Задачи воспитательной работы по общественно полезному труду

Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно-полезный труд. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.

Общественно-полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию колллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учится руководить и самому выполнять распоряжения других.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развить у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезной деятельности успешно решаются многие воспитательные задачи:

– ребенок живет заботами о важном деле,

-стремится добиться определенных результатов в работе,

– знает, что для этого надо сделать,

– проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Актуальность общественно-полезной деятельности заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его добрые дела – это ценность на земле, и что счастье его самого, родных, и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.

Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.

Главные задачи:

1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьника;

2. Организация многообразной общественно-полезной и творческой деятельности учащихся;

3. Формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;

4. Развитие интереса школьников к общественно-полезному виду деятельности;

5. Активизация общественно-значимой деятельности учащихся;

6. Формирование здорового образа жизни;

7. Воспитание нравственности и патриотизма у школьников.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в ОУ, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с поручением по классу, в столовой и в реакреации, к уборке классных помещений, уходу за растениями в классе.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды.

Дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране.

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.

Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции. Общественно-полезная деятельность ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и трудовое развитие ребенка и тесно связана с такими дисциплинами как ИЗО, окружающий мир, технология.

Виды и формы работы:

1. Практические занятия;

2. Конструирование из разных материалов;

3. Рисование с натуры и по воображению;

4. Лепка по воображению;

5. Игровые программы

6. Творческие конкурсы( рисование, лепка, сочинение стихов, песен)

7. Проектная деятельность, наблюдение;

8. Коллективные разработки;

9. Экскурсии;

10. Встречи с интересными людьми;

11. Организации круглых столов;

12. Проведение фотосессии;

13. Репортажи, интервью;

14. Акции;

15. Лекции;

16. Просмотр видео и слайдов;

17. оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности:

1. Подготовка к труду, трудовому процессу;

2. Подведение итогов, анализ;

3. Оценка результатов.

В результате учащиеся начальной школы знают и выполняют:

ü Знают и выполняют правила дежурных по классу

ü Знают несколько видов комнатных растений

ü Знают пословицы о труде

ü Знают особенности труда обслуживающего персонала школы

ü Знают способы ухода за комнатными растениями

ü Знают правила бережного отношения к книгам

ü Знают правила личной гигиены

ü Выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей

ü Выполняют творческие работы с использованием различных материалов.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

ГБОУ  школа №332

           Рассмотрено:                                    Согласовано:                                     Утверждаю:

           На заседании МО                            зам.директора по УВР                     Директор ГБОУ СОШ №332

           Протокол №____                             _____________________                    Красюк С.И..

           От «   »  ___________2012г.            _____________________                     __________________

_____________________                «  »______________2012г.              «   »______________2012г.

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

Общественно – полезная деятельность «Помогайка».

Класс 1 «В»

Учитель: Емельяненко М.В.

2012-2013 учебный год

Санкт – Петербург , 2012 г.

Пояснительная записка

Программа «Помогайка» разработана и  предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго  поколения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:

–  приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

–  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

–  создание условий для самореализации;

–  интеграция личности в национальную культуру;

–  учёт разнообразия  творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим  дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.  Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.

                                                    Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.

                                              Главными задачами данной программы являются:

– воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;

– организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;

– формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы          и     самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;

– развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;

– активизация общественно значимой деятельности учащихся;

– формирование здорового образа жизни;

– воспитание нравственности и патриотизма у школьников.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего,  труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.

В лицее дети могут  принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном  участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые   практические   навыки.

Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.

    Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.

    Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Виды деятельности и предполагаемые формы работы:

  1. Практическое занятие
  2. Конструирование из разных материалов
  3. Рисование с натуры и по воображению
  4. Лепка по воображению
  5. Игровые программы
  6. Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
  7. Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
  8. Коллективные разработки
  9. Экскурсии
  10. Встречи с интересными людьми
  11. Организации круглых столов, диспутов
  12. Проведение фотосессии
  13. Репортажи, интервью
  14. Акции
  15. Лекции
  16. Просмотр видео и слайдов
  17. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.

