Загадки про полезные ископаемые для 3 класса

Здесь Вы найдете загадки про полезные ископаемые (руда, янтарь, нефть, уголь, газ, железо и другие). Они продолжают тему географических загадок. Также на сайте Вы найдете загадки по географии
, загадки про материки, страны и города.
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
(Руда)
***
Без труда
Не добывается в шахте…
(Руда)
***
Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
(Янтарь)
***
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)
***
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Нефть)
***
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
(Глина)
***
Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение.
(Торф)
***
В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит.
(Уголь)
***
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Уголь)
***
От огня происхожу,
От огня и умру.
(Уголь)
***
Охапку лучей
Из топок печей
Нам древнее солнышко дарит,
Нас греет и пищу нам варит.
(Уголь)
***
Закопай — не гниёт,
Кинь в воду — поплывёт.
(Уголь)
***
Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.
(Уголь)
***
Маленький,
Лёгонький,
А тяжело поднять.
(Горячий уголь)
***
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек.
(Природный газ)
***
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
(Песок)
***
Во дворе малыш играл:
Груз в машину насыпал,
Стряпал вкусный пирожок,
Любят дети все …
(Песок)
***
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть.
(Песок)
***
Тянусь я тоненьким столбцом
По трубке из стекла,
Сжимаюсь я от холода,
Расту я от тепла.
(Ртуть)
***
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
(Мел)
***
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мелом)
***
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал.
(Мел)
***
Одну её не едят,
А без неё мало что едят.
(Соль)
***
Белый камень в воде тает.
(Соль)
***
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)
***
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
(Соль)
***
В воде родится,
На огне вырастает.
С матерью встретится —
Опять умирает.
(Соль)
***
Я не вкусна, но в пищу каждому нужна.
(Соль)
***
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
(Соль)
***
Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
(Известняк)
***
Туп конец,
Востёр резец.
Режет листы,
Летят куски.
(Алмаз)
***
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.
(Алмаз)
***
Эта драгоценность обрадует вас —
В кольце чистой каплей сверкает …
(Алмаз)
***
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь, но не жгучий;
Моё твердое тело бесцветное
И в то же время разноцветное.
(Бриллиант)
***
Ни огня, ни света,
А огнём блестит.
(Золото)
***
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
(Драгоценные камни. Самоцветы)
***
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Мрамор)
***
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
(Железо)
***
Иду воду – красен,
Выйду – черен.
(Железо)
***
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков.
(Железо)
***
Если встретятся оно и вода
Ржавчина появится тогда.
(Железо)
***
Сталевар из руд достал
Нужный людям всем …
(Металл)
***
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
(Кристалл)
***
Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны.
(Гранит)
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
Без труда
Не добывается в шахте…
Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение.
В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит.
(Уголь)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
От огня происхожу,
От огня и умру.
Охапку лучей
Из топок печей
Нам древнее солнышко дарит,
Нас греет и пищу нам варит.
Закопай — не гниёт,
Кинь в воду — поплывёт.
Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.
Маленький,
Лёгонький,
А тяжело поднять.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Во дворе малыш играл:
Груз в машину насыпал,
Стряпал вкусный пирожок,
Любят дети все …
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть.
Тянусь я тоненьким столбцом
По трубке из стекла,
Сжимаюсь я от холода,
Расту я от тепла.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мел)[/spoiler]
Одну её не едят,
А без неё мало что едят.
Белый камень в воде тает.
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
В воде родится,
На огне вырастает.
С матерью встретится —
Опять умирает.
Я не вкусна, но в пищу каждому нужна.
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
Туп конец,
Востёр резец.
Режет листы,
Летят куски.
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.
Эта драгоценность обрадует вас —
В кольце чистой каплей сверкает …
Ни огня, ни света,
А огнём блестит.
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
Ответ
(Драгоценные камни. Самоцветы)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
Иду воду – красен,
Выйду – черен.
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков.
Если встретятся оно и вода
Ржавчина появится тогда.
Сталевар из руд достал
Нужный людям всем …
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
Без труда
Не добывается в шахте…
Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение.
В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит.
