Закон об общественно полезном труде в школе
Согласно ст. 34 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).
Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т. п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.
В последнее время всё активнее стал обсуждаться вопрос трудового воспитания обучающихся. В сети «Интернет» каких только обсуждений не встретишь, да в самой профессиональной среде тоже. В марте 2017 года Министерством образования и науки РФ была сформулирована своя позиция по данному вопросу. В письме Минобрнауки РФ от 30.03.2017 № 08–621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» сказано, что в открытом доступе (на сайтах: proftime.edu.ru и apkpro.ru/rekomend_mon) размещены методические рекомендации для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности, которая может осуществляться обучающимися в рамках образовательной деятельности, и требований к ее осуществлению с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, разработанных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования».
В разработанных методических рекомендациях указано, что социально-экономическая ситуация в стране десятилетиями характеризуется разрывом между спросом и предложением на рынке труда и в системе образования, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения своих целей значительной части молодых людей, выросших в условиях противоречивого, разнонаправленного воздействия семьи, школы и социума.
Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа уделяла меньше внимания воспитательной функции, ограничившись подготовкой обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, учеба в которых редко связана с будущей профессиональной деятельностью. Между тем основой профессиональной успешности является трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и обществом.
Вопрос о том, кого должна воспитывать школа — творца или потребителя, кажется, сегодня решается в пользу творца. Изменить ситуацию может целенаправленное воспитание обучающихся совместными усилиями семьи, школы и общества при продуманной образовательной политике.
В данных методических рекомендациях обозначены: цели трудового воспитания как важнейшего элемента процесса организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенций, добросовестного отношения к труду, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов; содержание трудового воспитания школьников; возрастные этапы, на которых последовательно должны решаться задачи трудового воспитания; прогнозируемые результаты трудового воспитания, а также приводятся нормативные документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, и примеры локальных нормативных актов об организации труда обучающихся.
Данный документ будет полезен для разработки локальных нормативных актов образовательной организации по вопросу привлечения обучающихся к труду, в т. ч. не предусмотренному образовательной программой, т. к. конфликты по обозначенной проблеме между участниками образовательных отношений возникают довольно часто.
На что стоит обратить внимание в данном документе.
1. Обозначены цели и задачи трудового воспитания. Кратко раскрыто содержание трудового воспитания. Обозначены основные виды труда.
- Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
- Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
- Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.
2. Даны рекомендации по организации трудового воспитания в образовательной организации, обозначены формы данной работы. Отдельно указывается, что в уставе общеобразовательных организаций могут быть отражены положения, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, положения об организации общественно полезного труда обучающихся, о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой, что помогает предупредить или конструктивно разрешить конфликты с родителями обучающихся.
3. Трудовое воспитания рассматривается как часть воспитательной программы в рамках образовательной программы образовательной организации, которая разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учётом примерных образовательных программ.
4. Отдельного внимания заслуживают документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553–09» (зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2009 г., рег. № 15172).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № НТ-443/08 (с изменениями от 6 августа 2014 г. № 08–1036) «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
Отдельного внимания заслуживают модельные локальные акты, которые будут полезны для учёта в работе.
1. Положение о Порядке привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой (приложение 1). Труд обучающихся, не предусмотренный образовательной программой, может быть организован по следующим направлениям: участие в общегородских субботниках; благоустройство образовательной организации и прилегающей территории; озеленение образовательной организации и прилегающей территории; поддержание чистоты и наведение порядка в классных кабинетах, ежедневное самообслуживание; дежурство по столовой, ежедневное самообслуживание; прохождение летней практики в школьных бригадах (отрядах), в том числе по трудовому договору — для обучающихся, достигших 14 лет; осуществление мелких ремонтных работ; плановое дежурство по образовательной организации и иные направления правомерной трудовой деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
2. Положение о привлечении обучающихся к труду (приложение 2). В данном приложении также представлена форма соглашения о привлечении обучающегося к труду.
Стоит отдельно отметить, что согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ч.3 ст.30 необходимо при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Необходимо помнить, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Следует отметить, что учет мнения не означает обязательного согласования позиции с советами обучающихся. Учет мнения подразумевает процедуру, в ходе которой до принятия решения информация о планируемом решении направляется в совет обучающихся, далее администрация ожидает, и в случае, если мнение было выражено, оно подлежит обязательному рассмотрению перед принятием решения. Может быть также предусмотрено проведение согласительных процедур, но конечное решение в любом случае принимается администрацией образовательной организацией (либо иным коллегиальным органом управления, уполномоченным на принятие локального нормативного акта). Исключения могут наблюдаться на уровне отдельных образовательных организаций, если их локальными нормативными актами будет установлен иной порядок учета мнения, предусматривающий получения согласия советов обучающихся, однако это маловероятно (процедура учёта мнения обучающихся заслуживает отдельного внимания, поэтому в этой публикации не будем углубляться в этот вопрос).
-
Автор —Звягин Александр Сергеевич
-
15.09.2017
-
Все консультации автора
Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева выступила с предложением о возвращении в школу общественно полезного труда:
«Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — сказала Ольга Васильева на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года.
Она считает, «что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».
Предполагается, что введение общественно полезной трудовой деятельности в российских школах начнется со следующего года и будет проводиться постепенно. Обращаясь к педагогам и руководителям образовательных организаций, Ольга Васильева отметила, что «нам никто не мешает заняться этим сейчас».
В комментарии Минобрнауки по поводу предложения главы ведомства отмечается, что «трудовое воспитание всегда присутствовало в советской системе образования и содержится в примерных образовательных программах современной России», и что «министерство планирует скорректировать содержание федеральных образовательных стандартов и разработать методические рекомендации по доступным формам трудового воспитания» с учетом недопустимости превышения нагрузки на учащихся разных возрастных групп.
