Закончился срок полезного использования основных средств что делать

Закончился срок полезного использования основных средств что делать thumbnail

Как учитывать полностью самортизированные основные средства

В практике нередки случаи, когда начальная балансовая стоимость основного средства полностью погашена амортизацией, но сам объект ОС продолжает использоваться и участвовать в формировании доходов предприятия.

Как рассчитать балансовую стоимость предприятия, узнайте из статьи «Балансовая стоимость основных средств – это…».

По правилам ПБУ 6/01 списать объект ОС с учета возможно только в случае его выбытия либо утраты способности приносить доход. Если же ОС продолжает использоваться, его следует продолжать учитывать для целей бухучета и при необходимости раскрывать информацию о нем в бухгалтерской отчетности.

С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу. Вместо него будет действовать ФСБУ 6/2020. Организация вправе начать применение стандарта раньше.

Как правильно вести учет по новому стандарту, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Для чего оформляется справка о балансовой стоимости активов организации, см. в этом материале.

Аналогичной точки зрения по данному вопросу придерживаются и налоговики: если по основному средству освоено 100% амортизации, но при этом оно используется, его нужно продолжать учитывать (письмо ФНС России от 08.12.2010 № 3-3-05/128).

При этом остаточная стоимость ОС, отражаемая в балансе и определяемая как разница между первоначальной стоимостью (Дт 01) и амортизацией (Кт 02), будет равна 0.

Подробнее см. в статье «Отражаем основные средства в бухгалтерском балансе».

Нюансы расчета налога на имущество по ОС со стопроцентной амортизацией

Для расчета налога на имущество в налоговую базу включается остаточная стоимость имущества (ст. 375 НК РФ).

В данном случае она равна 0, т. е. налога к уплате не будет. Но до момента списания самортизированных ОС с учета организация должна включать информацию о них в декларацию либо налоговый расчет авансовых платежей по налогу на имущество (письмо ФНС России от 08.12.2010 № 3-3-05/128).

ВАЖНО! С 2019 года налогом не облагается движимое имущество.

Обо всех новостях, связанных с заполнением и подачей декларации по налогу на имущество, читайте в рубрике «Налоговая декларация по налогу на имущество организаций».

Ремонт и модернизация самортизированных ОС

Полностью самортизированные объекты ОС могут нуждаться в ремонте или модернизации.

Если вы проводите модернизацию или реконструкцию таких средств, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете расходы на нее будут увеличивать текущую стоимость объекта. 

При этом сумма начисленной в НУ за один месяц амортизации должна определяться как произведение увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования данного объекта. То есть она будет зависеть от того, увеличился в результате модернизации СПИ или нет. Если срок остался прежним, применяется норма, установленная при вводе ОС в эксплуатацию. Если увеличился, норму следует пересмотреть (см. письма Минфина от 11.09.2018 № 03-03-06/1/64978, от 23.10.2018 № 03-03-06/1/76004, от 25.10.2016 № 03-03-06/1/62131)

О позиции налоговых органов в отношении начала амортизации модернизированного ОС узнайте из публикации «ФНС поддержала выгодный вариант амортизации модернизированного ОС».

Для целей бухучета у организации есть возможность выбора: продлевать срок полезного использования ОС или оставить прежним. Решение принимается исходя из того, сколько времени будет использоваться или какой объем продукции еще нужно выпустить на этом модернизированном ОС.

Проводки по модернизации полностью самортизированного имущества см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно. 

Если вы осуществляете ремонт полностью самортизированных ОС, то расходы учитываются сразу в том периоде, в котором проводился ремонт. Для целей налогообложения эти расходы нужно учитывать в составе прочих расходов, а в бухучете расходы на ремонт относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Продажа и ликвидация ОС с остаточной стоимостью, равной 0

Ценой продажи полностью самортизированного имущества признается договорная цена (ст. 105.3 ГК РФ). Проданное или ликвидированное ОС списывается с учета (п. 76 Методических указаний по учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

При реализации ОС с остаточной стоимостью, равной 0, нужно начислить НДС с полной суммы реализации.

Подробнее о начислении НДС на продажу ОС читайте в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств».

Для налоговых целей выручка от продажи ОС рассматривается как доход от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). Поскольку остаточная стоимость самортизированного ОС равна 0, доход от реализации можно будет уменьшить только на те затраты, которые связаны с обеспечением сделки по этому ОС (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Расходы на ликвидацию для расчета налога на прибыль включаются в состав внереализационных (п. 1 ст. 265 НК РФ) единовременно в полном объеме в том периоде, когда они были фактически понесены (п. 7 ст. 272 НК РФ).

Восстанавливать НДС (который ранее был принят к вычету) по ликвидируемому объекту со стопроцентной амортизацией не нужно (ст. 170 НК РФ).

Проверьте правильно ли вы отразили реализацию полностью самортизированного имущества с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал бесплатно, получив пробный доступ к правовой системе.

