Взаимосвязь рельефа и полезных ископаемых таблица
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
Урок-практикум по теме «Рельеф России», 8 класс
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Тип урока: урок-пракикум
Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Геология», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса.
I.
Организационный
момент
Вступительное слово учителя.
Мы познакомились с науками, изучающими земную кору, имеем представление о геохронологической таблице, с тектоническими структурами. Сегодня научимся работать с тектонической и геологической картами атласа. Изучим состав полезных ископаемых, постараемся установить закономерность между размещением форм рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми.
Цели и задачи урока.
( формулируют учащиеся)
-Обобщить и закрепить знания о рельефе России, закономерностями размещения гор и равнин.
-Вспомнить определения понятий по теме: Рельеф.
-Иметь представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническим строением.
II.
1.Актуализация знаний.
Задание: Дайте определение следующим понятиям …
рельеф – …
платформа – …
складчатый пояс – …
полезные ископаемые – …
месторождения – …
бассейны – …
Учащиеся дают определение данным понятиям.
Показывая знания об основных тектонических структурах.
Коммуникативные (умение слушать)
2.Практическая работа. «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»
Заполнить таблицу, используя карты атласа.
3.Формулирование вывода на основе заполненной таблицы.
Вывод: Форма рельефа и разновидности полезных ископаемых зависят от геологического строения территории. Равнины расположены на ______________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые. Горные системы расположены в ________________, на них встречаются (рудные, нерудные) полезные ископаемые.
III . Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.
Взаимопроверка.
Личностные, коммуникативные.
Слово учителя – Дети сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, работали с картами.
– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Спасибо вам, ребята за работу,
Оценка деятельности учащихся.
1. Актуализация знаний.
Что такое платформа?
Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.
Какие формы рельефа соответствуют платформам?
Равнинные, платообразные.
Что такое складчатость?
Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.
Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?
Горные страны, нагорья.
Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения?
В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.
Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения?
Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.
2. Заполните таблицу.
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России
3. Объясните причины найденных различий.
Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.
4. Сделайте выводы.
Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного происхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.
Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.
В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.
Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.
8 класс. Практическая работа по географии
«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»
Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.
Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.
Области байкальской
складчатости
Области герцинской
складчатости
Области мезозойской
складчатости
Области кайнозойской
складчатости
Задание 2. Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.
Вариант заполнения таблицы для проверки учителем
Восточно-Европейская равнина
Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)
Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).
Сибирская платформа
Среднесибирское плоскогорье
(древняя платформа)
Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.
Западно – Сибирская платформа
Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)
Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Скифская плита
Равнинный Крым (молодая платформа)
Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Балтийский щит
Возвышенности и платформенные горы
Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Алданский щит
Алданское нагорье
Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Области байкальской , каледонской
складчатости
Древняя складчатость,
низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж
Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .
C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд
железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди
Области герцинской
складчатости
Урал, Аппалачи, Алтай
медь, свинец, цинк, олово, вольфрам,золото, серебро, уран
Области мезозойской
складчатости
Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,)
Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.
Области кайнозойской
складчатости
Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды,
Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «гимназия Перспектива» городского округа Самара
__________________________________________
Конспект урока географии в 8 классе по теме “Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых”
Писчасова Елена Дмитриевна
учитель географии
2018 г
География
8 класс
Тема урока: «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»
Тип урока – урок -практикум
Вид урока – Урок-путешествие
Количество часов- 1
Цели урока:
Образовательная:
Развитие коммуникативных способностей личности, формирование навыка решения заданий с практическим содержанием с использованием карт атласа
Развивающие:
Развитие
– познавательных и исследовательских умений учащихся, повышение культуры общения;
– географической речи учащихся в процессе выполнения устной работы;
– самостоятельности мышления в географических заданий
– самооценки на разных этапах урока
Воспитательная:
В ходе проведения групповой работы на уроке воспитывать в учащихся умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки
План урока:
Организационный момент.
Постановка цели урока.
Решение задач практического содержания (работа в группах).
Защита полученных решений.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия
Обеспечение:
Учебник для общеобразовательных учреждений «География. География России.Природа. 8 класс». Авторы: И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2017
Атласы по географии .8 класс
Презентация к уроку
Раздаточный дидактический материал (на группу)
Лист самооценивания ученика
Паспорт урока географии в 8 классе
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Образовательная цель
Развитие коммуникативных способностей личности, формирование навыка решения заданий с практическим содержанием на примере использования теоретических знаний о рельефе, геологическом строении территории.