(Уголь)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
От огня происхожу,
От огня и умру.
Охапку лучей
Из топок печей
Нам древнее солнышко дарит,
Нас греет и пищу нам варит.
Закопай — не гниёт,
Кинь в воду — поплывёт.
Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.
Маленький,
Лёгонький,
А тяжело поднять.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Во дворе малыш играл:
Груз в машину насыпал,
Стряпал вкусный пирожок,
Любят дети все …
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть.
Тянусь я тоненьким столбцом
По трубке из стекла,
Сжимаюсь я от холода,
Расту я от тепла.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мел)[/spoiler]
Одну её не едят,
А без неё мало что едят.
Белый камень в воде тает.
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
В воде родится,
На огне вырастает.
С матерью встретится —
Опять умирает.
Я не вкусна, но в пищу каждому нужна.
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
Туп конец,
Востёр резец.
Режет листы,
Летят куски.
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.
Эта драгоценность обрадует вас —
В кольце чистой каплей сверкает …
Ни огня, ни света,
А огнём блестит.
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
Ответ
(Драгоценные камни. Самоцветы)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
Иду воду – красен,
Выйду – черен.
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков.
Если встретятся оно и вода
Ржавчина появится тогда.
Сталевар из руд достал
Нужный людям всем …
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Загадки про полезные ископаемые могут быть использованы во внеклассной работе, при проверке домашнего задания, а также при изучении нового материала и его закреплении.
Загадки включают в себя информацию о происхождении полезных ископаемых, их свойствах и применении человеком. Школьник может не только отгадать загадку, выделив признаки полезного ископаемого, но и дополнить их.
Тот, кто плохо меня знает,
Часто грязью называет,
Но коснусь умелых рук,
И украшу вокруг:
Дам игрушки я вам, детки,
Взрослым- вазы, статуэтки,
Кирпичи, тарелки, блюдца
У меня для всех найдутся! (Глина)
***
Я из торфа появился
И на славу уродился.
Знак мой – черненький квадрат
И помочь я людям рад.
Хоть я хрупкий, но горючий,
Ты меня используй лучше:
Фабрикам тепло я дам,
А пластмассу, краски – вам. (Каменный уголь)
Уголь
***
С детства я вам всем знаком:
Я могу согреть ваш дом.
И могу без промедленья приготовить угощенья.
Лучше ты со мной дружи,
А иначе жди беды.
Я бесцветный и горючий,
Ты за мной смотри получше.
Коль займу я всю квартиру,
То звони по 04. (Природный газ)
***
Цвет мой бывает серый и красный.
Тяжелый и прочный я не напрасно.
Могу под землею я обитать
Или могучей скалою стоять.
Коль знание приложишь свое и умение,
То в городе стану я украшением. (Гранит)
***
Из земли меня достань,
Дам тебе за это сталь,
А могу чугун, железо-
Это тоже все полезно.
Изготовишь ты станки,
И машины, и клинки…
Все не перечислить это:
От гвоздя и до ракеты. (Железная руда)
Железная руда
***
Разольешь меня ты в море,
Принесу я много горя.
При хорошем обращении,
Дам я людям облегчение:
Всем машинам пищу дам,
Чтобы помогали вам.
Для ремонта- лаки, краски
И пластмассу, как из сказки. (Нефть)
***
Ее из моря добывают.
И хорошо ее все знают,
Ведь если в пище ее нет,
Невкусным станет твой обед.
И сохранить она поможет
Грибы, огурчик, рыбу тоже.
На кухне ты ее найдешь,
В хозяйстве с ней не пропадешь. (Соль)
***
Из растений на болоте я могу образоваться.
Ты со мною осторожно должен обращаться.
У животных в их жилище уберу я влагу,
Чтобы урожай был лучше, смело в почву лягу.
Если станешь замерзать ты, я теплом согрею,
Заболеешь, я лекарство дать тебе сумею. (Торф)
***
Я на болоте образовался,
Стать людям полезным очень старался:
Подстилкою быть для животных могу,
В морозы согрею, тепло подарю.
Чтоб был урожай в огороде прекрасный,
В почву добавят меня не напрасно.
