Закономерность расположения полезных ископаемых в россии
Разнообразие условий, в которых происходило образование полезных ископаемых, привело к их неравномерному размещению по территории Земли. Однако определенная закономерность в их распределении все же существует.
Основная закономерность – осадочные полезные ископаемые расположены в чехлах платформ, рудные полезные ископаемые – в районах складчатых поясов.
Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту.
Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.
Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.
Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.
При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.
К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.
Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.
В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды.
Полезные ископаемые платформ
На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.
Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.
Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.
Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.
Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.
Крупнейшими угольными бассейнами России являются:
- Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
- Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
- Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)
Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.
Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири – Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )
В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.
Вывод:
Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ.
Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.
Илона Панёва
11 октября 2018 · 10,4 K
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…
Все полезные ископаемые находятся в природных скоплениях минеральных веществ, все они возникают в результате геологических процессов, образуются в недрах земли, чаще всего полезные ископаемые находятся в местах, где происходила геологическая активность в какой-то период времени, будь то миграция литосферных плит или образование горной складчадости.
Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ. Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.
Какие выделяют виды месторождений?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
По использованию ыделяют следующие виды месторождений: рудные – залежи минералов, из которых можно извлекать ценные металлы и их соединения; нерудные – меторождения, из которых добываются неметаллы, например, глина, гравий, песок; горючие – добыча веществ, которые можно использовать в качестве топлива, например уголь и нефть; камнесамоцветные – запасы драгоценных и полудрагоценных камней; гидроминеральные – поверхностные и подземные воды.
В чем закономерность размещения полезных ископаемых по территории Северной Америки?
Магистр геологии (МГУ Ломоносова). Специалист в науках о Земле. Знаток наукометрических… · instagram.com/1_xena
Когда-то не было разделения на континенты. Был один суперконтинент. Потихоньку стали образовываться отдельные материки. Возникали моря и океаны. Так получилось, что территория Северной Америки обширная. И таким образом, “захватила” много геологических эпох. Поэтому там есть и золото, и нефть, и газ. А закономерность в чём проявляется? В том, что большие месторождения занимают большие площади? Ответ: ну так уж сложилось. Города стали появляться там, где были градообразующие мануфактуры/производства.
Как добывают полезные ископаемые?
Физик и лирик. Высшее образование – физико-математикое. Интересуюсь всем, что…
Полезные ископаемые бывают разные, если сильно не вдаваться в подробности, то их можно разделить на твердые, жидкие и газовые.
Твердые полезные ископаемые добывают открытым способом через карьеры, подземным способом через шахты или комбинированным открыто-подземным способом.
Жидкие и газообразные полезные ископаемые добывают путём бурения скважин, через которые производится их откачка в специальные хранилища.
Можно еще рассмотреть дражный способ добычи полезных ископаемых, когда горное предприятие осуществляет как добычу сырья, так и его обогащение, т. е. с помощью специального оборудования первично происходит отделение ценной породы от сопутствующей пустой.
Прочитать ещё 1 ответ
Что находится в ядре земли и в каком виде? И как это определили?
Магистр геологии (МГУ Ломоносова). Специалист в науках о Земле. Знаток наукометрических… · instagram.com/1_xena
Действительно так и есть. Различные химические элементы (железо, никель, кремний, кислород, азот, углерод и т.д.) входят в состав так называемых геосфер. В каком виде, спрашиваете Вы. Ответ – в различном. Ближе к поверхности – литосфера (в твердом состоянии). Астеносфера – переходный слой к мантии. Мантия – расплав. А ядро Земли: внешнее ядро должно быть жидким, благодаря наблюдениям, а внутреннее ядро Земли из-за большого давления находится в твёрдом состоянии.
Определяют это различными геолого-геофизическими методами. Либо со составу пород (есть признаки развития минералов при определенных условиях), либо (как сказано выше) сейсмическими исследованиями – смотрят на время пробега сейсмических волн от землетрясений.
Прочитать ещё 16 ответов
Какие факторы формируют рельеф территории страны?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Факторы, формирующие рельеф страны, можно разделить на эндогенные и экзогенные. Эндогенные процессы являются причинами различных типов тектонических движений и связанных с ними деформаций земной коры, это внутренние факторы, формирующие рельеф – такие как землетрясения, извержения вулканов. К экзогенным или внешним процессам относят силы, действующие извне: ветер, воду, изменение температуры и даже животных и человека. Это оледенения, деятельность текущих вод и ветра, которые создают, так называемые, эрозийный и эоловые формы рельефа. Также к внешним факторам относят деятельность человека, в результате которой создаются антропоморфные формы рельефа.
Прочитать ещё 1 ответ
Наша страна богата разнообразными полезными ископаемыми. В их размещении по территории прослеживаются определённые закономерности. Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма подымалась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. Обычно внедрение магмы происходило в периоды активных тектонических движений, поэтому рудные полезные ископаемые связаны со складчатыми областями гор. На платформенных равнинах они приурочены к нижнему ярусу – складчатому фундаменту.
Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.
Крупные скопления руд имеют промышленное значение. Их называют месторождениями.
Дети записывают определение.
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.
Богатство руд, их запасы и глубина залегания в разных месторождениях неодинаковы. В молодых горах многие месторождения находится под толщей смятых в складки осадочных пород и обнаружить их бывает трудно.
При разрушении гор скопления рудных полезных ископаемых постепенно обнажаются и оказываются близ поверхности земли. Здесь их добывать легче и дешевле.
К древним складчатым областям приурочены месторождения железных руд (Западный Саян ) и полиметаллических руд (Восточное Забайкалье) , золота (нагорья Северного Забайкалья) , ртути (Алтай) и др.
Особенно богат разнообразными рудными ископаемыми, драгоценными и полудрагоценными камнями Урал. Здесь находится месторождение железа и меди, хрома и никеля, платины и золота.
В горах северо-восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены месторождения олова и вольфрама, золота, на Кавказе – полиметаллические руды.
Полезные ископаемые платформ.
На платформах рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Здесь расположены бассейны железных руд: Курская Магнитная Аномалия (КМА) , месторождение Южной Якутии (Алданский Щит) . На Кольском полуострове находятся месторождения апатитов – важнейшего сырья для производства фосфорных удобрений.
Однако для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения сосредоточенные в породах платформенного чехла.
Преимущественно это нерудные минеральные ресурсы. Ведущую роль среди них играют горючие ископаемые: газ, уголь, горючие сланцы.
Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.
Эти обильные органические остатки могли накопится лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для повышенного развития растительности.
Крупнейшими угольными бассейнами России являются:
– Тунгусский, Ленский, Южно Якутский (средняя Сибирь)
– Кузнецкий, Канско-Ачинский (в краевых частях гор Южной Сибири)
– Печорский, Подмосковный (на Русской равнине)
Месторождения нефти и газа сосредоточены в приуральской части Русской равнины. От побережья Баренцева до Каспийского моря, в Предкавказье.
Но самые крупные запасы нефти – в недрах центральной части Западной Сибири – Самотлор и др. газа – в северных её районах (Уренгой, Ямбург и др. )
В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей. В Предуралье, в Прикаспии и в южной части Западной Сибири имеются их крупные месторождения.
Вывод: рудные полезные ископаемые приурочены к складчатым областям. Осадочные – к платформам.
4. Меры по сбережению полезных ископаемых .
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии в 8 классе на тему: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»
2 слайд
Описание слайда:
Гематит Золото Графит Платина Алмазы Изумруды Хрусталь Малахит Рубин
3 слайд
Описание слайда:
План изучения темы Что такое полезные ископаемые Виды полезных ископаемых Месторождения и бассейны полезных ископаемых Полезные ископаемые складчатых областей Полезные ископаемые платформ Меры по сбережению полезных ископаемых
4 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые ? Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.
5 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых Горючие (Осадочные) Рудные (магматические ) Нерудные (неметаллические) Подземные воды Газ Нефть уголь Железная руда Медная руда Никелевые руды Золото серебро Каменная соль Графит Алмазы Асбест Кварц фосфориты
6 слайд
Описание слайда:
Месторождения и бассейны полезных ископаемых Месторождения – скопления полезных ископаемых Бассейны – большие площади распространения месторождений полезных ископаемых
7 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые складчатых областей Магматические метаморфические Герцинская складчатость: Урал Алтай Кайнозойская складчатость: Кавказ Срединный хребет
8 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые платформ рудные осадочные (Приурочены к щитам) Крупные угольные бассейны Балтийский щит: Медные, никелевые руды Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Донецкий
9 слайд
Описание слайда:
Минерально-сырьевые ресурсы страны и их характерные черты 1.Огромное их количество 2. Крайняя неравномерность размещения 3. Большое различие в условиях эксплуатации 4. Возможность частичной компенсации истощённых месторождений полезных ископаемых.
10 слайд
Описание слайда:
Меры по сбережению полезных ископаемых Снижать потери при добыче и переработке Использовать комплексную переработку сырья Поиск новых месторождений полезных ископаемых
11 слайд
Описание слайда:
Экологические проблемы, связанные с добычей ПИ Создание антропогенных форм рельефа: карьеры, терриконы, пустоты в земной коре.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1304388
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Гордова Елена Михайловна
учитель географии МОБУ « СОШ №5» г.Оренбурга
Конспект модульного урока по географии
по теме: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»,
8 класс
Цели урока для учащихся:
1.Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.
2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.
Задачи урока для учащихся:
1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.
2.Осуществлять разные виды контроля.
3.Учиться работать в парах.
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради.
УЭ;
время
Учебный материал
Содержание занятия
Рекомендации
УЭ -0
(1 мин.)
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знатьсостав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформироватьпредставления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, атласы, учебники, коллекция полезных ископаемых, презентационный материал, технологические карты урока.
Внимательно прочитайте цели урока
УЭ – 1
(10мин.)