Планируемые образовательные результаты (ПОР)
По окончании изучения темы ученик:
ЛР-1: развивает познавательные интересы, учебные мотивы;
ЛР-2: формирует адекватную позитивную осознанную самооценку и самоприятие;
ПУД-1: систематизирует ранее изученный теоретический материал через решение практических задач;
ПУД-2: строит речевое высказывание в устной и письменной форме;
ПУД-3: выбирает наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий;
ПУД-4: осуществляет рефлексию способов действия, контроль и оценку процесса и результата деятельности;
ПУД-5: осуществляет знаково-символическое моделирование;
ПУД-6: строит логическую цепь рассуждений;
КУД-1: формирует умение слушать собеседника;
КУД-2: учитывает разные мнения и формирует умение обосновывать собственное;
КУД-3: договаривается, находя общее решение;
КУД-4: осуществляет взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания;
РУД-1: планирует последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляет последовательность действий;
РУД-2: осуществляет контроль в форме сопоставления собственного решения с решением предложенном другими группами и решением, предлагаемым учителем;
РУД-3: вносит коррекцию способа действий, в случае расхождения результатов собственного решения и эталона;
РУД-4: формирует волевую саморегуляцию;
ПР-1: применяет тригонометрический аппарат при решении геометрических задач практического содержания
Программные требования к образовательным результатам раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
Объяснить зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Называть и показывать крупные равнины и горы.
Соотносить с помощью физической и тектонической карт формы рельефа, тектоническое строение территории и размещение полезных ископаемых.
Объяснять закономерности размещения полезных ископаемых.
Объяснять причины процессов, происходящих в земной коре.
Программное содержание
Рельеф, геологическое строение территории, полезные ископаемые.
План изучения учебного материала
Повторение теории, решение устных задач.
Решение задач практического содержания (работа в группах).
Защита полученных решений.
Тип урока
Урок-практикум
Форма урока
Урок-путешествие
Образовательная технология
Технология интерактивного обучения
Оснащение урока
Учебник «География. География России. Природа. 8 класс». Авторы: И.И. Баринова
Атласы по географии ,8 класс
презентация
Мизансцена урока
3 группы по 6 человек
Предварительная подготовка к уроку учащихся
повторение знаний о рельефе и геологическом строении территории
Домашнее задание
Выполнить задание № 1,3 в контурной карте
Расшифровка аббревиатур:
ЛР- личностные действия
ПУД- познавательные универсальные действия
КУД- коммуникативные универсальные действия
РУД- регулятивные универсальные действия
ПР- предметные результаты
Ход урока.
1 этап (3-5 мин). Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих. Обозначение групповой работы. Психологический настрой на урок
Здравствуйте, ребята! Итак, мы с вами изучили темы «Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые России», но взаимосвязи между этими структурами земной коры мы не устанавливали. Поэтому очевидной целью нашего урока станет ??? (Вопрос ученикам) выявить взаимосвязь между размещением полезных ископаемых, тектоническим строением и рельефом.
Наш урок пройдет сегодня в форме путешествия-восхождения на вершину гор. В путешествие отправляются три команды восьмиклассников, экипированные знаниями. В ходе путешествия будут встречаться различные препятствия- задания. Та команда, которая выполнит правильно больше заданий, поднимется выше. В итоге мы увидим, на какой высоте над уровнем моря окажутся команды. Кто-то, возможно, покорит некоторые вершины Алтая, кто-то только Урала, а кто-то возможно и останется у подножия гор, на равнине. Это зависит от уровня подготовки. У спортсменов физической подготовки, а у восьмиклассников на уроке географии-интеллектуальной.
Вы работаете командой.
Вам будет предложено заданий на высоту 4200 м.
Оценку 5» получит команда, взошедшая выше 3000 м.
Оценку «4» – Выше 2000 метров до 3000 м.
Оценку «3» -ниже 2000 м.
Отправляясь в путешествие мы всегда оцениваем свои силы и возможности- физические, финансовые. На уроке-путешествии мы оценим свои знания, чтобы оказаться на высоте.
Что мы умеем, знаем и можем на начало урока и на его окончание.
Для этого у нас есть дневник путешественника (лист самооценивания).
Итак, возьмите у каждого на парте лист самооценивания. Поставьте плюсы в те строчки, на которые вы действительно знаете ответ. Минусы там, где не знаете ответа. В итоге посчитайте плюсы и поставьте полученное число на начало урока.