Но, если меня не беречь от огня,
То может случиться большая беда. (Торф)
Торфяник
***
К вам меня послало море,
Чтобы вы не знали горя,
Чтоб везде, где только б смог,
В жизни людям я помог.
Побелю вам потолки,
Дам зубные порошки,
Мелом в школе появлюсь
И на стройке пригожусь. (Известняк)
***
Гранит долго нагревался,
Ночью сильно охлаждался,
Размывался он дождями,
Длилось это все годами.
Он, конечно, стал крошиться,
Тут и я смог появиться.
Желтый, белый или серый,
Пропускаю воду смело.
Я стараюсь день и ночь,
Чтоб строителям помочь. (Известняк)
***
Моим предком был гранит,
Но я не этим знаменит.
Я могу быть желтым, серым,
Даже красным или белым.
Я сыпучий, не горючий.
Для детей нет друга лучше:
Можно куличи лепить,
Можно замки возводить,
Можно бегать босиком
И лежать на мне потом.
Я собой украшу речку,
Безопасность обеспечу,
И стараюсь день и ночь,
Чтоб строителям помочь. (Песок)
Толстикова С. Б., учитель начальных классов МАОУ “Гимназия № 4”
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Загадки про гранит
Детские загадки про гранит с ответами. Гранит – это горная порода, которая состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и различных слюд.
Загадки про гранит
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Загадки про полезные ископаемые с ответами
Детские загадки про полезные ископаемые с ответами. Если бы не было полезных ископаемых, то тогда картина мира была совершенно иной. Ведь полезные ископаемые используют во всех сферах жизни человека – для изготовления украшений, для решения транспортных проблем, в строительстве.
Загадки про уголь
Детские загадки про уголь с ответами. Уголь – это полезное ископаемое, а также вид топлива, который образуется из остатков древних растений под землей без доступа кислорода.
Загадки про уголь
В воде не тонет,
Загадки про торф
Детские загадки про торф с ответами. Торф – это горючее полезное ископаемое, а также агроруда, образуется при скоплением остатков мхов, которые подверглись неполному разложению в болотистой местности.
Загадки про торф
Росли на болоте растения…
Загадки про сталь
Детские загадки про сталь с ответами. Сталь – это сплав железа с углеродом и другими химическими элементами. Содержание углерода в стали составляет не более 2,14 %. Углерод придает сплавам железа прочность и твердость, износостойкость, снижает пластичность и вязкость.
Загадки про серебро
Детские загадки про серебро с ответами. Серебро обладает характерными особенностями, которые позволяют использовать его в медицине, промышленности и ювелирном деле. О бактерицидных свойствах серебра известно уже давно, поэтому его используют для очистки воды и дезинфекции.
Загадки про руду
Детские загадки про руду с ответами. В земной коре содержится достаточно много железной руды, причем руда широко распространена по всему земному шару, а добыча и производство металла не составляет каких-то особых трудностей.
Загадки про руду
Загадки про нефть
Детские загадки про нефть с ответами. Нефть – это природная маслянистая горючая жидкость с особым характерным запахом, которая состоит из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических элементов.
Загадки про нефть
Загадки про мрамор
Детские загадки про мрамор с ответами. История мрамора насчитывается с древних времен. Слово “мрамор” впервые появился в Древней Греции и означал в переводе “блестящий камень”.
Загадки про мрамор
Он очень прочен и упруг,
Загадки про металлы
Детские загадки про металлы с ответами.
Загадки про мел
Детские загадки про мел с ответами. Мел – это осадочная горная порода белого цвета, которая по своей структуре мягкая и рассыпчатая, при этом нерастворимая в воде. Мел входит в состав земной коры и его составная часть более 4% от всего объема коры.
Загадки про мел
Загадки про медь
Детские загадки про медь с ответами. Медь широко используется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов или других видов проводников.
Загадки про медь
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Загадки про кристалл
Детские загадки про кристалл с ответами. Самые большие кристаллы на планете были обнаружены в пещере кристаллов в шахтовом комплексе Найка.
Загадки про кристалл
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Загадки про известняк
Детские загадки про известняк с ответами. Известняк – это осадочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения.
