Задачник для лабораторных занятий по курсу поиски и разведка полезных ископаемых
В основу учебного пособия положен курс лекций для студентов геологических специальностей Ленинградского горного института.
Учебное пособие содержит описание простейших приёмов статистической обработки геологических материалов и сопровождается примерами и предназначено для начального знакомства со статистическими методами. Оно представляет интерес не только для слушателей факультета повышения квалификации и студентов, но также и для геолого-производственников
Рассмотрены методы прогнозирования, поисков и оценки месторождений твердых полезных ископаемых. Впервые выделен раздел о геологических основах прогнозирования и поисков месторождений.
Учебное пособие соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта 2007 г. и предназначено для студентов специальности 130301 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлению 130300 «Прикладная геология», а также может быть полезно для геологов-производственников при прогнозировании и поисках месторождений
Издание 2
Второе издание книги при сохранении общего объема по структуре и содержанию принципиально отличается от первого. Из книги полностью исключена специальная часть, в которой рассматривались вопросы поисков и разведки некоторых видов полезных ископаемых. В настоящее время приведение таких выборочных данных неоправданно, так как после выхода первого издания в советской печати появилось много обстоятельных монографий практически по всем видам минерального сырья.
В книге содержатся новые разделы: «Основы теории поисков, разведки и оценки месторождений» и «Рудничная (шахтная) геология».
С учетом современных достижений переработаны и дополнены главы, посвященные поискам и разведке месторождений полезных ископаемых.
Книга рассчитана на студентов-геологов и представляет интерес для работников геологоразведочных и горных предприятий.
Издание 2
Редактор(ы):Погребицкий Е.О.
Первое издание задачника осуществлено в 1966 г. В настоящее издание вошли лучшие задачи из первого издания, а также ряд задач, составленных за последующий период. При этом по отдельным месторождениям или районам составлены комплексные задачи, включающие ряд частных задач, последовательно и во взаимосвязи освещающих многие вопросы поисков, разведки, опробования, подсчета запасов и геолого-экоиомической оценки месторождений Все разделы сопровождаются методическими указаниями, в которых приводится пример решения типичной задачи. На задачи, имеющие числовое решение, даются ответы
Задачник рассчитан на студентов геологоразведочных вузов и факультетов.
Учебник отражает современное состояние разведки и геолого-экономической оценки месторождений. В нем учтены достижения в области опробования, разведки, подсчета запасов и экономической оценки месторождений в условиях рыночной экономики. Впервые в подобной литературе рассмотрены вопросы недропользования, геолого-технологическое картирование месторождений, подсчет извлекаемых запасов компонентов, применение ЭВМ для подсчета запасов, использование бизнес-плана при экономической оценке месторождений.
Учебник рассчитан на студентов геологических и смежных специальностей и для работников геолого-разведочных и горно-добывающих предприятий.
Введение
Минерально-сырьевая база является одной из основ функционирования народного хозяйства. Минеральное сырье служит главным источником производства энергии (нефть, газ, уголь, радиоактивное сырье), черных, цветных, редких и благородных металлов, стройматериалов, минеральных удобрений и многих других видов горно-рудной продукции.
Созданием и развитием минерально-сырьевой базы занимается геолого-разведочная отрасль, главная задача которой состоит в обнаружении и подготовке к эксплуатации месторождений полезных ископаемых, а также в геологическом обслуживании эксплуатируемых месторождений.
Месторождение – природное и техногенное скопление минерального сырья, которое технически возможно и экономически выгодно разрабатывать.
Геолого-разведочные работы представляют собой длительный многоступенчатый процесс, который можно разделить на несколько крупных последовательных этапов:
– создание геологической основы для прогнозирования и поисков месторождений путем организации и проведения геолого-съемочных и геофизических работ;
– прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых с применением геологических, геофизических и геохимических методов;
– подготовка месторождений к промышленному освоению путем проведения разведочных работ с целью всестороннего изучения количества, качества и условий залегания минерального сырья;
– геологическое обслуживание эксплуатируемых месторождений путем организации рудничной или шахтной геологической службы для планирования и управления добычей минерального сырья.