Дневник путешественника (лист самооценивания).
Краткий анализ листов самооценивания
Ученики называют цели урока
Ученики изучают и заполняют лист самооценивания, ставят плюсы и называют вопросы, на которые могут дать ответ, разбираются и ставят минусы, где затрудняются дать ответ
2 этап
Задание № 1. Итак, начнем наше восхождение на вершину.
Работа с картами-физической и тектонической.
Анализируя и сопоставляя карты заполните таблицу. Данные пишем в таблицу. За каждый правильный ответ один балл -500 м над уровнем моря. В итоге, кто все сделает правильно, поднимется сразу на 1500 метров над уровнем моря. Выходим защищать свою работу 2 человека.
Используя физическую и тектоническую карты заполните таблицу.
Вывод.
Ученики группой работают с картами атласа, заполняют таблицу. Затем каждая группа дает ответ на поставленное задание.
3 этап
Задание № 2 Работа на размышлении.
Каждая группа получает задание, проводит «мозговой штурм», ищет ответ на поставленную задачу. Выходят два человека, дают ответ. Правильно выполненное задание поднимет вас на высоту 1000 метров над уровнем моря.
1 группа. Задание. Прочитайте сообщение информационного агентства
«3 сентября 2007 г. в республике Бурятия произошло землетрясение с интенсивностью в эпицентре около 5,6 балла по шкале Рихтера.»
Определите, в пределах какого горного пояса России произошло землетрясение, и объясните, с чем связаны частые землетрясения в этом районе.
2 группа. Работа на размышление.
Прочитайте сообщение информационного агентства
«17 января 2008 г.искуственные спутники Земли в точке с координатами 57 градусов с.ш. и 161 градус в.д. зафиксировали извержение вулкана с мощным выбросом пепла. Облака из пепла, растягивающегося на сотни километров, несут угрозу авиации, поэтому данный район закрыт для полетов и закрыты все ближайшие аэропорты.»
Определите, над каким полуостровом были запрещены полеты авиации объясните, какой это вулкан и с чем связана активная вулканическая деятельность в этом районе.
3 группа. Работа на размышление.
Коля пришел из школы и рассказывает родителям. «Мы по географии сегодня изучали полезные ископаемые. Нам учитель рассказал, что у нас в стране есть территории, где прямо на поверхность выходят очень древние породы возрастом до полутора миллиардов лет. И они не покрыты осадочными породами. Там добывают очень много полезных ископаемых –железные руды, медь, никель, олово, апатиты, фосфориты и много других. Землетрясений там не бывает. Эту территорию даже в прошлом покрывал ледник. Правда, климат там не очень теплый, да еще зимой полярная ночь бывает. Край гранита, воды и лесов, назвал учитель эту территорию.»
О каком регионе идет речь?
Определите, какая тектоническая структура здесь находится?
Почему здесь не бывает землетрясений?
Ученики, получив задание, проводят «мозговой штурм», обсуждают варианты ответов на поставленное задание. Ученики дают свой вариант ответа на задания.
4 этап
Задание №3
Работа с кластером. Найди ошибку.
Проанализируйте кластер и найдите ошибки в логической цепочке.
Каждая найденная ошибка поднимает на высоту 200 м. над уровнем моря.
После ответов учеников учитель
Ученики работают с кластером, находят и исправляют ошибки, выходят с кластером, проводят анализ работы
5 этап
Работа с тестом.
Сейчас каждый ученик работает самостоятельно с тестом.
На слайдах предлагаются тесты всему классу.
Ставим номер вопроса, букву ответа
Сейчас меняемся листами и проверяем тест. Учитель на слайде показывает правильный ответ. За правильный ответ ставим балл. Считаем баллы.
А теперь сложите все баллы за тест у команды и получите среднее арифметическое команды. У вас не должно получиться больше 7 баллов. Эту общую цифру мы вписываем в экран соревнований и подводим итоги. Каждый правильный ответ 100м над уровнем моря. Самое большее-700 м
Ученики работают с тестом.
Ученики проверяют тесты товарища, подсчитывают баллы, называют учителю.
6 этап
Подведение итогов
Подводим итоги. Итак, 4200 м.
Оценку 5» получает команда, взошедшая выше 3500 м.
Оценку «4» – Выше 2000 метров до 3000 м.
Оценку «3» -ниже 2000 м.
Какая команда победила и поднялась выше всех? Молодцы! Выставление оценок.