Дарение полностью самортизированного объекта ОС

Дарение имущества стоимостью свыше 3000 руб. между двумя коммерческими организациями запрещено законодательством (ст. 575 ГК РФ).

О нюансах безвозмездных договоров между юрлицами см. тут.

Поскольку отдельный порядок определения цены объекта ОС с нулевой учетной стоимостью, передаваемого в дар, не предусмотрен, расчет следует производить по аналогии с другими правовыми нормами, в частности ст. 105.3 и 154 НК РФ (по рыночной стоимости объекта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нулевая остаточная учетная стоимость ОС вовсе не означает, что и рыночная стоимость этого ОС равна 0. Для безвозмездной передачи потребуется экспертная оценка объекта.

Допускается безвозмездная передача некоммерческим организациям и учреждениям, а также физическим лицам. При этом:

  • В отношении налога на прибыль в соответствии с содержанием ст. 39 и 41 НК РФ у передающего предприятия не возникает объекта налогообложения (дохода) по налогу на прибыль при дарении. Одновременно по нормам ст. 270 НК РФ предприятие не вправе учесть для налогового учета и расходы по дарению. Таким образом, передача ОС в дар никак не должна затрагивать расчеты по налогу на прибыль.
  • В отношении НДС дарение любого ОС будет признаваться реализацией для целей обложения налогом (п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ). Налог нужно будет начислить и уплатить с рыночной стоимости передаваемого ОС (п. 2 ст. 154 НК РФ). Сумма уплаченного по дарению НДС не должна уменьшать базу по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

ВАЖНО! В некоторых случаях, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, дарение ОС не облагается НДС. Например, если ОС передаются органам государственной или местной власти. В таком случае дарителю следует восстановить входной НДС по передаваемым объектам. Сумма налога к восстановлению определяется пропорционально остаточной стоимости ОС (п. 3 ст. 170 НК). То есть по полностью самортизированным ОС (чья остаточная стоимость равна 0) НДС к восстановлению тоже будет равен 0.

В бухучете все расходы, связанные с дарением, учитываются в составе прочих расходов в том периоде, в котором ОС списывается с учета.

Итоги

Если самортизированные ОС используются, то их продолжают учитывать на балансе по остаточной стоимости, равной 0. Налога на имущество по таким ОС нет, но декларация или расчет авансов по налогу в налоговые органы представляется.

Модернизация ОС с остаточной стоимостью, равной 0, приводит к увеличению балансовой стоимости. Прирост стоимости отражается на счете 01 и списывается в виде амортизации с учетом изменения срока полезного использования.

Расходы на ремонт ОС списываются в том периоде, когда он проводился, первоначальная стоимость не увеличивается.

При продаже, дарении и ликвидации основное средство списывается с учета.

Источник

ИА ГАРАНТ

На предприятии есть основные средства (далее – ОС), амортизация по которым списана полностью. Тем не менее они в рабочем состоянии и использовались на предприятии. По бухгалтерскому учету стоимость данных ОС составляет 0 рублей. Объекты числятся только в количественном значении. На данный момент возникла необходимость убрать их из количественного учета, чтобы они не отражались в бухгалтерском учете.

Объекты (в том числе морально устаревшая компьютерная техника) в деятельности организации не используются.

Как правильно это сделать, какими проводками, какими документами?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Начисление амортизации по объектам основных средств в размере их первоначальной стоимости не является основанием для списания их с баланса.

Списание таких объектов производится на основании распоряжения руководителя по решению ликвидационной комиссии.

Порядок документального оформления и бухгалтерские записи для таких случаев приведены ниже.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 “Учет основных средств” (далее – ПБУ 6/01) стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств (далее – ОС) имеет место в том числе в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа, выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации и в иных случаях.

Сам по себе факт начисления амортизации по объекту ОС в размере первоначальной стоимости не является основанием для его списания с баланса. Соответственно, до момента выбытия полностью самортизированные ОС, имеющие нулевую остаточную стоимость, учитываются в качестве ОС (письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01)).

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта ОС, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов ОС (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее – Методические указания)).

В компетенцию данной комиссии, в частности, входят:

  • осмотр объекта ОС, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта ОС, возможности и эффективности его восстановления;

  • установление причин списания объекта ОС (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);

  • возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта ОС и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта ОС цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

  • составление акта на списание объекта ОС.

Списание объекта ОС осуществляется на основании первичного документа, фиксирующего факт ликвидации (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ))*(1).

Первичными документами, необходимыми для списания рассматриваемых объектов с баланса, могут быть:

  • распоряжение руководителя о назначении ликвидационной комиссии (п. 77 Методических указаний);

  • решение комиссии о списании объектов, оформленное в виде акта на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п. 78 Методических указаний). За основу для разработки актов можно принять унифицированную форму акта на списание основного средства (N ОС-4), которая утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7.

Акт о списании объекта ОС с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации объекта ОС (письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).

