Вывод о взаимосвязях между формами рельефа тектоническими структурами и полезным
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
Технологическая карта урока географии с использованием ЭОР
Учитель: Русакова Е. А.
Курган 2019
Раздел (тема) программы: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ РОССИИ
Задачи:
1. Помочь учащимся целостно представить основные черты рельефа России
2. Организовать деятельность по выявлению причин, определяющих особенности рельефа
3. Развивать умения самостоятельно добывать знания (информацию) из разных источников, выделять главное, работать с контурной картой, атласом
4. Воспитывать рефлексивную культуру учащихся.
Основное содержание темы:
Геологическое строение территории России.
Тектоническое строение территории России.
Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами.
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.
Термины и понятия: Землетрясение, Платформа, Рельеф.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
1. Развивать мышление, внимание у обучающихся
Познавательные:
Уметь работать с текстом учебника, сравнивают географические объекты, делают выводы и обобщения об особенностях рельефа России, решают проблему направленности водостока северных рек;
1.Умение работать с разными источниками географической информации
2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала
Регулятивные: составлять план характеристики крупнейших форм рельефа страны; оценивать свою деятельность.
2. Умение выделять, описывать, объяснять закономерности размещения гор и равнин
3. Осознать целостность природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека
Личностные: определять возможные роли в совместной деятельности,
организовывать учебное взаимодействие в группе,
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения
3. Умение выделять главные черты рельефа и находить связи с тектоническим строением территории
4. Осознание размеров нашей страны, её большую протяженность с запада на восток, убедиться в разнообразии её рельефа.
4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды
5. Умение контролировать результат своей деятельности
5. Знать термины: Геохронология, Тектоника, Платформа, Трапп, Щит, Рельеф. Уметь находить на карте крупнейшие и крупные формы рельефа территории России.
Организация образовательного пространства
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ресурсы: физическая карта России, учебник, атласы 8 класс, контурные карты, программа «Наглядная география» для интерактивной доски.
Межпредметные связи:
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Технология изучения темы
I этап: Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Учитель задает проблемный вопрос: «О чем сегодня пойдет речь на уроке?»
Ситуативное задание:
Учитель:«27 мая 1995 г. на севере о. Сахалин произошло сильнейшее за всю историю наблюдений в данном районе землетрясение. Главный толчок сопровождался многочисленными толчками. Эпицентр находился вблизи посёлка Нефтегорск. Землетрясение унесло 1841 жизнь. По своим масштабам, разрушениям и жертвам – это одно из крупнейших землетрясений двадцатого столетия. Вопрос: Почему происходят землетрясения?
Учащиеся: дают объяснение происхождения землетрясений и вспоминают из курса 6 класса термин – Землетрясение – это подземные толчки, возникающие в результате внезапного смещения верхней части земной коры, под действием внутренних сил Земли. Земная кора разделена на отдельные части – литосферные плиты, на границах которых чаще всего происходят землетрясения.
Учитель: В пределах литосферных плит есть платформы – устойчивые участки земной коры и подвижные складчатые области, отличающиеся друг от друга по возрасту.
Учащиеся: записывают определения в тетрадь
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: Изучить крупные формы рельефа России и найти связь между тектоническими структурами
Учитель: Используя текст учебника и физическую и тектоническую карты атласа ответить на вопросы:
Вопрос
Примерный ответ
Где в России расположены равнины?
На западе и севере
Где расположены горы?
На юге и востоке
Какие тектонические структуры лежат в основании крупных форм рельефа?
Платформы и области складчатости
Каков их возраст?
Платформы – древние области.
Области складчатости – байкальские, каледонские, герцинские, мезозойские, альпийские и современные.
Скажите, почему рельеф России так разнообразен?
Рельеф России состоит из обширных равнин, плоскогорий, вулканов, высоких и средних гор.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Выполнение практической работы см. документ Практическая работа № 3.
IV этап. Диагностика качества освоения темы.
Учитель: А сейчас для систематизации знаний отгадайте географические объекты, найдите их на физической карте и отметьте на контурной карте (Рис. 1), двое желающих отметят эти объекты на интерактивной карте:
Ученики: двое выходят к доске, остальные работают с контурной картой (Рис. 1).
