Заключение комиссии о сроке полезного использования основного средства

Заключение комиссии о сроке полезного использования основного средства thumbnail

О назначении постоянно действующей Комиссии по поступлению и выбытию активов, определению срока полезного использования и рыночной стоимости основных средств, нематериальных и непроизводственных активов

В целях контроля за сохранностью материальных ценностей, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению”

приказываю:

1. Создать постоянно действующую Комиссию по поступлению и выбытию активов, определению срока полезного использования и рыночной стоимости основных средств, нематериальных и непроизводственных активов (далее – Комиссия).

2. Утвердить состав Комиссии (приложение 1*).

________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. – Примечание изготовителя базы данных.

3. Утвердить Положение о Комиссии (приложение 2).

4. Признать утратившим силу приказ Департамента от 25.09.2012 N 13 “О назначении постоянно действующей Комиссии по поступлению и выбытию активов, определению срока полезного использования и рыночной стоимости основных средств, нематериальных и непроизводственных активов”.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента – руководителя контрактной службы С.А.Пригарина.

Руководитель Департамента

В.Ф.Жидкин

Приложение 2. Положение о постоянно действующей Комиссии по поступлению и выбытию активов, определению срока полезного использования и рыночной стоимости основных средств, нематериальных и непроизводственных активов

Приложение 2

к приказу Департамента

развития новых территорий

города Москвы

от 30 июня 2015 года N 141

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о постоянно действующей Комиссии по поступлению и выбытию активов, определению срока полезного использования и рыночной стоимости средств, нематериальных и непроизводственных активов разработано в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению” (далее – Инструкция N 157н), от 6 декабря 2010 г. N 162н “Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению” (далее – Инструкция N 162н), Методическими указаниями по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49, и в целях контроля за движением финансовых и нефинансовых активов в Департаменте развития новых территорий города Москвы (далее – Департамент).

1.2. Состав постоянно действующей Комиссии по поступлению и выбытию активов, определению срока полезного использования и рыночной стоимости средств, нематериальных и непроизводственных активов (далее – Комиссия) утверждается приказом Департамента.

1.3. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам Комиссии.

1.4. Комиссия проводит заседания по мере необходимости.

1.5. Срок рассмотрения Комиссией представленных ей документов не должен превышать четырнадцати дней.

1.6. Решения Комиссии считаются правомочными, если на ее заседании присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

1.7. Комиссия принимает решения по вопросам поступления и выбытия активов, определения срока полезного использования средств, нематериальных и непроизводственных активов.

1.8. При отсутствии в составе Комиссии работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях Комиссии могут приглашаться эксперты.

1.9. Решение Комиссии оформляется протоколом. Протокол подписывают председатель и члены Комиссии, присутствовавшие на заседании. Также Комиссия оформляет соответствующие акты о поступлении и выбытии активов.

1.10. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Комиссии возлагается на Управление подготовки и реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы и финансово-экономической деятельности.

II. Основные задачи и полномочия Комиссии

2.1. Основными задачами Комиссии являются:

– оформление поступления основных средств, нематериальных и непроизводственных активов;

– оформление списания пришедших в негодность основных средств, малоценных предметов, нематериальных и непроизводственных активов;

– контроль за обоснованностью списания имущества;

– оформление первичной документации по приему и передаче капитальных вложений по объектам, финансирование которых осуществляется в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы;

– контроль за списанием капитальных вложений по объектам, финансирование которых осуществляется в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы.

2.2. Для выполнения поставленных задач Комиссия принимает следующие решения:

– подтверждение решения о принятии к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизводственных активов, а также об их выбытии (списании);

– определение срока полезного использования объектов и принятие решения о пересмотре сроков полезного использования объектов в случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования данных объектов, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации;

– в целях расчета сумм амортизации нематериальных активов ежегодное определение продолжительности периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив, и в случаях его существенного изменения уточнение срока его полезного использования;

– присвоение инвентарных номеров объектам учета;

– определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к учету объекта нефинансового актива;

– формирование первичных учетных документов по поступлению и выбытию активов;

– рассмотрение документов, дающих право на списание пришедших в негодность основных средств, нематериальных и непроизводственных активов.

