Выявление взаимосвязи строения земной коры рельефа и полезных ископаемых
8 класс. Практическая работа по географии
«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»
Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.
Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.
Области байкальской
складчатости
Области герцинской
складчатости
Области мезозойской
складчатости
Области кайнозойской
складчатости
Задание 2. Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.
Вариант заполнения таблицы для проверки учителем
Восточно-Европейская равнина
Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)
Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).
Сибирская платформа
Среднесибирское плоскогорье
(древняя платформа)
Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.
Западно – Сибирская платформа
Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)
Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Скифская плита
Равнинный Крым (молодая платформа)
Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Балтийский щит
Возвышенности и платформенные горы
Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Алданский щит
Алданское нагорье
Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Области байкальской , каледонской
складчатости
Древняя складчатость,
низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж
Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .
C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд
железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди
Области герцинской
складчатости
Урал, Аппалачи, Алтай
медь, свинец, цинк, олово, вольфрам,золото, серебро, уран
Области мезозойской
складчатости
Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,)
Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.
Области кайнозойской
складчатости
Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды,
Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.
Урок 22 .11.2019 г.
8 класс, география
Цуканова Ольга Михайловна
Тема: Ресурсы земной коры.
П.р. 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры,
рельефом и полезными ископаемыми России (итоговая)
Цель:
– закрепить знания учащихся о горных породах по их происхождению, использованию человеком; выявить закономерности между тектоническим строением земной коры, формами рельефа и размещением полезных ископаемых;
– продолжить формирование умений и навыков при работе с картами атласа и текстом учебника;
– прививать интерес к изучению предмета. Расширить мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России;
Метапредметные: формирование умений: 1) объяснять взаимозависимость между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России; 3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией;
Личностные: формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Средства обучения: учебник, тетрадь, карты атласа
Ход урока:
Структура
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный момент
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места
Приветствуют учителя
Проверка д/з
Подготовка к работе на основном этапе
географический диктант
I вариант
Платформа – это …
Плита – это …
Запишите периоды Mz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Кавказ 1. Альпийская складчатость
Б. Западно-Сибирская равнина 2. Байкальская и Каледонская складчатость
В. Алтай 3. Осадочный чехол молодых платформ
(А1 Б3 В2)
II вариант
Геосинклиналь (складчатая область) – это …
Щит – это …
Запишите периоды Kz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Среднесибирское плоскогорье 1. Альпийская складчатость
Б. Крымские горы 2. Мезозойская складчатость
В. Колымское нагорье 3. Осадочный чехол древних платформ
(А3 Б1 В2)
– «Но гораздо больше горя доставляла мне карта… Как запомнить пёструю смену красок, полей, полос, пятен, как зазубрить эти сотни, тысячи месторождений разных руд железа, меди, цинка… Почему одни значки, как цветы, растут только на красных полях? Почему так характерны значки на тёмно-зелёных полосках? Почему одни значки всегда вместе, а другие никогда? …И я вижу: в тёмных, тяжёлых расплавах глубин сверкают тяжёлые металлы, «как исчадие мрака и тяжести»: платина, железо, медь, хром, никель. Я вижу, как из глубин гранитов поднимаются расплавленные, закутанные в сплошной туман паров и газов жилы пегматитов, в которых растут прекрасные прозрачные самоцветы берилла и топаза… Я вижу, как великие законы физики и химии управляют грандиозными процессами прошлого, как сливаются значки одного цвета и одной формы в закономерные полосы, пятна и струи, как беспорядок хаоса превращается на моих глазах в величайшие законы гармонии…»
(академик Александр Евгеньевич Ферсман 1883-1945 гг, выдающийся учёный в области минералогии и геохимии)
– отвечают на вопросы
– «мозговой штурм»
– предполагают тему урока
Целеполагание и мотивация
Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.
– знать тему
– надо хорошо написать письменную работу
– выявить взаимосвязь между строением земной коры, формами рельефа и полезными ископаемыми РФ;
– справиться с вопросами ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
– выводят цели урока;
– слушают учителя
Изучение нового материала и первичное закрепление
Минеральные ресурсы
Минеральные ресурсы – природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов.