Загадки про известняк
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Загадки про золото
Детские загадки про золото с ответами. Золото – это драгоценный металл, который хорошо проводит тепло и электричество и никогда не ржавеет. Чистое золото никогда не вызывает раздражение кожи.
Загадки про золото
Ни огня, ни света,
Страницы
Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!
Сайт развития ребенка Умные дети
На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, интересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети.
Урок по окружающему миру в 3 классе
УМК «Планета знаний»
Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.
Цель:
Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.
Задачи урока:
I. Предметные.
– формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»
– формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.
II. Метапредметные.
1.ПознавательныеУУД:
– формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.
– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;
2. Регулятивные УУД:
– формировать умение концентрировать внимание
– формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты
3. Коммуникативные УУД:
– формировать умение работать в группе, в паре
– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы
– формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.
III. Личностные
– формировать положительную мотивацию к обучению.
– развивать познавательную активность, мышление и речь детей
– формировать чувство уважения к товарищу.
Оборудование:
Образцы полезных ископаемых: глины, известняка, гранита, песка. Оборудование для опытов: воронки, лупы, молоток, пробирка
Учебники, тетради, толковый словарь
Презентации о полезных ископаемых, слайды.
мультимедиа, проектор.
Ход урока:
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!
– А теперь улыбнитесь своим друзьям. Садитесь.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
– Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
Пожелаем друг другу удачи. А работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе (Слайд 2)
Актуализация знаний учащихся.
Отгадайте загадки:
1.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.( песок)
Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (известняк)
Он очень прочен и упруг,
С известняком он родственник
Бывает серый, красный, желтый,белый
В метро, дворцах он превосходный. (гранит)
СЛАЙД №3
– Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?
Гранит
Песок
Стекло
Глина
Известняк
Нефть
Природный газ
– Почему стекло лишнее? (слайд 4)
– Давайте его уберем.
– Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)
– А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)(слайд 5)
– Давайте найдем перечисленные горные породы в коллекциях
– Какую горную породу не нашли? (Нефть и природный газ) Посмотрите, пожалуйста, в моей коллекции.
– Какие еще горные породы вы знаете?
– Молодцы!
4. Знакомство с новым материалом.
1) Постановка учебной задачи
– Посмотрите на слова, записанные на доске. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (Изучать горные породы)
2) Изучение нового материала
– Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице 60. (Полезные ископаемые)
– Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)
– А почему полезные, как вы думаете? (Работа со словарем)
– Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
– Почему ископаемые ?
– Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
– Можно отнести к полезным ископаемым глину, нефть, газ, песок, гранит, известняк. Почему? ( Приносят пользу человеку, их добывают из различных слоев Земли)
– Выполним задание №56 в тетради.
– Проверим, что записали? (Вещества, которые добывают из различных слоев Земли, называют полезными ископаемыми)
– Для чего добывают полезные ископаемые? (для хозяйственной деятельности человека в больших объемах)
– Где добывают полезные ископаемые? Прочитайте в учебнике на странице 60 первый абзац и найдите, что такое месторождение?
– Прочитаем. Что запишем в тетрадь в задании №57? (Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.)(слайд 6)
– Найдите ответ на вопрос. Кто занимается поиском месторождений?
(Геологи)
– Назовите, какие полезные ископаемые добывают в Ульяновской области.
– А какие полезные ископаемые добывают в нашем Вешкаймском районе ? ( песок, глину и когда то добывали мел ) (Региональный компонент)
(Слайд 7)
– Давайте вспомним. Какие три состояния веществ вы знаете?
(Жидкое, твердое, газообразное)
– Давайте заполним таблицу: (слайд 8)
(Таблица на доске, дети по очереди выходят и приклеивают полезное ископаемое в нужный столбик)
Гранит
Песок
Природный газ
Глина
Известняк
Нефть
– Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)
– Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам? (Все вещества отличаются по составу и свойствам)
5. Физкультминутка (музыкальная) (слайд 9)
6. Выполнение практической работы в группах.