2.3. При поступлении объекта основных средств и принятии к учету материально ответственное лицо в присутствии уполномоченного члена Комиссии наносит на данный объект присвоенный инвентарный номер краской, штрихкодированием или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

III. Порядок принятия решений Комиссией

3.1. Решение Комиссии об отнесении объекта имущества к основным средствам, нематериальным активам, материальным запасам осуществляется на основании Инструкции N 157н.

3.2. Решение Комиссии о сроке их полезного использования, об отнесении к соответствующей группе аналитического учета и определении кода ОКОФ принимается на основании:

– постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы”;

– иной информации, содержащейся в законодательстве РФ;

– рекомендаций, содержащихся в документах производителя, при отсутствии информации в нормативных правовых актах на основании решения Комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом ожидаемой производительности или мощности, ожидаемого физического износа, зависящих от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, гарантийного и договорного срока использования и других ограничений использования, данных предыдущих балансодержателей (пользователей) основных средств и нематериальных активов о сроке их фактической эксплуатации и степени износа – при поступлении объектов, бывших в эксплуатации (указанных в актах приема-передачи).

3.3. Решение Комиссии о первоначальной (фактической) стоимости поступающих основных средств и нематериальных активов принимается на основании следующих документов:

– сопроводительной и технической документации (государственных контрактов, договоров, накладных поставщика, счетов-фактур, актов о приемке выполненных работ (услуг), паспортов, гарантийных талонов и т.п.), которая представляется материально ответственным лицом в копиях либо по требованию Комиссии в подлинниках;

– документов, представленных предыдущим балансодержателем (по безвозмездно полученным основным средствам и нематериальным активам);

– отчетов об оценке независимых оценщиков (по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым в соответствии с Инструкцией 157н, по рыночной стоимости на дату принятия к учету);

– данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей; сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертных заключениях (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в Комиссии).

3.4. Решение Комиссии о принятии к учету основных средств и нематериальных активов при их приобретении (изготовлении), по которым сформирована первоначальная (фактическая) стоимость, принимается на основании оформленных первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам.

3.5. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, нематериальных активов, материальных запасов принимается после выполнения следующих мероприятий:

– непосредственный осмотр основных средств (при их наличии), определение их технического состояния и возможности дальнейшего применения по назначению с использованием необходимой технической документации (технический паспорт, проект, чертежи, технические условия, инструкции по эксплуатации и т.п.), данных бухгалтерского учета и установление непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию либо нецелесообразности дальнейшего восстановления и (или) использования;

– рассмотрение документов, подтверждающих преждевременное выбытие имущества из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли обладателя права на оперативное управление;

– установление конкретных причин списания (выбытия) (износ физический, моральный, авария, нарушение условий эксплуатации, ликвидация при реконструкции, другие причины);

– выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие, и вынесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

– поручение ответственным исполнителям организации подготовки технического заключения экспертом о техническом состоянии основных средств, подлежащих списанию, или составление дефектной ведомости на оборудование, находящееся в эксплуатации, а также на производственный и хозяйственный инвентарь и контроль за исполнением данного поручения.

3.6. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, нематериальных активов принимается с учетом:

– наличия технического заключения эксперта о состоянии основных средств, подлежащих списанию, или дефектной ведомости на оборудование, находящееся в эксплуатации, а также на производственный и хозяйственный инвентарь – при списании основных средств, непригодных к использованию по назначению, за исключением вычислительной техники;

– наличия акта об аварии или заверенной его копии, а также пояснений причастных лиц о причинах, вызвавших аварию, – при списании основных средств, выбывших вследствие аварий;

– наличия иных документов, подтверждающих факт преждевременного выбытия имущества из владения, пользования и распоряжения.

Возврат подарка, стоимость которого не превышает трех тысяч рублей, производится в течение пяти рабочих дней со дня его оценки Комиссией по акту возврата.

3.7. Решение Комиссии о порядке оформления передачи объектов капитальных вложений, финансирование которых осуществляется в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы, в собственность города Москвы принимается на основании:

– постановления Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. N 660 “О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы”;

– распоряжения Департамента имущества города Москвы от 2 декабря 2009 г. N 3656-р “Об утверждении Временного регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы (государственных заказчиков – получателей средств бюджета города Москвы и Департамента имущества города Москвы) при оформлении приемки-передачи объектов недвижимости и движимого имущества в собственность города Москвы и дальнейшей их передачи эксплуатирующим организациям (государственным бюджетным учреждениям города Москвы) социальной сферы”.

