Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным

Задание 5
Паронимы. Тренировочные примеры для подготовки к выполнению задания
См. тест в формате ЕГЭ

 

См. страницу
“Словарик паронимов. ЕГЭ”

 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку (См. ответы ниже)

1. В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ?

1) На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности.
2) Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОКОГО номера описаны в этой книге.
3) Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.
4) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

2. В каком предложении вместо слова ДВОЙНОЙ нужно употребить ДВОЙСТВЕННЫЙ?

1) Иван Матвеевич первым вздумал участок засадить ДВОЙНЫМ рядом лип.
2) Он отбросил журнал со смешанным чувством зависти и презрения, это ДВОЙНОЕ чувство не покидало его ещё долгое время.
3) Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру.
4) В Ельце, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были ДВОЙНЫЕ.

3. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.
2) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
3) Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
4) Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.

4. В каком предложении вместо слова ДЕЙСТВУЮЩИЙ нужно употребить ДЕЙСТВЕННЫЙ?

1) Основным претендентом на пост главы области был ДЕЙСТВУЮЩИЙ губернатор.

2) Разработанное учёными лекарство может оказать ДЕЙСТВУЮЩУЮ помощь людям, страдающим этим заболеванием.

3) Группа экономистов советует вложить в обсуждаемый проект акции ДЕЙСТВУЮЩИХ предприятий.

4) В этом году все ДЕЙСТВУЮЩИЕ санатории края заранее подготовились к курортному сезону.

5. В каком предложении вместо слова ГОДОВОЙ нужно употребить ГОДОВАЛЫЙ?

1) ГОДОВОЙ отчёт был сдан в срок.

2) Специальной группой сотрудников был определён ГОДОВОЙ доход предприятия.

3) В районах бедствия выпало около пятидесяти процентов ГОДОВЫХ осадков.

4) В представлении Татьяны каждый ГОДОВОЙ ребёнок был уже вполне сознательным человеком.

6. В каком предложении вместо слова ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ/ДЕЙСТВИТЕЛЕН нужно употребить ДЕЙСТВЕННЫЙ/ДЕЙСТВЕН?

1) Этот знаменитый учёный является ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ членом академии наук.
2) Происшествие, мною рассказанное, – ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ событие, случившееся неподалёку от моей деревни.
3) Нам выписали пропуск и предупредили, что он ДЕЙСТВИТЕЛЕН в течение трёх суток.
4) Самый ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ способ улучшить память – постоянно тренировать её.

7. В каком предложении вместо слова ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ нужно употребить ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ?
1) Наша страна может гордиться цирковым ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ искусством.
2) Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ культуры.
3) Одна из ветвей государственной власти – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ.
4) ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актёра достойно восхищения.

8. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ?
1) Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧЕСКИМ.
2) Ему казалось, что у него тонкая, АРТИСТИЧЕСКАЯ организация, и его всегда тянуло к искусству.
3) АРТИСТИЧЕСКАЯ уборная В. Высоцкого превращена в музей.
4) Актёр обладал редким АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей.

9. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?
1) Рядом с отцом находился его старинный друг – ВОЕННЫЙ доктор Дударев.
2) Серпилин был ВОЕННЫМ человеком и знал, что на войне не бегают с места на место, на войне ждут своего часа.
3) В народном богатырском эпосе воспевалась защита родной земли, ВОЕННАЯ доблесть и верность родине.
4) По окончании ВОЕННОГО училища он сразу попал на фронт.

10. В каком предложении вместо слова РЫБНЫЙ нужно употребить РЫБАЦКИЙ?

1) Несколько десятков лет назад здесь ещё был берег моря, были РЫБНЫЕ промыслы.

2) Это озеро было глубокое и РЫБНОЕ.

3) Кошка, обнюхивающая на окне РЫБНОЕ заливное, неожиданно прыгнула на пол.

4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив РЫБНЫЕ снасти.

Чтобы правильно выполнить задание на ЕГЭ на тему ЛЕКСИКА. ПАРОНИМЫ,
необходимо в первую очередь
знать второе слово.
Например, в одном из предложений в задании ЕГЭ дано слово АБОНЕМЕНТ.
Ученик должен знать,
что пароним для этого слова – АБОНЕНТ.

