Закон о ренте на добычу полезных ископаемых

В некоторых странах мира граждане получают доход от природных богатств, как говорится, «на руки». Где и как это происходит и как обстоят дела в России?

Как и сколько получают граждане других стран от добычи полезных ископаемых?

США

В США с 1982 года жители Аляски (каждый, кто прожил от года и более) получают ежегодно от 700 до 2000$. Источником финансирования являются дивиденды, получаемые от специального инвестиционного фонда. Основа фонда – средства от добычи полезных ископаемых.

ОАЭ

В Объединенных Арабских Эмиратах государство открывает счет на каждого новорожденного. Средняя сумма на счету при достижении гражданином 18 лет составляет порядка $100 тыс.

Кувейт

В Кувейте в фонд будущих поколений ежегодно перечисляется 10% от всех доходов, получаемых от продажи нефти и нефтепродуктов.

Из указанного фонда финансируются вклады на рождение ребенка, бонусы на свадьбу, кредиты на строительство жилья и многое другое. Так, при рождении младенца на его счет в банке государство автоматически перечисляет $3 тыс. Со временем этот счет пополняется за счет процентов и других вкладов, и к 18 годам каждый подданный имеет достаточные средства для того, чтобы начать самостоятельную жизнь.

В качестве подарка на свадьбу мужчине выдается кредит в сумме $240 тыс., в счет погашения которого из высокой зарплаты вычитается всего лишь по 20 динаров (около 4,3 тыс. рублей).

Разные государства, обладающие природными ресурсами, подходят к вопросу их освоения по-разному. Одни создают «копилки» для будущих поколений, другие сразу «раздают» какую-то часть населению.

А что же в России?

В России согласно Конституции все недра принадлежат государству народу. Я в своей жизни пока это не ощутил ни разу….

В 2018 году в был предложен законопроект «О дополнении Закона Российской Федерации “О недрах” статьей 1.3 (о распределении между гражданами Российской Федерации части доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых)» Посмотреть.

Что предлагалось?

Под действие документа попадают россияне, которые официально работали не менее девяти месяцев в данном финансовом году, либо состояли на учете в службе занятости и не получали в это время пособие по безработице. Кроме того, на часть доходов казны могут рассчитывать пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.

Авторы законопроекта подсчитали, что в 2018 году в случае одобрения документа один человек сможет получить около 10 тысяч рублей.

Документ не был поддержан Правительством.

В отрицательном заключении было указано на то, что часть упомянутых средств расходуется на обеспечение функций государства, в том числе на охрану прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

«Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами», — было отмечено в заключении правительства.

А что еще?

В интернете гуляют такие цифры (источника и расчетов не удалось найти):

Объём средств получаемых, от продажи нефти, газа и прочих недр земли и вывезенных за рубеж за 20 лет, составил около 10 трлн. $. Это порядка 70 000 $ на каждого гражданина России!

Помимо этого по 250000$ на человека приходится за многочисленные рудники, нефте -и газопромыслы и и другие природные богатства России.

Ресурсов у нас еще много. Может быть что-то и для граждан России останется?

Смотрите также:

Безусловный базовый доход: возможен ли в России?

Закупки Газпрома: чуть не упал со стула, когда увидел

Массовое сокращение чиновников в России ожидается с 2020 года

Ставьте лайк, если понравилась публикация, делитесь в соц. сетях.

Подписывайтесь на канал, будет еще много полезного и интересного!

Источник

Уголь, нефть, алмазы и другие материалы — все это сырье, необходимое для промышленности, науки, экономики и жизни обычных людей.

Все, кто занимается добычей полезных  ископаемых, платит государству за возможность пользования природными богатствами. Для этого в 2002 году был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Что такое НДПИ и кто его платит?

НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии. 

Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.

Что попадает под НДПИ?

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые: 

  • добытые из недр на территории РФ;
  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся: 

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Какие есть налоговые ставки?

Есть два вида налоговых ставок НДПИ:

  • Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.
  • Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.

Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ. 

Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;
  • попутного газа;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;
  • подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;
  • подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;
  • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.

Что относится к налоговой базе?

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:
  • нефти
  • природного газа
  • газового конденсата
  • угля
  • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. 

