Взаимосвязь рельефа геологического строения и полезных ископаемых

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы.

7. Ребусы

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы использую для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания.

Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей обучающихся.

Литературная география

1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?

(Извозчики. “География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка”. Сынок, конечно, её послушался.)

2.Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.

(Онега – Онегин, Лена – Ленский, Печора – Печорин.)

3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах.)

4.Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?(Лукоморье)

Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Например, организованная экскурсия на озеро подготовила учащихся к выполнению интегрированного отчета в форме презентации, фотомонтажа, репортажа.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

· познавательные навыки и способность к самообразованию;

· способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

· целеустремленность и настойчивость;

· способность взять на себя инициативу и ответственность;

· критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

· коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.

Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.

Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

· уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

· отношение учащихся к изучению географии;

· уровень мотивации учения;

· уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2009 по 2012 год. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся. Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах выглядит следующим образом:

Таблица 1.Мониторинг качества знаний по географии

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание социально адаптированной личности, обеспечение успешного обучения школьников географии на основе применения активных форм обучения, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

– мотивация учения обучающихся на уроках географии в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения активных форм обучения в процессе изучения географии;

– формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.

Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствуют результаты внеурочной деятельности учащихся.

4. Заключение.

Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.

Огромная роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю. Ему предоставляется право самостоятельного выбора технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать соединение традиционных и новых методов обучения. Критерием успешной работы должен служить ученик, обладающий ключевыми компетенциями.

4. Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.

Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

География в кроссвордах/ авт-сост. С.Н. Труднева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2006. – 79с.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.

Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя/О.В. Крылова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 95с.

Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997

Учителям и подросткам о психологии подростка Под. ред. Аракелова Г.Г.– М.: Высшая школа, 1990

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

https://referat.ru/

https://dipland.ru

https://vestnik.kuzspa.ru

https://student.km.ru

Приложение 1

«Исследование мотивации к изучению предмета»

Анкета для учащихся

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «гимназия Перспектива» городского округа Самара

__________________________________________

Конспект урока географии в 8 классе по теме “Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых”

Писчасова Елена Дмитриевна

учитель географии

2018 г

География

8 класс

Тема урока: «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых»

Тип урока – урок -практикум

Вид урока – Урок-путешествие

Количество часов- 1

Цели урока:

Образовательная:

Развитие коммуникативных способностей личности, формирование навыка решения заданий с практическим содержанием с использованием карт атласа

Развивающие:

Развитие

– познавательных и исследовательских умений учащихся, повышение культуры общения;

– географической речи учащихся в процессе выполнения устной работы;

– самостоятельности мышления в географических заданий

– самооценки на разных этапах урока

Воспитательная:

В ходе проведения групповой работы на уроке воспитывать в учащихся умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели урока.

  3. Решение задач практического содержания (работа в группах).

  4. Защита полученных решений.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

  7. Рефлексия

Обеспечение:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «География. География России.Природа. 8 класс». Авторы: И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2017

  2. Атласы по географии .8 класс

  3. Презентация к уроку

  4. Раздаточный дидактический материал (на группу)

  5. Лист самооценивания ученика

Паспорт урока географии в 8 классе

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Образовательная цель

Развитие коммуникативных способностей личности, формирование навыка решения заданий с практическим содержанием на примере использования теоретических знаний о рельефе, геологическом строении территории.

Планируемые образовательные результаты (ПОР)

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: развивает познавательные интересы, учебные мотивы;

ЛР-2: формирует адекватную позитивную осознанную самооценку и самоприятие;

ПУД-1: систематизирует ранее изученный теоретический материал через решение практических задач;

ПУД-2: строит речевое высказывание в устной и письменной форме;

ПУД-3: выбирает наиболее эффективные способы решения заданий в зависимости от конкретных условий;

ПУД-4: осуществляет рефлексию способов действия, контроль и оценку процесса и результата деятельности;

ПУД-5: осуществляет знаково-символическое моделирование;

ПУД-6: строит логическую цепь рассуждений;

КУД-1: формирует умение слушать собеседника;

КУД-2: учитывает разные мнения и формирует умение обосновывать собственное;

КУД-3: договаривается, находя общее решение;

КУД-4: осуществляет взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания;

РУД-1: планирует последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляет последовательность действий;

РУД-2: осуществляет контроль в форме сопоставления собственного решения с решением предложенном другими группами и решением, предлагаемым учителем;

РУД-3: вносит коррекцию способа действий, в случае расхождения результатов собственного решения и эталона;

РУД-4: формирует волевую саморегуляцию;

ПР-1: применяет тригонометрический аппарат при решении геометрических задач практического содержания

Программные требования к образовательным результатам раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Объяснить зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Называть и показывать крупные равнины и горы.