Как готовиться к такому заданию?
1. Запоминать пары слов – паронимы. Знать как можно больше паронимов.
2. Читать лексическое значение паронимов, вникать
в смысл конкретных значений.
Во время чтения особое внимание обращайте на примечания.
В них поясняется, в каких значениях слова
считаются синонимами, а не паронимами.

См. страницу
“Словарик паронимов. ЕГЭ”

Верные ответы к тренировочным примерам по заданию 5
1. – 2) Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОТНОГО номера описаны в этой книге.
(ВЫСОКИЙ – имеющий большое протяжение снизу вверх; большой, значительный по количеству; отличный, хороший по качеству; выдающийся по значению.
ВЫСОТНЫЙ – прил. к сущ. высота; многоэтажный, очень высокий.
)

2. – 2) Он отбросил журнал со смешанным чувством зависти и презрения, это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его ещё
долгое время.
(ДВОЙНОЙ – 1.Состоящий из двух однородных или подобных частей, предметов; имеющий однородные или подобные части.
2. Вдвое больший, увеличенный в два раза.
3. Двуличный, неискренний, лицемерный.
ДВОЙСТВЕННЫЙ – 1.Такой, который содержит в себе два различных качества, часто противоречащих друг другу; противоречивый.
2. Двуличный, неискренний, лицемерный.)

3. – 1) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.
(ИНФОРМАТИВНЫЙ – содержащий информацию, насыщенный ею, характеризующийся той или иной степенью информативности.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ – соотносящийся по значению с существительным ИНФОРМАЦИЯ, связанный с ним; свойственный информации, характерный для нее.
)

4. – 2) Разработанное учёными лекарство может оказать ДЕЙСТВЕННУЮ помощь людям,
страдающим этим заболеванием.
(ДЕЙСТВУЮЩИЙ – находящийся в действии.
ДЕЙСТВЕННЫЙ – 1. а) Оказывающий сильное воздействие на кого-л., что-л., дающий наилучший результат, эффективный. б) Влияющий на мысли, чувства человека (обычно о произведениях литературы, искусства).
2.Способный активно действовать; деятельный, энергичный.
3. Свойственный такому человеку.
)

5. – 4) В представлении Татьяны каждый ГОДОВАЛЫЙ ребёнок был уже вполне
сознательным человеком.
(ГОДОВАЛЫЙ (разг.) – 1)в возрасте одного года;
2) пролежавший, просуществовавший год.
Конечная часть сложных прилагательных, вносящая значения:
1) проживший после рождения столько лет, сколько указано в первой части слова (двухгодовалый, одногодовалый и т.п.);
2) имеющий возраст во столько лет, сколько названо в первой части слова (трёхгодовалый, пятигодовалый и т.п.)
ГОДОВОЙ – 1. То же, что годичный, относящийся к целому году.
2.Получающийся к концу года, в итоге за год.
3. Совершающийся один раз в год.
)

6. – 4) Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ улучшить память – постоянно тренировать её.
(ДЕЙСТВЕННЫЙ – 1. а) Оказывающий сильное воздействие на кого-л., что-л., дающий наилучший результат, эффективный. б) Влияющий на мысли, чувства человека (обычно о произведениях литературы, искусства).
2.Способный активно действовать; деятельный, энергичный.
3. Свойственный такому человеку.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – 1. Существующий на самом деле, реальный, настоящий, не подлежащий сомнению, подлинный.
2. Производящий действие.
3. Сохраняющий свою силу, действующий (офиц.).
)

7. – 3) Одна из ветвей государственной власти – ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
(ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – 1) книжн.офиц. Имеющий своей задачей приведение в исполнение решений, постановлений и т.п., практически осуществляющий управление чем-либо.
2) Старательный, быстро и точно выполняющий какие-либо поручения, обязанности.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ – 1) Прилагательное, по значению связанное с существительными ИСПОЛНЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬ.
2) Свойственный исполнению, характерный для него.
)

8. – 1) Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧНЫМ.
(АРТИСТИЧЕСКИЙ – относящийся к артисту; предназначенный для артиста; свойственный артисту, художнику, характерный для него.
АРТИСТИЧНЫЙ – отличающийся артистизмом, художественным вкусом.
)

9. – 3) В народном богатырском эпосе воспевалась защита родной земли, ВОИНСКАЯ доблесть и
верность родине.
(ВОЕННЫЙ – 1. прилагательное от сущ.война. Относящийся к службе в армии, обслуживанию армии, военнослужащих.
2. Такой, как у военнослужащих, у армейцев, свойственный им.
3. То же, что военнослужащий.
ВОИНСКИЙ – прилагательное от сущ. воин. Относящийся к военному делу, военной службе.
)

10. – 4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив РЫБАЦКИЕ снасти.
(РЫБНЫЙ – связанный с разведением и добычей рыбы, с изготовлением из неё продукции, с покупкой и продажей рыбы.
РЫБАЦКИЙ – принадлежащий рыбаку, соотносящийся по значению с существительным рыбак
.)

 

Таблица
“Средства выразительности”

 

* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

вернуться в начало страницы

 
Читайте также:  Чем полезна морская вода средиземного моря

Источник

Надеюсь, публикации, запланированные на эту неделю, пригодятся и одиннадцатиклассникам (лишний раз проверить свои силы перед экзаменом), и учителям (этот вариант можно смело рекомендовать ученикам на дистанционном обучении и быть уверенным, что они не спишут: ответов в интернете нет, задания придумывала сама). Решила разбить тестовые задания на три блока:

  • работа с текстом, культура речи (задания 1-8)
  • орфография (задания 9-15)
  • пунктуация (задания 16-21)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Обращение к реальной действительности невиданно расширило художественные возможности голландской живописи 17 века, способствовало его жанровому и тематическому обогащению. (2)(…) до 17 в. в европейском изобразительном искусстве преобладающее место занимала библейско-мифологическая тематика, а другие жанры были слабо развиты или находились в зачаточном состоянии, то в голландском искусстве соотношение между жанрами резко меняется. (3)Огромный подъем переживают жанры, возможность развития которых связана с непосредственным отражением реальной действительности: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт.

Завтрак с ежевичным пирогом. Виллем Хеда. 1631. Дрезден, Картинная галерея. Фото из открытых источников.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В 17 веке в Голландии огромный подъем переживают жанры, возможность развития которых связана с непосредственным отражением реальной действительности: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт.

2) В голландской живописи 17 века в центре внимания художников – реальная действительность, в связи с чем наблюдается резкое жанровое смещение с библейско-мифологической тематики, преобладающей до 17 века, к жанрам, отражающим реальную действительность.

3) В 17 веке в европейском изобразительном искусстве преобладающее место занимала библейско-мифологическая тематика, также развивались жанры, отражающие реальную действительность: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт

4) До 17 в. в европейском изобразительном искусстве преобладающее место занимала библейско-мифологическая тематика, а другие жанры (такие как портрет, натюрморт) были слабо развиты или находились в зачаточном состоянии.

5) В 17 веке голландские художники обратились к реальной действительности, это расширило возможности живописи, ослабило интерес к библейско-тематической тематике, способствовало расцвету жанров, которые были слабо развиты в творчестве художников предшествующих эпох.

Ответ________________________

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОДЪЁМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОДЪЁМ

1. Место в пути, где дорога поднимается кверху. Крутой подъём. Преодолеть подъём.

2. Развитие, движение вперёд. Подъём производства. Экономика на подъёме.

3. Возбуждение, воодушевление. Говорить, работать с подъёмом.

4. Выпуклая часть ноги от пальцев к щиколотке, над ступнёй. Сапог жмёт в подъёме.

5. Прекращение сна, отдыха (обычно применительно к целой группе, отряду). Горнист играет подъём.

Ответ________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

исчЕрпать

балОванный

закУпорить

кралАсь

освЕдомиться

Ответ________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ – приятный человек с рыжей бородой.

Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

Густые заросли кустарника чередовались с ВЕКОВЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

Ответ________________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

Ответ________________________

7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании форм слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБГРЫЗЕННАЯ корка хлеба

ПОЕЗЖАЙ быстрее

к ВОСЕМЬСОТОМУ году

несколько АМПЕР

не хватает ПОЛУТОРАСТА рублей

Ответ________________________

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­жения с однородными членами.

Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине лай собаки.

2) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

3) Этот новый роман, опубликованный в журнале “Юность” и который рассказывает о событиях военных лет, очень понравился мне.

4) Мы работали в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня.

5) Море глаз устремились на известного актёра, когда он легко взбежал на сцену.

6) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили посетить местный университет.

7) В 1830 году Карл Брюллов приступил к работе над большой исторической картиной “Последний день Помпеи”, ставшей для него судьбоносной.

Читайте также:  Полезные свойства ирги и листьев ее

8) По воз­вра­ще­нию в Петербург, Карл Брюллов, как и его отец, стал преподавать в Академии художеств.

9) В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей.

Ответ________________________

Желаю удачи! Ответы в комментариях. Задания 9-15 здесь. Задания 16-21 здесь.

Если нужны материалы для подготовки к ЕГЭ, заглядывайте на мой канал Люблю читать, люблю писать.

Для подготовки к заданию 27 (сочинение)вам могут пригодиться следующие статьи:

Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев

Учимся формулировать проблему двумя способами

Учимся писать комментарий

Смысловая связь между примерами

Как сформулировать позицию автора?

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Откуда ноги растут у формулировки “автор ставит проблему” и является ли она единственно верной?

Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:

сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках

сочинение по тексту В.Драгунского “Он упал на траву” (про лопаты)

сочинение по тексту С.Мизерова о мечте стать лётчиком

сочинение по тексту В.Дудинцева “Встреча с берёзой”

сочинение по тексту Ю.Нагибина “Заброшенная дорога”

сочинение по тексту В.Солоухина о красоте природы

Источник

Цели: Повторение и обобщение материала по таким разделам
русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий:
лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы,
фразеологические обороты, пословицы, антонимы, паронимы. Повторение темы:
Лингвистические словари русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Словарь
русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Фразеологический
словарь, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов.

  1. Словарная работа.

(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых
слов демонстрируются на слайде №1). (Презентацию можно взять у
автора).

  1. человек, который противится нововведениям  (К).
  2. направление развития (Т).
  3. система взглядов на природу и общество  (М).
  4. одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  5. последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный
    творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
  6. антоним к слову “идентичный” (Р).
  7. сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном,
    легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным
    колоритом (Б).
  8. антоним к слову “лаконичный” (М).
  9. освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  10. синоним к слову “первенство” (П).

Ключ открывается полностью на слайде №2.

  1. Консерватор
  2. Тенденция
  3. Мировоззрение
  4. Демократия
  5. Эпигон
  6. Различный
  7. Баллада
  8. Многословный
  9. Эмансипация
  10. Приоритет.

Сообщение подготовленного ученика по теме “Словарь иностранных слов”

  1. Сообщение учителем темы, целей урока.
  2. Лексика: основные понятия. Демонстрация слайда № 3.
  3. Работа по повторению материала.

Задание.

По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово
иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К”
и расположены в строгом алфавитном порядке.

  1. Хлопотный, трудный  (канительный)
  2. Прихоть, причуда (каприз).
  3. Суть, сущность (квинтэссенция).
  4. Выразительны, своеобразный (колоритный).
  5. Любезность, похвала (комплимент).
  6. Уточнение, пояснение (конкретизация).
  7. Определенно, предметно (конкретно).
  8. Установление, утверждение (констатация).
  9. Отвратительный, страшный (кошмарный).
  10. Преклонение, почитание (культ).

Учащиеся делают выводы по способам отнесения слов, пришедшим в русский
язык из других языков. Сообщение подготовленного ученика по теме “ Словарь
синонимов”

Задание. Составьте пословицы. (Материал демонстрируется на слайде №
4)

  1. Два медведя в одной берлоге
  2. Худой мир
  3. Бояться волков
  4. Либо полковник
  5. Кто языком штурмует
  6. Не узнав горя
  7. Наше дело: что же делать
  8. Не надо и беса
  9. Где я лисой пройду
  10. Федюшке дали денежку
  11. Лей на него масло
  12. Лучше не дари
  13. Грязь не сало
  14. Заработанный ломоть
  15. Нынче люди таковы
  16. Где пирог с грибами
А. ваше дело: как же быть
Б. не уживутся
В. скажет: деготь
Г. там и мы с руками
Д. либо покойник
Е. не много навоюет
Ж. унеси что с чужого двора – вором назовут
З. не узнаешь и радости
И. коли ты здеся
К. лучше доброй драки
Л. Там три года куры не несутся
М. а он алтын просит
Н. да после не кори
О. потер, она и отстала
П. лучше краденого каравая
Р. быть без грибов.

Ключ: 1 – Б, 2 – К, 3 – Р, 4 – Д, 5 – Е, 6 – З, 7 – А, 8 – И, 9 – Л, 10 – М,
11 – В, 12 – Н, 13 – О, 14 – П, 15 – Ж, 16 – Г.

Сообщение подготовленного ученика по теме “Словарь живого великорусского
языка В.И. Даля”

Задание. С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те крылатые
выражения, значение которых поясняется. (Перечень крылатых высказываний – на
слайде № 5)

А) То, что порождает ссору.
Б) Непонятное, загадочное существо, странный человек.
В) Мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь.
Г) Мир поэзии, поэтов.
Д) Неразлучная супружеская пара.
Е) Злой, свирепый надсмотрщик, страж.
Ж) Бесследно исчезнуть из памяти людей.
З) Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке,
искусстве, общественной работе.
И) О запутанном стечении обстоятельств.
К) Правосудие
Л) Неосуществимая, несбыточная и странная мечта.
М) Дар врагу с целью его погубить.
  1. Ахиллесова пята.
  2. Геростратова слава.
  3. Дамоклов меч.
  4. Кинуть в Лету
  5. Муки Тантала.
  6. Одиссея
  7. Пегас
  8. Прокрустово ложе
  9. Сфинкс
  10. Фемида
  11. Фортуна
  12. Цербер
  13. Бочка Данаид
  14. Гордиев узел
  15. Елисейские поля
  16. Между Сциллой и Харибдой
  17. Немезида
  18. Парнас
  19. Пиррова победа
  20. Прометеев огонь
  21. Троянский конь
  22. Филемон и Бавкида
  23. Химера
  24. Яблоко раздора

Ключ: А – 24, Б -9, В – 8, Г – 18, Д – 22, Е – 12, Ж – 4, З – 20, И – 14,
К – 10, Л -23, М – 21.

Сообщение подготовленного учащегося по теме “Крылатые выражения”

Задание. Подберите синонимы.

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6.
Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11.
Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16.
Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21.
Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26.
Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30.
Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 – 11, 5 – 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 –
17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Сообщение по теме “Словарь синонимов”.

Задание. Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7.
Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13.
Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19.
Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 –
20, 10 – 21, 11 – 22, 12 – 23.

Сообщение по теме “Словарь антонимов”

Задание. Упражнение № 86. ( Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский
язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М. Просвещение, 2004. – 350с.)

Прочитайте фразеологизмы. Почему они написаны не по-русски? Переводятся ли
они? Что обозначают? Из какого языка заимствованы? Составьте с ними предложения.
При затруднении обращайтесь к словарю иностранных слов.

Читайте также:  Полезные ископаемые в австралии в центре

Alma mater, a priori, carte blanche, post faktum, post scriptum, salto
mortale, status qwo, yolens nolens.

Ключ. Данные фразеологизмы не переводятся.

  • Alma mater (лат.) – университет (обычно в речи студентов и лиц,
    окончивших университет). НТВ – это моя журналистская альма-матер.
  • A priori (лат.) – независимо от опыта, не опираясь на знание фактов,
    заранее, предварительно. Понятно, что перед законом, в котором “все
    запрещено”, априори виновны все.
  • Carte blanche (фр.) – чистый бланк, подписанный лицом,
    предоставляющим другому лицу право заполнить такой бланк текстом. Вот
    почему, оказавшись в дипломатическом тупике, премьер-министр, который
    сдерживал свой гнев, предоставил карт-бланш членам правительства.
  • Post faktum (лат.) – после того, как что-либо уже произошло. Главный
    офис Porsce был проинформирован о программе скидок пост фактум, и в
    настоящий момент там крайне недовольны ценовой политикой своего
    американского отделения.
  • Post scriptum (лат.) – приписка к оконченному и подписанному письму.
    В постскриптуме он просил меня быть повнимательнее к сестре и матери.
  • Sflto mortale (итал.) – разновидность акробатического прыжка в
    воздухе с поворотом через голову вперед или назад; (перен.) – резкая
    перемена в действиях, поступках. Яхта совершила настоящее сальто-мортале,
    обернувшись вокруг своей оси на 360 градусов.
  • Status qwo (лат.) – фактическое или правовое положение, существующее
    или существовавшее в какой-либо определенный момент (в международном праве).
    Однако сохранять статус-кво НАТО спустя 15 лет после окончания Холодной
    войны – не консервативная, а реакционная мера.
  • Yolens nolens (лат.) – волей-неволей. Клиент мой человек пожилой,
    страдающий ревматизмом, сырой… Ходить по невестам, хлопотать у него нет сил,
    так что volens nolens ему приходится действовать через третье лицо.
    (А.Чехов)

Демонстрация слайда № 6. Слова-паронимы

10 задание. Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры
словосочетаний.

  • Драматический – …(драматичный).
  • Дружеский – …(дружелюбный).
  • Существо – …(сущность).
  • Единственный – …(единый).
  • Злой – …(злостный).
  • Искусно – …(искусственно).
  • Подпись – …(роспись).
  • Заглавный – …(главный).
  • Наследие – …(наследство).
  • Гнездовье – …(гнездо).
  • Безответный – …(безответственный).
  • Пустошь – …(пустырь).

11 задание. Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите
предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите
цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в
исправленном виде.

Вариант 1.

  1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и
    нелюдимо.
  2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.
  3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное
    хранение.
  4. Злобные
  5. нарушители правил дорожного движения понесут
    заслуженное наказание.

  6. “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, – сказал старик.
  7. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на
    земле.
  8. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было
    видно.
  9. Современная информационная служба дает возможность на
    высоком уровне решать проблемы организации труда.
  10. В политике двойные стандарты неприменимы.
  11. Величественная власть искусства заключается в том, что оно
    волнует человека и очищает его душу.

Вариант 2.

  1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был
    оказан им в этом доме.
  2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее
    известны кармин и пурпур.
  3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных
    используется костная мука.
  4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление
    к равенству и справедливости.
  5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.
  6. Этот человек производит двойное впечатление.
  7. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на
    руки и бережно понес домой.
  8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях
    дух нашего непростого времени.
  9. Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы
    орфоэпии.
  10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала
    большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с
    окружающими.

Вариант 3.

  1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.
  2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче
    будет присутствовать глава государства.
  3. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер,
    открылась читателям этой книги.
  4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба,
    красочная
    история которого уже насчитывает несколько веков.
  5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с
    костным
    набалдашником.
  6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем
    вечной
    пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой
    мертвый счет.
  7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых,
    жизненных
    красок.
  8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным
    характером.
  9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув
    взглядом комнату, решительно вышла.
  10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным и
    поэтому очень полезным.

Вариант 4.

  1. Изучение поведения человека в ледяных условиях
    арктического моря представляет огромный практический интерес.
  2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей
    позвоночных животных и человека.
  3. У известного композитора двойная фамилия.
  4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не
    виделись и не переписывались.
  5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.
  6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным
    тоном, но он окажется не прав.
  7. Жених бережно одел золотое колечко на руку своей
    возлюбленной.
  8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными
    полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.
  9. Высокая, стройная, грациозная и великая, молодая княжна
    держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.
  10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной
    переработки текста.

Ключ:

Вариант 1.

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут
заслуженное наказание.
5. “Твое горе – не горе … , дело житейское”, – сказал старик.
9. В политике двойные стандарты не применимы.
10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует
человека и очищает его душу.

Вариант 2.

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее
известны кармин и пурпур.
6. Это человек производит двойственное впечатление.
7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и
бережно понес домой.
9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы
орфоэпии.

Вариант 3.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с
костяным
набалдашником.
6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем
вековой
пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.
9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом
комнату, решительно вышла.
10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и
поэтому очень полезным.

Вариант 4.

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического
моря представляет огромный научный интерес.
6. Читатель, конечно. Подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным
тоном, но он окажется не прав.
7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной.

9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна
держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

  1. Подведение итогов урока. Выводы.
  2. Домашнее задание: Подготовить примеры с лексическими недочетами и
    ошибками.

Источник