Закон о добыче полезных ископаемых в космосе

Закон о добыче полезных ископаемых в космосе thumbnail

Корпорация «Роскосмос» прокомментировала принятый Люксембургом закон по легализации промышленной добычи полезных ископаемых в космосе частными компаниями. Люксембург стал первым европейским государством (США приняли аналогичный закон в 2015 году), которое обеспечило правовую защиту деятельности частных компаний в этой сфере. Как сообщили RT в центре общественных коммуникаций «Роскосмоса», действия Люксембурга противоречат международному космическому законодательству и могут иметь негативные последствия, в связи с этим необходим многосторонний диалог по выработке нового правового режима освоения космоса. В Люксембурге RT заявили, что международных норм не нарушают.

«Роскосмос» прокомментировал принятый Люксембургом закон, который обеспечил правовой статус добычи полезных ископаемых в космосе частными компаниями. Европейское герцогство стало вторым в мире государством, которое законодательно одобрило промышленную добычу и продажу космических ресурсов, в частности, освоение астероидов. По предварительным оценкам, доходы от этой деятельности могут доходить до триллионов долларов, так как астероиды богаты платиной, вольфрамом, железом и никелем. Принятие закона, вступившего в силу 1 августа 2017 года, вызвало беспокойство экспертов и политиков.

Теперь предприятия, имеющие офис на территории государства, могут получить у правительства страны разрешение на использование космических ресурсов.

В центре общественных коммуникаций «Роскосмоса» RT сообщили, что закон Люксембурга противоречит нормам международного права в сфере освоения космоса.

«Как и закон, принятый в 2015 году в США, закон Люксембурга о добыче природных космических ресурсов частными компаниями, по мнению Российской Федерации, компрометирует один из фундаментальных принципов международного космического права — принцип национального неприсвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (под национальным присвоением понимается государственное или частное присвоение)», — считают в «Роскосмосе».

Согласно договору 1967 года, который подписали более 100 стран, космический объект или его часть не может стать частной собственностью.

«Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми другими средствами», — говорится во второй статье договора.

По мнению ряда экспертов, и США, и Люксембург при принятии законов о добыче полезных ископаемых в космосе воспользовались тем, что в Договоре о космическом пространстве 1967 года не оговаривается добыча полезных ископаемых в космосе.

Первое государство, которое предоставило своим частным компаниям право на добычу и освоение полезных ископаемых в космосе, — США. В ноябре 2015 года президент страны Барак Обама подписал Акт о космической конкурентоспособности, разрешающий коммерческое использование космических ресурсов. Тогда в Белом доме заявили, что новый закон не идёт вразрез с международным договором 1967 года. 

Диалог вместо монолога

В «Роскосмосе» считают, что мировому сообществу необходимо вести диалог в рамках международных организаций, например в ООН, поскольку односторонние инициативы могут привести к негативным последствиям.

«Если руководствоваться основными принципами международного сотрудничества — взаимоуважение, взаимная выгода, бесконфликтность, поиск компромиссов и верховенство права, то очевидно, что одностороннее решение вопроса отдельными государствами может привести к крайне негативной ситуации. Чтобы учесть интересы не только космических держав, а всех государств, надо вести диалог в рамках компетентных международных форумов, таких как Комитет ООН по космосу и его подкомитеты, а также Шестой комитет ГА ООН», — заявили в агентстве.

  • © NASA/Reuters

В «Роскосмосе» также отметили, что Россия готова к диалогу по вопросу выработки совместного правового режима в сфере освоения космоса.

«Руководствуясь принципами и нормами международного права, государства должны совместно выработать приемлемый правовой режим в отношении исследования разработки и использования природных космических ресурсов. Поэтому Российская Федерация последовательно настаивает на принятии практических усилий по данному вопросу и готова к диалогу как в двустороннем, так и многостороннем формате», — заключили в пресс-службе корпорации.

Космический передел

По данным портала RFI, пять иностранных космических компаний, в том числе из США и Японии, уже заключили официальные соглашения с правительством Люксембурга. По сообщениям правительства, на которые ссылается издание, примерно 60 предприятий заявили о своём намерении начать работу по добыче космических ресурсов и открыть представительства на территории европейского государства.