Соотносить с помощью физической и тектонической карт формы рельефа, тектоническое строение территории и размещение полезных ископаемых.

Объяснять закономерности размещения полезных ископаемых.

Объяснять причины процессов, происходящих в земной коре.

Программное содержание

Рельеф, геологическое строение территории, полезные ископаемые.

План изучения учебного материала

Повторение теории, решение устных задач.

Решение задач практического содержания (работа в группах).

Защита полученных решений.

Тип урока

Урок-практикум

Форма урока

Урок-путешествие

Образовательная технология

Технология интерактивного обучения

Оснащение урока

Учебник «География. География России. Природа. 8 класс». Авторы: И.И. Баринова

Атласы по географии ,8 класс

презентация

Мизансцена урока

3 группы по 6 человек

Предварительная подготовка к уроку учащихся

повторение знаний о рельефе и геологическом строении территории

Домашнее задание

Выполнить задание № 1,3 в контурной карте

Расшифровка аббревиатур:

ЛР- личностные действия

ПУД- познавательные универсальные действия

КУД- коммуникативные универсальные действия

РУД- регулятивные универсальные действия

ПР- предметные результаты

Ход урока.

1 этап (3-5 мин). Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Обозначение групповой работы. Психологический настрой на урок

Здравствуйте, ребята! Итак, мы с вами изучили темы «Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые России», но взаимосвязи между этими структурами земной коры мы не устанавливали. Поэтому очевидной целью нашего урока станет ??? (Вопрос ученикам) выявить взаимосвязь между размещением полезных ископаемых, тектоническим строением и рельефом.

Наш урок пройдет сегодня в форме путешествия-восхождения на вершину гор. В путешествие отправляются три команды восьмиклассников, экипированные знаниями. В ходе путешествия будут встречаться различные препятствия- задания. Та команда, которая выполнит правильно больше заданий, поднимется выше. В итоге мы увидим, на какой высоте над уровнем моря окажутся команды. Кто-то, возможно, покорит некоторые вершины Алтая, кто-то только Урала, а кто-то возможно и останется у подножия гор, на равнине. Это зависит от уровня подготовки. У спортсменов физической подготовки, а у восьмиклассников на уроке географии-интеллектуальной.

Вы работаете командой.

Вам будет предложено заданий на высоту 4200 м.

Оценку 5» получит команда, взошедшая выше 3000 м.

Оценку «4» – Выше 2000 метров до 3000 м.

Оценку «3» -ниже 2000 м.

Отправляясь в путешествие мы всегда оцениваем свои силы и возможности- физические, финансовые. На уроке-путешествии мы оценим свои знания, чтобы оказаться на высоте.

Что мы умеем, знаем и можем на начало урока и на его окончание.

Для этого у нас есть дневник путешественника (лист самооценивания).

Итак, возьмите у каждого на парте лист самооценивания. Поставьте плюсы в те строчки, на которые вы действительно знаете ответ. Минусы там, где не знаете ответа. В итоге посчитайте плюсы и поставьте полученное число на начало урока.

Дневник путешественника (лист самооценивания).

Краткий анализ листов самооценивания

Ученики называют цели урока

Ученики изучают и заполняют лист самооценивания, ставят плюсы и называют вопросы, на которые могут дать ответ, разбираются и ставят минусы, где затрудняются дать ответ

2 этап

Задание № 1. Итак, начнем наше восхождение на вершину.

Работа с картами-физической и тектонической.