На всех этапах геолого-разведочные работы сопровождаются выяснением закономерностей размещения, оценкой количества и качества минерального сырья, а также оценкой экономического значения предполагаемых или выявленных месторождений полезных ископаемых.
Следовательно, основным объектом исследования в геолого-разведочной отрасли являются промышленные месторождения полезных ископаемых, к которым относятся природные, а в последнее время и техногенные (созданные человеческой деятельностью) скопления минерального сырья, которые технически возможно и экономически целесообразно использовать в народном хозяйстве. <…>
В учебнике рассмотрены геологические объекты и их свойства, принципы математического моделирования. Проанализированы одно-, двух- и трехмерные статистические модели, в том числе метод главных компонент, кластерный анализ, распознавание образов. Приведены примеры применения этих моделей к решению геологических задач. Охарактеризованы модели пространственных переменных, в том числе случайные функции, периодическая изменчивость, основы геостатистики, кригинг и их применение в геологии. Дано понятие о базах и банках данных при моделировании месторождений, рассмотрены некоторые приемы обработки банков данных и построения геологических границ на плане и в разрезах. Учебник соответствует стандарту дисциплины и предназначен для студентов геологических специальностей вузов по направлению «Прикладная геология» и для геологов-производственников.
При геологических исследованиях быстрыми темпами накапливается большое количество геологической информации: результаты геологической документации буровых скважин, горных выработок и естественных обнажений, спектральных и химических анализов руд, горных пород и минералов, данные геофизических и геохимических измерений и др. Одно из важнейших направлений научно-технического прогресса в геологии состоит в широком внедрении автоматизированных методов накопления, хранения, обработки и передачи геологической информации с целью повышения эффективности геологических исследований.
Редактор(ы):Проскурня Ю.А., Уколов В.Д.
Издание:ДонНТУ, Донецк, 2008 г., 38 стр., УДК: 549
Методические указания к лабораторным работам по курсу «Региональная и экологическая минералогия» (для студентов специальности 6.070700.01 « Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», 6.070800.04 «Экологическая геология») В методических указаниях рассмотрен минеральный состав месторождений и рудопроявлений различных полезных ископаемых Донбасса и Украины. Приведены парагенетические ассоциации, типоморфные особенности и условия образования этих минералов. Также в методических указаниях рассмотрены вопросы экологической минералогии на примере техногенных минералов горящих отвалов Донбасса и приведены данные о новых видах экологически чистого минерального сырья. Тригональная сингония. На Никитовском месторождении образует прожилки, вкрапленники, гнезда в песчанике, штокверковые зоны в алевролитах и аргиллитах. Наблюдается в виде вкрапленных неправильных по форме зерен, иногда в сплошных массах, в виде порошковатых примазок и налетов. Развиты сдвойникованные ромбоэдрические кристаллы, главные формы – ромбоэдры и тригональные трапецоэдры. Цвет минерала – красный, иногда с свинцово-серой побежалостью, черта – красная, блеск – сильный полуметаллический или алмазный, твердость 2-2,5, полупрозрачная, хрупкая, хорошая спайность, удельный вес – 8,09 г/м3. Генезис – гидротермальный низкотемпературный минерал. Парагенезис – антимонит, пирит, арсенопирит, иногда сфалерит, халькопирит и др.; из нерудных – диккит, кварц, кальцит, нередко флюорит, барит, гипс. Устойчива в окислительной обстановке. В зонах окисления в виде черных пленок образуется кубическая модификация киновари – метациннабарит. Примеры месторождений – Хайдарканское (Средняя Азия), Альмаден (Испания), Идрия (Югославия). На территории Украины в незначительных количествах стречается в коре выветривания гранитов Стародубовского массива Приазовья, пироксенитах Октябрьского массива, в тальк- (Приазовье, Каменные Могилы) и гранат-биотитовых гнейсов (с.Родионовка). Встречается также в Приднестровье и Винницкой области. На Петровском участке Приазовья образует чешуйчатые выделения размерами 0,1-0,2 до 10 мм. Цвет вермикулита Приазовья – коричневый разных оттенков, золотисто-желтый, зеленый, серебристый, блеск – стеклянный, жирный до перламутрового. После вспучивания – серебристо-серого цвета,
непросвечивающийся.
Издание:Иркутский Государственный Университет, Иркутск, 2008 г., 130 стр., УДК: 551.243(075.8), ISBN: 978-5-9624-0269-7
Пособие составлено исходя из объема курса «Структурная геология», указанного в учебном плане и предназначено для обучения студентов геологических специальностей навыкам чтения и правилам составления геологических карт. Оно состоит из семи разделов, в которых приведены правила оформления геологических карт, описаны методы решения задач при различных формах залегания стратифицированных горных пород: горизонтальном, наклонном, складчатом, при условии несогласного их залегания, при наличии дизъюнктивных нарушений различного типа, описаны правила построения структурных карт. Всего предлагается 14 лабораторных работ, некоторые из них содержат задания. В каждом разделе лабораторные работы представлены в нескольких вариантах и дана подробная методика их выполнения на конкретных примерах, призванная помочь студенту самостоятельно решить поставленную задачу. Такая постановка решения вопроса связана с сокращением объема лабораторных занятий при очной форме обучения в пользу самостоятельной работы студентов. Студентам заочной формы обучения оно должно служить практическим руководством дтя выполнения домашнего задания. При составлении пособия за основу взяты сборник задач по структурной геологии [10]. обобщающий опыт преподавания структурной геологии на геологическом факультете Иркутского госуниверситета в течение многих десятилетий, а также учебное пособие Г. С. Фон-дер-Флааса «Практическое руководство к лабораторным работам по структурной геологии» [11]. Кроме этого при составлении данного учебного пособия были использованы собственные материалы, бланки и упражнения из атласов, учебников и учебно-методических пособий различных издательств. Автор посчитала целесообразным объединить задания и детальное описание методик их выполнения в одно пособие. В начале каждого раздела приводится минимальный объем информации, необходимый для распознавания на геологической карте тех или иных структурных форм, при необходимости приводится краткий словарь терминов. Лабораторные работы должны быть выполнены аккуратно карандашом, шариковой или гелевой ручкой. Обязательно указывается вариант выполненной работы и ее автор. Геологическая карта – основной источник информации для определения и обоснования прогнозных ресурсов всех видов полезных ископаемых и решения федеральных и региональных проблем развития минерально-сырьевой базы, экологии и других аспектов хозяйственной деятельности того или иного субъекта федерации. Она представляет собой трехмерную геометрическую модель земных недр, в ней заключена огромная информация об их строении и составе.На геологической карте показываются площадные, линейные и точечные (знаковые) обозначения геологических объектов и элементы, отражающие стратиграфические и нестратиграфические подразделения, их состав, возраст, структуры и взаимоотношения, а также знаки различного содержания, дополняющие и уточняющие содержание геологических подразделений и геологической карты в целом. Главными элементами, дополняющими геологическую карту, являются легенда (условные обозначения), геологические разрезы, стратиграфические колонки и дополнительные мелкомасштабные схемы. Все это – зарамочное оформление геологических карт.
ТематикаСтруктурная геология
Автор(ы):Григорьев В.М., Оникиенко Л.Д., Пилипенко Г.Н., Яковлев П.Д.
Издание:Недра, Москва, 1992 г., 172 стр., УДК: 553.2, ISBN: 5-247-02482-6
Охарактеризованы геологические условия образования эндогенных, экзогенных и метаморфогенных месторождений, формы тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры, структуры и микротекстуры руд. Описаны наиболее характерные отечественные и зарубежные месторождения всех генетических типов рудных, неметаллических и горючих полезных ископаемых по единому плану: местоположение, вмещающие породы, структурное положение, морфология и размеры рудных залежей.
Для студентов вузов, изучающих курс «Геология полезных ископаемых».
ТематикаПолезные ископаемые
Издание 2
Автор(ы):Парадеев С.В., Погребицкий Е.О., Поротов Г.С., Рудеико Н.С., Скропышев А.В., Терновой В.И.
Редактор(ы):Погребицкий Е.О.
Издание:Недра, Москва, 1975 г., 216 стр., УДК: 550.8(076.5)
Первое издание задачника осуществлено в 1966 г. В настоящее издание вошли лучшие задачи из первого издания, а также ряд задач, составленных за последующий период. При этом по отдельным месторождениям или районам составлены комплексные задачи, включающие ряд частных задач, последовательно и во взаимосвязи освещающих многие вопросы поисков, разведки, опробования, подсчета запасов и геолого-экоиомической оценки месторождений Все разделы сопровождаются методическими указаниями, в которых приводится пример решения типичной задачи. На задачи, имеющие числовое решение, даются ответы
Задачник рассчитан на студентов геологоразведочных вузов и факультетов.
ТематикаПолезные ископаемые
Издание:Государственное научно-техническое издательство литературы по геологии и охране недр, Москва, 1954 г., 147 стр.
абораторные замятия по курсу «Общая геология» представляют собой весьма важную часть этого курса. Они имеют своей задачей, во-первых, ознакомить студента с важнейшими горными породами и составляющими их породообразующими минералами, а также с приемами макроскопического определения этих пород и минералов, и, во-вторых, научить пользоваться горным компасом и геологической картой, с применением простейших приемов чтения карты и составления по ней схематических профилей.
Таким образом, программа занятий в основном охватывает два крупных раздела: макроскопическое определение важнейших горных пород и породообразующих минералов и работу с геологической картой и горным компасом.
В учебной литература почти нет руководств, которые моглн бы служить пособием для практических занятий по курсу обшей геологии. Существующие учебники по петрографии и геологической съемке или слишком велики по объему и рассчитаны на обслуживание специальных курсов, или построены как пособия для прохождения теоретической части общего курса геологии. ‘ Изучение геологии начинается с первого курса, студенты которого не имеют подготовки по кристаллографии и минералогии. Поэтому в настоящее пособие включены элементарные сведения из указанных дисциплин, необходимые для ознакомления с горными породами. Оно разделяется на три главы: I) Породообразующие минералы, 2) Горные породы н 3) Геологическая карта.
Автор(ы):Бахтеев М.К., Кизельватер Д.С., Михайлов А.Е., Никитина М.И., Павлинов В.Н., Рыжова А.А., Успенский Е.П., Шершуков В.В.
Издание:Недра, Москва, 1988 г., 196 стр., УДК: [551.243+550.8: 528.94+550.814 ] (075), ISBN: 5-247-00320-9
Изложены методы и задачи изучения различных форм залегания горных пород, а также трещин и разрывов. Даны примеры выполнения работ по геологическому картированию, задания для закрепления практических навыков. Описаны приемы дешифрирования аэро- и космофотоснимков. Показаны примеры составления геологических карт, схем, стратиграфических колонок и геологических разрезов.
Для студентов вузов, обучающихся по программе курса «Структурная геология, геологическое картирование и дистанционные методы».
ТематикаСтруктурная геология
Автор(ы):Гудымович С.С., Фальк А.Ю., Шаминова М.И.
Издание:Издательство Томского Политехнического Университета, Томск, 2010 г., 36 стр., УДК: 55(076.5)
Методические указания и контрольные задания для решения задач при выполнении лабораторных работ по курсу «Общая геология» по темам «Горный компас», «Складки», «Дизъюнктивы» для студентов I курса, обучающихся по направлению 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Автор(ы):Зайдельман Ф.Р., Никифорова А.С., Смирнова Л.Ф., Шваров А.П.
Издание:Издательство Московского университета, Москва, 2002 г., 53 стр., УДК: 631.4, ISBN: 5-211-04789-3
Практикум по курсу «Мелиорация почв» предназначен для студентов — почвоведов университетов. Он построены по программе лекционного курса «Мелиорация почв» и служит, прежде всего, для его углубленного изучения. В процессе работы на этом практикуме студенты участвуют в лабораторных занятиях и семинарах. Они рассматривают материалы трех основных разделов университетского курса «Мелиорация почв» орошаемое земледелие, мелиорация засоленных почв и мелиорация почв заболоченных территорий Задача практикума заключается в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями мелиоративного почвоведения и мелиорации почв, дать представление о принципах и способах обоснования и расчета мелиоративных систем. Практикум предусматривает возможность самостоятельного выполнения студентами аналитических работ с использованием методов, принятых в практике мелиоративных изысканий и исследований.
Отличительной особенностью Практикума является существенное увеличение времени на освоение студентами методов аналитических (лабораторных) и полевых исследований почв как непосредственного объекта мелиорации. К ним относятся, в частности, методы определения засоления почв и оценки качества поливной воды по электропроводности, стабильности кротовых дрен в минеральных почвах, коэффициента фильтрации, экспресс методы определения растворимых соединений двухвалентного железа в грунтовых водах.
Семинары, предусмотренные в составе настоящего Практикума, натравлены на углубленное освоение студентами основных, принципиально важных в мелиоративном отношении положений лекционного курса
Таким образом в целом Практикум по курсу «Мелиорация почв» направлена то, чтобы помочь студенту сознательно освоить весь объем лекционного материала, подготовиться к коллоквиуму и к экзамену по курсу «Мелиорация почв».
Издание 2
Автор(ы):Амельянчик О.А., Болышева Т.Н., Гомонова Н.Ф., Дурынина Е.П., Егоров В.С., Егорова Е.В., Едемская Н.Л., Карпова Е.А., Минеев В.Г., Прижукова В.Г., Сычев В.Г.
Издание:Московский Государственный Университет, Москва, 2001 г., 688 стр., УДК: 63:54, ISBN: 5-211-04265-4
В практикум включены методы лабораторных исследований. которые используют при обучении студентов на факультетах агрохимии и почвоведения. Особое место отведено технике лабораторных работ, включая самые современные инструментальные методы.
Для студентов и аспирантов почвенно-агрохимических и агрономических специальностей университетов.
Выход в свет второго, дополненного и переработанного издания «Практикума по агрохимии» связано с необходимостью методологического обеспечения агрохимических исследований по более широкому набору показателей, а также со знакомством с новыми инструментальными методами анализа, нашедшими повсеместное применение в практике агрохимических исследований. Интерес представляют спектроскопические методы анализа, особенно атомно-абсорбционная спектрофотометрия и спектроскопия в ближней ИК-области. В научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях широко применяются поляриметрические, ионометрические, рентгенофлуоресцентные, атомно-эмиссионные, нейтронно-активационные, хроматографические методы анализа почвы, растений и удобрений.
Поэтому, прежде всего, важно ознакомить пользователя с принципами и особенностями инструментальных методов анализа. Кроме того, в данном учебном пособии излагаются методы анализа разных типов почв, принятые в агрохимической практике при исследовании физико-химических и химических свойств, содержания различных форм биогенных макро- и микроэлементов, а также токсичных веществ. Данные этих анализов позволяют оценить агрохимические свойства и плодородие почв, их экологическое состояние.
Издание:Иркутский Государственный Университет, Иркутск, 2010 г., 49 стр., УДК: 551.24(03), ISBN: 978-5-9624-0440-0
Практикум охватывает наиболее важные разделы дисциплины «Геотектоника» и состоит из двух частей. Первая часть «Методика выполнения лабораторных работ» касается теоретического обоснования и методики выполнения семи лабораторных работ.
Во второй части практикума «Графические приложения» в электронной форме (на диске CD-ROM) помещены карты и схемы для выполнения лабораторных работ.
Предназначено для бакалавров – направление 020300 – «Геология и специальностей 020300.62 – «Геохимия», 020305.65 – «Геология и геохимия горючих полезных ископаемых», 130304 – «Геология нефти и газа», 130300 – «Прикладная геология», 130301 – «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», а также для самостоятельной работы студентов «дистанционным методом».
Лабораторный практикум составлен в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными по дисциплине «Геотектоника» Государственным образовательным стандартом. При этом учтены традиции преподавания курса «Геотектоника» на кафедре динамической геологии Иркутского государственного университета. Основное внимание уделено современным представлениям о геодинамических процессах, основанных на принципах мобилизма – тектонике литосферных плит и тектонике плюмов. При этом особое внимание уделено возможности практического освоения студентами главных положений дисциплины «Геотектоника», позволяющих им в дальнейшем вести научно-исследовательскую деятельность и работу на производстве на современном научном уровне.