Главное, а чему мы научились в ходе нашего путешествия?
Ребята, назовите, на какие вопросы вы нашли ответы в течение урока, а на какие пока не смогли ответить? Берем лист самооценивания и ставим плюсы и минусы в конце нашего урока-путешествия. Итого, сколько баллов в конце урока?
Домашнее задание. На контурной карте №2 (Рельеф) выполнить задание № 5
Ученики считают и называют, сколько баллов набрала их команда.
Затем работают с листом самооценивания, проводят рефлексию.
Список литературы:
Учебник для общеобразовательных учреждений «География. География России. Природа. 8 класс». Авторы: И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2017
Атласы по географии .8 класс
Презентация к уроку
Приложение 1
Дневник путешественника (лист самооценивания).
Приложение 2
Заполни таблицу
Вывод.
Приложение 3
Найди ошибки в кластере
Тектонические структуры
Платформы
складчатые области
Русская
Сибирская
Урал
Восточно-Европейская
равнина
Среднесибирское плоскогорье
Области байкальской складчатости
КМА
Донбасс
Кузбасс
балтийский щит
железные руды
медные руды
никелевые руды
Анабарский щит
Тунгусский бассейн
Медные руды
каменный уголь
каменный уголь
Приложение 4
Проверь свой кластер (правильный образец)
Найди ошибки.
Тектонические структуры
Платформы
складчатые области
Русская
Сибирская
Области герцинскойскладчатости
Восточно-Европейская
равнина
Среднесибирское плоскогорье
Урал
КМА
Донбасс
Тунгусский бассейн
железные руды
медные руды
никелевые руды
Каменный уголь
Каменный уголь
Приложение 5
Работа на размышление.
1 группа. Задание. Прочитайте сообщение информационного агентства
«3 сентября 2007 г. в республике Бурятия произошло землетрясение с интенсивностью в эпицентре около 5,6 балла по шкале Рихтера.»
Определите, в пределах какого горного пояса России произошло землетрясение, и объясните, с чем связаны частые землетрясения в этом районе.
2 группа. Работа на размышление.
Прочитайте сообщение информационного агентства
«17 января 2008 г.искусственные спутники Земли в точке с координатами 57 градусов с.ш. и 161 градус в.д. зафиксировали извержение вулкана с мощным выбросом пепла. Облака из пепла, растягивающегося на сотни километров, несут угрозу авиации, поэтому данный район закрыт для полетов и закрыты все ближайшие аэропорты.»
Определите, над каким полуостровом были запрещены полеты авиации объясните, какой это вулкан и с чем связана активная вулканическая деятельность в этом районе.
3 группа. Работа на размышление.
Коля пришел из школы и рассказывает родителям. « Мы по географии сегодня изучали полезные ископаемые. Нам учитель рассказал, что у нас в стране есть территории, где прямо на поверхность выходят очень древние породы возрастом до полутора миллиардов лет. И они не покрыты осадочными породами. Там добывают очень много полезных ископаемых –железные руды, медь, никель, олово, апатиты, фосфориты и много других. З6емлетрясений там не бывает.Эту территорию даже в прошлом покрывал ледник. Правда, климат там не очень теплый, да еще зимой полярная ночь бывает. Край гранита, воды и лесов, назвал учитель эту территорию.»
О каком регионе идет речь?
Определите, какая тектоническая структура здесь находится?
Почему здесь не бывает землетрясений?
Приложение 6
Работа с тестом.
1.Горы кайнозойской складчатости.
А) Урал.
Б) Кавказ
В) Алтай
2.На побережье какого из перечисленных морей расположена самая низкая точка России.
А) Азовское
Б) Черное
В) Каспийское
3.Наибольшие запасы нефти и газа сосредоточены на равнинах
А) Западно-сибирская
Б) Восточно-Европейская
В) Среднесибирское плоскогорье
4.Самая древняя эра в развитии Земли
А) архейская
Б) мезозойская
В) кайнозойская
5. Самая высокая вершина Алтая
А) г. Победа
Б) г. Народная
В) г. Казбек
Г) г. Белуха
6.Какое полезное ископаемое в списке лишнее
Нефть, каменный уголь, торф, горючие сланцы, песок, мрамор
7. Месторождения каменного угля связаны с
А) складчатыми областями гор
Б)осадочным чехлом платформы
В) щитами
Ответы
Б
В
А
А
Г
Мрамор
Б