Минеральные ресурсы – природные вещества земной коры, которые используются или могут быть использованы человеком в хозяйстве.
Минеральные ресурсы (по происхождению)
Минеральные ресурсы (по использованию человеком)
Взаимосвязь между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми
– работа с учебником, стр. 76
– рассказ учителя с элементами беседы
Применение знаний и умений
Контроль и самооценка знаний и способов действия
П.р. 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры,
рельефом и полезными ископаемыми России (итоговая)
– работа с физической картой атласа
Подведение итогов занятия, Д/З
§19 чит.; выучить термины;
индивидуальное сообщение (землетрясения, сели, вулканизм, снежные лавины)
Запись д/з в дневник
Стадия
рефлексии
«Сегодня на уроке я узнал …»
«Сегодня на уроке я повторил …»
«Сегодня на уроке было интересно …»
«Сегодня на уроке было трудно…»
Горные породы
(по происхождению бывают)
осадочные магматические метаморфические
– мел, известняк, – гранит – мрамор (из известняка)
– песок, щебень, – базальт – гнейс (из гранита)
– торф и др. – пемза – графит (из кам. угля)
– вулканический туф
Горные породы
(по использованию человеком)
топливные рудные нерудные
– торф, нефть, газ, – железные руды, – песок, глина,
– каменный и бурый – марганцевые руды, – каменная соль,
уголь – никелевые руды, – щебень и др.
– полиметаллические руды,
– медные руды и др.
I вариант
Платформа – это …
Плита – это …
Запишите периоды Mz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Кавказ 1. Альпийская складчатость
Б. Западно-Сибирская равнина 2. Байкальская и Каледонская складчатость
В. Алтай 3. Осадочный чехол молодых платформ
(А1 Б3 В2)
II вариант
Геосинклиналь (складчатая область) – это …
Щит – это …
Запишите периоды Kz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Среднесибирское плоскогорье 1. Альпийская складчатость
Б. Крымские горы 2. Мезозойская складчатость
В. Колымское нагорье 3. Осадочный чехол древних платформ
(А3 Б1 В2)
I вариант
Платформа – это …
Плита – это …
Запишите периоды Mz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Кавказ 1. Альпийская складчатость
Б. Западно-Сибирская равнина 2. Байкальская и Каледонская складчатость
В. Алтай 3. Осадочный чехол молодых платформ
II вариант
Геосинклиналь (складчатая область) – это …
Щит – это …
Запишите периоды Kz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Среднесибирское плоскогорье 1. Альпийская складчатость
Б. Крымские горы 2. Мезозойская складчатость
В. Колымское нагорье 3. Осадочный чехол древних платформ
I вариант
Платформа – это …
Плита – это …
Запишите периоды Mz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Кавказ 1. Альпийская складчатость
Б. Западно-Сибирская равнина 2. Байкальская и Каледонская складчатость
В. Алтай 3. Осадочный чехол молодых платформ
II вариант
Геосинклиналь (складчатая область) – это …
Щит – это …
Запишите периоды Kz эры
Установите соответствие между формами рельефа и тектоническими структурами (при помощи атласа):
А. Среднесибирское плоскогорье 1. Альпийская складчатость
Б. Крымские горы 2. Мезозойская складчатость
В. Колымское нагорье 3. Осадочный чехол древних платформ
П.р. 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры,
рельефом и полезными ископаемыми России (итоговая)
Цель:научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта России, карта тектонического строения России, карта минерально-сырьевых ресурсов России.
Ход работы:
Вспомните, как формирование рельефа зависит от тектонического строения.
Платформы и плиты Равнины
Области складчатости Горы
Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу
структуры
Формы рельефа, соответствующие этим тектоническим структурам
Типичные полезные ископаемые
1.Восточно-Европейская платформа
2.Сибирская платформа
3.Западно-Сибирская платформа
4.Балтийский щит
5. Алданский щит
6.Область байкальской и раннекаледонской складчатости
7.Области герцинской складчатости
8.Области мезозойской складчатости
9. Области кайнозойской складчатости
Сделайте вывод о зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми страны
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .