Вывод о взаимосвязях между формами рельефа тектоническими структурами и полезным

Вывод о взаимосвязях между формами рельефа тектоническими структурами и полезным thumbnail

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

Технологическая карта урока географии с использованием ЭОР

Учитель: Русакова Е. А.

Курган 2019

Раздел (тема) программы: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ РОССИИ

Задачи:

1. Помочь учащимся целостно представить основные черты рельефа России

2. Организовать деятельность по выявлению причин, определяющих особенности рельефа

3. Развивать умения самостоятельно добывать знания (информацию) из разных источников, выделять главное, работать с контурной картой, атласом

4. Воспитывать рефлексивную культуру учащихся.

Основное содержание темы:

  1. Геологическое строение территории России.

  2. Тектоническое строение территории России.

  3. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами.

  4. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.

Термины и понятия: Землетрясение, Платформа, Рельеф.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Развивать мышление, внимание у обучающихся

Познавательные: 

Уметь работать с текстом учебника, сравнивают географические объекты, делают выводы и обобщения об особенностях рельефа России, решают проблему направленности водостока северных рек;

1.Умение работать с разными источниками географической информации

2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала

Регулятивные:  составлять план характеристики крупнейших форм рельефа страны; оценивать свою деятельность.

2. Умение выделять, описывать, объяснять закономерности размещения гор и равнин

3. Осознать целостность природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека

Личностные: определять возможные роли в совместной деятельности,

организовывать учебное взаимодействие в группе,

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения

3. Умение выделять главные черты рельефа и находить связи с тектоническим строением территории

4. Осознание размеров нашей страны, её большую протяженность с запада на восток, убедиться в разнообразии её рельефа.

4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды

5. Умение контролировать результат своей деятельности

5. Знать термины: Геохронология, Тектоника, Платформа, Трапп, Щит, Рельеф. Уметь находить на карте крупнейшие и крупные формы рельефа территории России.

Организация образовательного пространства

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ресурсы: физическая карта России, учебник, атласы 8 класс, контурные карты, программа «Наглядная география» для интерактивной доски.

Межпредметные связи:

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Технология изучения темы

I этап: Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Учитель задает проблемный вопрос: «О чем сегодня пойдет речь на уроке?»

Ситуативное задание:

Учитель:«27 мая 1995 г. на севере о. Сахалин произошло сильнейшее за всю историю наблюдений в данном районе землетрясение. Главный толчок сопровождался многочисленными толчками. Эпицентр находился вблизи посёлка Нефтегорск. Землетрясение унесло 1841 жизнь. По своим масштабам, разрушениям и жертвам – это одно из крупнейших землетрясений двадцатого столетия. Вопрос: Почему происходят землетрясения?

Учащиеся: дают объяснение происхождения землетрясений и вспоминают из курса 6 класса термин – Землетрясение – это подземные толчки, возникающие в результате внезапного смещения верхней части земной коры, под действием внутренних сил Земли. Земная кора разделена на отдельные части – литосферные плиты, на границах которых чаще всего происходят землетрясения.

Учитель: В пределах литосферных плит есть платформы – устойчивые участки земной коры и подвижные складчатые области, отличающиеся друг от друга по возрасту.

Учащиеся: записывают определения в тетрадь

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель: Изучить крупные формы рельефа России и найти связь между тектоническими структурами

Учитель: Используя текст учебника и физическую и тектоническую карты атласа ответить на вопросы:

Вопрос

Примерный ответ

Где в России расположены равнины?

На западе и севере

Где расположены горы?

На юге и востоке

Какие тектонические структуры лежат в основании крупных форм рельефа?

Платформы и области складчатости

Каков их возраст?

Платформы – древние области.

Области складчатости – байкальские, каледонские, герцинские, мезозойские, альпийские и современные.

Скажите, почему рельеф России так разнообразен?

Рельеф России состоит из обширных равнин, плоскогорий, вулканов, высоких и средних гор.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Выполнение практической работы см. документ Практическая работа № 3.

IV этап. Диагностика качества освоения темы.

Учитель: А сейчас для систематизации знаний отгадайте географические объекты, найдите их на физической карте и отметьте на контурной карте (Рис. 1), двое желающих отметят эти объекты на интерактивной карте:

Ученики: двое выходят к доске, остальные работают с контурной картой (Рис. 1).

Вопрос

Примерный ответ

Самая высокая точка России?

Гора Эльбрус

Самое низкое место в нашей стране?

Прикаспийская низменность

Самые длинные горы?

Урал

Самые высокие горы?

Кавказ

Самая высокая равнина?

Среднесибирское плоскогорье

Большая по площади, плоская, заболоченная равнина?

Западно-Сибирская

Самая большая по площади равнина?

Русская

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель: Осознавать пройденный на уроке материал, для последующего применения полученных знаний.

Синквейн:

Существительное: Рельеф

Прилагательное: Обширный, разнообразный, бескрайний

Глагол: Образуется, изменяется

Смысловая фраза: Рельеф – неровности на поверхности Земли

Ассоциация: Ландшафт

Самоанализ и самооценка ученика

Заполняется в листе с практической работой:

  • Для меня было сложным…

  • Сегодня на уроке я понял…

  • Сегодня я научился…

Практическая работа № 3: «Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России»

Содержание: Выявление взаимосвязей между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми России

Цель работы: Формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезным ископаемыми.

Оборудование: Тектоническая карта России, физическая карта России, карта минеральных ресурсов России.

По месту выполнения: Классная работа. 20-25 минут.

Форма проведения: Индивидуальная

Инструкция к выполнению работы:

• Сравните содержание карты тектонической и физической.

• Найдите на тектонической карте платформы, плиты.

• Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.

• Аналогичную работу провести с определением областей складчатости.

• Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

• Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре?

• Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

• Сделайте вывод о существовании взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

hello_html_m6d24c26c.png

Работу выполнил____________________________________

Работу выполнил____________________________________

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

Территория

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Кавказ

Урал

Русская равнина

Западная Сибирь

Северо-Восточная Сибирь

Камчатка

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка:

Для меня было сложным_______________________________________

Сегодня на уроке я понял_______________________________________

Сегодня я научился__________________________________________

Эталон ответа учащихся:

Территория

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Кавказ

Область кайнозойской ск-ти

Кавказские горы

Вольфрамовые, полиметаллические руды, нефть

Урал

Область герцинской ск-ти

Уральские горы

Железные, медные, алюминиевые, хромитовые руды, поваренные и калийные соли, каменный уголь, нефть.

Русская равнина

Русская платформа

Восточно-Европейская равнина, Балтийский щит

Железные, никелевые руды, фосфариты, апатиты, нефть.

Западная Сибирь

Западно-Сибирская плита

Западно-Сибирская равнина

Нефть и природный газ, каменный уголь

Северо-Восточная Сибирь

Область мезазойской ск-ти

Верхоянский хр., хр. Черского, Колымское нагорье, Чукотское нагорье

Золото, оловянные руды, каменный уголь

Камчатка

Области кайнозойской ск-ти

Срединный хребет

Никелевые руды

Варианты вывода:

Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья?

Равнины соответствуют фундаментам древних платформ

Горы и нагорья соответствуют областям складчатости

Какова закономерность в размещении полезных ископаемых?

К фундаментам древних платформ приурочены залежи осадочных полезных ископаемых.

К областям складчатости, а так же в районах древних платформ, где близко к поверхности подходит фундамент, приурочены залежи рудных полезных ископаемых

Критерии оценивания:

«5» – Правильно даны ответы по содержанию работы, выполнены все предлагаемые задания, нет погрешностей в оформлении

«4» – Несущественные недочеты и неточности в раскрытии вопросов по содержанию работы, погрешности в оформлении

«3» – Существенные погрешности, фактические ошибки по содержанию работы; выполнено 50% всех предлагаемых заданий, небрежность в оформлении

«2» – Серьезные фактические ошибки по содержанию работы, грубые неточности, непонимание сути задания; выполнено 20% предлагаемых заданий

Источник

1. Актуализация знаний.

Что такое платформа?

Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.

Какие формы рельефа соответствуют платформам?

Равнинные, платообразные.

Что такое складчатость?

Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.

Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?

Горные страны, нагорья.

Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхожде­ния?

В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.

Как образовывались полезные ископаемые магматического происхо­ждения?

Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.

2. Заполните таблицу.

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России

3. Объясните причины найденных различий.

Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.

4. Сделайте выводы.

Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного про­исхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.

Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.

В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.

Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.

Источник