3.8. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, нематериальных активов, материальных запасов оформляется по унифицированным формам первичной учетной документации.

3.9. Оформленные в установленном порядке документы Комиссия в трехдневный срок передает в Управление подготовки и реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы и финансово-экономической деятельности.

Электронный текст документа

подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

рассылка

Источник

Срок полезного использования — это период, в течение которого объект основных средств и (или) объект нематериальных активов будет применяться в деятельности предприятия с целью извлечения финансовой выгоды.

Для каких целей используется срок полезного использования

Правильно установленный срок полезного использования позволяет точно рассчитать амортизацию и перенести вложенные в покупку основных средств и нематериальных активов средства в расходы, правильно сформировать налоговые базы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в отношении основных средств.

Срок полезного использования нематериальных активов

Срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния нема­те­ри­аль­ных ак­ти­вов — вы­ра­жен­ный в ме­ся­цах (годах) пе­ри­од вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го ор­га­ни­за­ция пла­ни­ру­ет ис­поль­зо­вать нема­те­ри­аль­ный актив для по­лу­че­ния эко­но­ми­че­ских выгод.

Срок полезного использования нематериальных активов в налоговом учете

В налоговом учете срок полезного использования нематериальных активов устанавливается для амортизируемых НМА в момент ввода объектов в эксплуатацию.

При этом учитываются срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также условия конкретных договоров.

По отдельным видам НМА срок полезного использования организация вправе установить произвольно, но не менее 2 лет. К таким активам, в частности, относятся:

  • исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных;

  • исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

  • исключительное право на использование топологии интегральных микросхем;

  • исключительное право на селекционные достижения;

  • владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом.

В отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете по нема­те­ри­аль­ным ак­ти­вам с неопределенным сроком полезного использования такой срок устанавливается равным 10 годам.

Срок полезного использования нематериальных активов в бухгалтерском учете

Нема­те­ри­аль­ные ак­ти­вы с опре­де­лен­ным сро­ком по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния амор­ти­зи­ру­ют­ся в бухгалтерском учете.

Срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния нема­те­ри­аль­ных ак­ти­вов опре­де­ля­ет­ся в мо­мент при­ня­тия ак­ти­ва к бух­гал­тер­ско­му учету.

Срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния нема­те­ри­аль­ных ак­ти­вов устанавливается с учетом:

  • срока дей­ствия прав на ре­зуль­тат ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти или сред­ство ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции и пе­ри­ода кон­тро­ля над ак­ти­вом;

  • ожи­да­е­мого срока ис­поль­зо­ва­ния ак­ти­ва, в те­че­ние ко­то­ро­го пла­ни­ру­ет­ся по­лу­че­ние эко­но­ми­че­ских выгод от него. 

Как определить срок полезного использования основного средства в налоговом учете

Срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния кон­крет­но­го ос­нов­но­го сред­ства ор­га­ни­за­ция определя­ет са­мо­сто­я­тель­но с уче­том по­ло­же­ний НК РФ и Клас­си­фи­ка­то­ра, утвер­жден­но­го Пра­ви­тель­ством РФ на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества. Также можно воспользоваться удобным сервисом для поиска амортизационных групп.

Амортизационные группы основных средств в налоговом учете

Налоговый Кодекс РФ распределяет все основные средства по 10 амортизационным группам.

Для каждой группы задан временной промежуток, в пределах которого можно выбрать срок полезного использования.

При этом крайнее нижнее значение диапазона не включается в срок, а крайнее верхнее включается.

Например, если для 2 амортизационной группы установлен диапазон СПИ 2 – 3 года, то это означает, что можно выбрать время службы от 25 до 36 месяцев включительно.

Основная задача — определить, к какой амортизационной группе относится объект основных средств, а затем установить срок полезного использования, исходя из сроков, установленных для этой группы.

Амортизируемое имущество объединяется в следующие десять амортизационных групп:

  1. В первой амортизационной группе собраны активы, которыми предприятия пользуются не более 2 лет. То есть, все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.

  2. Во вторую амортизационную группу входят объекты с планируемым сроком эксплуатации в диапазоне 2-3 лет (свыше 2 лет до 3 лет включительно).