Также по теме


«Космический троллинг»: кто до сих пор верит в теорию о плоской Земле

Несмотря на то что люди уже более полувека летают в космос, а спутники фотографируют Землю со всех сторон, находятся те, кто…

Как уточняет ТАСС, заявки на участие поступили от Ispace (Япония), Blue Horizon (Люксембург и Германия), Deep Space Industries и Planetary Resources (США). 

Кроме того, в июне 2016 года стало известно, что правительство Люксембурга намерено выделить €200 млн на промышленное освоение астероидов. Об этом сообщил вице-премьер и министр экономики Люксембурга Этьен Шнейдер.

«Вокруг Земли вращается более 14 тыс. космических тел, доступных для добычи полезных ископаемых. <…> Около 10% этих тел обладают значительной ценностью и содержат материалы, которые потребуются нам в будущем. Но самое важное сейчас для нас — лёд, который находится на Луне и на астероидах. Из него можно добывать водород и заправлять этим топливом спутники», — заявил вице-премьер Шнейдер изданию France Info.

Цена вопроса

По оценкам компаний Deep Space Industries и Planetary Resources, которые уже стали коммерческими партнёрами Люксембурга, стоимость добытых полезных ископаемых может составлять триллионы долларов.

Например, стоимость ресурсов пролетавшего мимо Земли в 2015 году астероида UW-15 оценили в сумму от $300 млрд до $5,4 трлн. По мнению американских учёных, объект содержал массу полезных ископаемых — в частности, платины в его ядре было порядка 100 млн тонн.

В конце мая американское космическое агентство NASA заявило, что в 2022 году они намерены добраться до астероида 16 Psyche. Примечательно, что это космическое тело содержит ценных металлов на $10 тыс. квадриллионов. Для сравнения: стоимость мировой экономики составляет всего лишь $78 трлн.

По подсчётам специалистов NASA, если разделить полезные ископаемые в поясе астероидов среди всех жителей Земли, каждому достанется около $100 млрд.

Издание RFI, в свою очередь, отмечает, что на мировом рынке стоимость среднего богатого платиной астероида составляет около $3 трлн, а небесного тела с замороженной водой — около $5 трлн.

Нейтралитет или бездействие?

Депутат от «Франции непокорённой» Бастьен Лашо обратил внимание на спорную инициативу Люксембурга. В своём обращении к главе МВД Жерару Коломбу и министру по делам перехода к экологическому и солидарному развитию Николя Юло от 12 сентября 2017 года французский парламентарий призвал Париж разъяснить свою позицию по добыче космических ресурсов частными компаниями. Депутат требует ответа на вопрос, что будет сделано для того, чтобы космос оставался достоянием всего человечества.

По мнению Бастьена Лашо, возможная приватизация космоса представляет серьёзную угрозу. Политик считает, что инициатива Люксембурга, равно как и Акт о космической конкурентоспособности, противоречат Договору о космическом пространстве 1967 года.

Лашо подчёркивает, что космос не может кому-либо принадлежать.

«Инициатива Люксембурга напрямую угрожает действующему законодательству. Молчание Европейского союза по этому вопросу также вызывает беспокойство о будущем. <…> Компании уже собираются поставлять лунную породу в целях продажи коллекционерам. Через несколько лет они планируют добывать астероиды, которые содержат металлы, редкие породы и другие материалы для промышленного использования», — говорится в обращении на сайте Национальной ассамблеи Франции.

Всё по закону

Между тем в самом герцогстве утверждают, что международные нормы не нарушали. Как заявили RT в Министерстве экономики Люксембурга, принятию закона предшествовало исследование «ряда экспертов в области космического права, которые провели нормативно-правовой анализ под руководством Университета Люксембурга».

  • Вид на Землю с Луны
  • © REUTERS/NASA

Учёные пришли к выводу, что «принятие национального закона в Люксембурге не будет противоречить нормам международного права, в частности — положениям Договора о космическом пространстве».

