Заглянем в кладовые земли полезные ископаемые

Заглянем в кладовые земли полезные ископаемые thumbnail

ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.

Учитель Цурупа Н.И.

Предметные результаты:

  • иметь представление о камнях, как части неживой природы;
  • познакомиться с горными породами и минералами;
  • различать  и узнавать горные породы и минералы;
  • научиться различать составные части гранита;
  • узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные результаты:

  • определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
  • рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
  • соотносить  изделия  и природные камни, из которых они изготовлены;
  • высказывать своё отношения к изделиям из камня;
  • предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.

Личностные результаты:

  • осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия  образцов камней;
  • обсудить поучительную историю одной коллекции камней.

Предварительная работа.

Учитель  готовит коллекцию минералов и горных пород ; дети заранее готовят пересказ рассказа «Моя коллекция»

Оборудование:

мультимеа, интерактивная доска,  презентация «Кладовые Земли», атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе; модели созвездий.

Ход  урока.

I.Орг. момент

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

        – Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?

           Выставка фрагментов из пластилина «Звёздное небо» (на доске)

Ночью звёзды загораются

И в созвездья собираются.

– Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?

– Сколько зодиакальных созвездий существует?

– Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился?

(выслушиваются рассказы детей)

III. Мотивация учебной деятельности.

        – А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. (слайд №1)

        – Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.

(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней)

IV. Работа по теме.

  1. Начальные представления о горных породах.

– Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.

– С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими: (слайд №2)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (МЕЛ)

                                      Он очень нужен детворе,

                                                 Он на дорожках во дворе,

                                                 Он и на стройке, и на пляже,

                                                 Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

                                                 Он очень прочен и упруг,

                                                 Строителям – надёжный друг.

                                                 Дома, ступени, постаменты

                                                 Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

– Дайте общее название всем этим предметам.

(Полезные ископаемые) Читаем хором.

– Что такое полезные ископаемые?  Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте, который лежит у вас на столах.

(слайд №3)

– А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?     (Известняк, гранит, кремень) (слайд №4)

– Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.

2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.

– Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.

–  Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал  называется графит.

– Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.

– Есть среди минералов и редкие вещества:  серебро, золото, алмазы.

– Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.

– Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.

– Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 – 17.  Какие вы здесь увидели минералы?

– Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.

Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.

– Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.

– Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

3. Практическая работа. (слайд №5)

– Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

– Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

– Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

– Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

  (слайд №6)

– Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

– Давайте откроем рабочие тетради на с. 32  и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

– Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

– Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

– Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

Читайте также:  Полезно ли льняное масло для еды

4. Чем отличаются горные породы от минералов?  (слайд №7)

5. Где используют богатство земных кладовых?  (слайд 8)

6. История о коллекции камней.

– Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовили мои помощники Вова и Юра.

Обсуждение:

 – Кем стал автор этого рассказа?

– Что помогло ему определиться с выбором профессии?

– Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Почему так думаете?

– А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи. В С-Петербурге горный институт)

V. Домашнее задание.

–  Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома после чтения текста учебника и статьи «Горные породы», что лежат у вас на столах.

ГОРНЫЕ   ПОРОДЫ

        Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

        Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

        Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

        Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

        Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

        В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, – это и есть известняк.

        Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

        В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

        Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

        Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

        Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

        Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

        До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

Геологи изучают  горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

– Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

– У кого дома есть такая книга?

– А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

– Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

– И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

– Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

– Что нового и интересного узнали?

– А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

– Из чего состоит гранит?

– Чем отличаются горные породы от минералов?

– Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

– Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?

Источник

Конспект урока

Используемый учебно-методический комплект: «Школа России»

Учебный предмет (дисциплина): окружающий мир

Класс: 2 «А»

Дата проведения: 11.10. 2017 г.

Тема урока: Заглянем в кладовые земли.

Цель урока: научиться различать полезные ископаемые, проводить наблюдения и ставить опыты (на примере горной породы гранит).

Планируемые достижения:

  1. Предметные:

  1. Знания: горные породы и минералы; гранит и его состав; отрывок из книги А.Е. Ферсмана («Моя коллекция»).

  2. Умения: различать горные породы (гранит) и минералы (полевой шпат, кварц, слюда).

  1. Метапредметные:

  1. Регулятивные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • Сохранять учебную задачу урока;

  • Выделять из темы урока неизвестные и известны знания и умения;

  • Планировать своё высказывание;

  • Планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью стихотворения);

  • Контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

  1. Познавательные:

  • Анализировать объекты окружающего мира;

  • Классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • Сравнивать объекты по заданным критериям (по внешнему виду);

  • Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;

  • Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

  1. Коммуникативные:

  • Формулировать ответы на вопросы;

  • Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • Договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • Поддерживать в ходе выполнения заданий доброжелательное отношение друг с другом;

  • Понимать принимать задачу совместной работы (парной) распределять роли при выполнении заданий.

  1. Личностные:

  • Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • Положительное отношение к учебе.

Межпредметные связи: литературное чтение (чтение рассказа А.Е. Ферсмана «Моя коллекция»)

Ресурсы:

для учителя: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., презентация; для ученика: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Читайте также:  Хильтит арабский в капсулах для чего полезен

Ход урока:

Личностные:

Положительное отношение к учебе.

Здравствуйте!

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
Тихо девочки за парту сели, тихо мальчики за парту сели!

На меня все посмотрели.

*Приветствуют, кивая головой*

1 минута

  1. Актуализация знаний

Регулятивные:

Планировать своё высказывание.

Познавательные:

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Коммуникативные:

Формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Вспомним, какая тема была нашего прошлого урока?

И сейчас я проверю как вы усвоили прошлую тему с помощью загадок.

Загадки:

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До 

Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У 

ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …

Всё 

комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это черная …

В черных 

дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А 

галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся …….

Напомните, что вам было дано на дом?

Итак, сейчас будем проверять следующим образом. К доске выходит один ученик, показывает свой рисунок созвездия, рассказывает об этом созвездии, а остальные ученики должны по картинке и описанию догадаться, о чём идет речь.

Звёздное небо.

Телескоп.

Астроном.

Луна.

Ракета.

Космонавт.

Дыра.

Звездолёт.

Галактики.

Вселенная.

Нарисовать любое созвездие и подготовить о нём рассказ.

*4-5 учеников представляют свои работы*

5 минут

  1. Постановка учебной задачи

Регулятивные:

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Сохранять учебную задачу урока;

Планировать своё высказывание.

Познавательные:

Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Коммуникативные:

Формулировать ответы на вопросы.

Ребята сегодня у нас необычный урок. И для того, чтобы узнать тему, мы сыграем в игру «Что? Где? Когда?». У меня с собой есть сундук, в нём спрятаны некоторые предметы, отгадав которые, вы сможете догадаться какая тема нашего занятия.

Предметы, находящиеся в чёрном ящике я буду описывать, ваша задача назвать (предмет).

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен …

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

Какое можно дать общее название всем этим предметам?

Перед тем, как прийти к вам на урок я подготовилась и нашла то, какими словами можно объединить все эти предметы. Но, сегодня был сильный ветер и все буквы перемешались. Поставьте буквы в нужном порядке.

ОЛЗНЫЕПЕ СЫМКАИОЕПЕ

Совершенно верно!

И песок, и мел, и соль, и глина – это полезные ископаемые.

Кто знает, где добывают полезные ископаемые?

Совершенно верно, полезные ископаемые хранятся в Земле.

Если они там хранятся, то, каким словом можно назвать землю?

Вспомните, как называется то место в доме, где хранятся какие-либо вещи или предметы.

Так же и земля для полезных ископаемых является кладовой.

Песок.

Мел.

Соль.

Глина.

*Затрудняются ответить*

Полезные ископаемые.

В земле.

Кладовая.

6 минут

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные:

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Сохранять учебную задачу урока;

Планировать своё высказывание.

Познавательные:

Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Коммуникативные:

Формулировать ответы на вопросы.

Сформулируем тему урока, я начинаю, а вы продолжаете, заглянем в …

Озвучим тему полностью.

Какую цель мы поставим себе на урок?

Для достижения поставленной цели необходимо определить план работы.

На слайде представлены пункты плана. Вам необходимо доставить в каждый пункт недостающие слова.

План:

  1. Узнать, что такое _______________ породы и минералы;

  2. Познакомиться с горной породой ___________________.

  3. Узнать, из каких ____________________ состоит гранит.

Слова-помощники:

Минералов, горные, гранит.

Что получится?

Кладовые Земли.

Заглянем в кладовые Земли.

Познакомиться с полезными ископаемыми Земли.

План:

  1. Узнать, что такое горные породы и минералы;

  2. Познакомиться с горной породой гранит.

  3. Узнать, из каких минералов состоит гранит.

  1. «Открытие нового знания»

Регулятивные:

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Сохранять учебную задачу урока;

Планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.

Познавательные:

Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями.

Коммуникативные:

Формулировать ответы на вопросы

Личностные:

  • Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Вся поверхность земли состоит из горных пород и минералов. Камни на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь – всё это горные породы.

Все горные породы и минералы полезны для человека, поэтому и называются полезными ископаемыми. Почему ископаемые? Потому что некоторые из них находятся под Землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, а в старину говорили «ископать» из – под земли.

Нефть находится глубоко под землей, а песок и глина — близко к поверхности Земли.

На дне морей и океанов откладывается известковый ил, из которого образуется мел.

*Демонстрирую образец и обращаю внимание детей на отпечатки на камне раковин морских животных*

Многие полезные ископаемые представляют большую ценность. Их применяют как топливо, как строительный материал. Железо, алюминий, медь, олово, цинк и другие металлы, имеющие большое народнохозяйственное значение, также добывают из различных горных пород.

Горные породы – это природные соединения минералов.

Минералы – это природные вещества.

Примерами минералов могут служить полевой шпат, кварц, слюда. Эти минералы, соединяясь, образуют горную породу гранит.

Просмотрим видео об одной горной породе, затем после просмотра я вам буду задавать вопросы.

О какой горной породе шла речь в данном видео?

Что входит в состав гранита?

Из каких минералов состоит гранит?

Какого цвета бывает гранит?

Сейчас мы сами побудем в роли учёных. Исследуем горную породу под названием гранит. Работая в парах, вам необходимо:

  1. Рассмотреть кусочек гранита с помощью лупы, найти цветные зёрна – минерал полевой шпат, прозрачные зёрна – минерал кварц и чёрные блестящие зёрна – минерал слюда.

  2. По результатам исследования заполните таблицу:

Итак, определим цвет гранита. Рассмотрим его. Какой он по цвету?

Верно. Запишите данные в таблицу. Следующее, что мы узнаем, это из чего состоит гранит. Рассмотрите гранит через лупу. Однороден ли он?

Читайте также:  Список полезных продуктов питания на неделю для

Как вы это определили?

Правильно. Это отдельные зерна, которые отличаются друг от друга: кварц, слюда, полевой шпат. Кварц – зерна серого цвета. Черные и белые блестящие пластинки – это слюда.

Найдите у себя на столах. Запишем это название.

Вся остальная масса – это полевой шпат. Запишем эти названия.

Посмотрите, как плотно расположены зерна в граните.

Давайте еще раз назовем все составные части гранита.

А теперь мы узнаем, тяжелая или легкая горная порода гранит.

Посмотрите, что произойдет, если гранит опустить в стакан с водой, одновременно опуская туда кусочек дерева.

Какой вывод можно сделать?

Запишем это в таблицу.

Ребята, мы должны определить прочность гранита. Как это можно сделать?

На моем лабораторном столике мы попробуем постучать молоточком по образцам мела и гранита. (Один ученик выходит к столу и ударяет молоточком по образцам.) Что вы заметили?

Какой вывод можно сделать?

Правильно, запишем это в таблицу. Нам осталось заполнить последнюю колонку. Как нам убедиться в том, что гранит не только прочный, но и твердый?

Давайте возьмем вот это стекло и проведем по нему гранитом. Что вы видите?

О чем это говорит?

И ещё одно свойство. Скажите, прозрачный ли гранит? Видите ли вы через него предметы?

Значит, что запишем?

Записывайте.

Сделаем запись в таблице, в тетрадях. Итак, наша таблица заполнена.

Что такое гранит?

Что входит в состав гранита?

Как они называются?

Как вы узнали о составе гранита?

*Внимательно слушают учителя*

*Смотрят видео о горной породе*

О граните.

Минералы.

Полевой шпат, кварц, слюда.

Красный, зелёный, серый, голубой.

Пестрый. Красный. Серый. Зеленый.

Нет.

Он состоит из разных зерен.

*Ученики выполняют задание*

Кварц, слюда, полевой шпат.

Гранит быстро опустился на дно.

Он тяжелый.

*Записывают в таблицу*

Постучать.

Мел разломился, а гранит нет.

Гранит – очень прочный материал.

На стекле осталась царапина.

Гранит твердый.

Нет, гранит не прозрачный.

В свойстве «прозрачность» мы запишем непрозрачный.

*Записывают свойство гранита – непрозрачный*

Гранит

Состав

Свойства

Полевой шпат

кварц

слюда

цвет

тяжесть

прочность

твёрдость

Прозрачность

Красный. Серый. Зеленый.