– А теперь давайте попробуем в ходе выполнения практической работы доказать свойства и состав полезных ископаемых, с которыми нас познакомили ребята.
– Каждая группа получит карточку с заданиями. (Приложение№1)
По ходу выполнения заданий необходимо заполнять таблицу.
– Послушаем, какую работу выполняла 1 группа? (слайд 10)
(Сравнивала глину и песок)
– Какую работу выполняла 2 группа? (слайд 11)
(Сравнивала гранит и известняк)
Опыт №3 (показывает учитель) Капнем из пипетки на образцы известняка несколько капель пищевого уксуса. Что произошло?
– Расскажите про опыт, который оказался самым интересным.
– Что же можно сказать про состав и свойства полезных ископаемых в твердом состоянии? (Полезные ископаемые в твердом состоянии отличаются по составу и свойствам)
7. Первичное закрепление.
– Назовите одинаковые признаки глины и песка?
– Чем они отличаются?
– Назовите одинаковые признаки гранита и известняка?
– Чем они отличаются?
– Назовите одинаковые признаки песка и гранита?
– Чем они отличаются?
– О чем мы сегодня с вами говорили?
– Что такое полезные ископаемые?
8. Независимая самостоятельная работа с проверкой.
– Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили свойства и состав глины, известняка и гранита и выполним тест.
СЛАЙД №12 (проверка ответов)
Тест.(Приложение №2)
Подчеркни правильный ответ
1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом, и оно зашипит?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
Ответы:
1. Гранит
2. Песок
3. Глина
4. Известняк
5. Песок
«5»- без ошибок
«4»- 1 ошибка
«3»- 2 ошибки
– Проверим по карточке с верными ответами и поставим себе оценку.
– Поднимите руку, кто получил «5», «4»
СЛАЙД №13
9. Итог урока. Домашнее задание:
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Домашнее задание:
1.Прочитать в учебнике с.60-63 и ответить на вопросы.
2. Приготовить проект про полезное ископаемое по плану.
План изучения полезного ископаемого: (Приложение№3)
1. Название.
2. Образование и состав
3. Свойства
4. Способ добычи.
5. Значение и применение.
– Оцените работу каждого в вашей группе.
10. Рефлексия. (Слайд №14)
– Кто хочет поделиться своими достижениями?
Сегодня на уроке:
Я узнал …..
Я научился….
Мне понравилось…..
Я бы хотел…..
Новые знания мне пригодятся…
Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.(Приложение№4)
Приложение №1
Практическая работа.
Карточка№1
1.Рассмотрите кусочки гранита и известняка.
2. Определите их цвет и состояние.
3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка.
4. Ударьте по кусочку гранита молотком . Затем по кусочку известняка. Что произошло? (Чтобы не поранить себя осколками, кусочки горных пород надо завернуть в ткань)
5. Запишите свои исследования в таблицу. С.25 №58 в рабочей тетради.
Практическая работа.
Карточка№2
1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу.
2. Определите их цвет и состояние.
3. Потрите песком и глиной по стеклу. Что вы увидели? Сделайте вывод.
4. Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах.
5. Возьмите свои чашки из глины и налейте в них воду. Пропускает ли эта чашка воду?
6. Запишите свои исследования в таблицу. С.25 №58 в рабочей тетради.
Приложение №2
Тест.
Подчеркни правильный ответ
1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом, и оно зашипит?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?
Глина
Песок
Известняк
Гранит
Приложение №3
План изучения полезного ископаемого: (Приложение№3)
1. Название.
2. Образование и состав
3. Свойства
4. Способ добычи.
5. Значение и применение.
Приложение№4
Оценочный лист. Оцени свою работу в группе
Активно работал в группе
Был организатором работы в группе
Слушал мнение каждого участника группы
Доказывал свое мнение
Смог бы представить результаты работы группы перед классом
Представлял результаты работы группы перед классом
Список используемой литературы:
Учебник «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (1 часть) ООО «Издательство Астрель»,2013 г.
Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова (1 часть) ООО «Издательство Астрель»,2013 г.
muzofon.com (музыкальная физминутка)
https://www.mineral88.ru/photo1.html
Фото меловых гор село Ермоловка