«Таким образом, данная статья (статья 2 Договора о космическом пространстве. — RT) определяет правовой статус самих небесных тел, закрепляя, в частности, положение о том, что они не подлежат национальному присвоению. Однако правовой статус космических ресурсов в Договоре явным образом не обозначен. Соответственно, принятый в Люксембурге закон о разведке и использовании космических ресурсов устраняет этот пробел и вносит в этом отношении ясность на национальном уровне. Он знаменует собой первый шаг на пути к созданию правового поля для деятельности по освоению космических ресурсов», — заявили в Люксембурге.

Как пояснили в герцогстве, «Люксембург желает содействовать мирному освоению и рациональному использованию космических ресурсов на благо всего человечества».

При этом в министерстве экономики отметили, что государство «приветствует дискуссии на тему освоения и использования космических ресурсов на любых профильных международных площадках, в первую очередь в юридическом подкомитете Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях».

«Будучи активным участником Гаагской рабочей группы по управлению космическими ресурсами, Люксембург считает своей задачей содействовать обсуждению этой темы на различных уровнях — как в двустороннем, так и в многостороннем формате, — заявили в ведомстве. — Основная задача заключается в выработке совместно с другими странами будущей международно-правовой базы в области использования космических ресурсов».

RT не удалось получить оперативного комментария в компаниях Ispace, Deep Space Industries и Planetary resources.

Источник

Внеземное право: частные компании и добыча ресурсов в космосе

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Космос можно не только изучать, но и использовать. Шестого апреля президент США подписал указ, который должен стимулировать международное сообщество добывать ресурсы за пределами Земли, в том числе на Луне.

Международное право и внеземные ресурсы

Государства исследуют космос на основании ряда международных договоров. Для ведения коммерческой деятельности самые важные из них Договор по космосу (110 стран-участниц), Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (76 участников) и Соглашение о спасании космонавтов (98 участников).  Среди подписантов этих документов числятся все крупнейшие страны, включая Россию. 

Эти соглашения устанавливают базовые принципы, на которых основывается взаимоотношения государств и их частных компаний-резидентов в космической деятельности. Там же прописаны и основы ведения деловой активности за пределами Земли — в том числе и вопросы ресурсодобычи.

В этом сюжете

  • Трамп подписал указ о праве США осваивать ресурсы на Луне

    7 апреля, 10:48

Так, ст. I Договора по космосу предусматривает, что исследовать и использовать космос следует проводиться на благо и в интересах всех стран, а ст. II этого же соглашения запрещает государствам присваивать космическое пространство и небесные тела, включая луну.

Доктор юриспруденции и специалист по международному космическому праву Рики Ли говорит, что толковать эти положения можно по-разному. С одной стороны, ст. I и ст. IX обязывают одну страну не вмешиваться в права других государств, не наносить им ущерба. Это позволит добывать ресурсы в космосе, не мешая другим странам.

Противники этого подхода считают, что такую деятельность будут воспринимать как действия в интересах какого-то конкретного государства, а не «в пользу и в интересах всех стран». По такому толкованию, при добыче минеральных ресурсов, первая статья Договора по космосу должна обязывать государство предоставлять сырые или переработанные руды другим странам на недискриминационной основе и по рыночной стоимости. 

Но даже в этом случае, трудностей не избежать, уверен Ли. Чтобы добывать минеральные ресурсы всё равно придётся утвердить исключительные права частной собственности на часть поверхности и недр небесного тела. И даже, если это будет такая деятельность, которая не потребует этих исключительных прав, финансистам и инвесторам всё равно надо быть уверенными, что их инвестиции защищены: они не захотят вкладываться юридически-шаткое предприятие. По мнению учёного, наиболее эффективное средство защиты своих инвестиций в такой ситуации — возможность запретить конкурентам доступ к одной и той же области небесного тела для добычи полезных ископаемых.

Есть и вещи, которые отличают добычу минералов в космосе и на земле: небесное тело может истощаться из-за того, что из него извлекают материалы. Поэтому, такая деятельность может быть незаконной с точки зрения международного космического права: уничтожение можно считать окончательной формой присвоения, а это противоречит статье II Договора по космосу. Если из-за этого другие государства не смогут вести на таком небесном теле коммерческую деятельность, это может стать нарушением и других статей договора.