Анализируя и сопоставляя карты заполните таблицу. Данные пишем в таблицу. За каждый правильный ответ один балл -500 м над уровнем моря. В итоге, кто все сделает правильно, поднимется сразу на 1500 метров над уровнем моря. Выходим защищать свою работу 2 человека.

Используя физическую и тектоническую карты заполните таблицу.

Вывод.

Ученики группой работают с картами атласа, заполняют таблицу. Затем каждая группа дает ответ на поставленное задание.

3 этап

Задание № 2 Работа на размышлении.

Каждая группа получает задание, проводит «мозговой штурм», ищет ответ на поставленную задачу. Выходят два человека, дают ответ. Правильно выполненное задание поднимет вас на высоту 1000 метров над уровнем моря.

1 группа. Задание. Прочитайте сообщение информационного агентства

«3 сентября 2007 г. в республике Бурятия произошло землетрясение с интенсивностью в эпицентре около 5,6 балла по шкале Рихтера.»

Определите, в пределах какого горного пояса России произошло землетрясение, и объясните, с чем связаны частые землетрясения в этом районе.

2 группа. Работа на размышление.

Прочитайте сообщение информационного агентства

«17 января 2008 г.искуственные спутники Земли в точке с координатами 57 градусов с.ш. и 161 градус в.д. зафиксировали извержение вулкана с мощным выбросом пепла. Облака из пепла, растягивающегося на сотни километров, несут угрозу авиации, поэтому данный район закрыт для полетов и закрыты все ближайшие аэропорты.»

Определите, над каким полуостровом были запрещены полеты авиации объясните, какой это вулкан и с чем связана активная вулканическая деятельность в этом районе.

3 группа. Работа на размышление.

Коля пришел из школы и рассказывает родителям. «Мы по географии сегодня изучали полезные ископаемые. Нам учитель рассказал, что у нас в стране есть территории, где прямо на поверхность выходят очень древние породы возрастом до полутора миллиардов лет. И они не покрыты осадочными породами. Там добывают очень много полезных ископаемых –железные руды, медь, никель, олово, апатиты, фосфориты и много других. Землетрясений там не бывает. Эту территорию даже в прошлом покрывал ледник. Правда, климат там не очень теплый, да еще зимой полярная ночь бывает. Край гранита, воды и лесов, назвал учитель эту территорию.»

О каком регионе идет речь?

Определите, какая тектоническая структура здесь находится?

Почему здесь не бывает землетрясений?

Ученики, получив задание, проводят «мозговой штурм», обсуждают варианты ответов на поставленное задание. Ученики дают свой вариант ответа на задания.

4 этап

Задание №3

Работа с кластером. Найди ошибку.

Проанализируйте кластер и найдите ошибки в логической цепочке.

Каждая найденная ошибка поднимает на высоту 200 м. над уровнем моря.

После ответов учеников учитель

Ученики работают с кластером, находят и исправляют ошибки, выходят с кластером, проводят анализ работы

5 этап

Работа с тестом.

Сейчас каждый ученик работает самостоятельно с тестом.

На слайдах предлагаются тесты всему классу.

Ставим номер вопроса, букву ответа

Сейчас меняемся листами и проверяем тест. Учитель на слайде показывает правильный ответ. За правильный ответ ставим балл. Считаем баллы.

А теперь сложите все баллы за тест у команды и получите среднее арифметическое команды. У вас не должно получиться больше 7 баллов. Эту общую цифру мы вписываем в экран соревнований и подводим итоги. Каждый правильный ответ 100м над уровнем моря. Самое большее-700 м

Ученики работают с тестом.

Ученики проверяют тесты товарища, подсчитывают баллы, называют учителю.

6 этап

Подведение итогов

Подводим итоги. Итак, 4200 м.

Оценку 5» получает команда, взошедшая выше 3500 м.

Оценку «4» – Выше 2000 метров до 3000 м.

Оценку «3» -ниже 2000 м.

Какая команда победила и поднялась выше всех? Молодцы! Выставление оценок.

Главное, а чему мы научились в ходе нашего путешествия?

Ребята, назовите, на какие вопросы вы нашли ответы в течение урока, а на какие пока не смогли ответить? Берем лист самооценивания и ставим плюсы и минусы в конце нашего урока-путешествия. Итого, сколько баллов в конце урока?