  3. Третья амортизационная группа объединяет активы, используемые в течение 3-5 лет (свыше 3 лет до 5 лет включительно).

  4. Четвертая амортизационная группа предусматривает ограничение по срокам в пределах 5-7 лет (свыше 5 лет до 7 лет включительно).

  5. Для пятой амортизационной группы характерно установление сроков на уровне 7-10 лет (свыше 7 лет до 10 лет включительно).

  6. В шестой амортизационной группе перечислены активы с периодом эксплуатации 10-15 лет (свыше 10 лет до 15 лет включительно).

  7. Седьмая амортизационная группа представлена объектами, которые способны приносить материальные выгоды своим владельцам на протяжении 15-20 лет (свыше 15 лет до 20 лет включительно).

  8. В восьмой амортизационной группе собраны активы со сроком применения 20-25 лет (свыше 20 лет до 25 лет включительно).

  9. Девятая группа объединяет основные средства, которые продолжают эксплуатироваться в течение 25-30 лет (свыше 25 лет до 30 лет включительно).

  10. Объекты с более длительными периодами использования собраны в 10 группе (свыше 30 лет).

Срок полезного использования при приобретении основного средства, бывшего в употреблении

Если ор­га­ни­за­ция при­ме­ня­ет ли­ней­ный метод на­чис­ле­ния амор­ти­за­ции, то, приобретая ос­нов­ное сред­ство, бывшее в употреблении, она может уста­но­вить ему срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния, как срок полезного использования по клас­си­фи­ка­то­ру, умень­шен­ный на ко­ли­че­ство лет/ме­ся­цев экс­плу­а­та­ции дан­но­го ос­нов­ного сред­ства бывшим соб­ствен­ни­ком этого ОС.

Также можно взять срок полезного использования, уста­нов­лен­ный преды­ду­щим соб­ствен­ни­ком, и умень­шить на ко­ли­че­ство лет/ме­ся­цев экс­плу­а­та­ции ОС этим соб­ствен­ни­ком.

Если же по­лу­чен­ный таким об­ра­зом срок полезного использования будет иметь нуле­вое или от­ри­ца­тель­ное зна­че­ние, то ор­га­ни­за­ция впра­ве сама уста­но­вить срок полезно­го ис­поль­зо­ва­ния ОС с уче­том тре­бо­ва­ний тех­ни­ки без­опас­но­сти и дру­гих фак­то­ров.

Изменение срока полезного использования основного средства

Ор­га­ни­за­ция может уве­ли­чить срок полезного использования объекта ос­нов­но­го сред­ства, если после его мо­дер­ни­за­ции/ре­кон­струк­ции/тех­ни­че­ско­го пе­ре­во­ору­же­ния срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния уве­ли­чил­ся.

При этом новый срок дол­жен быть уста­нов­лен в пре­де­лах сро­ков, уста­нов­лен­ных для той амор­ти­за­ци­он­ной груп­пы, в ко­то­рую это ос­нов­ное сред­ство было вклю­че­но из­на­чаль­но.

То есть, к примеру, после мо­дер­ни­за­ции ос­нов­ное сред­ство не может быть включено в другую амор­ти­за­ци­он­ную груп­пу.

Если классификатор не содержит основного средства

Если ос­нов­ное сред­ство не указано в клас­си­фи­ка­то­ре амор­ти­за­ци­он­ных групп, то можно уста­но­ви­ть срок полезного использования этого объекта основных средств, опираясь на срок экс­плу­а­та­ции, который приведен­ в тех­ни­че­ской до­ку­мен­та­ции или в ре­ко­мен­да­ци­ях про­из­во­ди­те­ля.

Срок полезного использования основного средства в бухгалтерском учете

В бухгалтерском у­че­те срок полезного использования уста­нав­ли­ва­ет­ся ис­хо­дя из ожи­да­е­мых сро­ков ис­поль­зо­ва­ния и из­но­са.

То есть, при уста­нов­ле­нии срока по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния объекта основных средств организация не обязана ори­ен­ти­ро­вать­ся на клас­си­фи­ка­тор.

В результате срок по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния ос­нов­но­го сред­ства для целей налогового учета может не сов­па­дать со сро­ком по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния, опре­де­лен­ным для целей бух­гал­тер­ско­го учета.

Источник