Чтобы устранить правовую неопределённость, Ли предлагает следующие варианты:

  • Определить минимальную массу для объекта, который будет считаться «небесным телом»;
  • Определить максимально допустимую массу ресурсов, которые из такого тела извлекают: она может быть выражена в процентах от его общей массы;
  • Установить требование обрабатывать часть добытых ресурсов на месте, чтобы основная их доля оставалась внутри небесного тела;
  • Запретить добывать полезные ископаемые на тех небесных телах, чья масса ниже минимально-установленной.

Другой исследователь, Фабио Тронкетти, считает, что Договор по космосу содержит лишь принципы общего характера, чтобы обеспечить правовую базу для ведения коммерческой деятельности в космосе в дальнейшем. Но частные операторы часто выступают против трансформации этих принципов в какие-то конкретные законодательные акты: иначе это может привести к резкому удорожанию коммерческой деятельности в космосе, а в худшем — похоронить все перспективы вести бизнес за пределами Земли.

Практика Роскосмос и РАН предложили готовить юристов по космическому праву

Сам же учёный-юрист полагает, что в таком подходе остаётся ряд невыясненных вопросов: кто имеет право добывать ресурсы на конкретном участке Луны, какова продолжительность эксплуатации этого участка, кто имеет право на добытые ресурсы? Соглашаясь со своим коллегой, Тронкетти уверен: неурегулированность всех этих вопросов приведёт не только к конфликту интересов, но и будет иметь финансовые издержки, т.к. потенциальному инвестору тяжело будет найти менее надёжный объект для своих вложений.

Есть и те, кто считает, что ещё слишком рано говорить о разработке каких бы то ни было правовых основ для добычи ресурсов в космосе, т.к. технологическая база для ведения такой деятельности пока недостаточно прочная и поспешные решения сейчас могут привести к коллизии в будущем. Но их противники полагают, что как раз из-за отсутствия нормативно-правовой базы, технологическое развитие тормозится, и никто не хочет вкладывать средства в проекты по добыче ресурсов на Луне и других небесных телах.

Кроме того, государства уже успели осуществить ряд совместных проектов, крупнейшие из которых — «Морской старт» и МКС. Подрядчиками в таких случаях часто выступают транснациональные корпорации со сложной структурой собственности и финансирования. Как отмечает Ли, способность международно-правовой базы регулировать ответственность и юрисдикцию в отношении частных компаний в космосе всё проблематичнее и проблематичнее. Тем не менее, на национальном уровне правительства давно пытаются адаптировать правовую базу под реалии рынка.

Право на запуск

В этом сюжете

  • Обама подписал закон о добыче полезных ископаемых в космосе

    2 декабря, 22:55

В 1984 году в США был принят «Закон о космических запусках в коммерческих целях» («Commercial Space Launch Act»), с которого законодатели начали прокладывать дорогу в космос частным компаниям. Закон поощряет развитие космонавтики в частном секторе рынка. Он предусматривал выдачу лицензий на ведение космической деятельности. В то же время, акт ограничивал право физических и юридических лиц запускать ракеты на территории других государств, если только эти государства не заключили соответствующий международный договор с США. В том же году, другим законом частным компаниям разрешили осуществлять наземное дистанционное зондирование на основе выдаваемой государством лицензии. 

В 2015 году американские власти приняли «Закон об исследовании и использовании космических ресурсов». Он впервые допускал наличие прав собственности американских граждан на ресурсы, которые были добыты в космосе, в том числе на астероидах. Специалист по международному и космическому праву доцент кафедры Международного права МГИМО Мариам Юзбашян считает, что принятие этого закона стало первым этапом на пути складывающейся системы национально-правового регулирования в США космической природоресурсной деятельности. Принятый в апреле этого года указ стал очередным шагом на пути построения этой системы. «Необходимо понимать, что и на внутригосударственном уровне система пока является неполной, в частности, отсутствуют и лишь планируются к разработке соответствующие нормы о лицензировании данного вида космической деятельности», сказала исследователь в комментарии Право.ру.

В России, запуски ракет в космос регулируются законом «О космической деятельности», принятом в 1993 году. Это был первый закон РФ, который давал частным компаниям возможность осваивать космическое пространство. Для ведения такой деятельности, ст. 9 Закона обязывает получить лицензию, которая оформляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, любая космическая техника, согласно ст. 10, обязана пройти сертификацию или декларирование. Сюда относятся не только ракеты и объекты, которые непосредственно полетят в космос, но и оборудование, используемое при их создании. Некоторые требования к проведению запусков вырастают из международного права.

Так, на международном уровне вопрос запуска космических объектов регулирует Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1972 года. Она предусматривает, что государство, с чьей территории происходит запуск, обязано внести информацию о нём в специальный национальный регистр, а затем к краткие сроки сообщить об этом Генеральному секретарю ООН. Генсек, в свою очередь, тоже ведёт реестр, в котором учитываются все запущенные аппараты.

В России порядок регистрации космического объекта определяется на основе регламента ведения Регистра космических объектов, запускаемых РФ в космическое пространство. Ст. 3.5 этого документа предусматривает, что тот, кто производит запуск, должен в течение пяти дней после его отправки в космос подать заявку на регистрацию. В ней надо указать название объекта, дату и место запуска, назначение, параметры орбиты и гражданство. После этого, в течение семи дней после получения заявки, Роскосмос проверяет полноту полученной информации и, если всё в порядке, оформляет проект регистрационных данных, присваивая объекту регистрационный номер.

Регистрация нужна для того, чтобы можно было установить «виновника» аварии, если таковая произойдёт. При этом, если государство-участник, которое осуществляет юрисдикцию над получившим ущерб космическим объектом, не смогло определить «обидчика», другие страны, особенно те, у которых есть необходимые технические возможности, должны помочь расследовать этот случай. Для этого, государство «потерпевшего» направляет через Генсека ООН просьбу о помощи, и дальше две страны договариваются об условиях её оказания.

Впрочем, для того, чтобы урегулировать последствия аварий, есть и другие средства правовой защиты.

Страхование в космосе

Поскольку полёты в космос — процесс уязвимый от начала до конца, компании, которые запускают свои объекты в космос, стараются прибегать к услугам страхования.

Страхование, связанное с космической деятельностью, во всём мире практикуют ещё с 1965 года, когда крупнейшая американская компания аэрокосмическая компания Hughes Aircraft Company заключила с фирмой Lloyd’s of London договор страхования предзапуска спутника Intelsat I.

Предприятие, которое производит запуск, как правило страхует не только сам объект, но и риски, связанные с ним, почти каждый этап запуска в космос ракеты очень дорогостоящий. Иногда, авария на одном из этапов может приобрести такие масштабы, что для её устранения компании проще и дешевле будет начать новый космический проект, чем устранять последствия повреждений.

Отчасти поэтому в США в сумму страхования включают стоимость космического устройства, средства его выведения и издержки по организации запуска. Страховыми объектами в этой ситуации становятся каждый перерыв и внеплановая остановка, которая случается в ходе реализации космической программы. Под программу страхования подпадают в том числе объекты и оборудование стартового комплекса.

Must-read Спутники и астероиды: чем занимаются космические юристы

В России страховать космические риски начинают с выбора координатора пула страховщиков, а также международного брокера, который консультирует отечественных страхователей и проводит предстраховую экспертизу всего проекта. Затем разрабатывается программа страхования рисков космического проекта.

После этого, головная российская страховая фирма организует пул страхователей из числа других компаний. На следующем этапе проходит подготовка и заключение договоров, в котором в качестве сторон участвуют все компании образованного пула, а также брокер и международные страхователи. При оценке рисков запуска, компании обращают внимание, прежде всего, на надёжность самого космического устройства и этапов, предшествующих запуску объекта.

__________________________________________________________________________________

При подготовке статьи использованы материалы:

Ricky J. Lee, Law and Regulation of Commercial Mining of Minerals in Outer Space

Fabio Tronchetti, The Exploitation of Natural Resources of the Moon and Other Celestial Bodies (Studies in Space Law)

Двирный В.В., Двирный Г.В., Голованова В.В., Елфимова М.В., Петяева Н.Н. Страхование космических проектов на основе вероятностного анализа рисков

  • Бизнес
  • Новости

Источник