Вопрос
Примерный ответ
Самая высокая точка России?
Гора Эльбрус
Самое низкое место в нашей стране?
Прикаспийская низменность
Самые длинные горы?
Урал
Самые высокие горы?
Кавказ
Самая высокая равнина?
Среднесибирское плоскогорье
Большая по площади, плоская, заболоченная равнина?
Западно-Сибирская
Самая большая по площади равнина?
Русская
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель: Осознавать пройденный на уроке материал, для последующего применения полученных знаний.
Синквейн:
Существительное: Рельеф
Прилагательное: Обширный, разнообразный, бескрайний
Глагол: Образуется, изменяется
Смысловая фраза: Рельеф – неровности на поверхности Земли
Ассоциация: Ландшафт
Самоанализ и самооценка ученика
Заполняется в листе с практической работой:
Для меня было сложным…
Сегодня на уроке я понял…
Сегодня я научился…
Практическая работа № 3: «Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России»
Содержание: Выявление взаимосвязей между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми России
Цель работы: Формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезным ископаемыми.
Оборудование: Тектоническая карта России, физическая карта России, карта минеральных ресурсов России.
По месту выполнения: Классная работа. 20-25 минут.
Форма проведения: Индивидуальная
Инструкция к выполнению работы:
• Сравните содержание карты тектонической и физической.
• Найдите на тектонической карте платформы, плиты.
• Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.
• Аналогичную работу провести с определением областей складчатости.
• Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
• Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре?
• Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
• Сделайте вывод о существовании взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Работу выполнил____________________________________
Работу выполнил____________________________________
Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
Территория
Тектоническая структура
Форма рельефа
Полезные ископаемые
Кавказ
Урал
Русская равнина
Западная Сибирь
Северо-Восточная Сибирь
Камчатка
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка:
Для меня было сложным_______________________________________
Сегодня на уроке я понял_______________________________________
Сегодня я научился__________________________________________
Эталон ответа учащихся:
Территория
Тектоническая структура
Форма рельефа
Полезные ископаемые
Кавказ
Область кайнозойской ск-ти
Кавказские горы
Вольфрамовые, полиметаллические руды, нефть
Урал
Область герцинской ск-ти
Уральские горы
Железные, медные, алюминиевые, хромитовые руды, поваренные и калийные соли, каменный уголь, нефть.
Русская равнина
Русская платформа
Восточно-Европейская равнина, Балтийский щит
Железные, никелевые руды, фосфариты, апатиты, нефть.
Западная Сибирь
Западно-Сибирская плита
Западно-Сибирская равнина
Нефть и природный газ, каменный уголь
Северо-Восточная Сибирь
Область мезазойской ск-ти
Верхоянский хр., хр. Черского, Колымское нагорье, Чукотское нагорье
Золото, оловянные руды, каменный уголь
Камчатка
Области кайнозойской ск-ти
Срединный хребет
Никелевые руды
Варианты вывода:
Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья?
Равнины соответствуют фундаментам древних платформ
Горы и нагорья соответствуют областям складчатости
Какова закономерность в размещении полезных ископаемых?
К фундаментам древних платформ приурочены залежи осадочных полезных ископаемых.
К областям складчатости, а так же в районах древних платформ, где близко к поверхности подходит фундамент, приурочены залежи рудных полезных ископаемых
Критерии оценивания:
«5» – Правильно даны ответы по содержанию работы, выполнены все предлагаемые задания, нет погрешностей в оформлении
«4» – Несущественные недочеты и неточности в раскрытии вопросов по содержанию работы, погрешности в оформлении
«3» – Существенные погрешности, фактические ошибки по содержанию работы; выполнено 50% всех предлагаемых заданий, небрежность в оформлении
«2» – Серьезные фактические ошибки по содержанию работы, грубые неточности, непонимание сути задания; выполнено 20% предлагаемых заданий
1. Актуализация знаний.
Что такое платформа?
Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.
Какие формы рельефа соответствуют платформам?
Равнинные, платообразные.
Что такое складчатость?
Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.
Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?
Горные страны, нагорья.
Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения?
В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.
Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения?
Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.
2. Заполните таблицу.
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России
3. Объясните причины найденных различий.
Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.
4. Сделайте выводы.
Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного происхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.
Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.
В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.
Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.