                  Программа рассчитана на 135 часов:

                  1 класс- 33 часа (1 час в неделю)

                  2 класс- 34 часа (1 час в неделю)

                  3 класс- 34 часа (1 час в неделю)

                  4 класс- 34 часа (1 час в неделю)

Содержание программы

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
  1. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь  заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.

4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.

Содержание программы

для 1 класса (33 часа)

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
  3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.

4. Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

Требования к уровню подготовки

             В результате реализации программы обучающиеся:

– знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой

– знают несколько видов комнатных растений;

– знают пословицы о труде

– знают особенности труда обслуживающего персонала школы

– знают способы ухода за комнатными  растениями;

– знают правила бережного отношения к книгам

– знают правила личной гигиены

– выполняют правильный полив, очистку листьев;

– выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей

– выполняют творческие работы с использованием различных материалов.

Универсальные учебные действия,

которыми должен овладеть обучающийся  1 класса

Личностные:

  1. принимает и выполняет правила школьной жизни;
  2. соблюдает  основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
  3. проявляет познавательный интерес к трудовому  процессу;
  4. ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

 •    знает о факторах, наносящих вред здоровью.

  Регулятивные:

  1. принимает  учебную задачу под руководством учителя;
  2. учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  3.  принимает  элементарный  план действий при работе в группе;
  4. определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
  5. составляет элементарный  план действий при работе в группе;
  6. переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
  7. вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;
  8. вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;
  9. оценивает свою работу по совместно выбранным  критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
  10. эмоционально рефлексирует свои действия;
  11. готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает  организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

  1. отличает новое от уже известного под руководством учителя;
  2. устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
  3. владеет элементарными навыками чтения информации;
  4. сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по  заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
  5. выполняет работу практического действия под руководством учителя;
  6. использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
  7. умеет выделять существенные признаки;
  8. способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
  9. устанавливает последовательность основных событий в тексте;
  10. действует по аналогии;
  11. проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  1. вступает в диалог; умеет слушать  и понимать речь других;
  2. соблюдает  нормы речевого этикета;
  3. оказывает  взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает  правила работы в паре;
  4. готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством  учителя);
  5. умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
  6. понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
  7. умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 1 класс

дата

темы

1

 Беседа «Кто для нас трудится».

2

 Экскурсия по школе. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей.

3

 Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей.

4

 Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой, наблюдение за трудовой деятельностью людей.

5

 Коллективная работа «Я – дежурный по классу».

6

 Коллективная работа «Я – дежурный по столовой».

7

 Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни».  Наблюдение за оформлением школьных клумб.

8

 Аппликация «Мой любимый цветок». Оформление выставки работ.

9

 Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем. Беседа «Говорят вещи».

10

 Коллективная работа «Мы содержим в порядке наши книжки и тетрадки».

11

 «Книжкина больничка».

12

 Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом. Беседа «В гостях у  Мойдодыра».

13

 Беседа. «Всякая вещь трудом создана». Творческая работа «Украшения к празднику».

14

 Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников».

15

 Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики». Украшение рекреаций и кабинетов.

16

 Акция «Покормите птиц зимой».

17

 Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?» (подбор пословиц о    труде).

18

 Беседа «Живи, цветок».

19

 Уход за комнатными растениями (правильный полив).

20

 Уход за комнатными растениями (рыхление, подкормка).

21

 Конкурс «Самое аккуратное рабочее место».

22

 Уход за комнатными растениями (уход за листьями).

23

 Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе». Оформление выставки работ.

24

 Оформление стенгазеты «Я – мамин помощник».

25

 Операция «Чистая школа».

26

 Акция «Книжки – малышкам». Сбор и изготовление книжек-раскладушек.

27

 Акция «Покормите птиц весной».

28

 Коллективная работа «Кто что умеет делать». Фотовыставка.

29

 «Книжкина больничка».

30

 Изготовление поделок к акции «Дари добро».

31

 Операция «Чистый двор».

32

 Операция «Послушная метелка».

33

 Презентация «Своими руками». Фотоотчет «Наши достижения».

Источник