Домашнее задание. На контурной карте №2 (Рельеф) выполнить задание № 5

Ученики считают и называют, сколько баллов набрала их команда.

Затем работают с листом самооценивания, проводят рефлексию.

Список литературы:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «География. География России. Природа. 8 класс». Авторы: И.И.Баринова. – М.: Дрофа, 2017

  2. Атласы по географии .8 класс

  3. Презентация к уроку

Приложение 1

Дневник путешественника (лист самооценивания).

Приложение 2

Заполни таблицу

Вывод.

Приложение 3

Найди ошибки в кластере

Тектонические структуры

Платформы

складчатые области

Русская

Сибирская

Урал

Восточно-Европейская

равнина

Среднесибирское плоскогорье

Области байкальской складчатости

КМА

Донбасс

Кузбасс

балтийский щит

железные руды

медные руды

никелевые руды

Анабарский щит

Тунгусский бассейн

Медные руды

каменный уголь

каменный уголь

Приложение 4

Проверь свой кластер (правильный образец)

Найди ошибки.

Тектонические структуры

Платформы

складчатые области

Русская

Сибирская

Области герцинскойскладчатости

Восточно-Европейская

равнина

Среднесибирское плоскогорье

Урал

КМА

Донбасс

Тунгусский бассейн

железные руды

медные руды

никелевые руды

Каменный уголь

Каменный уголь

Приложение 5

Работа на размышление.

1 группа. Задание. Прочитайте сообщение информационного агентства

«3 сентября 2007 г. в республике Бурятия произошло землетрясение с интенсивностью в эпицентре около 5,6 балла по шкале Рихтера.»

Определите, в пределах какого горного пояса России произошло землетрясение, и объясните, с чем связаны частые землетрясения в этом районе.

2 группа. Работа на размышление.

Прочитайте сообщение информационного агентства

«17 января 2008 г.искусственные спутники Земли в точке с координатами 57 градусов с.ш. и 161 градус в.д. зафиксировали извержение вулкана с мощным выбросом пепла. Облака из пепла, растягивающегося на сотни километров, несут угрозу авиации, поэтому данный район закрыт для полетов и закрыты все ближайшие аэропорты.»

Определите, над каким полуостровом были запрещены полеты авиации объясните, какой это вулкан и с чем связана активная вулканическая деятельность в этом районе.

3 группа. Работа на размышление.

Коля пришел из школы и рассказывает родителям. « Мы по географии сегодня изучали полезные ископаемые. Нам учитель рассказал, что у нас в стране есть территории, где прямо на поверхность выходят очень древние породы возрастом до полутора миллиардов лет. И они не покрыты осадочными породами. Там добывают очень много полезных ископаемых –железные руды, медь, никель, олово, апатиты, фосфориты и много других. З6емлетрясений там не бывает.Эту территорию даже в прошлом покрывал ледник. Правда, климат там не очень теплый, да еще зимой полярная ночь бывает. Край гранита, воды и лесов, назвал учитель эту территорию.»

О каком регионе идет речь?

Определите, какая тектоническая структура здесь находится?

Почему здесь не бывает землетрясений?

Приложение 6

Работа с тестом.

1.Горы кайнозойской складчатости.

А) Урал.

Б) Кавказ

В) Алтай

2.На побережье какого из перечисленных морей расположена самая низкая точка России.

А) Азовское

Б) Черное

В) Каспийское

3.Наибольшие запасы нефти и газа сосредоточены на равнинах

А) Западно-сибирская

Б) Восточно-Европейская

В) Среднесибирское плоскогорье

4.Самая древняя эра в развитии Земли

А) архейская

Б) мезозойская

В) кайнозойская

5. Самая высокая вершина Алтая

А) г. Победа

Б) г. Народная

В) г. Казбек

Г) г. Белуха

6.Какое полезное ископаемое в списке лишнее

Нефть, каменный уголь, торф, горючие сланцы, песок, мрамор

7. Месторождения каменного угля связаны с

А) складчатыми областями гор

Б)осадочным чехлом платформы

В) щитами

Ответы

  1. Б

  2. В

  3. А

  4. А

  5. Г

  6. Мрамор

  7. Б

Источник