Тяжёлый

Прочный

Твёрдый

Непрозрачный

Горная порода?

Минералы.

Полевой шпат, кварц, слюда.

С помощью практической работы.

8 минут

  1. Первичное закрепление

Регулятивные:

Планировать своё высказывание;

Познавательные:

Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Коммуникативные:

Формулировать ответы на вопросы;

Личностные:

Положительное отношение к учебе.

Откройте учебник на странице 46. Эстафетно прочитаем рассказ А.Е. Ферсмана «Моя коллекция».

Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

Какой камень ему чаще всего попадался?

Что ребята нашли на чердаке?

Какие камни находились в этой коллекции?

Что поразило автора при рассматривании коллекции?

Во что в дальнейшем выросла коллекция?

Как вы думаете, кем в будущем стал автор?

Что больше всего вас удивило в тексте?

*Эстафетно читают рассказ А.Е. Ферсмана «Моя коллекция»*

6 лет.

Горный хрусталь.

Коллекцию камней.

Грубые камни.

Что даже простые камни, оказывается, имеют своё имя.

Коллекция выросла до многих тысяч образцов, из детской забавы он сделалась научным собранием.

Учёным.

*Ответы детей*

5 минут

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Регулятивные:

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:

Анализировать объекты окружающего мира;

Классифицировать объекты по заданным критериям;

Сравнивать объекты по заданным критериям;

Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями.

Коммуникативные:

Договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

Понимать принимать задачу совместной работы распределять роли при выполнении заданий.

Личностные:

Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни.

Сейчас вы сами будете исследовать состав и свойства горной породы, которая называется мел. В помощь вам атлас – определитель.

Работая в парах, вам необходимо:

  1. Рассмотреть кусочек мела с помощью лупы.

  2. По результатам исследования заполнить таблицу:

На выполнение задания у вас 5 минут. Приступайте.

Проверяем.

*Выполняют задание*

Мел

Состав

Свойства

Остатки крошечных морских организмов

цвет

тяжесть

прочность

твёрдость

прозрачность

Белый

Средней тяжести

Мягкий

Непрозрачный

8 минут

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Регулятивные:

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Сохранять учебную задачу урока;

Планировать своё высказывание;

Познавательные:

Анализировать объекты окружающего мира;

Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;

Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Коммуникативные:

Формулировать ответы на вопросы;

Личностные:

Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

Положительное отношение к учебе.

У каждого из вас на партах лежат атласы-определители. Откройте страницу 9. Сейчас мы будем говорить о разных горных породах. Я буду задавать по ним вопросы, а вы должны найти ответ в тексте.

Как называется первый камень, написанный на странице учебника?

В виде чего встречается кремень в природе?

Какого цвета бывает кремень?

Какие орудия труда и охоты делали из кремня первобытные люди?

Найдите, как называется лёгкий и пористый камень, похожий на губку.

Как образуется пемза?

Из чего состоит песчаник?

Какой минерал входит в состав каменной соли?

Переходим к следующей странице.

Как узнать торф?

Как называется основно растение, образующее торф?

Из чего образовался известняк?

Как называется минерал, из которого состоит известняк?

Кремень.

В виде желваков, покрытых снаружи беловатой коркой.

Коричневый, жёлтый, серый, чёрный.

Рубила, скребки, ножи, наконечники стрел и копий.

Пемза.

Этот камень образуется при извержении вулканов из лавовой пены, насыщенной пузырьками газа.

Песчаник состоит из цементированных зёрен песка.

Галит.

Торф узнать нетрудно: ф нём хорошо видны остатки растений, из которых он образовался.

Торфяной мох (сфагнум).

Известняк образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов.

Кальцит.

5 минут

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Регулятивные:

Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью стихотворения),объективно относится к своим успехам/неуспехам.

Личностные:

Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

Положительное отношение к учебе.

А наш урок подходит к концу. Свою работу на уроке я предлагаю оценить с помощью стихотворения, написанное на карточках, которые лежат у вас на партах.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Подпишите их. Вам нужно подчеркнуть ту строчку стихотворения, которая соответствует вашему пониманию сегодняшней темы.

*Спрашиваю нескольких учеников об их выборе*

Передаем листочки с последних парт на первые.

Запишите домашнее задание:

Подготовить рассказ о горной породе Сахалина и нарисовать его.

2 минуты

Подпись учителя:___________________/Дьяченко О.В./ Подпись методиста: _______________________/Золотова А.А./

Источник