Цель: проверить уровень усвоения знаний и умений.
Географический диктант.
1.Наука о строении земной коры и формировании тектонических структур.
2.Выход на поверхность фундамента платформы.
3.Древний устойчивый участок земной коры.
4.Молодая платформа.
5.Молодые горы России.
6.Возрожденные горы России.
7.Эра новой жизни.
8.Карта, на которой показаны части земной коры.
9.Карта с информацией о возрасте пород.
10.Горы расположены в ….. областях.
11.Им соответствуют равнины.
12.Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.
Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
12 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;
10-11 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;
6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;
Менее 6 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».
Проанализируйте ошибки.
Работайте
самостоятельно
Ответы у учителя
(приложение №1)
УЭ – 2
(3 мин.)
Стр.40 учебника
Цель: сформулировать понятия «полезные ископаемые», «месторождения полезных ископаемых», «бассейн».
Max оценка – 3 балла.
Работайте в паре
УЭ – 3
(5 мин.)
Стр.40-41 учебника
Тектоническая карта России в атласе и карта полезных ископаемых
Цель: изучить состав полезных ископаемых и сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.
I.Задание: составить схему деления полезных ископаемых на группы и отметить к каким тектоническим структурам они приурочены (платформам или складчатым областям)
?
в магматических г.п.
?
в осадочных г.п.
на платформе
железные, никелевые руды
?
медные, полимет-ие, алюм-ие
?
?
II. Проверьте правильность заполнения схемы по приложению №2.
III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)
Max – 5 баллов.
Работайте в паре
Работа в тетради
УЭ – 4
(12мин.)
Стр.42-43 учебника
(карта)
Цель: изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.
I.Задание: по карте полезных ископаемых (рис. 16 учебника) и тексту учебника определите в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.
II.Полученные сведения зафиксируйте в таблице:
УЗ
на карте
Районы добычи
1
Железные руды
2
Никелевые руды
3
Полиметаллические
4
Медные
5
Алюминиевые
6
Апатиты
7
Калийные соли
8
Поваренная соль
9
Нефть
10
Газ
11
Каменный уголь
12
Бурый уголь
13
Алмазы
14
Золото
III. Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению №3.
IV. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)
Max – 10 баллов.
Делайте записи в таблице (№ 1 -7)
Слайд 1 – 7
УЭ – 5
(5мин.)
Стр.45
Цель: сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.
I.Прочитайте текст учебника.
II. Установите причинно-следственные связи:
1.Открытая добыча руды …
2.Водооткачка и водозабор ….
3.Добыча строительных материалов – …
III. Оцените работу по приложению №4 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)
Max – 3 балла.
Работайте индивидуально
УЭ – 6 (5 мин.)
Настенная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»
Цель: закрепить знания по теме «Минеральные ресурсы России»; уметь самостоятельно применять полученные знания.
I.Работа по карте:
1.Месторождение золота.
2.Озеро в Поволжье.
3. Месторождение каменного угля.
4. Месторождение железной руды.
5. Месторождение газа.
6.Остров.
7.Полуостров апатитов.
II. . Проверьте правильность ваших ответов по приложению №5.
III. Оцените вашу работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.
Все закрыть
Работайте индивидуально
(значки на карте)
Проведите взаимопроверку
УЭ -7
(3 мин.)
Цель: подведение итогов.
Выходной контроль: занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 40 баллов и более, то, значит, работали отлично – итоговая оценка 5.
Набрали 34-39 баллов – работали хорошо, оценка 4. Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.
Рефлексия:
1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?
3.Что вызвало наибольшую трудность?
4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?
5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?
Работа в сводной ведомости
Устно
УЭ – 8
(1мин.)
Д/З:1) п.7, вопросы и задания, модуль в тетрадях;
2)закончить таблицу (№7-14)
2) задание на к/к.: нанести месторождения полезных ископаемых на контурную карту.
Приложение №1:
1.Геотектоника.
2.Щит.
3.Платформа.
4.Плита.
5.Кавказ.
6.Алтай, Урал.
7.Кайнозой.
8.Тектоническая.
9.Геологическая.
10.Складчатых.
11.Платформы, плиты.
12.Молодые горы.
Приложение №2:
Нерудные
(неметаллические)
в осадочных г.п.
Рудные (металлические)
в магматических г.п
на платформе (в фундаменте)
железные, никелевые руды
в складчатых областях медные, полиметаллические, алюминиевые руды
химическое сырье (соли):
апатиты, калийные соли, поваренная соль
горючие:
нефть, газ, уголь
Приложение №3:
Приложение №4:
1.Открытая добыча руд образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.
2.Водооткачка и водозабор – иссушение территории, обрушение и просадка грунта.
3.Добыча строительных материалов – образование карьеров.
Приложение №5:
1.Бодайбо.
2.Баскунчак.
3.Кузбасс.
4.КМА.
5.Уренгой.
6.Сахалин.
7.Кольский.