Набор полезных ископаемых зависит от тектонического строения территории.

Б. Уголь, нефть, газ, приурочены к щитам.

В. Крупнейший в России каменноугольный бассейн – Канско-Ачинский.

2. Рудами цветных металлов выделяется:

А. Урал Б.Западная Сибирь В. Кольско-Карельский район

3. Осадочные полезные ископаемые приурочены к:

А. Щитам Б. Плитам В. Складчатым областям

Г. Межгорным понижениям Д. Предгорным прогибам земной коры.

4. Апатиты, известняк, торф имеют происхождение:

А.Осадочное Б.Магматическое В.Метаморфическое

5. Перспективным нефтегазоносным бассейном является:

А. Западно-Сибирский Б.Северо-Кавказский

В.Волго-Уральский Г. Шельф Северного Ледовитого океана

ІІ вариант

1. «Оловянный пояс» России находится на:

А. Урале Б.Кавказе В.Дальнем Востоке Г.Карелии

2. Рудные полезные ископаемые приурочены к:

А. Щитам Б. Плитам В. Складчатым областям

3. Крупнейшее месторождение железных руд в РФ:

А. Ковдорское Б.КМА В. Коршуновское

4.К каменноугольным бассейнам относятся:

А.Печорский Б.Кузнецкий В.Канско-Ачинский

Г.Подмосковный В.Донецкий

5. Крупные запасы бокситов и нефелинов находятся в:

А. Красноярском крае Б.Дальнем Востоке

В. Карелии Г. Якутии

Метод «Картографическая лаборатория»

Нанести на карту основные район и месторождения полезных ископаемых России.

VII. Рефлексия

VIII. Д.з

1.§19 выучить,

2. Нанести на карту основные район и месторождения полезных ископаемых России.

3. Сообщения о полезных ископаемых

4. Кроссворд

Источник