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

Стоимость добытого полезного ископаемого  = Количество х Стоимость единицы

2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

Или

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

3. Выручка рассчитывается следующим образом:

Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы: 

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
  • суммы страховых взносов. 

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;
  • расходы на ремонт основных средств;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Как рассчитать сумму налога?

Все просто: 

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Какие есть особенности?

Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.

  • Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.
  • Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
  • Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.
  • Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК РФ и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Что будет нового?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Читайте нас на astral.ru

Источник

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. Группа депутатов от КПРФ во главе с Сергеем Обуховым внесла в Госдуму законопроект, который дает россиянам право на получение части доходов федерального бюджета от добычи полезных ископаемых.

Как отмечается в пояснительной записке, право на получение своей доли имеет каждый гражданин России, который имеет трудовой стаж не менее девяти месяцев на финансовый год и не получал за это время пособие по безработице. Также на выплаты могут рассчитывать те, кто состоял на учете в службе занятости, но не получал пособие, и пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.

Предполагается, что за первый финансовый год распределяемая сумма будет равна 20% дохода от добычи природных ресурсов на территории страны, а каждый последующий год – на два процента больше, чем в предыдущий.

По мнению авторов, законопроект, во-первых, позволяет избежать усиления таких негативных социальных явлений, как тунеядство, а во-вторых, стимулирует граждан к оформлению трудовых отношений в соответствии с законодательством и способствует уменьшению теневого сектора экономики.

“Законопроект не только в полной мере учитывает ограниченные возможности федерального бюджета и проблемы российской экономики, но и содержит в себе инструменты для постепенного улучшения сложившейся ситуации”, — говорится в пояснительной записке.

Также отмечается, что размер гарантированных выплат не является фиксированным и зависит от ряда факторов: уровня доходов федерального бюджета от добычи полезных ископаемых, количества граждан, имеющих право на получение прибыли, и числа лет, прошедших с момента принятия закона.

Согласно прогнозам министерства финансов, уровень нефтегазовых доходов, составляющих подавляющее большинство доходов бюджета от добычи полезных ископаемых, в 2017 году составит 6821,8 миллиарда рублей (в 2018 году – 7279,4 миллиарда). В случае принятия законопроекта теоретический максимум дополнительных расходов из федерального бюджета в 2017 году составит 20% указанной суммы или 1364,36 миллиарда рублей (в 2018 году – 22% или 1601,47 миллиарда рублей), поясняют авторы документа.

“При этом, по данным Росстата, уровень занятого населения в 2015 году составил 72,323 миллиона человек. По оценкам Пенсионного фонда России, количество пенсионеров в 2017 году превысит 43 миллиона человек, а доля работающих пенсионеров составит около 10 миллионов человек”, — отмечается в сопроводительном документе.

Депутаты, ссылаясь на официальную статистику, также указывают, что в конце августа 2016 года в государственных учреждениях службы занятости населения на учете в качестве безработных состояло 913 837 человек, при этом пособие по безработице получают более 650 тысяч россиян. Исходя из этих цифр, авторы подсчитали, что в случае принятия законопроекта каждый гражданин, подходящий под критерии, может получить в 2017 году около 12,9 тысячи рублей.

“При этом средства граждан, не получивших по каким-либо причинам выплаты, не распределяются между остальными. Доля лиц, отказавшихся либо в течение года не воспользовавшихся правом на получение в соответствии с настоящей статьей денежных средств за предыдущий финансовый год, подлежит зачислению в доход федерального бюджета”, — говорится в пояснительной записке.

По мнению авторов проекта, для многих россиян первоначальные годовые выплаты будут иметь сходство с так называемой “тринадцатой зарплатой”, что, в частности, позволит избежать заметного роста инфляции.

“Порядок получения выплаты будет установлен правительством России. Предполагается, что для большинства граждан, имеющих право на получение части доходов от добычи полезных ископаемых, будет достаточно предоставить сведения о своем лицевом счете (либо вкладе) в Сберегательном банке Российской Федерации, куда будет переводиться необходимая доля денежных средств”, — пишут депутаты.

Источник

Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.

Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».

«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.

По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.

Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

  • Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
  • «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
  • Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
  • Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.

Первая попытка

Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.

Авторы

Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина

Источник