Идея министра образования и науки Ольги Васильевой по введению в школах общественно полезной трудовой деятельности подверглась критике в средствах массовой информации, вызвала оживленную дискуссию и в социальных сетях.
Противники идеи о введении общественно полезного труда в школах упрекают министра в возвращении к устаревшему советскому опыту, в отвлечении детей от изучения школьного материала и даже в намерении эксплуатировать детский труд. При этом обращается внимание на п.4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано, что «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».
По словам Ольги Васильевой она была сильно удивлена, узнав, что прокуратура «на полном серьезе разбирается с обращением мамочки четвероклассника, которого заставили стереть с доски, и мама посчитала это использованием детского труда». «Так быть не должно», — считает министр.
Вместе с тем, следует заметить, что проблему трудового воспитания школьников подняли активисты ОНФ на «Форуме действий. Регионы», состоявшемся в Йошкар-Оле еще в апреле этого года. По их мнению, трудовая деятельность в процессе обучения создаст условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения. По итогам форума Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение Минобрнауки определить виды трудовой деятельности, которые могут осуществляться обучающимися в рамках образовательного процесса.
Предложения о возвращении трудового воспитания школьников поступали также от муниципальных и региональных органов власти, общественности, педагогов.
Справочно
Предмет «Общественно-полезный труд» (ОПТ) существовал в советской школе со второй половины 1980-х годов. В 1985 году приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.1985 г. № 81 было утверждено Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, согласно которому обязательный общественно полезный труд предусматривался учебным планом: в II — IV классах — 1 час, в V — VII классах — 2 часа, в VIII — IX классах — 3 часа, X — XI(XII) классах — до 4 часов в неделю.
Направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являлись работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбору вторичного сырья, учащихся средних и старших классов — работа в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Кроме того, предусматривалась ежегодная трудовая практика учащихся: в V — VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день, в VIII — IX классах — 16 дней по 4 часа, в X(XI) классах — 20 дней по 6 часов. В период каникул школьники принимали участие в патриотическом движении учащейся молодежи «Мой труд вливается в труд моей республики» – работали на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях.
В 90-е годы это направление работы с детьми и молодежью отошло на второй план.
P.S. Кстати, «Ручной труд» как самостоятельный учебный предмет впервые был включен в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии в 1866 году. В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г.
При подготовке использовались материалы источников:
https://tass.ru/obschestvo/3654635
https://www.eduhelp.info/page/v-sochi-obsudili-tendencii-razvitija-otechestvennogo-obrazovanija#cut
https://www.mk.ru/social/2016/09/27/russkiy-ustnyy-ispytayut-na-9klassnikakh-uzhe-v-etom-godu.html
https://www.pnp.ru/news/detail/144192
https://минобрнауки.рф/новости/8828
https://www.bashinform.ru/news/844021-normy-trudovogo-vospitaniya-shkolnikov-neobkhodimo-zakrepit-zakonodatelno-forum-onf-v-pfo/
https://regions.ru/news/2591102/
mail.ru
Большинство современных школ активно используют детский труд в виде дежурства по классу и школе, летней трудовой практики и т.д. Что же такое детский труд в школе: атавизм советских времен или важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения? Каким образом действующее российское законодательство регулирует труд детей в школе? Кто и на каких условиях может быть привлечен к школьному труду?
В советский период школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании» (ч. 4 ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (п. 50), постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.
Согласноч. 4 ст. 50 Закона об образовании и п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
Есть другой способ «узаконить» участие детей в дежурстве или летней трудовой практике: принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) – органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
Если положение о дежурстве и летней практике есть в школьном Уставе или представительным органом школы, то об этом должны быть в обязательном порядке извещены учащиеся и их родители.
В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен. И в этом случае совершенно не важно, оказывалось ли на ребенка психическое или физическое воздействие или нет.
В случае же, если будет доказано, что к ребенку применялись меры принуждения, виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной и (или) уголовной ответственности.
Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике.
Если же сотрудники школы продолжают принуждать ребенка к так называемому «общественно-полезному» труду, либо способствуют созданию дискриминационных условий для лиц, не давших добровольное согласие на труд, можно обратиться с жалобой в районный отдел образования или прокуратуру.
Если же добровольное согласие на труд у школы имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.
А как же уроки труда?
Обратим внимание на формулировку ч. 14 ст. 50 Закона «Об образовании». Запрещается привлечение обучающихся образовательных учреждений без их согласия к любому труду, не предусмотренному образовательной программой.
Согласно п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.
Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, например, пошив спецодежды для технического персонала школы или ремонт школьной мебели или техники, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.
Практике известны случаи, когда руководство школы привлекалось к административной ответственности за то, что во время дежурства освобождало учеников от занятий на целый день. Прокуратура Архангельской области по заявлению одной из родительниц одной из школ города Новодвинска Архангельской области усмотрела в действиях директора школы нарушение Закона «Об образовании», поскольку привлечение конкретного ученика школы к дежурству во время уроков лишает его права на образование в объеме учебных занятий в тот день, когда он дежурит. С тех пор дежурства в школе были отменены.
Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга опротестовала правила школ, по которым учащиеся должны были убирать классы и ходить на субботники. Теперь ни один учитель не имеет права назначить дежурного против его воли. Впрочем, директора школ считают такое решение непедагогичным. По их мнению, если такие прокурорские решения станут массовыми, современные дети будут расти еще более избалованными.
Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего на благо школы по трудовому договору.
Согласно ч. 3 ст. 63 ТК РФ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности. В частности: работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должны быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.