Остаточная стоимость и иные расходы, связанные со списанием ликвидируемого объекта основных средств (расходы по транспортировке, демонтажу, погрузке, упаковке и т.п.), отражаются в составе прочих расходов организации (п. 13 ПБУ 10/99 “Расходы организации”, рекомендации аудиторам, данные в приложении к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

В данной ситуации объекты полностью самортизированы и, соответственно, остаточная стоимость отсутствует, поэтому в составе прочих расходов учитываются расходы, связанные с ликвидацией объектов (при наличии), которые отражаются по дебету счета 91, субсчет “Прочие расходы”.

В учете проводятся следующие записи:

Дебет 01, субсчет “Выбытие основных средств” Кредит 01, субсчет “Основные средства в эксплуатации”
– списана первоначальная стоимость объекта, подлежащего ликвидации;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет “Выбытие основных средств”
– списана амортизация, накопленная к моменту ликвидации;

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 60 (76), 69, 70…
– учтены расходы, связанные с ликвидацией объекта ОС (при наличии).

Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта ОС, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов ОС (п. 9 ПБУ 5/01, п. 79 Методических указаний) и являются прочим доходом организации (п. 5 и п. 8 ПБУ 9/99 “Доходы организации”).

В учете проводятся следующие записи:

Дебет 10 Кредит 91, субсчет “Прочие доходы”
– оприходованы материалы, полученные в результате ликвидации ОС.

Смотрите также Энциклопедию решений. Учет материалов, полученных в результате ликвидации основных средств.

В данной ситуации предполагается ликвидировать в том числе морально устаревшую компьютерную технику. Заметим, что компьютерная техника содержит в своем составе драгметаллы (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.05.2010 N ВК-03-03-32/3466 “Об утилизации оргтехники”).

Поэтому при их ликвидации необходимо учитывать положения Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (далее – Закон N 41-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона N 41-ФЗ к драгоценным металлам отнесены: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в отходах производства и потребления.

Ломом и отходами драгоценных металлов являются изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.

В силу п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету.

Из анализа положений ст. 1, п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализовать аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

Следовательно, просто списать компьютерную технику, содержащую драгоценные металлы, и отправить ее на полигон для хранения твердых бытовых отходов без извлечения драгметаллов нельзя.

При этом аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации, поименованные в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 (п. 4 ст. 4 Закона N 41-ФЗ).

Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется специализированными организациями. Для осуществления подобной деятельности необходима лицензия (п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, далее – Закон о лицензировании). Причем реализация организациями лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе их деятельности, лицензированию не подлежит (п.п. 1, 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287).

Следовательно, в данной ситуации организация может либо заключить договор со специализированными организациями на выполнение работ по обработке лома и отходов в виде компьютерной техники или ее запасных частей, содержащих драгметаллы, с последующим аффинажем драгоценных металлов и последующим оприходованием этих металлов к себе на учет (п. 3 ст. 20 Закона N 41-ФЗ), либо продать указанным специализированным организациям компьютерную технику или ее отдельные запасные части, содержащие драгоценные металлы (смотрите подробнее в Вопросе: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение? Кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)).

Кроме того, в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ).

С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду компьютеры (системный блок, монитор), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).

Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности может осуществляться только организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Следовательно, если в организации нет документально подтвержденной информации об отсутствии в списываемой технике вредных веществ и отнесении отходов от этой техники к V классу опасности (ст. 4.1, п. 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ), то необходимо привлечь специализированную организацию для утилизации такой техники.

Заметим, что, как правило, организации, осуществляющие заготовку и переработку лома и отходов черных и цветных металлов, имеют лицензии и на работу с ломом и отходами, а также на работу с опасными отходами.

Таким образом, если организация не имеет лицензии на работу с вредными отходами, а также лицензии на обработку и переработку лома и отходов черных и цветных металлов, то для утилизации компьютерной техники организации необходимо привлечь специализированную организацию, имеющую такие лицензии, или аффинажную организацию из установленного Правительством РФ перечня. Организация может также продать списанную компьютерную технику или ее запасные части указанным специализированным организациям.

Соответственно, созданная в организации комиссия должна в том числе определить, будет ли списываемая компьютерная техника разбираться (частично разбираться), будут ли использоваться ее отдельные узлы, например для ремонта другой оргтехники организации или для продажи специализированным организациям, или же она полностью в неразобранном виде подлежит продаже или утилизации.

Отметим, что если комиссия примет решение реализовать специализированным компаниям компьютерную технику, учтенную в составе ОС, в неразобранном виде, то с порядком отражения таких операций в бухгалтерском учете подробно можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет доходов от продажи основных средств.

К сведению:

За нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (постановление Четырнадцатого ААС от 21.04.2014 N 14АП-94/14).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия основных средств;

– Энциклопедия решений. Учет при ликвидации основного средства;

– Энциклопедия решений. Расходы при ликвидации основных средств, при списании НМА (в целях налогообложения прибыли);

– Энциклопедия решений. Учет реализации основных средств за плату.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются – лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Источник